Книга и чтение как орудие Реформации




Как известно, последним хронологическим периодом Возрождения была Реформация. Она была противоположна гуманистической ориентации на человека, вере в его безграничные возможности; деятелями церкви поддерживалась идея человеческого ничтожества перед Богом. Оптимистическому жизнерадостному мироощущению гуманистов противопоставлялись суровых дух самоограничения и дисциплины.

Реформация имела форму борьбы против католической церкви и основ феодального общества; она охватила период с XVI по середину XVII века. Распространилась на территории большинства стран Западной и Центральной Европы. В рамках Реформации обсуждались основополагающие идеи европейско-христианской цивилизации: место и роль Бога в эволюции социального и физического мира, соотношение бога и человека, смысл индивидуального бытия, образ и место Церкви в общественной жизни. Посредником между человеком и Богом реформаторы провозгласили Священное Писание, через которое верующий открывал для себя божественные истины; верховным авторитетом в делах веры принималась исключительно Библия.

Распространение идей Реформации в Англии привело к возникновению англиканской церкви; с 1534 г. король Генрих VIII Тюдор провозгласил себя ее главой и отверг католическое папство. Характерно, что король с юных лет изучал науки, которые, с его точки зрения, необходимы будущему государю: он читал произведения современной и античной литературы, изучал гуманитарные науки, сочинял духовные гимны, сочетал интеллектуальные увлечения с физическим упражнениями – словом, в своем образовании следовал античной традиции. Поддерживал книгоиздание в Лондоне; именно Генриху Англия обязана развитием книгопечатания в этот период.

Реформация была началом освобождения от мрачного средневековья с его догматами и слепой верой; это был переломный, "стыковой" период, который впитал в себя идеологию уходящего средневековья и в то же время знаменовал приход Нового времени. Это был сложный историко-культурный феномен, который помимо средневековых догм вобрал в себя уцелевшие в недрах средневековья остатки античной культуры, зарождавшуюся идеологию Возрождения и был согрет первыми лучами Просвещения. Иными словами, это был период трансформации "христианского мира" в Европу.

Особенностью этой эпохи является и сочетание скрытой секуляризации с усилением религиозных настроений. Христиане воспринимали себя в качестве культуртрегеров, которые несли свои ценности в "иные миры"; были сильны миссионерские настроения. Они ощущали себя единым целым в борьбе с исламом, славянами, монголами или турками.

Изменилось и отношение к науке. В XVI столетии наука перестала воспринимать себя "служанкой богословия"; в противовес богословию стала развиваться философская мысль. Растет интерес к человеку, его внутреннему миру. Появились труды Блеза Паскаля, французского математика, философа и писателя. Вот что представлял собой человек с точки зрения Б. Паскаля:

"Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит... все наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить. Постараемся же научиться хорошо мыслить: вот принцип нравственности".

Открытия Галилео Галилея в области астрономии, математики, физики, Николая Коперника в области познания гелиоцентрической системы мира, разрушили представления об образе Вселенной. Стремясь создать новую картину мира, ученые того времени начали применять такие научные методы исследования, как наблюдение и эксперимент. Религия и наука все больше отдалялись друг от друга. Философские труды Б. Паскаля свидетельствуют о том, что идея бесконечности мира вызвала кризис человеческого самосознания, породила идею бездомности, одиночества.

Реформация способствовала появлению нового человека – независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В изменившихся условиях общественной жизни человек должен был приспособиться к новым реалиям, он стремился к высвобождению из пут средневековой Церкви. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и новым отношением к миру. Новая идея заключалась в том, что понятием "Beruf" (дело, призвание, профессия) закладывалась оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. Отсюда страсть к накопительству, стяжанию, зарождение торгового духа. Религиозные запросы постепенно соединялись с требованиями мирской жизни.

Успех Реформации во многом связан с книгой и чтением. Вот слова Мартина Лютера:

" Книгопечатание – последний дар Божий и величайший. В самом деле, через него Бог хочет, чтобы дело истинной веры стало известно по всей земле до пределов мира."

Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая получило название Контрреформации; считается, что она началась во времена папы Пия IV в 1560 и продолжалась до 1648 года – момента окончания Тридцатилетней войны. Это была попытка папства продлить существование средневековых порядков в Европе.

Контрреформация осуществлялась путем насильственного подавления реформаторского движения путем преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещенных книг. Возглавили Контрреформацию иезуиты – члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена "Общество Иисуса" ("Societas Jezy"), основанного с благословения папы Павла III в 1534 году в Париже испанским небесным рыцарем Игнатием Лойолой; в общество входили в основном ученые-богословы. Среди орудий борьбы иезуитов с Реформацией были педагогическое воздействие, чтение. Иезуитские ученые-богословы написали множество полемических сочинений, в которых опровергались еретические мнения той эпохи, заняли ведущие позиции в образовании, создав широкую сеть школ с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Главной книгой иезуитов того времени была книга Лойолы "Духовные упражнения".

Католическая церковь прибегает к цензуре и запрещению книг: протестантские книги как еретические повсюду конфисковывались и сжигались. Для уведомления книгопродавцев и паствы о решениях папства в середине XVI столетия появляются "Индексы запрещенных книг", чтение которых считается грехом. Индекс требовал, чтобы книгу, подвергшуюся запрещению, не читал ни один католик, не держал у себя, не перепечатывал под угрозой отлучения от церкви; эти книги сжигались инквизицией. Папа Климент VII писал: ..."надо покончить с вольнодумством, колеблющем наш трон. Надо проявить силу! Превратить солдат в палачей! Зажигать костры! Убивать и сжигать, дабы очистить религию от скверны! Истребить в первую очередь ученых! Упразднить книгопечатание!.. "

Последующие индексы были еще более жесткими. Например, испанские "Индексы", изданные в 1612 г., воспрещают воспроизводить "Библию и любую часть ее, печатную и рукописную, на любом простонародном языке" (простонародными считались все языки, кроме еврейского, греческого, латинского, халдейского, сирийского, эфиопского, персидского и арабского). Известно, что испанская инквизиция была наиболее жесткой: иезуиты, испанские богословы переводили и воспроизводили религиозные тексты исключительно на латинском языке. Подготовленные ими тексты предназначались исключительно для духовных лиц.

Папа Пий Х в своих энцикликах (это послания пап римских с изложением взглядов Святого престола по важнейшим вопросам) назвал основателей реформации людьми, одержимыми духом гордости и мятежа, бог которых – их чрево. Христианство по-прежнему оказывало влияние на чтение, причем католическое духовенство в большей степени тяготело к установлению контроля над чтением. Особой заботой епископов было укрепление традиций чтения в среде духовенства. Они стремились прививать любовь к чтению и у церковных священников, и у монашества. Считалось, что именно чтение поддерживает у духовенства определенный уровень образованности. Рекомендовалось читать несколько часов в день, использовать книгу для осмысления вопросов божественного характера.

Католическая церковь для лучшей организации чтения религиозной литературы составляла специальные каталоги, содержавшие перечень наиболее значимых книг. При каждом епископе находился печатник, который получал привилегию на выпуск книг религиозной тематики. Один из печатников (Жак Сенез) в конце 17 столетия выпустил "Краткое содержание библиотеки для священнослужителя", которое включало 90 названий. Это была идеальная библиотека, включавшая тексты, необходимые хорошему служителю.

Были ограничения даже на чтение Библии: в "Индексах запрещенных книг" в частности, указывалось, кто имеет право ее самостоятельно читать: это лица, получившие разрешение епископа или инквизитора, исключительно "люди ученые и богобоязненные". Контрреформаторы считали, что Библия – алтарь, затворенный для черни. Чернь в их понимании – не только простонародье, но и все "гордые, нечистые, невежественные, слабые, любопытные, болтливые, гнусные" – те, кто не способен иметь дело со святыней. Доступ к Библии давался преимущественно во время богослужения и в семье: читались тексты, снабженные комментариями. Давлению католической Церкви уступил даже Генрих VIII: он установил три способа чтения Библии. Людям знатным и благородным дозволялось читать Писание и зачитывать его вслух. Представители буржуазии и благородные женщины могли читать Библию только про себя, а все остальные – " женщины, ремесленники, ученики и подмастерья на службе у лиц, равных по состоянию мелким землевладельцам, земледельцам и разнорабочим ", читать ее не имели права.

Католиками по-прежнему предпочтение отдавалось устному слову; считалось, что вера зависит от проповеди. Практиковались три основные формы проповеди: проповедь, произносимая с амвона, чтение и пение. Неуправляемое самостоятельное чтение не поощрялось: с точки зрения клерикалов, оно вызывало различные неортодоксальные идеи. Народное чтение поощрялось в пределах катехизиса и литургических текстов. Важно было не вдохновлять на поиски новых смыслов, а обеспечить устойчивость христианского вероучения. Все это ограничивало развитие самостоятельного чтения про себя.

Католики были больше привязаны к устной традиции (это предположение носит гипотетический характер); католическая Церковь подчеркивала значимость устной передачи Священного Писания, распространения веры. Даже исповедовались в Церквах на ухо. Поэтому книжная традиция мирян католического мира долго оставалась устной. Священнику (клирику) должно было проповедовать собранию верующих, духовно направлять их, в том числе – средствами громкого чтения, а мирянам нужно было слушать и запоминать то, что читалось в Церкви. Священство должно было давать пояснения устно: считалось, что это дает больше «страха божьего и веры». Доступ мирян к чтению носил контролируемый и регулируемый характер.

Христианские католические епископы боролись за правильность книг. На Соборе середины XVI века они составили список канонических текстов и определили латинский текст единственным подлинным текстом Писания. Было записано, что они полагают верным способом понимания текста: " в делах веры и даже нравоучения " никто не должен выражать личную точку зрения. Не позволялось "полагаясь на собственное суждение, тянуть Священное Писание на свой особый смысл и давать ему толкования либо противные тому, что давала Святая матерь Церковь, либо противоречащие единому суждению Отцов Церкви".

Распространение печатной книги обусловило два направления церковной политики:

– обеспечить строгий контроль над книгами, " трактующими о священных предметах "; печатники и книгопродавцы обязаны были отдавать издаваемые и распространяемые книги на просмотр архиерею;

– создать преграду распространению " подозрительных и опасных книг ", распространяющих "ложное учение".

Известно, что протестанты читали больше, чем католики. Протестантская церковь первой преодолела недоверие к письменному тексту; из протестантской Церкви раздавался призыв самостоятельно читать Библию. Протестанты регулярно читали Библию, катехизис, псалтырь, служебник. Возможно, более интенсивное чтение в протестантской среде было связано и с тем, что протестантами становились более грамотные слои населения, проживающие в основном в городах. Они более энергично занимались изданием и распространением книг, их книготорговая сеть была более мощной.

Папство в противовес протестантской Церкви стремилось распространять книги в соборной редакции. Издателям, выпускавшим книги в согласии с Собором, выдавались так называемые " привилегии " на выпуск религиозной тематики. Это отражало стремление католической Церкви установить строгий контроль над изданиями Контрреформации. Много таких " привилегий " получал издатель Христофер Плантен, имевший типографию в Антверпене. К середине XVII столетия в типографии Плантена литургические и библейские тексты составляли три четверти издательской продукции.

Выдавали подобные " привилегии " и короли; известны крупные парижские издательские и книготорговые предприятия, которые практически были защищены от конкуренции в силу своих привилегий. Таким образом, католической Церковью предпринимались существенные усилия для выпуска контрреформационной литературы и ослабления влияния протестантизма.

Идейная борьба, обмирщение светской жизни оказали существенное влияние на развитие светского чтения. Постепенно сформировалась новая культура мирян-католиков, независимая от духовенства. Возможности чтения расширялись, причем различалось чтение дворянской элиты, богатых сословий и чтение простонародья. Привилегированное сословие читало книги с большим выбором, постоянно получая советы от духовников: какие книги и как следует читать. В среде верующих из привилегированных сословий было принято коллективное чтение. В среде аристократии было немало любителей рыцарских романов, мемуаров, житейских историй. Поддерживается идея элитарности книжного знания; оно должно излагаться языком, доступным немногим, то есть на латыни. Тем самым в интеллектуальной и духовной жизни общества происходит языковая социальная стратификация. Рост печатных книг побудил разделить их на книги для толпы и книги для ученых.

В религиозной борьбе важное место отводилось чтению. Появились и первые летучие издания – агитационные брошюрки реформаторов, направленные против католической Церкви; тексты здесь были представлены в форме диалогов, проповедей или писем. Распространялись и маленькие религиозные книжки лютеранской направленности, издавалась Библия на народных языках; только на немецком языке она издавалась не менее 400 раз. Лютер считал, что использование новых языков принесет христианству больше добра, чем книги на латинском языке, доступные только ученым. Центрами издания реформаторский литературы стали Антверпен, Женева, Страсбург и Эмден; здесь выпускались Библия, катехизисы (книга, содержащая основы вероучения), псалтыри, литургические книги. Протестанты распространяли всеми доступными способами свои книги и брошюры, даже подбрасывали их в дома горожан через отдушины.

Католическое духовенство пыталось сохранить контроль над чтением в народной среде. Аббат Фенелон считал, что с помощью чтения можно обратить протестантов в католическую веру. Главным средством он считал " нежное, с любовью осуществляемое просвещение ". Для мирян он призывал издавать книги, набранные крупным шрифтом, адаптированные пересказы богословских произведений, и на безвозмездной основе распространять в школах. Это были такие книги, как "Часослов для грешников", "Требник для белых кающихся Гренобля", "Служба святейшего причастия" и т.д. Такие книги ревностно хранились в семьях, наследовались и приносились в дар как особо ценный подарок. Распространение книг религиозной тематики (и католической, и протестантской направленности) – житий, молитв, гравюр, духовных песен было одной из обязанностей миссионеров. Был составлен даже " Каталог книг, которые хорошо иметь в запасе во время миссионерских мероприятий ".

О практиках чтения подобной литературы известно, что они были достаточно разнообразными. Это было безмолвное чтение без свидетелей, чтение про себя вполголоса, чтение для немногих в узком кругу и коллективное чтение литургического типа, когда совершающий богослужение читает для всех, либо каждый следит по своей книжке за читающим вслух. Существует предположение, что отдельные виды изданий были связаны с определенным типом чтения: иногда лишь вслух, а иногда только про себя, а некоторые предполагали различные практики чтения.

Некоторые книги читались главным образом про себя в тиши кабинетов. Это книги, предназначенные людям сведущим в предметахи вышколенным. Это были богословские, экзегетические (то есть растолковывающие богословские тексты) трактаты. Они были индивидуальными средствами коммуникации. Усвоение текста таким читателем было его личной заботой, заключающейся в выборе и переработке прочитанного. Один их читателей того времени так делился своими восторгами по поводу чтения книг Кальвина:

"Я их читаю и перечитываю, иногда не без слез, а чаще чувствуя действие благодати <...> Сколько могу, подвигаю и всегда буду подвигать наших учеников и друзей делать то же".

Напротив, в летучих изданиях преобладали устные интонации проповеди или диалоги; это не столько написанные тексты, сколько записи произносимого вслух текста. Такие издания обильно подкрепляются иллюстрациями для подкрепления устного общения зрительным восприятием. Это было характерно, в частности, для памфлетов – публицистических сочинений обличительного характера. Катехизис тоже предполагал преимущественное устное прочтение: текст читался вслух главой семьи или учителем, а остальные члены семьи молча следили по книге. В данном случае текст используется как подпорка для памяти. Церковное пение представляло собой чтение нараспев.

Создавались условия для приобщения к чтению людей бесписьменных – невежд, невегласов. " Даже если вы не умеете читать, не лишайте себя возможности иметь хорошие книги, которые вам смогут прочитать другие " – эта точка зрения была популярна у просветителей того времени. В семье или ином сообществе достаточно было одного читателя, чтобы все окружающие могли ознакомиться с содержанием книги. Так к чтению приобщались и неграмотные. Для них и детей выпускались книги "с изображениями, образами " или картинками. Дорогие книги с гравюрами (например, была выпущена Библия с гравюрами) приобретались для коллективного использования. Были и более дешевые издания этой книги – " Образы из Библии ".

Представления о прогнозируемом способе чтения отражает и ее издательское воплощение: были книги для пюпитра, книги для котомки и книжечки для рук. Если фолиант предполагает пюпитр, то маленькая книжка в шестнадцатую долю позволяет " держать ее в руках дома, не обременяет на улице и даже дает легко с ней прогуливаться за городом". Правда, реакция читателя далеко не всегда соответствовала видению издателя.

Ежедневный контакт с книгой делал ее привычной. Обращение к различным текстам, в том числе, религиозного характера, заучивание их наизусть способствовало росту числа читателей. Читающую публику тех лет составляли в основном обильно читающие протестанты и придерживающиеся устной традиции чтения католики. Это было время массового распространения грамотности. В то же время и практики чтения, и его содержание свидетельствуют о дифференциация и специализация читающей публики по тематике чтения, социальным группам, уровнем вовлеченности в читательскую деятельность и степенью ее интенсивности.

Представители привилегированных сословий (дворяне, богатые торговцы и предприниматели) в индивидуальном порядке получали советы от своих духовников, что и как именно следует читать, чтобы лучше усваивать прочитанное. В этой среде читались молитвенные книги, жития святых, рыцарские романы, житейские истории. Читались "Декамерон" Д. Боккаччо, "Дон Кихот" М. Сервантеса.

Расширение круга читателей к концу XVI – началу XVII вв. было связано с успехами образования и повлекло увеличение разнообразных материалов для школ. В круг читателей влились ремесленники, мелкие торговцы. Для народного читателя в те годы стал складываться рынок печатных изданий. В разных версиях, разным шрифтом, в дешевых переплетах для них выпускались такие издания, как "Священное Писание", "Подражание Иисусу Христу", "Литургическое богослужение", жития святых, молитвенные книги. Завоевание народного читателя было одной из главных задачи издателей и книготорговцев, потому что это самый многочисленный покупатель книг. Чтобы продажа была доходной, издатели шли на снижение издержек, цен, распространяли печатные издания путем торговли вразнос. В народное чтение входили также рассказы о чрезвычайных событиях или фактах, комедии.

В то время была распространена издательская стратегия, в соответствии с которой произведения, ранее распространенные в образованной среде, стали выпускаться в более дешевой версии для народного читателя. Так, среди "народных" изданий предлагались и более дешевые и упрощенные версии книг, пользующихся популярностью у знати – например, romance предназначавшиеся для чтения и пения (словом romance в XV—XVI веках испанцы называли стихотворение на местном «романском», то есть «нелатинском», наречии эпического и лирико-драматического характера). Для этого жанра издатели придумали специальную форму издания: небольшую книжицу объемом в 4-8 страниц. Все общество пело, читало и слушало и учило romance Лопе де Вега, Гонкора. Удобство этого издания делало его очень популярным: romance можно было читать во время работы, на празднике – где угодно. В Англии получили распространение баллады, которые отражали культуру таверн. Баллады вывешивались в людных местах и распевались в тавернах. Они выпускались совcем маленькими, малоформатными книжицами (small books). Романсы и баллады предназначались для чтения вслух; значение голоса, столь значимое для культуры античного мира, не было утрачено.

Популярности подобных изданий способствовали низкие цены, торговали этими книгами слепцы или торговцы мелкой розницы. Самыми дешевыми были издания первого класса, они стоили 2 – 2,5 пенса. Издания, отнесенные к третьему классу, стоили уже 5 – 6 пенсов. Имеются свидетельства того, что многие книги, в частности, романсы, издавались в двух версиях: для образованного, дворянского читателя и для читателя из народа. Они различались по формату, объему, качеству бумаги и переплета, предполагали выпуск сокращенных, небольших по объему текстов. Таким образом, между народными читателями того времени и литературой, которая была им близка, практически не было барьеров.

Большая часть прозаических изданий для народного читателя содержала захватывающие "истории". Названия сообщали о неординарных фактах, которые должны были удивлять: отсюда обилие таких прилагательных как "необычайный", "удивительный", "восхитительный". Названия обещали и «ужас»: в названиях использовались прилагательные "ужасающий", "жуткий", "жестокий", "кровавый", "грозный", "варварский", "бесчеловечный". Они также сулили жалость и сострадание: В названиях встречаются слова "жалобный", "жалостный". Педалировали издатели и на истинности фактов: "истинные", "подлинные" истории и повести.

Примером народных изданий была французская серия "Голубая библиотека", выпущенная в XVII веке в Труа; она включала жития святых, рождественские проповеди, молитвенные учебники, рыцарские романы, волшебные сказки, рождественские проповеди, издания для нищих, учебники правил хорошего тона. Тексты в этой серии были представлены короткими, отдельными и завершенными частями. Изображение, прилагаемое к тексту, должно было помогать пониманию и усвоению содержания. Чтение должно было нацеливать больше на повторение знакомого, чем на усвоение нового. Каждый новый текст представлял собой вариации на уже знакомые тексты и сюжеты.

Потребности мирской жизни стимулировали также появление книг, описывающих различные аспекты бытовой, повседневной жизни общества. Появляется все больше развлекательной литературы (сказок, народных легенд, забавных историй, сатирических произведений) и книг, полезных в быту: календари с полезными советами, литература правового характера, моральные прописи, правила хорошего тона. Эти изменения привели к включению чтения в экономическую систему и превращению книги в товар. Большими тиражами печатаются те книги, которые лучше продаются. Под влиянием потребностей реальной жизни возникает индустрия недорогой учебной книги – детских грамматик, словарей, справочников; создаются условия для самообразования людей.

В XVI веке (1538 г.) появляются первые рукописные венецианские газеты – небольшие сводки текущих событий стоимостью в одну венецианскую монету – газетту. Венецианские листки назывались аввизи, что означает новости, сообщения.

Таким образом, в эпоху Возрождения, которая была представлена в основном Ренессансом и Реформацией, произошло постепенное разрушение средневековой модели чтения. Ренессанс вернул свободу античности, принизил роль церкви в регуляции читательской деятельности. Более того, появились в обращении тексты, которые осуждают даже протестантскую церковь и полемичны по отношению к религиозности. Реформация способствовала развитию прагматического чтения, демократизации читающей публики. Так западноевропейское общество устремилось к Новому времени и буму чтения, характерному для эпохи Просвещения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: