План.
1. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
2. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
3. Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
4. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой на основе анализа современных вариативных программ.
Литература.
1. Гурович Л.М. Ребенок и книга. М., 1992.
2. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол.труды: В 2-х т. М., 1986. Т. 1.
3. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.,1972.с. 3-27, 48-70.
4.Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой. М., 2005.
5. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4-7 лет // Эстетическое воспитание в д/саду. М., 1985. С. 45-56.
6. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
Тема 22. Методика чтения и рассказывания художественных произведений.
План.
1. Формы работы с книгой в детском саду.
2. Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы.
3. Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
4. Беседы в связи с чтением художественных произведений.
5. Анализ составленных студентами развернутых планов занятий по ознакомлению с художественной литературой.
Литература.
1. Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. 1981. № 3.
2. Илларионова Ю.Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. 1974. № 1.
|
3. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972. С. 70-90.
4. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1984. С. 144-160.
5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М., 1970.
6. Гербова В.В. Ознакомление детей с произведениями художественной литературы // Дошкольное воспитание. 1980. № 8.
Тема 23. Ознакомление детей дошкольного возраста
С поэзией.
План.
1. Особенности восприятия содержания и формы поэтического произведения.
2. Требования к отбору поэтических произведений для детей.
3. Методика заучивания наизусть стихотворений в разных возрастных группах.
4. Приемы обучения выразительному чтению стихов.
5. Анализ подготовленных студентами планов занятий по заучиванию стихотворений.
Литература.
1. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду // Дошкольное воспитание. 1973. № 2.
2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972. С. 102-125.
3. Панкратова З.Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Дошкольное воспитание. 1974. № 1.
4. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений // Дошкольное воспитание. 1970. № 7.
5. Бухвостова С. О заучивании стихотворений детьми // Дош. воспитание.1973. № 2.
Тема 24. Методика использования произведений устного
Народного творчества в детском саду.
|
План.
1. Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
2. Характеристика состава детского фольклора; особенности восприятия освоения детьми произведений малых фольклорных форм.
3. Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, песенок, потешек и др.).
4. Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей.
Литература.
1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное творчество. Л., 1983.
2. Жигулев А. Пословица в развитии речи дошкольника // Дошкольное воспитание. 1975. № 7-10.
3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1976.
4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.,1972. С. 9-19, 28-78.
5. Ладыженская Т. Загадки как средство развития, обучения и воспитания // Дошкольное воспитание. 1976. № 11.
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
Тема 25. Теоретические основы подготовки детей
К обучению грамоте
План.
1. Сущность подготовки дошкольников к обучению грамоте.
2. Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.
3. Задачи и содержание работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
4. Анализ содержания работы по обучению грамоте в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой; по методике Журовой Л.Е.
Литература.
1. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978. С. 10-16, 21-52, 86-113.
2. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1984. С. 12-16.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. М.М. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005.
4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.
Тема 26. Методика работы по подготовке детей дошкольного