ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ? (Определение ВОЗ): «Это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до старости охранять нравственное, психическое и физическое здоровье».
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.
Здоровый стиль жизни - определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Основные элементы здорового образа жизни:
- плодотворный труд;
- рациональный режим труда и отдыха;
- искоренение вредных привычек и пристрастий;
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
|
- закаливание, личная гигиена;
-психологический комфорт и благополучные семейные отношения;
- высокая медицинская активность.
Модели здорового образа жизни для различных возрастных групп пациентов: детей, женщин, мужчин, пожилых людей имеют свои особенности. Необходимо учитывать физиологические и психологические особенности организма в разных возрастах.
Медицинские сестры должны информировать население о здоровом образе жизни, мотивируя пациента соблюдать его для сохранения собственного здоровья.
Методы работы среднего медицинского работника:
1. Информировать население о факторах, наиболее вредно воздействующих на различные составляющие здоровья, какие заболевания они могут вызывать;
2. Информировать о способах, способствующих сохранению здоровья, таких как
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- физическая культура, физическая активность, медико-социальная активность;
- гигиена половой жизни.
3. Информировать о мерах по профилактике факторов риска, методах борьбы с ними, а также обучать население этим методам.
Для информированности населения, то есть пропаганды здорового образа жизни используют различные формы:
1) Вербальные формы пропаганды – лекции, беседы, теле и радио выступления.
2) Печатные формы – санитарные бюллетени, газетные и журнальные публикации, брошюры, буклеты, листовки, памятки, социальная реклама, плакаты, рисунки, диаграммы.
3) Наглядные формы – фотографии, слайды, муляжи, макеты.
Медицинские сестры, работая под руководством врача продолжают воспитательную работу с пациентом, определяя тематику и объем информации по здоровому образу жизни, используя указанные формы пропаганды, а также участвуют в выполнении мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики. Но для того, чтобы грамотно участвовать во всей этой работе медицинские работники (в данном случае – медсестры) должны сами знать научно-обоснованные методы профилактики заболеваний и здорового образа жизни.
|
Методы и способы укрепления здоровья населения многообразны и зависят от вида факторов риска здоровья и какие заболевания их вызывают, от пола и возраста пациента, это будет изложено в общих методах:
1. Пропаганда ЗОЖ.
2. Проведение социологических опросов и скринингов по выявлению факторов риска.
3. Обучение населения мероприятиям снижения действия или искоренения факторов риска.
4. Проведение всех видов профилактических осмотров.
5. Диспансеризация работающего и неработающего населения.
6. Проведение лечения острых и обострений хронических болезней и реабилитационных мероприятий.
ЗОЖ – это выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. В детстве при сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания условий здорового быта и учебы.
Комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. Но в условиях массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ утрачиваются, становятся недоступными. И добиться автоматического выполнения правил в сфере быта и личной гигиены трудно.
Вот такая трудная задача – формировать мотивированность к ЗОЖ! в настоящее время.
|
Модели ЗОЖ для каждого возраста различны и связаны они с тем, что наиболее важно для данного возраста, данного пациента с учетом наследственных факторов риска, социального положения, образа быта и жизни.
По итогам профилактических осмотров населения определяется состояние здоровья.
Выделяют 3 группы здоровья:
1. лица, практически здоровые (им рекомендуется соблюдать здоровый образ жизни);
2. лица с наличием риска развития заболеваний (эти пациенты нуждаются в профилактических мероприятиях, предупреждающих вредное воздействие факторов риска или их устранение);
3.больные лица, нуждающиеся в лечении (можно разделить на подгруппы)
- лица, нуждающиеся в дообследовании или лечении в амбулаторных условиях;
- лица, нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях;
- лица, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи. Эти результаты записываются в «Паспорт здоровья».