Степень развития выражает количественные характеристики явления
Тип развития выражает качественные характеристики явления
Критика социологической теории Н.К. Михайловского.
Критика формулы прогресса со стороны П.Л. Лаврова: формула чисто объективна, исключает возможность прогресса в будущем, ибо такой идеал всеобщей разносторонности неделимого недостижим, а если и будет достигнут, то окажется выражением полного застоя; По логике вся история — это регресс, печальный рассказ о том, какой ей не следовало быть, поскольку простое сотрудничество везде погибало.
Б. А. Кистяковский (П. Б. Струве): "идеи русской социологической школы были лишены прочных связейсреальным миром, так как русские социологи настаивали только на возможности их осуществления", а поэтому неудивительно, что эта школа "привела к таким ничтожным практическим результатам"
Пионерская роль социологической системы Михайловского: в концепциях Л. Уорда, ф. Гиддингса, Г. Тарда, неокантианцев, Г. Зиммеля, У. Джемса, социологии познания М. Шелера мы встречаем, такие же или близкие идеи, но сказанные позже.
К сожалению, Михайловский в силу позитивистской направленности своего мышления, а также присущего ему стиля работы не смог сам обратиться к глубокой теоретической и систематической проработке высказанных им перспективных концептов и идей.
Воззрения Н.И. Кареева
Николай Иванович Кареев(1850-1931)
Основные работы: «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение в изучение социологии» (1897), «Историология» (1915), «Общие основы социологии» (1918) и др.
|
Интеллектуальные источники воззрений:
· Социологическая концепция Кареева имеет позитивистскую направленность, поскольку данную методологию он считал наиболее адекватной для построения научной социологии. Но при этом он критиковал ряд идей Конта.
· П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. При общности исходных идей он занимал достаточно самостоятельную позицию в рамках субъективной социологии, лидером которой в 80 — 90 -е годы стал.
· На его взгляды значительное влияние оказали идеи радикального крыла русской интеллигенции, особенно Д. И. Писарева.
Взгляды Кареева на историю мировой и российской социологии:
Социологические подходы классифицировал на четыре направления:
·
|
· дарвинистическое,
· экономический материализм,
· социально-психологическое.
Адекватной основой для построения научной социологии Кареев считает психологизм в духе коллективной психологии. НО социология должна синтезировать на основе психологизма верные выводы, вытекающие и из других подходов.
Достоинства | Недостатки |
органическое | |
Внесение в общественные науки идеи закономерности | Игнорирование личности |
социал-дарвинизм | |
Внесение в общественные науки идеи закономерности | Абсолютизация борьбы за существование, сведение человека к животному |
экономический материализм | |
Стремление к социологическому анализу общества; Внесение в социологию экономического анализа социальных явлений. | Аксиоматичность, неразработанность, догматизм, абсолютизация значения одного из начал общества, игнорирование достижений новейшей социологии |
Система и структура гуманитарного знания:
|
Гуманитарное знание – сложный комплекс => Кареев выходит на проблемы предметной дифференциации и классификации социальных наук на основе специфики их подходов к изучаемым объектам:
Феноменологические (идиографические*) | Типологические | Номологические |
имеют дело с данными явлениями | изучают и обобщают на основе сравнительного метода признаки какой-либо группы системы предметов | имеют дело с известными категориями законов |
история | политэкономия, право, политика | психология и социология |
*заимствованный у В. Виндельбанда термин
Только в единстве и взаимодействии эти науки могут дать продуктивное социально-гуманитарное знание.
Структура гуманитарного знания включает в себя: историю, социологию и психологию, философию истории.
Философия истории – абстрактная феноменология социальной и культурной жизни человечества, поиск смысла в целом общественно-исторического процесса, осуществление суда над историей.
Социология – общая теория социального, наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, о характере процессов в нем совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило. + синтетическая наука по отношению к специальным общественным наукам. В структуре гуманитарного знания нас интересует взгляд Кареева на соотношение трех дисциплин.
История | Философия истории | Социология |
Прагматика:совокупность социальных действий людей с их конкретными целями и желаниями | Теория исторического познания:методология исторического познания | Общая теория политики |
Культура: совокупность состояний или социальных форм и условий деятельности | Теория исторического процесса (историология):всеобщие формы свершения истории вне зависимости от пространства и времени | Юриспруденция |
Политэкономия |
Соотношение социологии и историологии представляется по Карееву следующим:
|
Социология:
• Социальная динамика
• Динамическая морфология общества: изменения в результатах
• Историология: процессы изменения
• Социальная статика
Взгляды на социологию как науку:
В ранних работах Кареев четко обозначает практическую функцию социологии, позднее под влиянием неопозитивистской критики он утверждает, что социология лишена прикладного характера, и если она желает быть наукой, то не только не должна решать вопросов о наилучшем устройстве общества, но и вообще не должна их ставить.
«Общественные явления немыслимы там, где не существует духовной жизни, мы обязаны видеть в явлениях социальных продолжение и осложнение явлений психических… между биологией и социологией мы ставим коллективную психологию».
Субъективизм в социально-гуманитарном познании:
Оценка и научность не противоречат друг другу, но требуется избегать произвола в оценках.
Нет смысла различать объективный и субъективный метод в социологии, есть смысл говорить о двух точках зрения.
Нет субъективного метода, есть субъективизм в социальных науках.
Субъективизм может быть:
· случайным,
· законным.
Формы случайного субъективизма в философии истории:
1) Метафизический субъективизм: идею вещи принимают за ее вечную и неизменную сущность;
2) Идеология: связывает данные в действительности явления по той связи, которую ум находит между нашими о них идеями;
3) Идеализация: неверное изображение, приукрашивание действительности;
4) Синтезирующий в себе черты предыдущих, пристрастие, односторонность, произвол. Здесь выявляются социальные, профессиональные, конфессиональные, политические, национальные и т.п. предпочтения исследователя, причем особенно глубоко и зачастую бессознательно действует его принадлежность к тому или иному общественному союзу.
* социальное бесстрастие, индифферентизм, полное отречение от человеческой точки зрения на объект тоже есть проявление случайного субъективизма в форме пренебрежения личностью.
Законный субъективизм:
Снимает крайности произвольных оценок и социального индифферентизма и сводится к субъективному этическому отношению исследователя как личности к человечеству как совокупности таких же личностей.
Предмет должен изучаться со всех сторон, во всех проявлениях, нахождение субъективной стороны исторических фактов требует включения субъективного элемента в их изучении.
Оценка изучаемых фактов может быть различной:
· теоретической,
·
|
· утилитарной.
Поскольку личность является предметом гуманитарных наук в логику анализа должна включаться этическая оценка.