Четыре Парамита Бодхисаттвы




МАНДАЛА АЛМАЗНОГО МИРА

(центральный фрагмент)[1]

«Собрание Совершенного Тела» (яп. дзёдзиннэ или дзёсиннэ) — название японского происхождения. Санскритские тексты называют эту часть «Великая мандала Алмазного Мира» (ваджрадхатумахамандала, яп. конгокай даймандара), или «Мандала действий» (кармамандала, яп. камма мандара).

«...это мандала Тела Блаженства Вайрочаны, Будды, усовершенствовавшего равномерное просветление путем проявления Пяти Обликов, усовершенствовавшего состояние Будды и проявившего тридцать семь знений с помощью Алмазного самадхи. В ней описываются ритуальные правила мандалы, дабы подвижники могли быстро постичь состояние бодхисаттвы и Дхарму состояния Будды»[2].

Данное «Собрание» включает в себя значения остальных восьми, представляющих собой лишь вариации главной темы, и поэтому называется еще «Основным Собранием» (яп. компоннэ), или «Основным Собранием Совершенного Тела» (яп. компон–дзёсиннэ).

Свое название оно получило из-за того, что используется в медитативных сосредоточениях, ведущих к «становлению Буддой в нынешнем теле» (яп. сокусин–дзёбуцу), к обретению высшей, полной просветленности еще в этом мире.

Центральная часть Мандалы Совершенного Тела ограничена Алмазным Кругом (яп. конгорин), составленного из трехконечных ваджр, состыкованных одна к одной. По четырем диагональным направлениям вне этого круга помещены головы и верхние части торсов божеств Четырех Элементов. Они простерли руки и обнимают Круг как бы поддерживая его. Внутри него расположены пять Кругов Освобождения (яп. гэдацурин). Эти компоненты символизируют Драгоценную Башню на вершине горы Сумеру: алмазный круг — внешняя стена Башни, Пять Кругов Освобождения - коньки крыш, или балки над тронами Пяти Будд; четыре божества представляют Пять Элементов, поддерживающих Башню (пятый элемент, «пространство», «пустота», пронизывает все изображение), будучи четырьмя из пяти чакр, поддерживающих все мироздание; восемь связок ваджр, окаймляющих круги Освобождения в четырех направлениях, есть восемь колонн четырех врат Башни. Восемь колонн и пять коньков крыш представляют не–двойственность Принципа и Знания (яп. тири–-фуни). Сама Башня есть Ступа Мира Дхармы (яп. хоккай-тоба), в которой взаимопроникают Мир Принципа Чрева и Мир Знания Ваджры: пять коньков есть Пять Знаний Пяти Будд Алмазного Мира, а восемь колонн — восемь лепестков лотосового помоста Мира Чрева, соответствующих восьми типам сознания. Алмазный круг, образующий стену Драгоценной Башни, заключен, в свою очередь, в два прямоугольника, украшенными «проходами ваджр» (яп. конго–до). Анандагарбха писал, что они изображают коридор Башни, в котором сидят четыре внешних бодхисаттвы Подношений, четыре бодхисаттвы Привлекательности и тысяча будд Бхадракалпа.

Всего в мандале 1061 изображение (в т. ч. 1000 будд). В центре Махавайрочана, окруженный четырьмя Парамита Бодхисаттва.

У каждого Будды четырех направлений по четыре бодхисаттвы–прислужника, которые образуют группу из шестнадцати Великих Бодхисаттв. Каждый из образов окружен нимбом («лунный круг», яп. гацу–рин), а каждая группа из пяти образов (Будда и 4 бодхисаттвы-прислужника) включена в «Круг Освобождения» (яп. гэдацу–рин).

Четыре Бодхисаттвы Внутренних Подношений (яп. найси–куё–босацу) сидят по четырем диагоналям. «Внутренними» они называются, так как помещены внутри Алмазного Круга, окружающего Круг Освобождения. Состоящий из ваджр, Алмазный Круг сам заключен в два прямоугольных слоя, «прохода ваджр», во внутреннем из которых находятся восемь бодхисаттв: четыре Бодхисаттвы Привлекательности (яп. си–сё–босацу) во вратах основных направлений по сторонам света и четыре Бодхисаттвы Внешних Подношений (яп. гэси–куё–босацу) в четырех углах вне алмазного круга.


Пять Будд.

Если Пять Будд Мандалы Чрева символизируют пять превращений, то будды Собрания Совершенного Тела Алмазной Мандалы представляют Пять Знаний (паньча–жняни, яп. готи)[3], то есть 5 аспектов всевключающего знания Татхагаты. В «Бодайсинрон»[4] сказано:

«В [собрании] тридцати семи Почитаемых Миром каждый из будд, помещенный в пяти сторонах, выражает Знание. Будда Акшобхья на востоке (2) есть совершенство знания Великого Круглого Зерцала, также именуемого Алмазным Знанием; Будда Ратнасамбхава на юге (3) есть совершенство знания Равенства, также называемого знанием Абхишека; Будда Амитабха на западе (4) есть совершенство знания Чудесного Созерцания, также именуемого Лотосовым; Амогхасиддхи на севере (5) есть совершенство знания Совершенных Действий; Будда Вайрочана в центре (1) есть совершенство знания Мира Дхармы, которое есть знание основ».

Каждое из этих Пяти Знаний есть трансформация соответствующего сознания (или группы из нескольких разновидностей сознаний). Просветленному известно, что свойства сознания есть не что иное, как свойства Разума Будды и аспекты его всеобщего Знания. Обретение просветленного состояния (состояния Будды) есть осознание этой идентичности (равенства) всех свойств сознания и пяти аспектов Знания Татхагаты.

1. Знание сущностной природы Мира Дхармы Вайрочана (дхармадхату–жняна, яп. хоккай–ти) — высшее, абсолютное знание, пронизывающее каждый элемент во вселенной, превосходящее все разделения и пребывающее в не–двойственности. Оно включает четыре других типа сознания, однако такое разделение на пять частей относительно, поскольку они идентичны с Единым Знанием (яп. ити–ти) и неотделимы от него.

2. Знание Великого Круглого Зерцала Акшобхья (адарша–жняна, яп. дайэнкёти) несет в себе сравнение с зеркалом, бесстрастно отражающим изменяющиеся вещи, но не меняющимся само, видящим, что бодхичитта равно присутствует как в непробудившихся живых существах, так и в просветленных буддах. Это — сознание Будды, отражающее все дхармы во вселенной, знание бодхичитта, неподвижного[5] и неразрушимого, как алмаз; трансформация Сознания–Сокровищницы.

3. Знание Идентичности Сущностей Ратнасамбхава (самата–жняна, яп. бёдо–сёти) воспринимает равенство всех дхарм в их исходной природе, единство всех вещей, «одинаковости» себя и других. Это — трансформация сознания разума (клиштаманас). От него возникает равное и неразделенное сострадание ко всем рожденным существам. «Знанием Посвящения» (абхишека) оно называется, поскольку соответствует Пробуждению, уподобляемому царскому состоянию, которое ритуально подтверждается окроплением головы водами морей четырех сторон света.

4. Знание Чудесного Восприятия Амитабха (пратья–векшана–жняна, яп. мёкан–дзатти) — трансформация мыслей сознания (мано–виджняна). Способность духовного распознавания Буддой всех деталей феноменального мира и оценки духовной восприимчивости всех живых существ ради определения уровней глубины в проповедовании Дхармы в соответствии с их способностями понимания. Такое разделение не есть какой–либо вид ментального анализирования, но, скорее, чистое и непосредственное восприятие, которое непроизведенно и всеприсуще. «Лотосовым» зовется, поскольку Амитабха является повелителем Лотосового раздела на западе; также известно, как «Знание поворота Колеса Дхармы», поскольку проявляется в проповедовании Учения, превращающего рожденные существа путем уничтожения их иллюзий.

5. Знание Совершенных Действий Амогхасиддхи (критьянуштхана–жняна, яп. дзососати) необходимо для освобождения всех рожденных существ; оно приносит пользу себе и другим, не мотивировано желаниями и привязанностями, но возникает спонтанно из общего Сострадания. Обладая этим знанием, Будда способен принимать различные облики, соответствующие различным уровням понимания живых существ.

Четыре Парамита Бодхисаттвы

Бодхисаттвы, окружающие Махавайрочана, именуются «Парамита[6]–Бодхисаттвами» (ПБ), так как представляют четыре аспекта перехода на другой берег, к совершенному просветленному состоянию Махавайрочана, его «уровню плодоношения» (яп. ка–и).

Четыре ПБ есть Будды–Матери (яп. буцумо). По одному разъяснению, они проявляют четыре аспекта сосредоточения Махавайрочана (дхьяна), в которое он вошел ради порождения Четырех Знаний, воплощенных в Четырех Буддах. По другому они сами являются Четырьмя Знаниями, проявленными в Четырех Буддах ради порождения «всех почитаемых миром и святых Трех Миров и Трех Времен», а также для совершения подношений (пуджа, яп. куё) Махавайрочане.

Каждый ПБ производит Будду, сидящего в том же направлении (или производится им); каждый ПБ назван по пределу, которым управляет его соответствующий Будда, и составляет такую же мудра.

Являясь аспектами всевключающей сосредоточенности Махавайрочаны, четыре ПБ заключают в не–двойственное слияние причину и следствие, или плоды добродетелей, ими производимых. На это указывает и осевая смежность соответствующих фигур мандалы, и совпадение имен ПБ с именами прилегающих к ним Великих Бодхисаттв.

В качестве четырех аспектов совершенного просветленного состояния Махавайрочаны, ПБ относятся к Пределу Будды, который есть «уровень плодоношения»; однако, как четыре матери, порождающие будд, либо «почитаемых миром и святых», они в «уровне причины» (яп. инни) и потому изображаются не в облике будд в монашеских одеждах (кашая), но как бодхисаттвы в «одеждах действия» (яп. камма–э) — рабочей униформе, надеваемой когда следует привести рожденные существа к просветлению.

1. Ваджра–парамита

К востоку от Махавайрочаны, персонифицирует совершенство («обретение другого берега») его сосредоточения, порождающего Будду Акшобхья, воплощающего предел Алмазного Знания и крепкую, неразрушимую, подобно алмазу, бодхичитта. Его правая рука составляет мудра, касающуюся земли (бхумиспарша–мудра, яп. сокути–ин), а левая рука образует «кулак мудрости» (яп. тикэн), означающий, что он пребывает на уровне Совершенствования Мудрости (праджня–парамита) и поэтому «зажимает в руке» всю Мудрость (праджня).

2. Ратна–парамита

К югу от Махавайрочана, персонифицирует сосредоточение Татхагаты, поро ждающее Знание Будды Ратнасамбхава — воплощение практики и повелителя Драгоценного предела. Человекоподобный эквивалент жемчужины исполнения желаний (чинтамани), Драгоценности Счастья, обретаемой в результате отправления «десяти тысяч ритуальных практик». Левая рука держит лотос, открывающийся и показывающий свиток сутры (вариант: лотос поддерживает шар, символизирующий завершение и совершенство). В правой руке чинтамани.

3. Дхарма–парамита

К западу от Махавайрочаны, представляет сосредоточение, производящее Знание Амитабха, правящего пределом Лотоса, или Дхармы и воплощающего пробуждение. Он персонифицирует мудрость, обретаемую при пробуждении, а затем проявляющуюся в повороте Колеса Дхармы (проповеди учения). Эта мудрость принадлежит пределу Лотоса, являясь, подобно этому цветку, чистой и незагрязненной. Две его руки образуют печать сосредоточения Амитабха (дхьяна–мудра, яп. дзё–ин) и держат открытый лотос, показывающий «Праджня–парамита–сутра», в которой заключена суть парамита мудрости.

4. Карма–парамита

К северу от Махавайрочаны, персонифицирует сосредоточение Татхагаты, производящее Знание Амогхасиддхи, воплощающего вхождение в нирвану и правящего пределом Действия. Он выражает добродетели этого предела, в котором Будда и окружающие его бодхисаттвы действуют для привлечения, обращения и облагодетельствования рожденных существ. Персонифицирует действие парамита Мудрости, отсекающей прочь рождение и смерть. В правой руке держит крестообразную ваджру действия, символизирующую Знание Действия Амогхасиддхи, функционирующее во всех направлениях, повсеместно во вселенной; в левой руке — лотос со свитком «Праджня–парамита–сутра» (на мандале из монастыря Тодзи лотос поддерживает жемчужину)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: