Общество – реальность, которая налична только в системе тех взаимосвязей, действий и противодействий личностей, которые реализуются в определенных формах кооперации.
В обществе есть 2 типа (уровня) социальной связи, в основу различения которых положены разделение труда и кооперация.
Суть разделения труда — «усложнение, увеличение разнородности общества в целом, но вместе с тем специализация, уменьшение разнородности в каждом неделимом»
Так, Михайловский отмечает тенденцию, что общество движется в сторону все большей разнородности, а личность в сторону все большей однородности.
Разделение труда оказывается источником «бесчисленных патологических явлений в области индивидуальной и социальной жизни».
Общественное разделение труда – разделение «между целыми неделимыми» в пределах вида, расы, народа, общества, его рост ведет к понижению социальной организации.
Физиологическое разделение труда – разделение «между органами в пределах одного неделимого», оно есть условие прогресса.
Оба вида разделения труда исключают друг друга, усиление одного вызывает ослабление другого.
Позднее дополнительно было выделено
Техническое разделение труда (не тождественное общественному) – «распадение какого-нибудь производства на отдельные мелкие операции».
разделение труда => социальная дифференциация => образование социальных групп со следующими характеристиками:
§ расхождение частных целей, вплоть до враждебности;
§ закрепление за группами какой-либо одной функции;
§ разграничение прав и обязанностей, целей и интересов;
§ разнородность нравов и обычаев.
Два типа кооперации:
Простая кооперация основана на сходстве между людьми; это сочетание равных и независимых индивидов, преследующих «общие цели и интересы и входящих в группу всей своей разнородностью».
Сложная кооперация основана на различии между людьми, причем общность их целей интересов сменяется антагонизмом между ними. В итоге имеем "разнородное общество с неравными, несвободными, специализированными членами, расположенными в некотором иерархическом порядке".
Оба типа кооперации сосуществуют, так сложная кооперация становится импульсом для простой: группы обособляются друг от друга, но внутри каждой из них развивается солидарность, хотя сотрудничают уже не целостные, а специализированные индивиды.
Предпочтение Михайловский отдает простой кооперации, поскольку она соответствует развитию личности и за ней будущее.
Теория борьбы за индивидуальность.
трактовка понятия «индивидуальность» | |
в широком космическом смысле | в узком социальном смысле |
целое, далее неделимое без потери своего качества; весь мир – совокупность, иерархия индивидуальностей; социальные индивидуальности — это общество, группа, государство и т.д. | под индивидуальностью человека подразумевается "совокупность всех черт, свойственных человеческому организму вообще" |
Михайловский делает анализ "степеней индивидуальности" в контексте проблемы разделения труда, опираясь на тектологическое учение Э. Геккеля: клетка, орган, антимера, метамера, организм, колония.
Каждая последующая ступень стремится подчинить себе предыдущие; индивидуальность тем совершеннее, чем несовершеннее, подавленнее, слабее ее части =>
Общество поглощает личность
Анализ градации индивидуальностей дополняется различением идеальных и практических типов.
Идеальный тип
· Комплексные организмы, потенциально способные к дальнейшему развитию
· В социологическом смысле: ориентация личности на идеал и борьбу за него
Практический тип
· Организмы, окончательно приспособившиеся к определенным условиям жизни и далее не развивающиеся, не отделяющие свой интерес от интереса целого
· В социологическом смысле: слияние личности с группой и существующими отношениями
У каждой личности есть нравственная обязанность – бороться за свою индивидуальность. Психологически возможны различные модели отношения к этой борьбе.
Анализ социально-психологических типов и одновременно социальных движений: "вольница" и "подвижничество".
Это типы отщепенцев, протестантов.
Вольница — протест воинствующий, активный, идущий напролом и не останавливающийся ни перед какими крайностями рада удовлетворения своих потребностей (движения типа пугачевщины).
Подвижники — протест мирный, пассивный, стремление заглушить потребности (монашество, аскетизм).
Данные типы родственны как по происхождению, так и по неадекватности реакции на подавление их индивидуальности.
"борьба за индивидуальность" => концепция социальной борьбы, которая ведется "между разными ступенями и типами общественной индивидуальности"
Социальная борьба, являясь основанием социального взаимодействия, ведет к смене форм кооперации, и кладется в основу выделения этапов социальной эволюции. В зависимости от того, какие цели ставят люди и в каких условиях это происходит, можно выделить типы социального взаимодействия, одновременно являющиеся этапами развития коопераций.
Этапы развития кооперации:
Объективно-антропоцентрический:
- отсутствие социальной дифференциации;
- примитивный антропоцентризм (дикарь ставит себя в центр Вселенной);
- кооперация сначала отсутствует, затем формируется простое сотрудничество, довольно нестойкое, распадающееся при достижении целей;
- группы однородны при разнородных индивидах;
- появляется и сложная кооперация, начиная с семьи.
В конце концов, общественное разделение труда побеждает и общество входит в следующий период.
Эксцентрический:
- общество распадается на группы с особыми целями;
- человек раздробляется и входит в общество отдельными функциями;
- торжествует общественное разделение труда;
- развертывается социальная борьба;
- общество развивается по органическому типу.
Субъективно-антропоцентрический: возврат к господству простой кооперации и целостной личности.
Герои и толпа».
Необходимым поворот социальной науки к изучению народной жизни, массовых движений, механики взаимодействия лидеров и массы, что позволило бы понять альтернативность, непредопределенность социального развития.
Задачи:
1) рассмотрение особенностей поведения людей в группе, массе;
2) определение причин и факторов, вызывающих особое поведение массы, а так же способов взаимодействия массы и лидера.
Герой – "человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело".
"Герой" порождается толпою в определенные моменты и становится как бы ее центром, "мозгом", аккумулятором ее "умственной и нравственной деятельности", чувств, инстинктов, мыслей, желаний.
Толпа – " масса, способная увлекаться примером, опять-таки высокоблагородным или низким, или нравственно-безразличным«.
Включенность в толпу радикально изменяет поведение индивида.
Ключевым, но не единственным фактом считает подражание.
Причины (условия) подражания:
- Психологические (например присутствие психически расстроенного человека)
- Социологические:
- Специальные (конкретная социальная ситуация)
- Общие:
- экономические, политические, нравственные факторы
- их преломление в комплексе конкретно-исторических культурных условий
- действие бессознательных факторов социальной жизни
«Подражание, будучи результатом однообразия впечатлений, наилучше питается общественным строем с резко разделенным трудом»
Общественное разделение труда и сложная кооперация – среда, порождающая подражание.
Готовность к подражанию актуализируется включением в действие фактора бессознательного.
Формулы прогресса.
Первая и основная — это борьба за индивидуальность.
Вторая раскрывает тенденции этой борьбы как борьбы социальной в контексте соотношения общественных сил.
Далее встает вопрос о направленности прогресса.
Третья формула прогресса: "Прогресс есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно, полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все то, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отделы членов"
Иными словами, это достижение состояния простой кооперации, что может быть названо четвертой и синтетической формулой прогресса.