(К 85-летию со дня рождения)
Анатолий Михайлович Колобанов родился 26 августа 1932 года в деревне Маринница Пеновского района Калининской области в семье крестьянина Умер 6 сентября 2003 года в поселке Нименьга Онежского района.
Родители: отец – Колобанов Михаил, мать Колобанова Агафья Ефимовна.
Образование неполное среднее. С 1952 по 1955 г. служил в рядах Советской армии (с 1954 по 1955 г. военная служба проходила в поселке Нименьга Онежского района).
Здесь в Нименьге встретил свою судьбу – Верещагину Галину Павловну. Вырастили троих детей: Виктор, Михаил, Валентина. После увольнения из армии работал на железной дороге помощником шофера автодрезины, шофером автодрезины, помощником машиниста мотовоза.
В феврале 1965 года принят машинистом экскаватора в карьер Нименьга. А летом 1966 года назначен неосвобождённым бригадиром бригады экскаваторщиков. В марте 1980 года Анатолий Михайлович избирается председателем Нименьгского сельского Совета (ранее, в 1969 г. был избран депутатом Малошуйского поселкового Совета).
В апреле 1988 г. был на областных парткурсах в Архангельске. 16 января 1992 г. назначен Главой администрации Нименьгского сельсовета, в сентябре 1995 г. А.М.Колобанов вышел на заслуженный отдых.
За время работы А.М.Колобанов неоднократно награждался Почётными грамотами, денежными премиями, благодарностями, заносился на Доску Почёта предприятия.В 1983 г. награждён медалью «Ветеран труда»
Источник. Биография.
Виктор Максаков.
Август
Понедельник
Город Онега
(К 880 – летию со дня образования первого поселения в устье р.Онеги)
В Х1 веке в низовьях реки Онеги возникло несколько поселений, называемых Устьянской волостью. Первое упоминание о селении в устье реки Онеги встречается в уставе Новгородского князя Святослава Олеговича (1137г.). Поселение под названием Погоста «На мори», в то время отмечено на новгородских картах Х11 –Х111 веков. На карте «Земля Новгородская» в Х111 веке значится как «Погост на море». В Х111 веке уже сформировались поселения из трёх деревень: «Погост», ныне Дворец культуры, «Низы» от Седунова ручья до Кипрова ручья, а далее до Тальца располагалось «Верховье или Верьхи». Именно на Погосте изначально располагалась древняя церквушка, неизвестно в каком веке срублена, и рядом с ней было кладбище. В дальнейшем на Погосте было построены две деревянные церкви, которые 1327 году сгорели. С ХУ века селение именуется «Усть –Онега». В 1419г. «Погост на море» был разграблен норвежскими интервентами. В 1471 году «Погост на море» упоминается в документах Василия Тёмного.
|
4 июня 1536 г. Устьянская волость (Усть- Онега) по грамоте Ивана Грозного передается Каргополю, а по сведениям писцовой книги 1553г. уезд именуется Каргопольским и Турчасовским. В 1560 г.в территорию Турчасовского уезда вошли три стана: Турчасовский, Мехренгский и Усть- Мошский.
В 1556 г. в «Сотной книге Я.Сабурова и И.Кутузова на Турчасовский стан «На Усть –Онега» у Пречистые волостька Устьонежская, а в ней деревни: Кишутинская, Даниловская, Мининская. (однако некоторые утверждают, что именно из этих деревень образовалось селение Устьянское, и оно состояло из нескольких слобод, называвшихся как: Погост, Низы и Верхи).
В ХУ1 веке в Усть- Онега был построен деревянный храм, имел»12 глав, 30 углов и 30 сажен высоты». 1597 года построена Никольская церковь, а Успенская церковь построена раньше и между ними стояла шатровая колокольня. Древняя Успенская церковь ХУ века была заменена новой 1695 года, а Никольский храм заменен в 1683г.
|
В декабре 1613 г. Устье-Онежское поселение было сожжено польско-литовскими интервентами и погибло 2325 онежан. Устья-янская волость была совершенно выжжена и истреблена. Такие грабительские набеги литовскими интервентами продолжались до 1620 года. По сведениям летописцев в 1621 г. в Усть-Янской волости насчитывалось 22 крестьянских дома, 3 церковных, 6 келий; по другим сведениям одна церковь и 20 дворов.13 июня 1656г. была выдана царская грамота Алексеем Михайловичем патриарху Никону на Кий-острове строить Крестный монастырь. В 1657г. в Усть- Онеге построен кирпичный завод «Белый двор», который поставлял кирпич для монастыря. С основанием Крестного монастыря, рядом с ансамблем находилось монастырское подворье и Устьянская волость (Усть-Янская) и мн.др. волости были приписаны к монастырю.
С организацией Онежского лесного торга в Усть- Онеге (9.12.1752) началась новая эпоха в промышленности (заготовка древесины, лесопиление, судостроение), уже летом 1755г. была построена первая пильная мельница на экспорт (в первые в России) в устье реки Поньга на левом берегу реки Онеги, первая плотина и три амбара при ней по две лесорамы в каждом. В 1756г. в 1,5 версте от первой построена вторая пильная мельница тоже на реке Поньга. В 1756г.появилась на Кий-острове таможенная застава. В 1764г. на Поньге построена канатная фабрика, прядильный двор и верфи (Поньга и Подпорожье). Всё это позволило занять работой сотни онежан.
|
С половины ХУ111 века в Усть-Онеге и Подпорожье строятся десятки парусных судов. Ежегодно от 20 до 70 иностранных судов приходили в Усть-Онегу за пиломатериалами. В это время Усть-Онега становится одним из крупных лесных портов на Севере России, и она занимала продолжительное время по объёму лесоматериалов первое место в Архангельской губернии, а с началом Х1Х века на первом месте стал г. Архангельск. В то время Усть-Онегу по справедливости можно было назвать колыбелью северной лесопильной промышленности и лесного экспорта. Только с 1762 по 1768 Усть-Онегу посетило 251 иноземное купеческое судно, а с 1768 по 1774 год – 96 судов.
С посещением Ярославского и Костромского губернатора Алексея Петровича Мельгунова 25 января (5 февраля) 1780 года по Указу Екатерины Второй селение Устьянское (Устье-Онежское) было переименовано в город Онегъ (Онега), однако торжественное открытие города состоялось 1 сентября (19 августа по старому стилю) 1780г. 19 августа 1780г. был организован Онежский уезд, 3 октября 1780г. городу был пожалован свой герб с изображением герба г. Вологды с добавлением семги. Позднее герб был заменен на герб г. Архангельска с изображением Архангела и онежской семги. 11 марта (24 марта) 1781г. Указом царицы Екатерины Второй официально открыт Онежский морской торговый порт и таможня. В 1756 г. в городе появилась и лоцманская служба.
16 января 1784 г. был утверждён первый генеральный план застройки нашего города. В 1781г. построена верфь на городской стороне и 1783г. построен первый купеческий корабль, а позднее 1919 году построен известное исследовательское судно «Персей».
С открытием города открываются многие учреждения: почта (18.12.1786), казначейство (1786), училище (22.09.1788), первая больница (1860) и др. Развивается лесопильная и лесная промышленность, появляются первые паровые лесопильные заводы на реке Поньга, затем на Рочево (лесозавод Шенлейна) и 1911г. лесозавод «Дальний» (лесозавод № 32).
5 июля 1886г. пожар в Онеге уничтожил почти весь город, в 1889 снова случился большой пожар. 10 декабря 1889 года построена каменная церковь Святого Лазаря, идёт служба в Свято-Троицком соборе.
Значительный толчок в развитии промышленности и культуры произошло с приходом Советской власти, однако некоторое время развитие промышленности помешала эпоха интервенции и гражданской войны на Онеге. После освобождения г. Онеги и Онежского уезда в 1920 года повсеместно появляются комсомольские ячейки и организации, под руководством партийных органов было восстановлена работа в лесопильных заводах, открыты избы читальни и клубы культуры, началась работа с неграмотностью населения. 15 декабря 1929 году организован Онежский леспромхоз, позднее были открыты леспромхозы в Малошуйке, в Кодино и др. местах. С 1 апреля 1931г. открыта сплавная контора. С 1929-1930 годы идёт коллективизация, образование колхозов и сельских артелей. В городе появляется Дом культуры, школы, магазины и др учреждения.
Широкое развитие промышленности наш город получил после окончания Великой Отечественной войны, в 1939г. появилась целлюлозная промышленность (Кодино), в 1954г. химическая промышленность (гидролизный завод г. Онега). Строится новый лесозавод № 33, организовано ЖБИ, и др. предприятия –всё это позволило поднять экономику в городе и занять работой тысячи людей.
На базе колхоза «Северный Полюс» и коопсельхоз в марте 1930 года в Онеге был организован совхоз, который с января 1932 года именуется «Совхоз № 5»., однако по другим сведениям пригородное хозяйство было преобразовано в совхоз № 5 в марте 1937 года.(в 1934 году первым директором совхоза № 5 был утверждён К.С.Ульянов.). В 1937 году закончено строительство первой средней школы № 1, а в 1940 открыта средняя школа на территории лесозаводов 32-33 (школа № 2). В 1945 открыта вечерняя школа.
После войны (1941-1945гг)в Онеге продолжается развитие промышленности, в сентябре начал работу гидролизный завод, начат выпуск спирта из древесины (позднее производство дрожжей и фурфурола). При Доме культуры образован хор русской песни, и хоровой коллектив в заводском клубе 32-33, открываются новые детские сады. Возле Дома культуры торжественно открыт бюст дважды Герою Советского Союза, капитану 1-го ранга А.О.Шабалину. В районной больнице открываются новые отделения: терапевтическое, хирургическое, родильное и др. В марте 1959 на базе драматического кружка создается народный театр, с апреля 1960 начал работу новый хлебозавод, в конце 1960 организовано ремесленное училище № 13, который позже переименовано ГПТУ-12. В эти годы создаются пионерские лагеря в районе Андозера. Создаются новые детсады «Теремок» и др.
С 1 февраля 1963 г. г. Онега стала городом областного подчинения и это позволило начать строительство пятиэтажных кирпичных домов, построена новая кирпичная школа № 1. Создаются благоустроенное квартиры для онежан, начато строительство нового больничного городка, построена новая гостиница, Дворец культуры, Дом связи, Дом советов, Спортивный комплекс, заработали два кинотеатра, новая школа № 4. Создаются автохозяйство, автопредприятие, развитие получило СМУ, работает ЖБИ, организовано ДРСУ, которое позволило улучшить дороги и начать асфальтирование дорог в городе.; новые маслозавод, мясокомбинат и др учреждения. В черте города создан совхоз «Онежский» На территории ЛДК открывается здравница, открываются больницы на заводах 32-33 и в поселке Поньга. Продолжаются открытие новых детских садов «Солнышко», «Родничок», «Росинка» и др.В городе организованы сельхозтехника, ПМК-7,ПМК-2 СН, «Плесецкие электросети» позволило создать новые электротрассы и обеспечить постоянно энергией город и район. Лыжный пансионат позволил в городе поводить Всесоюзные, областные соревнования, Беломорские игры. В городе Онеге появились новые чемпионы по спорту, не только России, даже мира.(А.Чайко, Шаркова (Спицына) Ирина, Зубова Катя и др). Открыт музей А.С.Кучина, краеведческий музей в новом здании. Стоятся новые магазины, столовые.
С появление новой «перестройки» в стране и рыночных отношений предприятий, в нашем городе со временем ликвидированы многие предприятия, с началом ХХ1 века в городе остались ЛДК да Онежский леспромхоз («Онегалес»).В культуре- успешно работают городские школы, Дворец культуры, Дворец спорта, музыкальная школа, детские сады, В городе работает база «Онегарайгаз», служба судебных приставов, в городе с каждым годом появляются всё новые магазины, кафе, рестораны, аптечные пункты и др. учреждения. С 1 января 2015 года бывшее ПУ-12 было преобразовано в индустриальный техникум. Производственное объединение «Онегалес» значительно увеличил свои основные показатели по заготовке и вывозке древесины и ЛДК по выпуску продукции на экспорт. Предприятие ОАО «Онега –Энергия» позволила улучшить снабжение теплом благоустроенные квартиры в городе. Достройка дороги Онега –Архангельск позволила открыть автобусное движение в г. Архангельск. 14 октября 2015 г. в нашем городе состоялась торжественная церемония по запуску в промышленную эксплуатацию завода по производству топливных пеллет.(ОАО «Бионет») С каждым днём в нашем городе происходят новые события, 22 октября 2016 г. средней школе № 4 было присвоено новый титул – школа имени дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина. Появляются новые чемпионы России, из онежан. новые имена учёных и других известных, заслуженных онежан в нашем городе…
Источник. А.И.Ульянов «Онега вчера и сегодня» г. Онега 2015 г. и др.
Александр Ульянов
Август
Понедельник
Устькожский Погост
( К 880 – летию со дня образования)
Среди древнейших актов истории сохранилась копия Устьянской грамоты 1137 года. В ней князь Святослав Олегович, приглашенный из Черниговского удельного княжества на должность выборного Новгородского князя зафиксировал договоренность с епископом Нифонтом о том, в каких количествах и с каких Погостов будут выплачиваться доходы на содержание собора святой Софии в Новгороде. Среди 28 постов, указанных в Грамоте к нашему современному Онежскому району относится четыре Погоста, в том числе и Комискора (Усть-Кожа) – рыба.
Длительное время не сохранились никаких письменных сообщений о существовании Устькожского Погоста. И в этом, нет ничего удивительного. С середины Х11 до середины ХУ века наша Онежская земля относилась к Новгородской республики и за это время население нашей территории была вынуждена вести войны против шведских интервентов 26 раз, норвежских 5 раз, Ливонского ордена 11 раз, литовских феодалов 14 раз и всего 56 раз. И каждый раз интервенты всё сжигали.
По сведениям книги Якова Сабурова и Ивана Кутузова «Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда, 1556 года» упоминается Волостка на реке на Коже с Вернего Конца, в ней деревни тяглые: Верные Петровские, Сидоровские, Ефимовская, Филимоновская, Макаровская, Семенково.На Усть Кожи реки на Онеге деревня Чирковская. (вероятно ныне деревня Усть-Кожа). Всего 5 деревни. Дворов 23, а людей 28.
В той же волостке на реке на Кожи с Верхнего Конца деревни пустые тяглые. Две, Сидоровские, Ефимовская, Филимоновская, Кудриковская, четверть деревни Чижиково. И всего 4 деревни полтрети деревни. Дворов 2 и людей 2. В это время на многих волостках упоминались Погосты с церквями, в данном населенных пунктах церковь не упоминается.
По сведениям Побежимова Андрея Ивановича, соискателя кафедры Отечественной истории Петрозаводского государственного университета сообщается, Кожская волость Турчасовского стана Каргопольского уезда образована с середины ХУ1 века и располагалась по реке Коже (левый приток Онеги) и по левому берегу Онеги, входила в Нижний конец Турчасовского стана Каргопольского уезда. С севера она граничила с Карельской, с востока с Чекуевской волостями Турчасовского стана, к югу и западу от волости лежали неосвоенные земли, здесь заканчивалась территория Турчасовского стана.
В середине ХУ1 века в волости числилось 9 деревень.
Автор, предполагает, что через Кожу проходил водно-волоковой путь, связывающий район Кенозеро с Онегой. По этой причине заселение бассейна Кожи, возможно, проходило с верховья реки. Первые переписи также отмечают в «верховье» Кожи самое крупное гнездо деревень в волости, дворность которых была выше, чем в поселениях устья Кожи и на Онеге. Деревня в «верховье» Кожи состояла из 2-4 дворов, в устье Кожи и на Онеге из 1-2 дворов. Всего в волости числилось 20 дворов, да двор «непашенной». В деревнях проживало 27 «людей» (писцы учитывали только глав семейств). В среднем на двор приходилось 1,25 человека.
Кожская волость платила «посопный хлеб» (натуральный или денежный налог).Размер налога напрямую зависел от излишков зерна и свидетельствовал об уровне развития земледелия. Деревни в «верховье» Кожи выплачивали «3 чети с третником осмины ржи, да полдесяты чети ячменя»; в устье Кожи и на Онеге –«2 чети ржи да 6 чети ячменя». Поселения, расположенные в устье Кожи и на Онеге, выращивали зерна примерно в 2,5 раза больше, чем в «верховье» Кожи, при этом размер основного налога (соха, обжа), определённый для них, был в 1,5 раза меньше. То же самое можно сказать о развитии скотоводства в волости. В среднем один двор в «верховье» Кожи косил 2-3 копны «обежного» сена; в устье Кожи и на Онеге 10 -15 копен.
Промыслы (рыболовство, охота) являлись дополнением к земледелию и скотоводству, а в деревнях «верховья» Кожи, возможно, и основной статьей дохода крестьянского населения. Документы свидетельствуют, что в этих местах был развит бобровый помысел. Не случайно, в конце ХУ1 века «Бобровые ловли на реке Сывтуге» стали предметом интереса Соловецкого монастыря и впоследствии были включены в его владения. Это было единственное приобретение монастыря в Кожской волости.
В 1557 году в непосредственной близости от Кожской волости на Кожозере был основан Кожеозерский монастырь. В середине ХУ11 века монастырю уже принадлежали 33 крестьянских двора в разных волостях Турчасовского стана. Монастырю разрешалось владеть всеми рыбными ловлями от деревни Чижиково до Порога. В самой волости монастырь имел одну келью.
В середине ХУ11 века волостке на реке Коже с Верхнего Конца насчитывалось 8 деревень, 37 крестьянских дворов и 113 «людей». С середины ХУ1 до середины ХУ11 века происходит рост дворности деревень более чем в 1,5 раза и примерно в 4 раза увеличивается людность.
К началу ХУ111 века в волости числилось 8 деревень и пустошь, 13 жилых, 26 пустых крестьянских дворов, пустая изба, 2 пустых дворовых места, население -129 человек. С середины ХУ11 до начала ХУ111 века происходит незначительное увеличение количества дворов, большая часть которых записана «в пустее», наблюдается сильный отток населения.
В 1669 году Кожская волость становится приходским центром и церковь Святого Клемента была поставлена в деревне Макаринская. При погосте находились жилой поповский двор, 2 пустых причетнических двора, 3 монастырских двора, из них мирской, другой скотный, третий крестьянский. Впервые описание волости начинает вестись не с «Верхнего Конца», а с устья реки Кожи, от деревни Макаринская.
Селения бывшего Усть-Кожского погоста разместились вблизи впадения реки Кожи в Онегу (село Усть-Кожа). Место для центрального села погоста –Макарьино было выбрано на мысе, ограниченном с одной стороны рекой Кожей, а с другой –Кужручьем. Обе эти водные дороги на запад вели к озерам (Кожозеро и Кужозеро), а вблизи села в километре от Онеги сливались вместе.
На левом высоком (10 метров) берегу Кожи размещен был центр погоста –пятиглавая церковь Климента (1695г.), шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769г.) и колокольня-1695г.Кожский приход образован 1659 году. Все храмы сгорели по вине школьников 10 июня 1985 года. В деревне Чирковская была часовня в честь преподобного Никодима (1883), в деревне Петровская –часовня в честь святых апостолов Петра и Павла (1854).В деревне Каменное была Ильинская церковь (20.07.1911), освящена в августе 1914 года; храм действовал до 1967 года. В д. Макарьино 11 февраля 1890 года открыта церковно –приходская школа, в 1894 -1895 году обучалось 26 мальчиков и 6 девочек. В 1895 года проживало 466 мужчин и 493 женщин и было 168 дворов.
Два порядка домов села Макарьино обращены на юг и на погост, но тяготеют к Кужручью. На правом берегу Кожи против Погоста встала деревня Глотово (Семеновская), дома которой обращены окнами на две стороны – на северо-запад и юго –восток. Таким образом, общественный центр, оказавшийся между двух селений, виден из каждого дома и служил ориентиром с запада –с водных дорог по Коже и Кужручью. Раньше, когда оконечность мыса не была залесена, селение просматривалось и с реки Онеги, завершая тем самым круговое его восприятие.
Каждое селение или гнездо селений, отнесенное к одному типу композиции, имеет ярко выраженное индивидуальное лицо –иначе и не может быть при столь тесной взаимосвязи с ландшафтом. Природная среда здесь –камертон, задающий общий настрой всей композиции, меру пространства и масштаб основных архитектурных элементов. И каждый раз поражаешься точности решения, соразмерности элементов и выверенности восприятия композиции. Делалось всё это без чертежей, основывалось лишь на интуиции, развитой многовековым общением с природой, интуиции, способствовавшей появлению истинных произведений искусства.
При образовании деревни Макаринская записано «У той церкви двор попа Фомы Михайлова 57 лет, у него жена Гликерья Михайлова дочь 45 лет, у них дети два сына Иван Большой 30 лет, Иван Меньшой 7 лет, дочь девка Парасковья 3 лет, а в переписных 1707 года он поп написан с ними с сыновьями родными, а в переписных 1710 года он же поп с женой и с ними же сыновьями и дочерью девкой Прасковьей.
Деревня Устькожская на устье Кожи. Двор пуст Василия Никифорова, а он с женой Февроньей Григорьевой дочерью и сыном Андреем сошли в мир безвестно в 1707 году после переписи, а в переписных 1707 года тот двор написан в пустее, а он Василий написан с сыном у Ивана Никифорова, а в 1710 году тот двор написан в пусте. По легенде, деревню Чирковская основали беглые крестьяне, искавшие лучшей доли в онежских лесах. Все, кто умел работать, жили зажиточно и имели свой надел, несколько коров, лошадей, свои угодья. В начале ХХ века в деревне жил Чертанов Андрей Петрович, который имел свою лавку, пекарню. В годы коллективизации он был раскулачен и расстрелян, в его доме находилась почта.
С 1785 по 1831 год Устькожа –центр Кожской волости, затем вошла в состав Мардинской (Чекуевской) волости, с 1924 года –центр Кожского сельского совета, с 1934 года –центр Устькожского центра.
1859году в деревне Чирковская было23 двора и проживало 142 человека (75 мужчин. 67 женщин). В 1920 году было 51 дворов и проживало 250 в том числе мужчин 110 и женщин 140 человек. Начальную школу возглавил Александр Дмитриевич Толщехин, в 1949 году была преобразована в семилетку и возглавила школу Насонова Ольга Михайловна Осенью 1973году была построена новая школа.. Первым избачем в деревне был Круглов Михаил Андреевич
В августе 1924 году образовался Устькожский сельский совет, центр Устькожа. В состав сельсовета вошли деревни Устькожа, Чижиково, Филимоновская, Ефимовская, Петровская, Сидоровская, Семеноновская и Макарьино. В 1957 году в Устькожский сельсовет влились Корельский и Кожеозерский(7.08.1957) сельские советы с населенными пунктами д. Корельское и Кожпоселок. 25 сентября 1958 года в Устькоже было организовано Чекуевское лесничество, и первый лесничий был Грибов Виктор Васильевич. В 1961 году в Устькоже проведено электричество. С 1963 по 1965 год Устькожа входила в состав Плесецкого района. С 29.12.1991 года образована Устькожская сельская администрация, Глава –Анатолий. Федорович. Ромилин, с июля 1997г.- Бозаджи Екатерина Васильевна. С 6 октября 2005 года Устькожа вошел МО «Порожское», Глава Ульюк Иван Григорьевич. С 3.06.2014г. –Глава Княжев Павел Леонидович.
В период коллективизации в деревне Устькожи был создан колхоз «Новый Север», председатель Привалихин Петр Григорьевич; в 1953 году вошел в состав колхоза имени «8 марта» председатель Негодяев Александр Николаевич, в 1960 году в состав совхоза № 5, с 1 февраля 1965г. в состав совхоза «Онежский», с 1992 года в составе ТОО «Онежское».С 14 марта 2002 года создано КФХ «Восход», который прекратило своё существование в 2013 году.
Послевоенные годы в Устькоже был организована Устькожская запань Онежской сплавконторы, которую возглавляли Зайцев, Чащин Геннадий Егорович, Куновин, Шамонтьев Василий Алексеевич, Корелов Борис Иванович, Калинин Фёдор Егорович, Неклюдов Юрий Павлович, Самарский Виктор Абрамович. С прекращением сплава древесины по реке Онеге, Устькожский сплавучасток был ликвидирован. (Кроме, сплава- Устькожский сплавучасток производил заготовку и вывозку древесины).
В мае 1975 году установлена скульптура воина, честь погибших сельчан в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 годы.
В ХХ веке через Устькожа проходил почтовый тракт Онега –Чекуево. В летний период происходила перевозка пассажиров на пассажирских судах от пристани Порог до Турчасова и обратно, с обязательным заходом в деревню Устькожа. В зимний период проходил зимник по перевозке пассажиров по левому берегу реки Онеги с переходом реки Кожа до Чекуево и дальше. До 1990-х годов в Устькоже было 4 магазина, в которых было всё необходимое: соль, сахар и различные продукты, а ныне всего один магазин и даже этого нет. Есть ещё коммерческий магазин но там можно разную импортную дрань…
С открытием новой автодороги Онега –Глазаниха –Верховье –Боры –Прошково –Плесецк; дорога через Устькожу прекратила своё существование. В летний период доставка пассажиров от Порога до Устькожи происходила на судах типа «Заря», с весны 2014 года на новом катере «Никита Козлов»
В деревне Устькожа была восьмилетка, почта, магазин,, клуб.
На 1.01.2000г в Устькоже было184 хозяйств и проживало 518 человек. В то время основное занятие сплав древесины и сельхозработы. В 2002 г. проживало 496 чел. На 1 января 2011 год в Устькоже проживает 387 человек.
В своё время в Устькоже тоже были известные люди: так в деревне Макарьино родился Авдеев Алексей Андреевич (22.08.1907 -18.01.1991г.), секретарь райкома комсомола (1923-1924); Едошин Алексей Матвеевич (19.08.1897 -5.10.1970г.), родом из д.Устькожа, встречался с В.И.Лениным, заведовал военным отделом Устькожского исполкома, участник Гражданской войны в Онежском уезде, автор книги «На Онежском направлении» 1972г.; Черкасов Егор Александрович, участник Первой мировой войны, награждён 4-мя Георгиевскими крестами и медалями; Кушников Никандр Васильевич (5.10.1902 -18.03.1982г.), родился в деревне Ефимовской Устькожской волости, известный лесовод, артист ДК. садовод, Почётный гражданин города Онеги; Ляпунова Светлана Анисимовна, директор школы, заслуженный учитель РФ, многие известные люди из села Корельское, такие Корсаков Николай Павлович и Магунова Зинаида Ивановна- оба Почётные Граждане Онежского района, Душин Григорий Андреевич, делегат 19,20,22 съезда ВКП(б), заместитель председателя Государственного комитета лесного хозяйства. и другие.
Источник. Ю.С.Ушаков «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера» 1982г. Г.П.Гунн «Каргополье –Онега» 1973г.
Архив А.И.Ульянова.
Александр Ульянов.
Август
Понедельник
Сырьинский монастырь.
(420 – летию со дня образования)
В ХУ1 веке в 9 км. от правого берега реки Онеги, между её притоками Мудьюгом и Кадьмою, в 5 км. от реки Мудьюга на восток –преподобным Кириллом (в миру Кириаком) была основана Успенская Сырьинская, или Сыльинская пустынь.) По другим сведениям, в книге А.Ф.Толстоногова «Верховье» 2007 г., автор указывает, что Сырьинский монастырь основан в Х1У веке и расположен на высокой горе Сырье, на вершине которой бьют ключи. Священник Кириак назвал монастырь Сырьинским, а гору и деревню назвал Сырьей, по названию протекающего по соседству с горой ручья, именуемого Рагручей (Сырой ручей).
По историческим сведениям, известно преподобный Кирилл пострижен в монашество игуменом Максимом, который управлял Ошевенским монастырем с 1588 -1631гг., можно предположить Кирилл вернулся обратно в Чекуево и основал свою обитель примерно 1597 году). По этому монастырю, ещё не всё выяснено, так по не которым сведениям (Распутин А.В. «Моя малая Родина» г. Онега 2015 год; сообщается, что «В лето от начала мира 6987 (1479)… был в обители попа нашего сын именем Кириак преждежительствовал»). А в описании Никольской церкви в деревне Сырья, упоминается, что первые храмы Сырьинского монастыря не сохранились. О древности монастыря свидетельствуют и царские грамоты, хранившиеся в его ризнице. Древнейшая из них –грамота царя и Великого князя Ивана Васильевича была датирована 1568 года. Согласно этих сведений, можно предположить, что Сырьинская пустынь была организована примерно около половины ХУ1 века (или около 1557 года).
Предприимчивый и энергичный служитель культа посмотрел своими глазами некоторые места на Севере и решил основать свою маленькую пустыню для монахов –отшельников.
После благословения настоятеля Ошевенского монастыря Максима, преподобный Кирилл покинул монастырь, получил сан священника от Новгородского архиепископа и некоторое время жил в Кенозере Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Оттуда вернулся на родину в Чекуево, где священствовал в местном храме. В конце ХУ1 века переселился на близ лежащую Сырью-Гору, где и основал Сырьинскую обитель. Согласно легенды Кирилл самостоятельно с монахами построил часовню, к сожалению об этом документов не сохранилось.
Известно, первая церковь Пресвятой Богородицы и Успения с двумя приделами была построена 1601 году.(А.Ф.Толстоногов в книге «Верховье», указывает, «за счёт даровых средств монастырь расширялся, старый собор в 1601 году был перестроен…»), согласно указанных источников, трудно утверждать дату образования Сырьинского монастыря.
Об истории Сырьинской обители сохранилось довольно немного письменных источников, известно, что она долгое время противоборствовала усилению Кожеозерского монастыря. В ХУ11 веке Сырьинскую пустынь именуют монастырем и монахи обители стали быстро богатеть за счёт паломников и купцов, которые проложили торговый тракт через деревню Сырью. Этот путь начинался с выгрузки товара с лодок на перевалочной у Чекуева и шел через Сырью, Верховье, Мудьюгу, Бучарово и далее к морю. Там он раздваивался. Паломники спешили на Соловецкий монастырь, а купцы на ярмарку в Архангельск.
В середине ХУ11 века Новгород выделял денежные средства и Сырьинские монахи строят второй храм. Вторая церковь теплая, Николая Чудотворца, деревянная, на каменном фундаменте и была построена в 1661году. В это время после многолетних трудов, в маститой старости, скончался основатель и строитель первых храмов Сырьинский Кириак –Кирилл, он был похоронен у стен своего монастыря.
До организации Крестного монастыря часть доходов от Сырьинского монастыря шла в Новгород на содержание Софийского собора, которому он непосредственно подчинялся, то с началом строительства Крестного монастыря на Кий-острове патриарх Никон не пожелал с этим считаться. Как результат его давления на царя –Сырьинская обитель и Благовещенская пустынь на Касьяновом Волочке (Ямецкий монастырь) была приписаны к Крестному монастырю (основанный патриархом Никоном 1656году).
Неожиданным событием для монахов было решение о передаче их земель с подвластными крестьянами Крестному монастырю на Кий-острове. Царь Алексей Михайлович «по доброте душевной», выделил ему 6000 рублей, Устьянскую волость с селением Усть- Онега, другие онежские деревни и волости поморья. Всего монастырю подчинялось и платило тягло 4 537 крестьян.
По приказу Никона Сырьинский монастырь был закрыт до ранга пустыни и 15 монахов, которые были переведены в Крестной,(по сведениям историка Лаврентьева), они во главе со своим старцем Пахомием Сырьинском стали руководителями стройки Крестного монастыря.
В истории ходит предание, монахи Сырьинского монастыря в период «смутного времени» набегов польско –литовского отребья в 1613 -1614 годах послали в Архангельск челобитчика с просьбой помочь в укреплении обители и сохранить святынь от поругания и было доставлено это грозное оружие. По другой версии, пушку могли привезти ещё раньше. Толчком для укрепления Сырьинского монастыря послужила шведская агрессия в конце ХУ1 века. В 1590г.»свеи» вторглись в пределы Турчасовского стана (входил Сырьинский монастырь). Крупным событием в жизни тихой обители в Сырье было появление в 1657 г. большого обоза из Москвы. Рота драгунов в полном вооружении и рота пушкарей с заряженными пушками остановилась на подворье. Одна из версии, после отъезда обоза одна из пушек была оставлена в обители из-за поломки дровней. По воле судьбы пушка не участвовала в боевых действиях. По сведениям очень пожилых жителей, пушка стреляла в праздники, особенно в «сретенье», престольный праздник и перед Великим постом на масляной неделе Чекуевском приходе.
А.В.Распутин в книге «Моя малая Родина» указывает, в 1764 г. Сырьинская пустынь была приписана в состав Верхнемудьюжского прихода. В 1846 -1847 гг. шестиглавый летний Успенский храм был перевезён в деревню Поле («Храм был обновлён накануне Смутного времени в 1601 г., когда заступничество Небесной Покровительницы было особенно необходимо. В это время в Поонежье бесчинствовали «литовские люди» во главе с полковником Янушем Шишом. И добровольно уступлен крестьянами Сырьенского сельца, перевезен из онаго и складен с поправкою ветхостей на место сгоревших в 1846 г.двух церквей…»).
В начале Х1Х века многие богатые люди дарили храмам свои земли, в 1834г.богатый купец из деревни Поле –И.М.Попов подарил Сырьинскому приходу большое количество земельных угодий «на помин души». Многие крестьяне, которые обрабатывали его поля, мололи и молотили зерно, приобрели нового хозяина в лице священника. В Х1Х веке Сырьинская обитель была наделена угодьями, и при Сырьинской церкви числится 35 десятин пахотной и сенокосной земли, которою пользовался причт Нижнемудьюжского прихода в конце Х1Х века, выручая с неё арендной платы более 100 рублей ежегодно.
Известно, что постройка инженерных гидротехнических сооружений в деревне Верховье павен (прудов) и разведение во всех павнях золотистых карасей –дело монахов Сырьинского монастыря. Такая работа под силу только такой организованной силе, как Сырьинский монастырь, где большое количество работающих людей надо было обеспечить орудиями труда, питанием и т.д. Других трудовых коллективов, способных выполнить такую работу в окружении Верховья и Сырьи не было
До нашего времени в Сырьинском монастыре сохранился Успенский собор (Никольская церковь). В 1867 году в деревне Сырья была построена церковь деревянная –Николая Чудотворца. В ней два храма: холодный в честь Николая Чудотворца, освящённый в 1867г. и тёплый в трапезе в честь св.вкмч. Екатерины, устроенный в 1875г. иждивением крестьянина Михаила Петрова Иванова. В 1894г. церковь была обшита тесом и окрашена.(Никольская церковь -клетского типа с колокольней). Вблизи Никольской церкви построена в Х1Х веке часовня во имя преподобного Кирилла.
После смерти основатель Сырьинской обители Кирилл был объявлен святым, его мощи положили в гробницу, и за определенную мзду верующие могли прикоснуться к ней для «исцеления» от различных болезней. Позднее подверглась перестройке и часовня (1863) с гробницей Кирилла, поэтому и часовня называется Кирилловской.
В 2014 году в деревне Сырья под руководством настоятеля, протоиерея Александра Коптева подготовлен дом для паломников, которые ежегодно совершают паломничество на это святое место. С 2015 года начат ремонт фундамента Никольской церкви, который будет окончен в 2016 году, затем будет заменена кровля на Успенском храме. Одним из активным паломником по восстановлению Никольской церкви является Хамов Адик Анатольевич.
Источник. Сборник «Онежская старина» Вып.1-й. г. Онега 1995г.
«Краткое историческое описание церквей Архангельской епархии»г. Архангельск 1902г. Ульянов А.И.»Монастыри Онеги» г. Онега 2002г; Распутин А.В.»Моя малая Родина» г. Онега 2015 г.; А.Ф.Толстоногов «Верховье» г. Онега 2007г. и др.
Александр Ульянов.
Август
Понедельник