Теория разделения труда и кооперации.




Общество – реальность, которая налична только в системе тех взаимосвязей, действий и противодействий личностей, которые реализуются в определенных формах кооперации.

В обществе есть 2 типа(уровня) социальной связи, в основу различения которых положены разделение труда и кооперация.

Суть разделения труда — «усложнение, увеличение разнородности общества в целом, но вместе с тем специализация, уменьшение разнородности в каждом неделимом»

Так, Михайловский отмечает тенденцию, что общество движется в сторону все большей разнородности, а личность в сторону все большей однородности.

Разделение труда оказывается источником «бесчисленных патологических явлений в области индивидуальной и социальной жизни».

Общественное разделение труда – разделение «между целыми неделимыми» в пределах вида, расы, народа, общества, его рост ведет к понижению социальной организации.

Физиологическое разделение труда – разделение «между органами в пределах одного неделимого», оно есть условие прогресса.

Оба вида разделения труда исключают друг друга, усиление одного вызывает ослабление другого.

Позднее дополнительно было выделено

Техническое разделение труда (не тождественное общественному) – «распадение какого-нибудь производства на отдельные мелкие операции».

разделение труда => социальная дифференциация => образование социальных группсо следующими характеристиками:

§ расхождение частных целей, вплоть до враждебности;

§ закрепление за группами какой-либо одной функции;

§ разграничение прав и обязанностей, целей и интересов;

§ разнородность нравов и обычаев.

Два типа кооперации:

Простая кооперация основана на сходстве между людьми; это сочетание равных и независимых индивидов, преследующих «общие цели и интересы и входящих в группу всей своей разнородностью».

Сложная кооперация основана на различии между людьми, причем общность их целей интересов сменяется антагонизмом между ними. В итоге имеем "разнородное общество с неравными, несвободными, специализированными членами, расположенными в некотором иерархическом порядке".

Оба типа кооперации сосуществуют, так сложная кооперация становится импульсом для простой: группы обособляются друг от друга, но внутри каждой из них развивается солидарность, хотя сотрудничают уже не целостные, а специализированные индивиды.

Предпочтение Михайловский отдает простой кооперации, поскольку она соответствует развитию личности и за ней будущее.

Теория борьбы за индивидуальность.

трактовка понятия «индивидуальность»
в широком космическом смысле в узком социальном смысле
целое, далее неделимое без потери своего качества; весь мир – совокупность, иерархия индивидуальностей; социальные индивидуальности — это общество, группа, государство и т.д. под индивидуальностью человека подразумевается "совокупность всех черт, свойственных человеческому организму вообще"

Михайловский делает анализ "степеней индивидуальности" в контексте проблемы разделения труда, опираясь на тектологическое учение Э. Геккеля: клетка, орган, антимера, метамера, организм, колония.

Каждая последующая ступень стремится подчинить себе предыдущие; индивидуальность тем совершеннее, чем несовершеннее, подавленнее, слабее ее части =>

Общество поглощает личность

Анализ градации индивидуальностей дополняется различением идеальных и практических типов.

Идеальный тип

· Комплексные организмы, потенциально способные к дальнейшему развитию

· В социологическом смысле: ориентация личности на идеал и борьбу за него

Практический тип

· Организмы, окончательно приспособившиеся к определенным условиям жизни и далее не развивающиеся, не отделяющие свой интерес от интереса целого

· В социологическом смысле:слияние личности с группой и существующими отношениями

У каждой личности есть нравственная обязанность – бороться за свою индивидуальность. Психологически возможны различные модели отношения к этой борьбе.

Анализ социально-психологических типов и одновременно социальных движений: "вольница" и "подвижничество".

Это типы отщепенцев, протестантов.

Вольница — протест воинствующий, активный, идущий напролом и не останавливающийся ни перед какими крайностями рада удовлетворения своих потребностей (движения типа пугачевщины).

Подвижники — протест мирный, пассивный, стремление заглушить потребности (монашество, аскетизм).

Данные типы родственны как по происхождению, так и по неадекватности реакции на подавление их индивидуальности.

"борьба за индивидуальность" => концепция социальной борьбы, которая ведется "между разными ступенями и типами общественной индивидуальности"

Социальная борьба, являясь основанием социального взаимодействия, ведет к смене форм кооперации, и кладется в основу выделения этапов социальной эволюции. В зависимости от того, какие цели ставят люди и в каких условиях это происходит, можно выделить типы социального взаимодействия, одновременно являющиеся этапами развития коопераций.

Этапы развития кооперации:

Объективно-антропоцентрический:

  • отсутствие социальной дифференциации;
  • примитивный антропоцентризм (дикарь ставит себя в центр Вселенной);
  • кооперация сначала отсутствует, затем формируется простое сотрудничество, довольно нестойкое, распадающееся при достижении целей;
  • группы однородны при разнородных индивидах;
  • появляется и сложная кооперация, начиная с семьи.

В конце концов, общественное разделение труда побеждает и общество входит в следующий период.

Эксцентрический:

  • общество распадается на группы с особыми целями;
  • человек раздробляется и входит в общество отдельными функциями;
  • торжествует общественное разделение труда;
  • развертывается социальная борьба;
  • общество развивается по органическому типу.

Субъективно-антропоцентрический:возврат к господству простой кооперации и целостной личности.

Герои и толпа».

Необходимым поворот социальной науки к изучению народной жизни, массовых движений, механики взаимодействия лидеров и массы, что позволило бы понять альтернативность, непредопределенность социального развития.

Задачи:

1) рассмотрение особенностей поведения людей в группе, массе;

2) определение причин и факторов, вызывающих особое поведение массы, а так же способов взаимодействия массы и лидера.

Герой – "человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело".

"Герой" порождается толпою в определенные моменты и становится как бы ее центром, "мозгом", аккумулятором ее "умственной и нравственной деятельности", чувств, инстинктов, мыслей, желаний.

Толпа – "масса, способная увлекаться примером, опять-таки высокоблагородным или низким, или нравственно-безразличным«.

Включенность в толпу радикально изменяет поведение индивида.

Ключевым, но не единственным фактом считает подражание.

Причины (условия) подражания:

  • Психологические (например присутствие психически расстроенного человека)
  • Социологические:
    • Специальные (конкретная социальная ситуация)
    • Общие:
      • экономические, политические, нравственные факторы
      • их преломление в комплексе конкретно-исторических культурных условий
      • действие бессознательных факторов социальной жизни

«Подражание, будучи результатом однообразия впечатлений, наилучше питается общественным строем с резко разделенным трудом»

Общественное разделение труда и сложная кооперация – среда, порождающая подражание.

Готовность к подражанию актуализируется включением в действие фактора бессознательного.

Формулы прогресса.

Первая и основная — это борьба за индивидуальность.

Вторая раскрывает тенденции этой борьбы как борьбы социальной в контексте соотношения общественных сил.

Далее встает вопрос о направленности прогресса.

Третья формула прогресса: "Прогресс есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно, полному и всестороннему разделению труда между орга­нами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все то, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отделы членов"

Иными словами, это достижение состояния простой кооперации, что может быть названо четвертой и синтетической формулой прогресса.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!