Шестнадцать Великих Бодхисаттв




Слуги Четырех Будд, воплощающие 16 «рождений»[7] — уровней развития бодхисаттвы, через которые он проходит на пути к обретению просветления.

Пробуждение не есть обретение совершенного состояния Будды, но лишь получение «добродетели само–осознания» (яп. дзисётоку), «приносящей пользу себе» (яп. дзири). За этим следует обретение «добродетели обращения других» (яп. кэкатоку), «приносящей пользу другим» (яп. рита). Бодхисаттва совершенствует первую добродетель, когда становится пробужденным и достигает первого из Десяти Уровней, Уровня Радости (яп. кангидзи); он совершенствует вторую добродетель — действий по обращению и направлению всех рожденных существ, когда проходит через десять уровней, следующих за пробуждением. Шестнадцать рождений равны Десяти Уровням, стадии в подъеме до состояния совершенной просветленности Махавайрочаны; это, также, ступени его нисхождения для направления и облагодетельствования всех рожденных существ. Таким образом, каждое рождение имеет двойное значение: это причинный уровень, поскольку способствует достижению более высокой стадии, и это также уровень «плодоношения», поскольк представляет следствие более высокой стадии. То есть, 16 рождений есть звенья цепи, ведущей вверх, к состоянию Будды, и, в то же время, другой цепи — следствий этого просветленного состояния — ведущей от Махавайрочаны к миру рожденных существ.

В ритуальных практиках садхака 16 Великих Бодхисаттв представляют 16 уровней продвижения от Бодхичитта через Практику к Пробуждению и вхождению в Нирвану. В каждом случае первая из четырех стадий, ассоциирующихся с Буддой, начинается с бодхисаттвы, расположенного ближе всех к Махавайрочане; следующий — тот, кто сидит по правую руку Будды, которому он служит (подразумевается, что Четыре Будды обращены лицами внутрь, к Махавайрочане, хотя на изображениях это не так), затем бодхисаттва слева от Будды и, наконец, бодхисаттва, наиболее удаленный от Махавайрочаны. Бодхисаттвы расположены в соответствии со степенью «близости» к своему Будде: наиболее близким считается тот, кто сидит к нему лицом, затем тот, кто справа от Будды, затем тот, кто слева, и наименее близок сидящий за его спиной.

А. Слуги Акшобхья Татхагата

Соответствуют четырем клятвам, даваемым садхака в подтверждение Парамита Обетов (шила–парамита): «пробуждать сознание, принимать всех рожденных существ как «добрых друзей», понимать нужды всех рожденных существ, приносить радость всем рожденным существам. Поскольку эти клятвы являются необходимой основой для любых успехов в практиках, «Ваджрашекхара сутра» называет четырех слуг–бодхисаттв Алмазного предела «самая–бодхисаттва », где самая используется в значении «исходный обет» (яп. хонсэй).

Ваджрасаттва («Алмазное Существо»)

Персонифицирует бодхичитта, внутренне присущее живому существу. Представляет первое рождение, уровень, на котором у садхака впервые проявляется бодхичитта, и он приобретает Прекрасную Мудрость, Знание Зерцала, осознающее, что он сам и другие не разделены, но слиты в равенстве. Эта мудрость — основа для развития добродетели «благодеяний для других», цели и кульминации 16 уровней. В правой руке держит пятиконечную ваджру наискось груди, символизирующую обладание пятью Знаниями Будды; в правой — ваджра–колокольчик, символизирующий звуки Дхармы, причину первого оживления бодхичитта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: