Пример 4. Мартиниан / Феодор.




Следующий пример несторианской правки интересен тем, что несториане сами исправляют свою рукопись. Несмотря на то, что Беджан отметил все имеющиеся в доступных ему рукописях (в том числе и в рассматриваемой нами) интерполяции и маргинальные глоссы[9], этот пример он решил обойти молчанием! Впрочем, метод работы Беджана — назовём его: "по своему усмотрению" — нам уже известен[10].

Brit. Add. 14633, X в.

Рукопись X в. Brit. Add. 14633 была списана несторианами[11]; по ней можно судить, что имя Мартиниана до X в. ничем особо не смущало несториан. Но с X в. начинается замена этого имени на «толкователя», Феодора Мопсуестийского. В рукописи отчетливо видно, как поверх оригинального письма, поздней рукой, несторианским письмом написано: «толкователь». На полях стоит монофизитская глосса, которая восстанавливает первоначальное имя — «Мартина», возможно сокращённая форма от «Мартиниан». Так как начало православной (мелькитской) рукописи не сохранилось, то мы приводим этот пример опираясь на монофизитскую рукопись Vat. syr. 124, которая, возможно, является копией мелькитской рукописи Vat. syr. 125[12].

Таблица 8. Сирийские источники.

Vat. syr. 124. Bedjan 1909, ркп. XIII в.

Прочтение имени «Мартиниан» подтверждает также и греческий перевод, сделанный на рубеже VIII-IX в. Следует заметить, что пассаж поучения блаженного Мартиниана не характерен для стилистики Феодора Мопсуестийского. В науке также отсутствует идентификация цитаты этого пассажа как принадлежащего Феодору[13]. С точки зрения идентификации цитаты преп. Мартиниана возникает также определенная проблема. В аскетических сборниках не сохранилось поучения, атрибутируемого этому подвижнику. Фрагменты поучения под именем Мартиниана возникают в более поздний период, в сборнике под названием «Евергетинос», где приводится фрагмент жития известного древнего подвижника Мартиниана V в. Если сопоставить пассаж поучения блаженного Мартиниана с указанным житием, то можно заметить несколько автобиографических параллелей.

Во первых, это непрестающие брани, которые возводил диавол против этого святого, и из которых св. Мартиниан всегда выходил победителем. Сравним в поучении Мартиниана: «Ибо непременно должно вам выдерживать за сие всякую брань, воздвигаемую естественными страстями, влечением мира сего, постоянною и непрекращающеюся злобою демонов, с какою обыкновенно нападают на вас, и со всеми их злоухищрениями».

Во вторых, это брань против греха до крови: «чтоб оказаться в брани твердыми, не побежденными, обагренными кровию язв своих, и никоим образом не прекращайте борьбы с своими противниками»[14]. Действительно, в житии Мартиниана имеется случай борьбы против греха «до крови». Когда его искушала блудница, преп. Мартиниан стал обнаженными ногами на горящий огонь, в результате чего получил сильные ожоги. Этим он привел блудницу в раскаяние и угасил разжение похоти[15]. Две эти автобиографические параллели можно рассматривать как фрагмент не сохранившегося в агиографической литературе поучения преп. Мартиниана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: