Бодхисаттвы взаимных подношений




Собрание Совершенного Тела включает в себя «тридцать семь Почитаемых в Башне»: 5 будд и 32 бодхисаттвы. Последние распадаются на две группы: 1) «шестнадцать бодхисаттв Врат Знания» и Великие Бодхисаттвы — аспекты Знания Четырех Будд; 2) «шестнадцать бодхисаттв Врат Сосредоточения», четыре Парамита Бодхисаттва, восемь Бодхисаттв Подношений и четыре Бодхисаттвы Привлекательности, аспекты сосредоточения будд, которым они служат. Шестнадцать бодхисаттв Врат Знания — мужского рода, однако, поскольку Сосредоточение порождает Знание, шестнадцать бодхисаттв Врат Сосредоточения являются «матерями» и изображаются как «небесные женщины» (апсара, яп. тэннё); если шестнадцать бодхисаттв Врат Знания — это 16 «рождений», или стадий продвижения в пределах Просветленности, то шестнадцать бодхисаттв Врат Сосредоточения воплощают 16 форм подношений (пуджа, яп. куё [14]).

Шестнадцать бодхисаттв Врат Сосредоточения представляют серию подношений, сделанных Махавайрочаной Четырем Буддам и Четырьмя Буддами — Махвайрочане. Каждый из этих бодхисаттв воалощает аспект добродетели одного из Четырех Будд, которую этот Будда подносит Махавайрочане в акте поклонения. Принимая, тот увеличивает объем своей добродетельности и возвращает ее буддам. Таким процессом взаимных подношений будды и Махавайрочана наращивают добродетели друг друга.

По одному из толкований, Махавайрочана сперва эманирует Четырех Будд в четырех направлениях, а те затем испускают четырех Парамита Бодхисаттв в виде подношения Махавайрочане: Акшобхья (добродетель бодхичитта) предлагает Ваджрапарамита (персонификацию парамита наставлений), внешнее проявление бодхичитта в принятии обетов и соблюдении правил; Ратнасамбхава (практика) предлагает Ратнапарамита (подаяния), внешнее проявление практики в даровании посвящения и дарении счастий, наполняющих садхака светом; Амитабха (мудрость просветления) предлагает Дхармапарамита (мудрость), проявляющегося в проповеди Дхармы; Амогхасиддхи совершает подношение Кармапарамита (парамита усилия), что внешне проявляется в действиях, исполняемых для блага других (схема 1).

В ответ на эти подношения Четырех Будд Махавайрочана эманирует четырех бодхисаттв, называемых «бодхисаттвами внутренних подношений», поскольу они занимают в мандале места внутри Алмазного Круга, а также потому, что соотносимы с внутренними моментами тела и сознания. Сперва, в виде подношения Акшобхья, он испускает Ваджраласи (юго–восток), затем — Ваджрамала (юго–запад) для Ратнасамбхава, затем Ваджрагита (северо–запад) для Амитабха, наконец, для Амогхасиддхи он эманирует Ваджранрита (северо–восток) (см. схему 2).

Четыре Будды взаимно обмениваются путем эманирования четырех «бодхисаттв внешних подношений», называемых так, поскольку они сидят в четырех углах коридора Башни вне Алмазного Круга, а также потому, что они относятся к вещам, находящимся вне тела и сознания садхака. Акшобхья предлагает Ваджрадхупа (юго–восток), Ратнасамбхава испускает Ваджрапушпа (юго–запад), Амитабха — Ваджралока (северо–запад), Амогхасиддхи — Ваджрагандха (северо–восток) (см. схему 3).

Наконец, в ответ на эти подношения Четырех Будд, Махавайрочана эманирует четырех Бодхисаттв Привлекательности: Ваджранкуша (восточные врата) для Акшобхья, Ваджрапаша (южные врата) для Ратнасамбхава, Ваджраспхота (западные врата) для Амитабха и Ваджравеша (северные врата) для Амогхасиддхи (см. схему 4).

 
 


По другим толкованиям порядок подношений иной. Здесь четыре Парамита Бодхисаттва не являются произведенными Четырьмя Буддами, но сами производят их. Они — Будды–Матери, аспекты сосредоточения Махавайрочаны, дающие рождение Знаниям, воплощаемым в Четырех Буддах (схема 5). Произведенные от Парамита Бодхисаттва, Четыре Будды делают подношения Махавайрочане в виде четырех «бодхисаттв внутренних подношений»: Акшобхья — Ваджраласи, Ратнасамбхава — Ваджрамала, Амитабха — Ваджрагита, Амогхасиддхи — Ваджранрита (схема 6). В ответ на эти подношения Махавайрочана эманирует четырех «бодхисаттв внешних подношений»: Ваджрадхупа для Акшобхья, Ваджрапушпа для Ратнасамбхава, Ваджралока для Амитабха и Ваджрагандха для Амогхасиддхи (схема 7).

Обмен подношениями есть обмен светом. Махавайрочана, «Великое Солнце» и источник Света Мудрости, сияет на Четырех Будд, обливая их лучами великолепия. Они, в свою очередь, отражают свет обратно к источнику, добавляя свет к свету. в этом усиливающемся сверкании Великое Солнце вновь сияет на будд, которые начинают гореть еще ярче и отбрасывают обратно еще более интенсивный свет, еще более усиливая славу Великого Солнца.

Согласно «Мондзю гики», обретение адхиштхана с восьмью бодхисаттвами подношений означает совершенствование восьми парамита: Ваджраласи — парамита подаяния (дана), Ваджрамала — п. обетов (шила), Ваджрагита — п. терпения (кшанти), Ваджранрита — п. отваги и настойчивости (вирья), Ваджрадхупа — п. сосредоточения (дхьяна), Ваджрапушпа — п. мудрости (праджня), Ваджралока — п. способов (упая), Ваджрагандха — п. клятв (пранидхана).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: