Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни




 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ? (Определение ВОЗ): «Это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до старости охранять нравственное, психическое и физическое здоровье».

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Здоровый стиль жизни - определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Основные элементы здорового образа жизни:

- плодотворный труд;

- рациональный режим труда и отдыха;

- искоренение вредных привычек и пристрастий;

- рациональное питание;

- оптимальный двигательный режим;

- закаливание, личная гигиена;

-психологический комфорт и благополучные семейные отношения;

- высокая медицинская активность.

Модели здорового образа жизни для различных возрастных групп пациентов: детей, женщин, мужчин, пожилых людей имеют свои особенности. Необходимо учитывать физиологические и психологические особенности организма в разных возрастах.

Медицинские сестры должны информировать население о здоровом образе жизни, мотивируя пациента соблюдать его для сохранения собственного здоровья.

Методы работы среднего медицинского работника:

1. Информировать население о факторах, наиболее вредно воздействующих на различные составляющие здоровья, какие заболевания они могут вызывать;

2. Информировать о способах, способствующих сохранению здоровья, таких как

- личная гигиена;

- рациональное питание;

- физическая культура, физическая активность, медико-социальная активность;

- гигиена половой жизни.

3. Информировать о мерах по профилактике факторов риска, методах борьбы с ними, а также обучать население этим методам.

Для информированности населения, то есть пропаганды здорового образа жизни используют различные формы:

1) Вербальные формы пропаганды – лекции, беседы, теле и радио выступления.

2) Печатные формы – санитарные бюллетени, газетные и журнальные публикации, брошюры, буклеты, листовки, памятки, социальная реклама, плакаты, рисунки, диаграммы.

3) Наглядные формы – фотографии, слайды, муляжи, макеты.

Медицинские сестры, работая под руководством врача продолжают воспитательную работу с пациентом, определяя тематику и объем информации по здоровому образу жизни, используя указанные формы пропаганды, а также участвуют в выполнении мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики. Но для того, чтобы грамотно участвовать во всей этой работе медицинские работники (в данном случае – медсестры) должны сами знать научно-обоснованные методы профилактики заболеваний и здорового образа жизни.

Методы и способы укрепления здоровья населения многообразны и зависят от вида факторов риска здоровья и какие заболевания их вызывают, от пола и возраста пациента, это будет изложено в общих методах:

1. Пропаганда ЗОЖ.

2. Проведение социологических опросов и скринингов по выявлению факторов риска.

3. Обучение населения мероприятиям снижения действия или искоренения факторов риска.

4. Проведение всех видов профилактических осмотров.

5. Диспансеризация работающего и неработающего населения.

6. Проведение лечения острых и обострений хронических болезней и реабилитационных мероприятий.

ЗОЖэто выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. В детстве при сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания условий здорового быта и учебы.

Комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. Но в условиях массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ утрачиваются, становятся недоступными. И добиться автоматического выполнения правил в сфере быта и личной гигиены трудно.

Вот такая трудная задача – формировать мотивированность к ЗОЖ! в настоящее время.

Модели ЗОЖ для каждого возраста различны и связаны они с тем, что наиболее важно для данного возраста, данного пациента с учетом наследственных факторов риска, социального положения, образа быта и жизни.

По итогам профилактических осмотров населения определяется состояние здоровья.

Выделяют 3 группы здоровья:

1. лица, практически здоровые (им рекомендуется соблюдать здоровый образ жизни);

2. лица с наличием риска развития заболеваний (эти пациенты нуждаются в профилактических мероприятиях, предупреждающих вредное воздействие факторов риска или их устранение);

3.больные лица, нуждающиеся в лечении (можно разделить на подгруппы)

- лица, нуждающиеся в дообследовании или лечении в амбулаторных условиях;

- лица, нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях;

- лица, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи. Эти результаты записываются в «Паспорт здоровья».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: