Сырьинский чудотворец –преподобный Кирилл.




(К 460 летию со дня рождения)

 

 

В житии преподобного Кирилла Сырьинского, составленном архимандритом Никодимом и помещенном им в «Архангельский Патерик», о жизни этого северного святого сообщается следующее.

Преподобный Кирилл –сын священника, служившего в Чекуевском приходе Онежского уезда Архангельской губернии. Год рождения его, как и других важнейших событий из его жизни остается неизвестным. Предположительно Кириак родился около половины Х1У века (1350г.), по другим сведениям указана последняя четверть ХУ века в деревне Заветровья (Заостровье) Чекуевского прихода на реке Онеге, кончина святого падает на ХУ1 век (по сведениям профессора Г.В.Алферовой указана дата смерти 1402год), однако эту дату считают ошибочно.По другим сведениям, даже предполагается 1402 г.-дата основания Сырьенского монастыря.

Кириак рано лишился родителей и он решил посвятить себя служению Богу, отправился в Ошевенский монастырь. Там Кириака приняли в число братии. При монашеском постриге он получил имя Кирилл. Под руководством игумена Максима, опытного старца –духовного отца, Кирилл последовательно трудился во всех монастырских службах, с послушанием и любовью исполняя приказываемое. За многие годы Кирилл научился грамоте, как чтению, так и письму. Основательно изучил Священное Писание. Кирилл был пономарем, просфорником, пекарем и выполнял другие монастырские послушания.

Впоследствии, спустя много лет, Кирилл с благословения настоятеля покинул Ошевенский монастырь. От Новгородского архиепископа принял сан священника и некоторое время жил в селе Кенозере, потом перебрался к себе на родину –в Чекуево, где в местном храме совершал Богослужение.

В конце ХУ века священник Кирилл перебрался на близлежащую Сырью – гору, ему понравился сосновый бор на северо-западной стороне Унозера (Спящее). Сосновый бор с северо-востока оканчивается болотом, из которого начинает свой исток Рагручей или Сырой, впадающий в реку Кодино, а Кодино впадает в реку Онегу. (По сведениям автора Распутин А.В.»Моя малая Родина» г. Онега 2015г святой Кирилл в Сырье преждежительствовал уже 1479 году, вероятно он поселился в последней четверти ХУ века. По сведениям в описи Никольской церкви в деревне Сырья, упоминается о древности Сырьинского монастыря, которые свидетельствуют и царские грамоты, хранившиеся в его ризнице. Древнейшая из них –грамота царя и Великого князя Ивана Васильевича была датирована 1568 года.

В этом тихом и удаленном от чужих глаз месте Кирилл построил свою избушку с молельней и основал обитель. Основным средством к существованию служила рыба в озере, ягоды, грибы, дикие растения. Впоследствии на склоне горы выращивал картофель и другие овощи. С годами –постепенно стали поселяться крестьяне и другие монахи, привлеченные богатством Унозера и плодородием земли южного склона горы. В 1601 году под руководством Кирилла была построена первый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при ней два придела: Святого апостола Иоанна Богослова (1602) и Корнилия митрополита Новгородского (1605). После многолетних трудов, в маститой старости скончался. 28 апреля православная церковь отмечает день его памяти.

В ХУ11 веке Сырьинскую пустынь именуют монастырем. (по другим сведениям указывается, что в ХУ1 веке монахи Сырьенского монастыря стали быстро богатеть за счёт паломников и купцов, которые проложили торговый тракт через Сырью) В это время он был приписан к Кийскому Крестному монастырю, основанному в 1656 году патриархом Никоном. Старец Пахомий Сырьинский был вызван Никоном на Кий-остров для строительства на нем Крестного монастыря. В 1661 года была построена вторая церковь Николая Чудотворца, в 1867 году была построена новая деревянная церковь Николая Чудотворца, в ней два храма: холодный в честь Николая Чудотворца, освящённый в 1867 и теплый в трапезе в честь Екатерины, устроенный в 1875 г. иждивением крестьянина Михаила Петрова Иванова.. Никольская церковь клетского типа с колокольней. Вблизи Никольской церкви находится часовня во имя преподобного Кирилла, построена в Х1Х веке(1863).

Мощи преподобного Кирилла сохранились до нашего времени. Они почивают под спудом в часовне, стоящей в деревне Сырья. Прихожане Онежского православного прихода ежегодно совершают паломничество на это святое место.

Источник. Ульянов А.И.»Зодчество Онеги» г. Онега 2004г.

Ульянов А.И. «Монастыри Онеги» г. Онега 2002г.

«Сказание о святых подвижниках» г. Архангельск 2002г.

Пащенко «Архангельский патерик» г. Архангельск 2000г.

Сборник «Онежская старина» выпуск № 1. г. Онега 1995г.

Киселев В.В. «По памятным местам Прионежья» г. Онега 1989г.

Алферова Г.В. «Каргополь и Каргополье» г. Москва 1973г.

Распутин А.В.»Моя малая Родина» г. Онега 2015г.

А.Ф.Толстоногов «Верховье» г. Онега 2007г.

Александр Ульянов

 

Сентябрь

пятница



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: