Романов Яков Георгиевич.




(К 125 – летию со дня рождения)

 

 

Яков Георгиевич Романов родился 5 августа 1892 года в поморском селе Кушерека Онежского уезда Архангельской губернии в бедной семье рыбака. Умер в городе Мурманске в феврале 1962 году.

Отец был на промысле на Мурмане, мать из сил выбивалась, чтобы поддержать семью. Однажды летом в Кушереке случился большой пожар. Сгорело полдеревни, староверский поп Максим «по ошибке» запалил школу. У Романовых сгорел: дом, хлев, скот и груды кирпича да пепел остались на месте изб. Вот чего стоила «Ошибка» священнослужителя, пуще огня боявшегося света науки и грамоты.

Яков Романов с братишкой остались после пожара, в чём бегали, босиком, в одних рубашонках. Помощи ждать было не откуда. Всяк справлял своё не хитрое хозяйство сам. Поправились не много поморы, и снова открыли школу. Как ни трудно было матери, но, памятуя наказ отца, она стала просить бабушку отвести Якова в школу. Идти нужно было далеко, мать была занята работой по дому, ей не когда. Бабушка подрезала волосы Якова «под кринку»,дала чистую рубашку.

Трёхклассную школу Яков окончил с похвальным листом. Следующая ступень –городское училище, было уже не для Романова Якова. Позднее окончил Архангельское мореходное училище.

1909 год запомнился Якову. Впервые вместе с отцом пошел Яков отрабатывать долг судовладельцу в Мурманске. Ехать надо было за сотню верст, на суннах – оленьих упряжках.

Началось у Якова первое знакомство с рыбацкой работой. О нормах рабочего дня говорить не приходилось. Трудиться нужно было с 6 часов утра и до темноты. В Заполярье летом совсем солнышко не заходит, значит и работай пока светло, так рассуждал хозяин. Непосильная тяжесть ложилась на неокрепшие детские плечи. Детская работа –дешевый труд. За 9 рублей в месяц Яков как белка в колесе крутился круглые сутки. Особенно тяжела была погрузка вручную. Чуть замешкался –тумак, затрещина и грубый окрик… В море ходил зуйком, поваром на «елах и шняках».

Июнь 1912 год Архангельск. На паруснике «Святой Николай» Яков Романов был младшим матросом, готовил обед, был на побегушках у всех и «буксиром» тоже работал. Это было очень тяжело, парусник невелик, а брал 2,5 тысячи пудов груза.

Первая империалистическая война. Три года службы в Балтийском флоте. В 1917 году при комитете флота был организован профессиональный союз моряков торгового флота. В 1918 году Яков –стал краснофлотцем, в 1920 –штурман на ледоколе «Иван Сусанин», в июне 1921 уже старший штурман на экспедиционном судне «Таймыр», который снаряжался в Соломбальском порту. Им предстояло установить на берегу «Новой Земли» алый флаг страны Советов. Судовые умельцы сделали флаг из листа железа, покрыли его прочной краской.

В 1927 на верфях Ленинграда была построена первая серия отечественных лесовозов. На одном из них «Мироныч» ходил старшим штурманом Романов Яков. Возили грузы в Голландию, Англию, Германию, Норвегию, Италию.

В Мурманске образовалась траловая база, и в сентябре 1928 году Яков Георгиевич перешел в траловый флот и занял место на капитанском мостике. Здесь Я.Г.Романов ходил капитаном на траулерах «Камбала» и «Лещ». В 1933 работал вторым механиком на руководимом им траулере был Г.М.Бородулин, который вспоминал, как экипаж боролся с обледенением судна в Баренцевом море. «Во время промыла внезапно налетел ураган со снежными зарядами и моментально превращался в лёд. Траулер превращался в ледяную глыбу, кренился под ударами волн. Крен доходил до критической величины 45 градусов. Чтобы удержаться у поста управления, приходилось раскачиваться, как маятник, зацепившись рукой за ступеньку аварийного выхода. Положение было серьезное. Все свободные от вахты моряки вместе с капитаном Я.Г.Романовым откалывали лёд около 20 часов.» В своих воспоминаниях Бородулин писал, что моряки РТ-51 «Лещ» в шутку, которая потом пошла по всему флоту, своего капитана Я.Г.Романова называли «сельдяным королем». Дело в том, что этот траулер был единственный в тралфлоте, приспособился обычным донным тресковым тралом облавливать сельдяные косяки, что требовало от штурманов ювелирного судовождения.

В 1934 году Я.Г.Романов на траулере «Лещ» принимал участие в освоении селедочного лова обыкновенным тралом. За освоение тралового лова в июне 1935 году Романов был награждён орденом «Трудового Красного Знамени»

Я.Г.Романов принимал участие в войне с белофиннами. В годы Великой Отечественной войны был командиром танкера «Буг», снабжал нефтью военные корабли. В 1945 году за образцовое выполнение боевых заданий Романов был награждён орденом «Отечественной войны 2-й степени».

После войны Я.Г.Романов участвовал в экспедиции по изучению южной части Карского моря, осваивал сельдяной лов. В 1950 году Романов награждён вторым орденом «Трудового Красного Знамени», а когда возраст и здоровье не позволило выходить на промысел, Яков Романов работал в порту на ремонтирующих судах. На пенсию выше в 1959 году.

Источник. А.И.Ульянов «Под парусом и на моторе» город Онега 2001 год.

Книга «Беседы старых капитанов «город Мурманск 1961 год

Журнал «Рыбный Мурман» № 21 за 1962 год и № 14 за 1984 год.

Александр Ульянов.

 

Август

 

четверг Коновалов Василий Дмитриевич.

(К 125 – летию со дня рождения)

 

Василий Дмитриевич Коновалов родился 10 августа 1892 году в городе Онега Архангельской губернии в семье рабочего. Умер 24 июля 1954 году в городе Архангельске, похоронен на Кузнечевском кладбище.

Василий подростком наблюдал, как страдает простой люд от различных болезней. А помочь ему порой было и некому. Именно тогда запала мечта –выучиться, как говорили прежде, на лекаря. Пытливый ум и желание приносить пользу своим землякам привезли его в Архангельскую медицинскую школу.

В 1912 году Василий Коновалов после окончания школы приезжает в Онегу и работает фельдшером в селе Прилуки Онежского уезда.

В 1915 году В.Д.Коновалова мобилизуют в царскую армию и здесь он не расстается с медициной.

В 1918 году Василий Дмитриевич возвращается в Онегу и вновь работает на фельдшерском пункте. Однако мечта глубже познать медицину заставляет его покинуть родные места и направиться к берегам Невы в Ленинград, где В.Д.Коновалов в 1925 году поступает на учёбу в медицинский институт. Пять лет пролетели незаметно, и вот он вновь работает в Онеге, но уже в новом качестве – в качестве дипломированного врача –гинеколога районной больницы.

Вскоре, В.Д.Коновалов был приглашен на работу в Смоленский медицинский институт, но здесь Василий Дмитриевич смог прожить недолго от родины и снова вернулся в Онегу. В Онеге В.Д.Коновалову было поручено возглавить акушерско- гинекологическую помощь в Онежском уезде, а с 1930 по 1935 год Василий Дмитриевич работал главным врачом Онежской районной больницы, за это время в каких только отдаленных деревнях не побывал в это время В.Д.Коновалов. И везде его ждали. Он был прост в обращении, пациентки верили и доверяли ему, что весьма важно в такой врачебной специальности, как акушерство и гинекология. Не исключено, что в Онеге живут ещё те женщины, которых лечил Василий Дмитриевич и которые дали жизнь новому поколению.

В 1936 году В.Д.Коновалов был приглашен на работу в Архангельский медицинский институт в качестве ассистента акушер –гинекологической клиники. Здесь он не только лечит, но и готовит кадры врачей. Затем ему как коммунисту было предложено возглавить медицинскую часть в войсках НКВД.

В 1948 году В.Д.Коновалов организовал грязелечение в городе Архангельске

Начавшиеся перебои в сердце не позволили ему дальше заниматься руководящей деятельностью, и до самой смерти (1954) Василий Дмитриевич заведовал женской консультацией. В 1954 году В.Д.Коновалову было присвоено звание –заслуженный врач РСФСР.

Василий Дмитриевич Коновалов прожил интересную жизнь, полную забот о здоровье северных людей. Он был настоящим патриотом города Онеги, посвятив её жителям большую часть своей жизни. За безупречную долгую деятельность в медицинских учреждениях В.Д.Коновалов был в 1951 году Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён высшей наградой Родины –орденом Ленина, и медалью.

Думается, руководство Онежской больницы и Администрация города Онеги должны подумать, хорошо бы как-то, уковечить имя нашего земляка.

Источник А.Тюкина «Вся жизнь людям» газ. «Сов. Онега» 1982г. 1 мая.

Александр Ульянов.

 

 

Август

понедельник

 

Онежский аэропорт.

(К 60 – летию со дня образования).

 

Первый агитполёт из Архангельска в Онегу был выполнен зимой 1932 года. С этого года и в последующие годы в Онегу выполнялись санитарные и заказные авиарейсы с Кегоострова на самолетах Р-5 и ПО-2. Посадочной площадкой служил городской стадион возле школы № 4.

10 января 1935 онежанин Дмитрий Вершинский посадил самолёт «Сталь-2» на территорию городского аэродрома. С 1939 года аэропорт «Онега» был официально зарегистрирован и ему выдано регистрационное удостоверение, утверждена штатная единица начальника. Однако взлетное –посадочная полоса аэродрома была закончена только в конце 1941и начало 1942, в котором принимали участие в строительстве вольнонаёмные онежане, заключённые «ГУЛАГа». В это время был построен военный аэродром близ села Чекуево, в нём приземлялись тяжелые бомбардировщики ТБ-3, истребители И-16 и др. Существовали военные аэродромы в Малошуйке, Клещёве, 218 км. СЖД возле Разливных озер. В годы войны за аэродром «Онега» отвечал комендант города. С 1945 по 1947 год начальником аэропорта был Ралдугин.

В начале 1943 Николай Едомин в Онеге был на курсах командиром боевых звеньев, затем утверждён командиром звена, заместителем командира эскадрильи. В это время в мастерских ремонтировали пострадавшие на фронте самолеты и готовили к вылетам самолеты, которые поступали по ленд-лизу(ТБ-3, ЛАГГ-5, «Аэрокобры», трофейный»Юнкерс» Ю-52.

В послевоенные годы аэродром захирел, здесь с 19 мая 1948 года с образованием Онежского лесхоза (25.10.1947) было организовано и авиапатрулирование. Экипаж самолёта для охраны леса обслуживал пилот Егоров Анатолий Яковлевич и техник Воробьев Борис Александрович на самолёте ПО-2, который при необходимости выполнял заказные рейсы в Архангельск. Длительное время на патрулировании онежских лесов работал летчик –наблюдатель Кавешников Владимир Митрофанович (1949 -1961)

С 1949 по 1957 год начальником аэропорта «Онега» был Алексей Николаевич Суворов (1920г.р.)

С 1953 по 1956 на аэродроме стоял авиаполк в составе 20 самолётов «Спитфайр» и батальона аэродромного обслуживания, затем он передислоцирован на другое место. С 1954 года летал самолет АК-12.

С 1957 года начались регулярные авиасообщения Онега –Архангельск. Аэродром обслуживали самолёты АН-2, ЛИ-2, иногда приземлялись ИЛ-14. В 1960 –е годы на авиапатрулировании лесов от лесных пожаров обслуживали вертолёты МИ-1, МИ-2, тогда работал лётчик –наблюдатель Хромцов Сергей Васильевич, потом появились вертолёты МИ-4, МИ-8. В 1970-е годы были открыты местные линии: в Чекуево, Ярнему, Пурнему, Прилуки, Ковкулу, Клещёво, Золотуху, Малошуйку, Сележу, в Архангельск –Онега –Каргополь В Прилуках –начальником аэропорта работали: Владимир Николаевич Мохов, Александр Михайлович Корнилов; в Чекуево, последним начальником работал Минин Мефодий Васильевич; В Ярнеме работал Валявкин Иван Матвеевич. В Ковкуле –последним начальником был Сергей Александрович Анциферов; в Пурнеме работал Сысоев Александр, а с 2005 года работает Михайлов Сергей Михайлович, в Ярнеме и в других местах- фамилии начальников забылись…

С 1957 по июль 1966 год начальником аэропорта «Онега» был Елфимов Валентин Семенович, с 17 октября 1966 по 26 августа 1979 год начальником работал Едомин Николай Петрович, с 1979 –Драчков Сергей Анатольевич.

В 1959 году аэропорт перевез 5 158 пассажиров, в 1962 -10 182; в 1967 -26 079; в 1977 -30 176 человек. С каждым годом росли и перевозки грузов, так в 1977 году перевезено было 40 тонн почтовых отправлений и 366 тонн грузов. В конце 1980-х годов аэродром перевозил свыше 39 тысяч, до 50 тонн почты и до 1000 тонн грузов.В погожий летний день аэропорт совершал до 15 рейсов в день

В конце 1980-х на аэродроме базировались вертолёты второго Архангельского авиаотряда КА-15, К-25 и было звено из пяти самолетов АН-2, иногда количество самолётов доходило до 12.Аэродром имел взлётную полосу длиной 1270 метров с двумя взлетными «дорожками», оснащённую трехуровневой светосистемой «Луч-2» (посадочными огнями); две бетонных и две грунтовых вертолетных площадки, 5 вымощенных досками (передний ряд) и 10 грунтовых (задний ряд) стоянок для АН-2, хранилища авиатоплива и вертолетного керосина, склад топлива и ГСМ для служебных автомашин, гаражи на 10 единиц техники, склады для багажа и грузов. Аэродром был оснащён современной по тем временам навигационной и радиоаппаратурой.

В аэропорту и городской гостинице действовали кассы «Аэрофлота», где можно было забронировать и приобрести билет на рейс в любой город Советского Союза. Для удобства пассажиров в аэропорту работали буфет, телефон –автомат, в зале ожидании мягкие диваны и кресла.

В эти годы активно велись работы по внесению с воздуха в почву минеральных удобрений, опыление химикатами лесов и для этого использовался АН-2. В весенние дни на лёд реки Онеги распылялась сажа, для ускорения таяния льда. Выполнялись полёты гидросамолётов в Андозеро для перевозки мальков от рыбоводного завода по озерам.

С 1970 -1990 годы на авиапатрулирования лесов работали летчики –наблюдатели Дудышев Георгий Борисович, Бородашкин Анатолий Леонидович, Трофимов Юрий Леонидович, Гаврилов Анатолий Алексеевич и мн.др.С 2004 года работал Фофанов Виктор Васильевич.

В 1990-е годы решался вопрос о переводе аэропорта «Онега» на строящийся военный аэродром близ поселка Ватега, для приёма самолетов Л-410.Первый и единственный технический рейс этого самолета в Онегу был выполнен в сентябре 1990 года. Однако дальнейшим планам по развитию аэропорта помешал кризис в стране и развал СССР. В 1992-1993 годах прекратилось движение самолётов по местным авиалиниям, кроме Пурнемы, а в 1994 прекратились полёты в Архангельск. В летний период на аэродроме базируется лесопатрульный АН-2, и он же выполнял полёты в Пурнему

С 1987 года начальником аэропорта «Онега» работал Каменев Алексей Федорович (1947г.р.) В штате аэропорта в разные годы работало от 2 до 43 человек. В августе 1999 года аэропорт «Онега» был понижен в статусе, стал авиаплощадкой (с 1.10.1999 аэродром Онега перестал существовать как самостоятельное предприятие и стал авиаплощадкой № 2 Архангельского авиаотряда). а после ликвидации заправки – аэродромом. (май 2006). С 2003 года действовал еженедельный авиарейс «Архангельск – Онега-Пурнема». Количество пассажиров было от 300 до 400 за сезон. При необходимости выполнялись заказные и санитарные рейсы из Онеги.

В аэропорту «Онега» получил «путевку в авиацию» и поэт, журналист Илья Иконников. С конца 1990-х он работал здесь, успевая трудиться и в газете «Онега», несколько лет назад, в Учебном центре аэропорта «Талаги» получил специальность начальника аэропорта и авиадиспетчера –информатора. С марта 2012 года возглавил аэропорт в Лопшеньга Приморского района (110 км. севернее Онеги).

Следует отметить в своё время аэропорт «Онега» повлиял на выбор профессии для земляка, руководителя полётов аэропорта «Талаги» Виктора Евгеньевича Куйкина; начальник аэродромного диспетчерского Центра «Талаги» Анатолия Фёдоровича Говорова. В нашем аэропорту работали радиотехники: Василий Васильевич Трапездиков, Михаил Викторович Елисеев, Михаил Викторович, Генрих Михайлович Макулин (из Каргополя),диспетчера –Юрий Евгеньевич Горбачев и Владимир Михайлович Кудрявцев, Киприянов Александр Юрьевич возглавлял Онежский филиал –объекты электрорадиотехнического обеспечения связи (ЭРТОС) на аэродроме «Онега» «Аэронавигации Северо –Запада»,; Бабкин Виктор Александрович, командир экипажа АН-2, онежане –пилоты Симаков Александр Михайлович, Корнилов Павел Михайлович, молодой командир АН-2 Игорь Ушаков. Вертолетчики –онежане: Владимир Рогов, Сергей Варзугин, механики вертолётов: Михаил Калинин, Павел Иринич, Валерий Воробьев и др.

Весной 2012 года были ликвидированы объекты ЭРТОС на аэродроме «Онега» и их коллективы. С тех пор в воздушной гавани нашего города прекратилось круглосуточное дежурство специалистов, остался только А.Ф.Каменев, который, при необходимости принимает санитарные и заказные вертолёты, а с мая по сентябрь обслуживает авиарейсы в Пурнему и лесопатрульные вылеты. Базировка лесопатрульного АН-2 тоже прекращена с 2011 года, с того же времени нет и заправки бортов в Онеге (заправщик МАЗ-509 ТЗ с 2007г. переведен в аэропорт Мезень, где работает до сих пор, а топливо для лесопатрульного АН-2 до 2011 года привозили из Васьково на спецмашинах и заправляли с помощью специального насоса). В 2012 -2-14 годах авиалесоохрана выставляла Онегу для лесооблётов двухместный легкий самолёт «Аэропрак», на котором летал летчик –наблюдатель нашего авиаотдела В.В.Фофанов с командировочным пилотом. Осенью прошлого года губернатор И.Ф.Орлов сообщил журналистам области о том, что аэропорты: Верхняя Тойма, Онега и Карпогоры будут возрождены, возможно уже в 2016 году, в них откроются авиарейсы. Хотелось бы верить в это, но всё зависит от стоимости авиабилета. В 2014 году летом и осенью билет Онега –Архангельск стоил 2760 руб.и желающих летать по таким ценам не было… Только Пурнемские дачники ещё летали из Онеги в свою деревню и обратно, на этом маршруте билет стоил 1800руб., что тоже не дёшево. В ноябре 2015г. открылась автомобильная дорога в Пурнему и сохранится ли Пурнемский авиарейс, говорить пока трудно. Всё зависит от наличия пассажиров.

На замену АН-2 в 2016 г. в аэропорт Васьково поступят два новых самолёта АН-2 ТВС 2МС с американскими двигателями. Их использование позволит летать на более дешевом керосине и снизить стоимость летного часа более чем в два раза.

Источник И.А.Иконников «Крылатой истории строки»газ. Онега 2005г. 1.февраля; И.А.Иконников «Небо и земля Алексея Суворова» Онега 2004г. 14 сентября, И.А.Иконников «Небеса и ныне многолюдны» Онега 2003г.8 февраля. Д.И.Усков «Сто забот авиаторов» Сов. Онега.1978г. 15 апреля; А.И.Ульянов «Памятные даты Онежского района 2015 года» г. Онега 2015 год и др.

Илья Иконников, Александр Ульянов.

 

Август

Суббота



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: