П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.




Лекция по теме: «Субъективная социология. Социологические воззрения П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского»

План

1. Субъективное направление в русской социологии.

1.1. Социально-исторические условия и духовные предпосылки субъективной социологии.

1.2. Основные черты субъективной социологии.

1.3. Критика субъективной школы: достоинства и недостатки.

2. П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.

2.1. Субъективный метод.

2.2. Теория солидарности.

2.3. Теория личности.

2.4. Теория факторов социального действия.

2.5. Теория прогресса и социальной эволюции.

2.6. Критика социологической теории П.Л. Лаврова.

3. Этико-психологическая (субъективная) социология Н.К. Михайловского.

3.1. Предмет и метод социологии.

3.2. Теория разделения труда и кооперации.

3.3. Теория борьбы за индивидуальность.

3.4. «Герои и толпа».

3.5. Формулы прогресса.

3.6. Критика социологической теории Н.К. Михайловского.

4. Воззрения Н.И. Кареева.

4.1.

 

Субъективное направление в русской социологии.

Субъективная социология – самобытное, специфически русское направление в отечественной социологии.

Время существования: рубеж 60-70-х гг. XIX века - 20-х гг. XX века.

Другие названия:

- субъективная школа или этико-социологическое направление

- субъективный метод

- русская социологическая школа (С.Н. Южаков).

Основоположники: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков.

Социально-исторические условия и духовные предпосылки субъективной социологии.

Интеллектуальные истоки: позитивизм О.Конта, этика Э. Канта, антропологизм Л. Фейербаха, идеология русского социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского

Субъективная социология зародилась в годы героической революционной борьбы (Кареев).

Ее задачей являлось теоретическое обоснование главной цели народнического движения – перехода российского общества к социализму.

Народническая идеология Субъективная социология
представлена всем разнообразием народнической мысли научная теория как стройная система знаний со своим пониманием предмета социологии, своими задачами, с особым понятийным аппаратам и методом
это совокупность различных течений, объединенных общей большой целью с идеологией народничества ее сближает реальная социальная практика, положенная в центр ее научных разработок

Основные черты субъективной социологии.

Объект социологии – субъективный фактор, т.е. все то, что составляет содержание внутреннего мира человека.

Предмет социологии – исследование солидарности сознательных существ.

Личность – основной двигатель прогресса, субъект истории и социальных отношений.

Объективные процессы признаются вторичными в общественной жизни.

Психологизм – оперирование в объяснении общества психологическими факторами.

Социология:

Теоретическая – рассмотрение явлений с точки зрения сущего, как они есть.

Практическая – рассмотрение явлений с точки зрения должного, какими они должны быть.

Задачи субъективной социологии:

1) теоретическое обоснование цели дальнейшего развития общества, т.е. выяснение природы и закономерностей социального прогресса, изучение условий зарождения солидарности, причин ее усиления или ослабления и особенностей ее конкретно-исторических форм

2) определение средств для достижения цели: выявление законов построения справедливого общежития, включая выработку норм поведения людей и их оценку с точки зрения нравственного идеала

Критика субъективной школы: достоинства и недостатки.

Заслуги:

} Пропаганда в России достижений западной науки (трудов Конта, Спенсера, Маркса).

} Глубокая критика биологизма во взглядах на общество западных ученых (органицистских взглядов Спенсера, Дюркгейма, социал-дарвинизма Гумпловича и др.): исследовать человека и общество с помощью тех же методов, что и остальную природу, нельзя.

} Предварение идей М. Вебера, Г. Зиммеля, представителей символического интеракционизма: понимание и интерпретация мотивов социальных действий.

Недостатки

} Неокантианская социология: слабое место – в слиянии науки и политики.

} Марксистская социология: критика за идеализм в трактовке исторического процесса.

} Представители других ветвей народничества (М.А. Бакунин др.): революционной силой обладают лишь массовые стихийные народные движения, а не просветительские идеалы.

} Различные социологические направления: субъективный метод слабо аргументирован и не является адекватным способом познания душевного мира человека и социальных отношений.

 

П.Л. Лавров – основоположник субъективной школы.

Петр Лаврович Лавров (1828-1900)

Основные работы: «Очерки вопросов практической философии» (1859), «Исторические письма» (1869-1870), «Задачи понимания истории» (1898), «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903) и др.

Социология - наука, «изучающая и группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремящаяся открыть ее законы».

Основа социологического анализа фактов солидарности - потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективно.

Люди образуются в общества, когда они оказываются солидарными в своих интересах, привычках, обычаях, т.е. вне солидарности нет общества.

Субъективный метод.

Применяется в социологии, психологии, этике. Термин «субъективный метод» Лавров заимствовал у О. Конта и рассматривал данный метод с точки зрения антропологизма:

} Для человека, кроме осознаваемого мира, нет ничего, и человек понимает мир только через собственные способы познания. Субъективное имеет место в том случае, когда к восприятию мира примешивается наше отношение к объектам.

} Результатом применения субъективного метода будет «получение истины субъективной», т.е. зависящей от природы человека. Субъективная истина составляет содержание как человеческих эстетических и нравственных убеждений, так и содержание тех наук, которые изучают нравственные и эстетические оценки.

Социология = объективный + субъективный методы

Применяя объективный метод, социолог лишь анализирует, изучает проблемы, как они есть, безоценочно.

В рамках субъективного метода исследователь имеет определенный идеал должного (нравственный критерий), в соответствии с которым он оценивает все явления и определяет цели деятельности личности и общества.

Теория солидарности.

Солидарность - «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей».

Цель солидарности – быть «орудием борьбы за существование общества».

Виды солидарности

1) Бессознательная солидарность, или солидарность обычая:

  • это связь между особями, которая устанавливается фатально, сама собой, т.е. это продолжение животных инстинктов;
  • основание для солидарности – привычка (обычай).

2) Аффективная (прочувствованная) солидарность:

· опирается на интересы;

· это солидарность общих настроений различного рода: приподнятое или подавленное состояние духа, энтузиазм или варварство толпы и т.п.

· Виды солидарности

3) Историческая, или сознанная, солидарность:

· это «упроченное чувство близости между особями одной и той же группы»;

· основывается на личном убеждении индивидов;

· ее носитель – интеллигенция;

· лишь эта солидарность является прогрессивным двигателем истории;

· ее идеальный тип – социалистический идеал.

Смена форм солидарности – процесс взаимодействия культуры, цивилизации и мысли

Культура – это «совокупность внешних форм человеческого общежития и психических приемов», обычаев и привычек, «зоологический элемент» общества, который стремиться передаваться из поколения в поколение как нечто неизменное.

Ключевая функция культуры – приспособление особей к окружающей среде.

Только когда культура перерастает в цивилизацию, происходит адекватное человеческой природе изменение.

Цивилизациявнутренний и высший, духовный план истории, подлинно человеческое бытие, соответствующее требованиям науки, искусства, нравственности.

Сердцевина цивилизации – мысль.

Мысль «перерабатывает культуру» и тем самым ведет к усилению или ослаблению солидарности общества «путем внесения в формы его жизни большей доли сознания».

Два уровня мысли:

} Некритическая (ненормальная)

} Критическая: итог ее эволюции - выработка научно-философского миросозерцания и научной универсалистической нравственности.

Теория личности.

В вопросе о соотношении личности и общества Лавров придерживается номиналистической традиции: источником социальной динамики является личность.

«Вне личности нет никаких принципов, нет прогрессивных форм, нет прогресса вообще».

Проблему о «природе» общества Лавров решает двояко: с одной стороны, он признает за обществом сверхличностную реальность, но с другой стороны, считает, что оно не может быть внеличным, т.е. иметь сугубо внешние для личности цели.

Общество – это совокупность социальных (культурных) форм, которые являются продуктом творчества личностей и реально существуют лишь в личностях.

=> Личности имеют право и обязанность стремиться в соответствии со своими потребностями к изменению данных форм, к замене патологических форм здоровыми.

Социально-психологические типы, или субъекты социальных действий:

1) Пасынки цивилизации – это эксплуатируемое большинство общества, лишенное благ цивилизации.

2) Дикари высшей культуры – частично цивилизованное меньшинство общества, руководствующееся модой («человек-масса»). Они только участвуют в цивилизации, составляя самое сильное препятствие прогрессу, поскольку стремятся сохранить свое привилегированной положение.

3) Интеллигенция, или критически мыслящие личности – группы личностей, «способных наслаждаться развитием», вырабатывать идеал и стремиться его воплотить. Они вносят новые ценности, постоянно борются с культурными формами, являются источником общественного прогресса. Но сами по себе отдельные личности бессильны, а поэтому они должны организовываться в группы.

Народы:

} Исторические (смогли создать в своей среде интеллигенцию)

} Неисторические (это неисторические племена и народы, не сумевшие создать солидарность, основанную на критическом убеждении (пасынки цивилизации и культурные дикари)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: