П.А. Сорокин: главный недостаток учения Лаврова – его стремление построить научную теорию должного. Но без этого, как отмечают другие критики, не может обойтись не один социальный мыслитель, как не обошелся в поздние годы и сам Сорокин.
Г.Я. Миненков: учитывая последнюю историю Росси, можно упрекнуть Лаврова в преувеличении роли интеллигенции с ее идеей спасения народа на основе однозначно сформулированного идеала. Однако это не только ошибка Лаврова, и только историческим опытом она была выявлена.
Положительные оценки
Лавров сформулировал ведущие темы, проблемы и понятия российской социологии. Приоритет Лаврова относительно мировой социологии (Сорокин):
} Раньше школы Э. Дюркгейма Лавров раскрыл связь мысли, коллективных представлений и общественности, предваряя в т.ч. Г. Тарда и Г. Лебона.
} Раньше Л. Уорда и Ф. Гиддингса он показал значение психологического фактора в обществе. То же можно сказать относительно проблем солидарности, разделения труда и т.п.
} Двадцатый век ярко высветил многочисленные параллели Лаврова с социологией знания, с критической теорией общества, с понимающей социологией. До сих пор недооцененной остается культурология Лаврова.
Полноценный анализ идей Лаврова еще предстоит осуществить.
Этико-психологическая (субъективная) социология Н.К. Михайловского.
Николай Константинович Михайловский (1842-1904)
Основные работы: «Что такое прогресс?» (1869), «Аналогический метод в общественной науке» (1869), «Теория Дарвина и общественная наука» (1870-1873), «Борьба за индивидуальность» (1875-1876), «Записки профана» (1875-1877), «Герои и толпа» (1882), «Патологическая магия» (1887), «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893) и др.
|
Предмет и метод социологии.
Задача социологии: установить взаимосвязь частей сложного общественного целого.
Два типа социологических исследований:
Первый тип: исходный пункт – «судьбы общества и цивилизации»
Второй тип: исходный пункт – «судьбы личности», удовлетворению потребностей которой должно служить общество
Социология должна проследить в исторической последовательности формы кооперации и ее законы, в т.ч. на основе точного анализа «общественных дифференциирований».
Социология также практическая наука => задача: выяснить «общественные условия, при которых та или другая потребность человеческой природы получает удовлетворение». Категория возможности ставится в центр анализа, что и обуславливает специфику метода социологии.
Предмет социологии: выяснение «отношений различных форм общежития к судьбам личности», т.е. социальное взаимодействие
Недостаток социологов-объективистов: невнимание к тому, что сознательная деятельность человека, его цели есть такой же объективный фактор истории
своеобразие социальной реальности => специфические методы исследования
Позитивизм указал границы познания: у человека может быть только человеческое восприятие, определяющее особенности его картины мира.
Характер и возможности опыта (источника знаний) обусловлены психофизической организацией человека.
Есть только истина для человека, за пределами человеческой природы, нет истины для человека.
Человек, стремится только к тем знаниям, которые нужны ему для достижения целей.
истина = "специальный случай равновесия между субъектом и объектом ", а удовлетворение потребности человека = критерий истины
|
Работа «Записки профана» описывает взаимодействие между профанами и наукой:
Профаны:
1) Создают условия для развития науки
2) Требуют от науки отчета
Наука:
1)Удовлетворяет потребность профанов в познании
2)Удовлетворяет потребность профанов в благе и справедливости
Предвзятое мнение или "психологическое a priori» предшествует всякому исследованию.
Оно обусловлено 2 элементами:
1. Запасом предыдущего, бессознательно или сознательно приобретенного, опыта (определяет направленность нашего знания);
2. Высотой нравственного уровня исследователя (работает на этапе соединения апперцепции с перцепцией и работает с категорией желательного).
Апперцепция - определенным образом сгруппированный прежний личный или коллективный опыт
Перцепция - наличный опыт
Апперцепция + Перцепция + Нравственный уровень ученого = сознательное использование субъективного метода.
Чем выше нравственный уровень исследователя и предварительная умственная работа – тем состоятельнее предвзятое мнение.
Система правды.
"правда-истина" | "правда-справедливость" |
отражение справедливости в области теории | отражение истины в мире практическом |
Результат беспристрастного объективного исследования событий | Та часть знания, которую исследователь получает в зависимости от его нравственной установки |
Ключевая категория «сущее» | Ключевая категория «должное» |
Истина и справедливость с точки зрения профана не могут противоречить друг другу
|
Познавательная деятельность всегда содержит оценочный элемент.
Социальная обусловленность познания, зависимость понимания общества от сословных, национальных или иных характеристик личности.
Используется понятие Г.Спенсера «сочувственный опыт » (на современном языке — понимание).
Субъект познания (наблюдатель) ставит себя на место исследуемого объекта (наблюдаемого), мысленно занимает место последнего и таким образом как бы сливается с ним.
Это дает возможность субъекту познания «войти в интересы своего объекта, пережить его мысли, перечувствовать его чувства, перестрадать его страдания и переплакать его слезами».
Субъективный метод вовсе не отрицает общеобязательных логических форм мышлений, он противоположен не им, а только объективному методу.
Оба метода могут уживаться друг с другом, даже в применении к одним и тем же явлениям, но "высший контроль" принадлежит все же субъективному методу.
"социология должна начать с некоторой утопии"
Социолог должен определить условия достижения желательного, т. е. условия, при которых потребности человеческой природы получат удовлетворение.