Пример 3. Дионисий / Диодор: «Малочисленные Господства»




В следующем примере мы находим замену имени свт. Дионисия на Диодор. Сразу необходимо отметить, что М. Пираром в критическом издании эта интерполяция была отмечена, и четко выявлена цитация свт. Дионисия[6]. Несмотря на это, у некоторых исследователей преобладает ничем необоснованное доверие к прочтению в этом месте имени Диодора, находящегося в рукописи, изданной Беджаном[7]. Фьори в примечании говорит: «в русском переводе, как и в греческой версии, имя Диодора заменено на Дионисия еп. Афинского». Однако, кроме русской и греческой версии, прочтение имени свт. Дионисия еп. Афинского находится и в более ранних, чем рукопись Беджана, сирийских источниках — в синайской рукописи Sin. syr. 24. Фьори, упоминая эту рукопись, говорит только об одной цитате свт. Дионисия. Ниже мы покажем вторую исконную цитату свт. Дионисия, которая была не «заменена», а переписана греческими переводчиками.

Таблица 6. Сирийские источники.

Sin.syr.24, VIII в. Bedjan 1909, ркп. XIII в.

 

Таблица 7. Идентификация цитат.

Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Преп. Исаак Сирин. Слово 89. (Соболевский 1911)
… чины небесных Существ для нас неисчислимы; потому что бесчисленно блаженное воинство премирных Умов (Гл. 14, §1). … каждое наименование небесных Умов показывает Богоподобное свойство каждого из них (Гл. 7, §1). Итак, небесные Чины преимущественно и многоразлично причастны Божеству, преимущественно и многоразлично и открывают Божественные тайны. Вот причина, почему они исключительно пред всеми удостоены наименования Ангелов: они первые получают Божественное озарение, и чрез них уже даются нам откровения (Гл.3 §2). Итак, знаменательное наименование святых Господств, по моему мнению, означает некоторое нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному — возвышение к горнему (Гл. 8, §1) Горние чины в бытии неисчетно многи и именуются по отличию и чину. Ибо почему названы Началами, Властями, Силами? Господствами наименованы, может быть, как отличенные честью.
… высшая Иерархия, как сказано, будучи особенно близка к непостижимому Существу, непостижимо и священноначальствует над второю; а вторая, которую, составляют святые Господства, Силы и Власти, руководствует Иерархии Начальств, Архангелов и Ангелов, и хотя она открытее первой Иерархии, но сокровеннее последующей (Гл.9, §2). … высшие существа вполне имеют святые совершенства, принадлежащие существам низшим, так, наоборот, и низшие существа, хотя имеют совершенства высших, впрочем не в равной степени, но в низшей. (Гл.12, §2) … одни и те же Чины начальствуют и вместе подчиняются, впрочем, не над самими собою или самим себе, но каждый из них подчиняется высшим, а начальствует над низшими (Гл. 15, §1) И они малочисленнее подчиненных им, как сказал святой Дионисий, епископ Афинский, но больше по власти и ведению, и очень разделены по величию своих чинов…
Слово Божие все небесные Существа для ясности обозначает девятью именами. Наш Божественный руководитель разделяет их на три тройственные степени. Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу (Ис. VI, 2, 3. Иезек. I) теснее и без посредства прочих с Ним соединены: ибо святейшие Престолы, многоочитые и многокрылатые чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Священного Писания, находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу. О сей–то тройственной степени наш славный Наставник говорит как о единой, единокупной и истинно первой Иерархии… (Гл.6, §2) Ибо все сии духовные сущности Божественное Писание наименовало девятью духовными именами и разделило их на три степени; и первую делит на великие, высокие и святейшие Престолы, многоочитых Херувимов и шестокрылатых Серафимов;
Вторая степень содержит в себе Власти, Господства и Силы; третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал (Гл. 6, §2). вторую же степень — на Господства, Силы и Власти, и третью — на Начала, Архангелов и Ангелов.
Принимая такой порядок святой Иерархии, мы говорим, что каждое наименование небесных Умов показывает Богоподобное свойство каждого из них. Так святое наименование Серафимов, по мнению знающих еврейский язык, означает или пламенеющих, или горящих, а название Херувимов — обилие познания, или излияние мудрости. наименование высочайших и превыспренних Престолов означает то, … означает также то, что они носят Бога, и раболепно выполняют Божественные Его повеления (Гл. 7, §1). Чины же сии с еврейского толкуются: Серафимы — согревающие и сожигающие; Херувимы — обильные ведением и мудростью; Престолы — Божия опора и Божий покой; и сими именами названы чины сии по их действованиям.

См. также идентификацию этой цитаты у Венсинка, Миллера и Пирара[8].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: