Лекция по теме: «Субъективная социология. Социологические воззрения П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского»
План
1. Субъективное направление в русской социологии.
1.1. Социально-исторические условия и духовные предпосылки субъективной социологии.
1.2. Основные черты субъективной социологии.
1.3. Критика субъективной школы: достоинства и недостатки.
2. П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.
2.1. Субъективный метод.
2.2. Теория солидарности.
2.3. Теория личности.
2.4. Теория факторов социального действия.
2.5. Теория прогресса и социальной эволюции.
2.6. Критика социологической теории П.Л. Лаврова.
3. Этико-психологическая (субъективная) социология Н.К. Михайловского.
3.1. Предмет и метод социологии.
3.2. Теория разделения труда и кооперации.
3.3. Теория борьбы за индивидуальность.
3.4. «Герои и толпа».
3.5. Формулы прогресса.
3.6. Критика социологической теории Н.К. Михайловского.
4. Воззрения Н.И. Кареева.
4.1.
Субъективное направление в русской социологии.
Субъективная социология – самобытное, специфически русское направление в отечественной социологии.
Время существования: рубеж 60-70-х гг. XIX века - 20-х гг. XX века.
Другие названия:
- субъективная школа или этико-социологическое направление
- субъективный метод
- русская социологическая школа (С.Н. Южаков).
Основоположники: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков.
Социально-исторические условия и духовные предпосылки субъективной социологии.
Интеллектуальные истоки: позитивизм О.Конта, этика Э. Канта, антропологизм Л. Фейербаха, идеология русского социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского
Субъективная социология зародилась в годы героической революционной борьбы (Кареев).
|
Ее задачей являлось теоретическое обоснование главной цели народнического движения – перехода российского общества к социализму.
Народническая идеология | Субъективная социология |
представлена всем разнообразием народнической мысли | научная теория как стройная система знаний со своим пониманием предмета социологии, своими задачами, с особым понятийным аппаратам и методом |
это совокупность различных течений, объединенных общей большой целью | с идеологией народничества ее сближает реальная социальная практика, положенная в центр ее научных разработок |
Основные черты субъективной социологии.
Объект социологии – субъективный фактор, т.е. все то, что составляет содержание внутреннего мира человека.
Предмет социологии – исследование солидарности сознательных существ.
Личность – основной двигатель прогресса, субъект истории и социальных отношений.
Объективные процессы признаются вторичными в общественной жизни.
Психологизм – оперирование в объяснении общества психологическими факторами.
Социология:
Теоретическая – рассмотрение явлений с точки зрения сущего, как они есть.
Практическая – рассмотрение явлений с точки зрения должного, какими они должны быть.
Задачи субъективной социологии:
1) теоретическое обоснование цели дальнейшего развития общества, т.е. выяснение природы и закономерностей социального прогресса, изучение условий зарождения солидарности, причин ее усиления или ослабления и особенностей ее конкретно-исторических форм
2) определение средств для достижения цели: выявление законов построения справедливого общежития, включая выработку норм поведения людей и их оценку с точки зрения нравственного идеала
|
Критика субъективной школы: достоинства и недостатки.
Заслуги:
} Пропаганда в России достижений западной науки (трудов Конта, Спенсера, Маркса).
} Глубокая критика биологизма во взглядах на общество западных ученых (органицистских взглядов Спенсера, Дюркгейма, социал-дарвинизма Гумпловича и др.): исследовать человека и общество с помощью тех же методов, что и остальную природу, нельзя.
} Предварение идей М. Вебера, Г. Зиммеля, представителей символического интеракционизма: понимание и интерпретация мотивов социальных действий.
Недостатки
} Неокантианская социология: слабое место – в слиянии науки и политики.
} Марксистская социология: критика за идеализм в трактовке исторического процесса.
} Представители других ветвей народничества (М.А. Бакунин др.): революционной силой обладают лишь массовые стихийные народные движения, а не просветительские идеалы.
} Различные социологические направления: субъективный метод слабо аргументирован и не является адекватным способом познания душевного мира человека и социальных отношений.
П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.
Петр Лаврович Лавров (1828-1900)
Основные работы: «Очерки вопросов практической философии» (1859), «Исторические письма» (1869-1870), «Задачи понимания истории» (1898), «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903) и др.
Социология - наука, «изучающая и группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремящаяся открыть ее законы».
|
Основа социологического анализа фактов солидарности - потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективно.
Люди образуются в общества, когда они оказываются солидарными в своих интересах, привычках, обычаях, т.е. вне солидарности нет общества.
Субъективный метод.
Применяется в социологии, психологии, этике. Термин «субъективный метод» Лавров заимствовал у О. Конта и рассматривал данный метод с точки зрения антропологизма:
} Для человека, кроме осознаваемого мира, нет ничего, и человек понимает мир только через собственные способы познания. Субъективное имеет место в том случае, когда к восприятию мира примешивается наше отношение к объектам.
} Результатом применения субъективного метода будет «получение истины субъективной», т.е. зависящей от природы человека. Субъективная истина составляет содержание как человеческих эстетических и нравственных убеждений, так и содержание тех наук, которые изучают нравственные и эстетические оценки.
Социология = объективный + субъективный методы
Применяя объективный метод, социолог лишь анализирует, изучает проблемы, как они есть, безоценочно.
В рамках субъективного метода исследователь имеет определенный идеал должного (нравственный критерий), в соответствии с которым он оценивает все явления и определяет цели деятельности личности и общества.
Теория солидарности.
Солидарность - «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей».
Цель солидарности – быть «орудием борьбы за существование общества».
Виды солидарности
1) Бессознательная солидарность, или солидарность обычая:
- это связь между особями, которая устанавливается фатально, сама собой, т.е. это продолжение животных инстинктов;
- основание для солидарности – привычка (обычай).
2) Аффективная (прочувствованная) солидарность:
· опирается на интересы;
· это солидарность общих настроений различного рода: приподнятое или подавленное состояние духа, энтузиазм или варварство толпы и т.п.
· Виды солидарности
3) Историческая, или сознанная, солидарность:
· это «упроченное чувство близости между особями одной и той же группы»;
· основывается на личном убеждении индивидов;
· ее носитель – интеллигенция;
· лишь эта солидарность является прогрессивным двигателем истории;
· ее идеальный тип – социалистический идеал.
Смена форм солидарности – процесс взаимодействия культуры, цивилизации и мысли
Культура – это «совокупность внешних форм человеческого общежития и психических приемов», обычаев и привычек, «зоологический элемент» общества, который стремиться передаваться из поколения в поколение как нечто неизменное.
Ключевая функция культуры – приспособление особей к окружающей среде.
Только когда культура перерастает в цивилизацию, происходит адекватное человеческой природе изменение.
Цивилизация – внутренний и высший, духовный план истории, подлинно человеческое бытие, соответствующее требованиям науки, искусства, нравственности.
Сердцевина цивилизации – мысль.
Мысль «перерабатывает культуру» и тем самым ведет к усилению или ослаблению солидарности общества «путем внесения в формы его жизни большей доли сознания».
Два уровня мысли:
} Некритическая (ненормальная)
} Критическая: итог ее эволюции - выработка научно-философского миросозерцания и научной универсалистической нравственности.
Теория личности.
В вопросе о соотношении личности и общества Лавров придерживается номиналистической традиции: источником социальной динамики является личность.
«Вне личности нет никаких принципов, нет прогрессивных форм, нет прогресса вообще».
Проблему о «природе» общества Лавров решает двояко: с одной стороны, он признает за обществом сверхличностную реальность, но с другой стороны, считает, что оно не может быть внеличным, т.е. иметь сугубо внешние для личности цели.
Общество – это совокупность социальных (культурных) форм, которые являются продуктом творчества личностей и реально существуют лишь в личностях.
=> Личности имеют право и обязанность стремиться в соответствии со своими потребностями к изменению данных форм, к замене патологических форм здоровыми.
Социально-психологические типы, или субъекты социальных действий:
1) Пасынки цивилизации – это эксплуатируемое большинство общества, лишенное благ цивилизации.
2) Дикари высшей культуры – частично цивилизованное меньшинство общества, руководствующееся модой («человек-масса»). Они только участвуют в цивилизации, составляя самое сильное препятствие прогрессу, поскольку стремятся сохранить свое привилегированной положение.
3) Интеллигенция, или критически мыслящие личности – группы личностей, «способных наслаждаться развитием», вырабатывать идеал и стремиться его воплотить. Они вносят новые ценности, постоянно борются с культурными формами, являются источником общественного прогресса. Но сами по себе отдельные личности бессильны, а поэтому они должны организовываться в группы.
Народы:
} Исторические (смогли создать в своей среде интеллигенцию)
} Неисторические (это неисторические племена и народы, не сумевшие создать солидарность, основанную на критическом убеждении (пасынки цивилизации и культурные дикари)