Существует базовая структура договора, содержащая следующие основные положения:
1.Преамбула:
* наименование договора;
* дата подписания договора;
* место подписания договора;
* полное фирменное наименование контрагентов;
* название сторон по договору;
2. Предмет договора. Права и обязанности сторон.
* обязанности и права первой стороны по договору;
* права и обязанности второй стороны по договору;
* срок выполнения обязательств сторонами;
* место исполнения обязательств каждой из сторон;
3.Дополнительные условия договора:
* срок действия договора;
* ответственность сторон;
* способы обеспечения обязательств;
* условия конфиденциальности информации по договору;
4.Прочие условия по договору:
* регулирование отношения сторон другими нормативными актами;
* условия о согласовании связи между сторонами;
* преддоговорная работа и ее результаты после подписания договора;
* реквизиты сторон;
* количество экземпляров договора;
* порядок исправлений по договору;
3.1. Виды договорно-правовой документации.
1. Договор купли-продажи
По договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.
Право собственности у покупателя возникает с момента передачи вещи, если иное не установлено законодательством или договором.
2. Договор поставки
Для приобретения товаров стороны вступают между собой в отношения по поставке продукции предприятием-поставщиком предприятию-потребителю. Эти отношения оформляются договором поставки, который является разновидностью договора купли-продажи и является самой распространенной коммерческой операцией в свободном предпринимательстве.
3. Протоколы разногласий к договорам поставки
Протоколы разногласий к договорам поставки составляются в тех случаях, когда по предложенному поставщиком проекту договора у покупателя имеются возражения. Однако он обязан подписать договор, а по спорным условиям составить протокол разногласий.
4. Коммерческие акты составляются при несоответствии между наименованием, массой или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозном документе;
3.2. Типовые формы договоров.
Существуют: договор оказания услуг, работ; трудовой договор, контракт; договор аренды жилого помещения;
Коммерческие акты.
Коммерческие акты существуют для удостоверения следующих обстоятельств:
* несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
* повреждение груза;
* обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
По просьбе грузополучателя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест и составлять коммерческий акт Коммерческий акт составляется:
* при выгрузке грузов в местах общего пользования – в день выгрузки, в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю;
* в пути следования грузов – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем пункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих 24 часов.
4.1. Акты по приемке продукции по количеству и качеств.
В верхней части бумаги располагается наименование компании, для которой был доставлен товар, а также город составления и дата.
Потом подробно прописываются:
* Адрес компании и фактического места приема товаров
* Время начала и время окончания приемки.
* Данные представителя поставщика: полное ФИО, занимаемая должность, организация, которую представляет.
Если бумага составлена только одной из сторон, то она считается недействительной.
В основной части акта также непременно должны быть освещены:
* Адресные данные и полное наименование компании-поставщика.
* Номер договора, к которому может быть прикреплен акт.
* Даты прибытия и отправления материальных ценностей.
* При наличии информация о недостатках товара в свободной форме изложения.
4.2. Акты по оказанию возмездных услуг.
Акт выполнения работ по договору оказания услуг представляет собой документ, подписываемый по итогам оказания услуг и подтверждающий отсутствие взаимных претензий между сторонами.
* наименование и реквизиты сторон;
* дата составления акта
* информация об объеме выполненных услуг, а также перечень произведенных исполнителем действий;
* стоимость услуг;
* подписи сторон с указанием полномочий.
Доверенности.
Доверенность — уполномочие представлять или действовать от имени другого лица в правоотношениях.
Виды доверенностей:
1. По количеству доверителей и поверенных:
* Односторонние - где доверитель и поверенный выступают в единственном лице.
* Многосторонние - где доверителей и/или поверенных два и более.
2. По объему полномочий, которыми наделяется представитель, различают три вида доверенности:
* Разовая доверенность — на выполнение определённого конкретного действия.
* Специальная доверенность — на совершение каких-либо однородных действий.
* Общая доверенность — на совершение любых по характеру действий перед любыми третьими лицами
3. По сроку, различают два вида доверенности:
* Срочная доверенность — выданная на определенный срок.
* Бессрочная доверенность — может быть отменена только в определенных случаях.
Из всех видов можно выделить 3 основных:
1. Разовая доверенность. Она дается на совершение какого-либо одного действия. Например, на подписание договора, на обмен жилой площади, на продажу или покупку жилья, машины.
2. Специальная доверенность. Выдается на совершение целого ряда однородных действий в течение определенного времени. Например, на ведение дел в судах.
3. Генеральная доверенность. Выдается для управления и распоряжения имуществом доверителя, совершения определенных сделок с ним (вплоть до залога и продажи).
Ни один из видов доверенности не делает доверенное лицо собственником.
6. Претензионно - исковая документация.
Претензия - документ, составленный в письменной форме, который направляется стороне, нарушившей договорные обязательства, и содержит требования об устранении нарушений, а также может содержать требования о компенсации понесенных убытков и оплате штрафных санкций.
6.1 Нормативная база по рассмотрению споров между юридическими лицами.
Арбитражные споры между юридическими лицами — довольно частая процедура, возникает в следующих ситуациях:
* обжалование или требование к наложению штрафов, обеспечение полученных убытков;
* права на движимое и недвижимое имущество предприятий, споры по активам;
* споры по локальным взаимоотношениям внутри организации.
Истец и ответчик преследуют прямо противоположные цели от рассмотрения спора в суде. В первую очередь потребуется сформулировать основные положения для каждой из сторон.
Истец должен обратить внимание на следующие аспекты:
* точно представлять свои требования, уметь сформулировать претензии юридически грамотно и обоснованно;
* определить подсудность арбитражной инстанции, уметь написать иск по существующим процессуальным правилам;
* решить, возможно ли досудебное соглашение и возможность мирного решения конфликта.
Ответчик должен учесть следующие важные моменты:
* определить вероятность мирового соглашения и решения спора без участия суда;
* возможность подачи встречного искового заявления, если истец имеет неисполненные обязательства перед ответчиком и игнорирует пункты договора;
* выяснить, все ли соблюдены процессуальные определения для иска, при обнаружении неточностей возможно подать ходатайство о прекращении рассмотрения данного иска;
* обязательно провести тщательную проверку представленных истцом фактов и расчетов;
* при обнаружении неверных фактов писать жалобу и требование о пересмотре иска или сроков рассмотрения.
6.2 Правила оформления претензионных писем.
Подобный документ, как правило, состоит из нескольких частей: Обобщенное описание конкретной сложившейся ситуации. Здесь должна быть отражена суть проблемы и перечислены все допущенные нарушения. Перечисляя ошибки партнера, надо констатировать неправомочность его действий, подтверждая свое мнение дословными фразами, взятыми из текстов постановлений и законов, регулирующих данные проблемы. Требования необходимо выдвигать в форме ультиматума. В этой части письма обязательно нужно оговорить сроки, в течение которых виновник может самостоятельно ликвидировать факт нарушения. Временные рамки при этом должны соответствовать нормам, допускаемым законом. В заключение отправитель непременно должен указать дату составления документа и поставить свою подпись с полной ее расшифровкой. Они включают в себя всю доказательную базу. Это справки, копии писем и иные документы, на которые отправитель ссылается в основном тексте документа. Второй экземпляр документа обязательно надо оставить у себя. Это нужно для того, чтобы подтвердить факт самого действия, которое, по сути, является способом досудебного решения конфликта. Изложив на бумаге все необходимые сведения в соответствии со стандартным планом, надо, чтобы виновник понимал, кто, по какой причине и что конкретно от него хочет. Если речь касается качества товара или оказанной услуги, партнер должен четко изложить свои требования и объяснить, чего в результате он ждет: устранения дефекта, предоставления скидки или возврата денежных средств. В случае нарушения сроков в тексте письма должна стоять конкретная дата, предлагаемая второй стороне для принятия решения. Адресат обязательно должен дать ответ в установленные законом сроки (10 или 30 дней), и отправить его аналогичным способом (заказным письмом). Как показывает практика, часто такая переписка все-таки дает положительный результат. –
* Здесь следует обязательно указать точную дату получения претензии, коротко обозначить ее суть и при наличии финансовых требований, вписать сумму.
* Потом пишется собственно ответ — при его составлении следует руководствоваться пунктами договора.
* В завершение ответ на претензию должен подписать ответственный сотрудник предприятия с обязательной расшифровкой подписи.
Письмо обязательно должно быть датировано и вот здесь медлить не надо, т.к. срок ответа на претензию установлен законом: от 10 до 30 дней с момента получения претензионного писем. А вот зарегистрировать во внутреннем журнале исходящей документации ответ на претензию необходимо, поскольку он все же относится в официальному документообороту между двумя сторонами.
6.3 Требования к оформлению исковых заявлений.
Исковое заявление при обращении в суд составляется в письменном виде с подробным описанием всех предъявленных требований к ответчику.
Перед законодательством обе стороны равны. Для разрешения споров в суде истец должен своевременно уведомить ответчика о том, что подан иск в суд. Подать его может любой гражданин, достигший 18-летнего возраста.
В основном подается в случае:
* Ущемления прав и интересов истца.
* Нанесения морального, физического и материального вреда с целью выплаты компенсации.
Суд обязан защитить интересы гражданина, которые и нужно в полном объеме изложить в заявлении. Если, например, по причине болезни истец не может сам лично обратиться с заявлением в суд, то за него это может сделать представитель или опекун, но лишь по доверенности, заверенной у нотариуса.
В заявлении должны быть отражены четкие и конкретные сведения от истца с обозначением:
* Названия суда.
* Полного наименования ФИО истца.
* Полного наименования ФИО ответчика.
* Сущности нарушения или угрозы нарушения прав истца.
* Основных требований истца.
* Описания адреса и места жительства полностью либо уполномоченного представителя.
В документе должны быть отражены:
* Цена иска, полное описание иных обстоятельств, основанием которых и послужило обращение с иском в суд. Обязательно нужно проставить дату, подпись.
6.4 Порядок направления и оформления отзыва на исковое заявление
Также в арбитражный суд документы можно отправить через официальный сайт информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством заполнения специальной формы.В отзыве необходимо по существу изложить свои возражения на представленные в иске требования со ссылкой на законы и иные нормативно-правовые акты.В заключение отметим, что отзыв вправе подписать как сам ответчик, так и его представитель. Во втором случае к отзыву необходимо приложить надлежащим образом заверенную доверенность.