Теория типов и степеней развития




Степень развития выражает количественные характеристики явления

Тип развития выражает качественные характеристики явления

Критика социологической теории Н.К. Михайловского.

Критика формулы прогресса со стороны П.Л. Лаврова: формула чисто объективна, исключает возможность прогресса в будущем, ибо такой идеал всеобщей разносторонности неделимого недостижим, а если и будет достигнут, то окажется выражением полного застоя; По логике вся история — это регресс, печальный рассказ о том, какой ей не следовало быть, поскольку простое сотрудничество везде погибало.

Б. А. Кистяковский (П. Б. Струве): "идеи русской социологической школы были лишены прочных связейсреальным миром, так как русские социологи настаивали только на возможности их осуществления", а поэтому неудивительно, что эта школа "привела к таким ничтожным практическим результатам"

Пионерская роль социологической системы Михайловского: в концепциях Л. Уорда, ф. Гиддингса, Г. Тарда, неокантианцев, Г. Зиммеля, У. Джемса, социологии познания М. Шелера мы встречаем, такие же или близкие идеи, но сказанные позже.

К сожалению, Михайловский в силу позитивистской направленности своего мышления, а также присущего ему стиля работы не смог сам обратиться к глубокой теоретической и систематической проработке высказанных им перспективных концептов и идей.

Воззрения Н.И. Кареева

Николай Иванович Кареев(1850-1931)

Основные работы: «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение в изучение социологии» (1897), «Историология» (1915), «Общие основы социологии» (1918) и др.

Интеллектуальные источники воззрений:

· Социологическая концепция Кареева имеет позитивистскую направленность, поскольку данную методологию он считал наиболее адекватной для построения научной социологии. Но при этом он критиковал ряд идей Конта.

· П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. При общности исходных идей он занимал достаточно самостоятельную позицию в рамках субъективной социологии, лидером которой в 80 — 90 -е годы стал.

· На его взгляды значительное влияние оказали идеи радикального крыла русской интеллигенции, особенно Д. И. Писарева.

Взгляды Кареева на историю мировой и российской социологии:

Социологические подходы классифицировал на четыре направления:

·

натуралистические
органическое,

· дарвинистическое,

· экономический материализм,

· социально-психологическое.

Адекватной основой для построения научной социологии Кареев считает психологизм в духе коллективной психологии. НО социология должна синтезировать на основе психологизма верные выводы, вытекающие и из других подходов.

Достоинства Недостатки
органическое
Внесение в общественные науки идеи закономерности Игнорирование личности
социал-дарвинизм
Внесение в общественные науки идеи закономерности Абсолютизация борьбы за существование, сведение человека к животному
экономический материализм
Стремление к социологическому анализу общества; Внесение в социологию экономического анализа социальных явлений. Аксиоматичность, неразработанность, догматизм, абсолютизация значения одного из начал общества, игнорирование достижений новейшей социологии

Система и структура гуманитарного знания:

Гуманитарное знание – сложный комплекс => Кареев выходит на проблемы предметной дифференциации и классификации социальных наук на основе специфики их подходов к изучаемым объектам:

Феноменологические (идиографические*) Типологические Номологические
имеют дело с данными явлениями изучают и обобщают на основе сравнительного метода признаки какой-либо группы системы предметов имеют дело с известными категориями законов
история политэкономия, право, политика психология и социология

*заимствованный у В. Виндельбанда термин

Только в единстве и взаимодействии эти науки могут дать продуктивное социально-гуманитарное знание.

Структура гуманитарного знания включает в себя: историю, социологию и психологию, философию истории.

Философия истории – абстрактная феноменология социальной и культурной жизни человечества, поиск смысла в целом общественно-исторического процесса, осуществление суда над историей.

Социология – общая теория социального, наука о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, о характере процессов в нем совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило. + синтетическая наука по отношению к специальным общественным наукам. В структуре гуманитарного знания нас интересует взгляд Кареева на соотношение трех дисциплин.

История Философия истории Социология
Прагматика:совокупность социальных действий людей с их конкретными целями и желаниями Теория исторического познания:методология исторического познания Общая теория политики
Культура: совокупность состояний или социальных форм и условий деятельности Теория исторического процесса (историология):всеобщие формы свершения истории вне зависимости от пространства и времени Юриспруденция
Политэкономия

Соотношение социологии и историологии представляется по Карееву следующим:

Социология:

Социальная динамика

Динамическая морфология общества: изменения в результатах

Историология: процессы изменения

Социальная статика

Взгляды на социологию как науку:

В ранних работах Кареев четко обозначает практическую функцию социологии, позднее под влиянием неопозитивистской критики он утверждает, что социология лишена прикладного характера, и если она желает быть наукой, то не только не должна решать вопросов о наилучшем устройстве общества, но и вообще не должна их ставить.

«Общественные явления немыслимы там, где не существует духовной жизни, мы обязаны видеть в явлениях социальных продолжение и осложнение явлений психических… между биологией и социологией мы ставим коллективную психологию».

Субъективизм в социально-гуманитарном познании:

Оценка и научность не противоречат друг другу, но требуется избегать произвола в оценках.

Нет смысла различать объективный и субъективный метод в социологии, есть смысл говорить о двух точках зрения.

Нет субъективного метода, есть субъективизм в социальных науках.

Субъективизм может быть:

· случайным,

· законным.

Формы случайного субъективизма в философии истории:

1) Метафизический субъективизм: идею вещи принимают за ее вечную и неизменную сущность;

2) Идеология: связывает данные в действительности явления по той связи, которую ум находит между нашими о них идеями;

3) Идеализация: неверное изображение, приукрашивание действительности;

4) Синтезирующий в себе черты предыдущих, пристрастие, односторонность, произвол. Здесь выявляются социальные, профессиональные, конфессиональные, политические, национальные и т.п. предпочтения исследователя, причем особенно глубоко и зачастую бессознательно действует его принадлежность к тому или иному общественному союзу.

* социальное бесстрастие, индифферентизм, полное отречение от человеческой точки зрения на объект тоже есть проявление случайного субъективизма в форме пренебрежения личностью.

Законный субъективизм:

Снимает крайности произвольных оценок и социального индифферентизма и сводится к субъективному этическому отношению исследователя как личности к человечеству как совокупности таких же личностей.

Предмет должен изучаться со всех сторон, во всех проявлениях, нахождение субъективной стороны исторических фактов требует включения субъективного элемента в их изучении.

Оценка изучаемых фактов может быть различной:

· теоретической,

·

случайный субъективизм
эмоциональной,

· утилитарной.

Поскольку личность является предметом гуманитарных наук в логику анализа должна включаться этическая оценка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: