ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫИ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (4 курс) 2011 год
Педагогическая практика является очередным этапом Вашей профессиональной подготовки как будущих учителей-предметников и классных руководителей, протекающим в рамках реального образовательного процесса, в отличие от лабораторно-практических занятий, связанных преимущественно с его моделированием. И хотя за педагогической практикой неоправданно закрепилось мнение, что это лишь форма обучения, значение ее, несомненно, шире. Педагогическая практика не только дополняет и обогащает Вашу теоретическую подготовку, но и создает возможность для её перевода в плоскость технологического применения, формирования профессиональных умений. В процессе практики у вас появляется возможность, реализуя уже сложившийся профессиональный опыт, задаться новыми вопросами, связанными с профессиональной деятельностью.
В рамках педагогической практики Вы должны:
1) ознакомиться с системой работы средней школы, особенностями протекания учебно-воспитательного процесса в школах различных типов, а также с важнейшими характеристиками учебно-методической работы современной школы;
2) изучить содержание деятельности классного руководителя, учителей-предметников и учащихся «своего» класса, участвуя в учебно-воспитательном процессе в качестве помощника учителя и помощника классного руководителя;
3) познакомиться с разнообразными формами организации внеклассной воспитательной работы (в том числе, по предмету), принять посильное участие в их подготовке и проведении;
4) подготовить и провести воспитательное мероприятие (дело) с последующим самоанализом;
|
5) познакомиться с опытом организации уроков и других форм организации учебного процесса (лекции, семинары, зачеты и т.п.);
6) приобрести опыт психолого-педагогического поаспектного анализа наблюдаемых уроков;
7) приобрести опыт рефлексивного отношения и рефлексирующей позиции в профессиональной педагогической деятельности, а также опыт фиксации в педагогическом дневнике результатов анализа собственной деятельности, связанной с наблюдением и организацией педагогического процесса и его фрагментов.
Уважаемые студенты!
По окончании педагогической практики на кафедру педагогики сдаются следующие документы:
Воспитательный блок.
Отчет по классному руководству, содержащий список-перечень всех видов дел, выполненных Вами за период педпрактики в роли помощника классного руководителя.
Приводим образец такой записи.
Отчет по классному руководству
№ | Содержание и форма проведения дела | Дата проведения | Степень самостоятельности при подготовке и проведении |
Выпуск классной стенгазеты | К 8.03. | Самостоятельно, вместе с редколлегией класса | |
Дежурство класса по школе | 25.02-01.03. | Помощь классному руководителю в организации | |
Классный час: «Будем вежливы» | 09.03. | Самостоятельно | |
Викторина: «Хочу все знать» | 13.03. | Совместно с учителем биологии | |
Дежурство по классу | Ежедневная проверка | Самостоятельно | |
Выход в театр на спектакль: «…» | 09.03. | Совместно с классным руководителем | |
Проверка дневников | Один раз в неделю | Самостоятельно | |
Родительское собрание | 20.02. | Присутствие в качестве наблюдателя; краткое выступление на тему: «…» |
Данный документ подписывается классным руководителем, им же выставляется отметка.
|
Отметка за успешность решения студентом задач педагогической практики и выполнение конкретных заданий по педагогике выставляется педагогом-консультантом с учетом отметки, выставленной классным руководителем.
При этом основными критериями оценки Вашей деятельности в качестве помощника классного руководителя (кроме качества выполненных заданий) являются:
· ярко выраженный интерес к детям, желание работать с ними;
· умение налаживать хорошие взаимоотношения с детьми;
· самостоятельность и инициативность в работе;
· прилежность в работе.
Дидактический блок.
Педагогический анализ урока с точки зрения постановки и реализации его триединой цели.
ФИО студента:
Школа и класс:
Тема урока, место урока в тематическом разделе, тип урока:
Дата проведения:
Формулировка задач урока | Этапы урока | Задания, направленные на их реализацию |
1. Образовательные: 2. Развивающие: 3. Воспитательные: |
Приложение
Образовательные цели урока
На современном уроке образовательные цели, ориентированныена развитие личности учащихся, имеют первостепенное значение по сравнению с предметными целями, ориентированными на усвоение школьниками содержания учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
• актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
|
• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:
• создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
• обеспечить у школьников развитие умений составлять простой и сложный планы.
Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
• обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
• создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
• содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.