Критика социологической теории П.Л. Лаврова.




П.А. Сорокин: главный недостаток учения Лаврова – его стремление построить научную теорию должного. Но без этого, как отмечают другие критики, не может обойтись не один социальный мыслитель, как не обошелся в поздние годы и сам Сорокин.

Г.Я. Миненков: учитывая последнюю историю Росси, можно упрекнуть Лаврова в преувеличении роли интеллигенции с ее идеей спасения народа на основе однозначно сформулированного идеала. Однако это не только ошибка Лаврова, и только историческим опытом она была выявлена.

Положительные оценки

Лавров сформулировал ведущие темы, проблемы и понятия российской социологии. Приоритет Лаврова относительно мировой социологии (Сорокин):

} Раньше школы Э. Дюркгейма Лавров раскрыл связь мысли, коллективных представлений и общественности, предваряя в т.ч. Г. Тарда и Г. Лебона.

} Раньше Л. Уорда и Ф. Гиддингса он показал значение психологического фактора в обществе. То же можно сказать относительно проблем солидарности, разделения труда и т.п.

} Двадцатый век ярко высветил многочисленные параллели Лаврова с социологией знания, с критической теорией общества, с понимающей социологией. До сих пор недооцененной остается культурология Лаврова.

Полноценный анализ идей Лаврова еще предстоит осуществить.

Этико-психологическая (субъективная) социология Н.К. Михайловского.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904)

Основные работы: «Что такое прогресс?» (1869), «Аналогический метод в общественной науке» (1869), «Теория Дарвина и общественная наука» (1870-1873), «Борьба за индивидуальность» (1875-1876), «Записки профана» (1875-1877), «Герои и толпа» (1882), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893) и др.

Предмет и метод социологии.

Задача социологии: установить взаимосвязь частей сложного общественного целого.

Два типа социологических исследований:

Первый тип: исходный пункт – «судьбы общества и цивилизации»

Второй тип: исходный пункт – «судьбы личности», удовлетворению потребностей которой должно служить общество

Социология должна проследить в исторической последовательности формы кооперации и ее законы, в т.ч. на основе точного анализа «общественных дифференциирований».

Социология также практическая наука => задача: выяснить «общественные условия, при которых та или другая потребность человеческой природы получает удовлетворение». Категория возможности ставится в центр анализа, что и обуславливает специфику метода социологии.

Предмет социологии: выяснение «отношений различных форм общежития к судьбам личности», т.е. социальное взаимодействие

Недостаток социологов-объективистов: невнимание к тому, что сознательная деятельность человека, его цели есть такой же объективный фактор истории

своеобразие социальной реальности => специфические методы исследования

Позитивизм указал границы познания: у человека может быть только человеческое восприятие, определяющее особенности его картины мира.

Характер и возможности опыта (источника знаний) обусловлены психофизической организацией человека.

Есть только истина для человека, за пределами человеческой природы, нет истины для человека.

Человек, стремится только к тем знаниям, которые нужны ему для достижения целей.

истина = "специальный случай равновесия между субъектом и объектом ", а удовлетворение потребности человека = критерий истины

Работа «Записки профана» описывает взаимодействие между профанами и наукой:

Профаны:

1) Создают условия для развития науки

2) Требуют от науки отчета

Наука:

1)Удовлетворяет потребность профанов в познании

2)Удовлетворяет потребность профанов в благе и справедливости

Предвзятое мнение или "психологическое a priori» предшествует всякому исследованию.

Оно обусловлено 2 элементами:

1. Запасом предыдущего, бессознательно или сознательно приобретенного, опыта (определяет направленность нашего знания);

2. Высотой нравственного уровня исследователя (работает на этапе соединения апперцепции с перцепцией и работает с категорией желательного).

Апперцепция - определенным образом сгруппированный прежний личный или коллективный опыт

Перцепция - наличный опыт

Апперцепция + Перцепция + Нравственный уровень ученого = сознательное использование субъективного метода.

Чем выше нравственный уровень исследователя и предварительная умственная работа – тем состоятельнее предвзятое мнение.

Система правды.

"правда-истина" "правда-справедливость"
отражение справедливости в области теории отражение истины в мире практическом
Результат беспристрастного объективного исследования событий Та часть знания, которую исследователь получает в зависимости от его нравственной установки
Ключевая категория «сущее» Ключевая категория «должное»

Истина и справедливость с точки зрения профана не могут противоречить друг другу

Познавательная деятельность всегда содержит оценочный элемент.

Социальная обусловленность познания, зависимость понимания общества от сословных, национальных или иных характеристик личности.

Используется понятие Г.Спенсера «сочувственный опыт » (на современном языке — понимание).

Субъект познания (наблюдатель) ставит себя на место исследуемого объекта (наблюдаемого), мысленно занимает место последнего и таким образом как бы сливается с ним.

Это дает возможность субъекту познания «войти в интересы своего объекта, пережить его мысли, перечувствовать его чувства, перестрадать его страдания и переплакать его слезами».

Субъективный метод вовсе не отрицает общеобязательных логических форм мышлений, он противоположен не им, а только объективному методу.

Оба метода могут уживаться друг с другом, даже в применении к одним и тем же явлениям, но "высший контроль" принадлежит все же субъективному методу.

"социология должна начать с некоторой утопии"

Социолог должен определить условия достижения желательного, т. е. условия, при которых потребности человеческой природы получат удовлетворение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: