МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Экономика и управление производством»
«Утверждено»
(пр. № ____ от «___»____ 2017г.)
Зав. кафедрой «ЭУП»
________________ М.И.Чажаев
Лекции
По дисциплине
Исследование систем управления
Ф.И.О. автора ИсраиловаЯхаВахаевна
Г. Грозный - 2017
Лекция № 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека
Понятие и сущность исследования
2. Основные характеристики исследования и их содержание
Объект и предмет исследования
Классификация и характеристика основных видов исследования
1. Понятие и сущность исследования
Прежде чем перейти непосредственно к изучению курса «Исследование систем управления», целесообразно с максимально возможной точностью определить само понятие «исследование».
С филологической (лингвистической) точки зрения слово исследование происходит от словосочетания “следование изнутри”, что подразумевает познание внутренней сущности изучаемого объекта, с последующим изучением его внешних взаимосвязей.
В современной научной литературе приводится множество различных определений данного термина.
Так, в логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие «исследование» определяется как процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.
Философский словарь дает более простое определение исследования: «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».
|
В социологическом словаре исследование определяется как вид систематизированной познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов — наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т.п.
Такое многообразие определений данного научного термина объясняется тем, что исследование — понятие сложное и многозначное, поэтому рассматривать его следует с различных научно-теоретических и прикладных ракурсов.
Таким образом, исследование можно рассматривать как научный труд; научное изучение; вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в том числе в теории и практике управления.
Кроме того, следует учитывать тот факт, что понятие «исследование» постоянно эволюционирует в соответствии с развитием науки, техники и социального мировоззрения. Характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.
Все разнообразие современных взглядов на определение термина исследования наглядно представлено на рис. 1.1.
|
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
Рис. 1.1. Понятие “исследование” |
Изучая многогранность термина «исследование», профессор Э.М. Коротков сформулировал основные отличительные черты данного научного понятия. К ним относятся:
а) распознавание проблем и ситуаций;
б) определение их происхождения;
в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
2. Основные характеристики исследования и их содержание
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:
- научная обоснованность исследования;
- методология исследования;
- организация исследования;
- научная новизна исследования;
- результаты и эффективность исследования.
|
Рассмотрим вышеперечисленные характеристики исследования более подробно.
Научная обоснованность исследования заключается в описании актуальности его проведения и в постановке проблем, целей и задач. Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к се решению, стиль управления. Объект и предмет исследования: объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем; предметом - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
Методология исследования - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.
Цель исследования- идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном проведении исследования. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Цель имеет качественный измеритель и неопределенное пространственное и временное состояние - некий “мираж” в конце пути, однако для планирования жизненных целей человеку и организации нужна определенность. Поэтому цель должна конкретизироваться в отдельные задачи с помощью критериев эффективности ее достижения.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Втopaя-c aнaлизoмpeaльнoгococтoянияпpeдмeтaиccлeдoвaния,динaмики, внyтpeнниxпpoтивopeчийpaзвития. Тpeтья-cocпocoбнocтямипpeoбpaзoвaния, мoдeлиpoвaния, oпытнo-экcпepимeнтaльнoйпpoвepки. Чeтвepтaя- c выявлeниeмпyтeйи cpeдcтвпoвышeнияэффeктивнocти, coвepшeнcтвoвaнияиccлeдyeмoгoявлeния, пpoцecca, т.e. c пpaктичecкимиacпeктaмиpaбoты, c пpoблeмoйyпpaвлeнияиccлeдyeмымoбъeктoм.
Диaлeктичecкийпoдxoд к иccлeдoвaниютpeбyeт: paccмaтpивaтьвcecвязи и взaимooбycлoвлeннocтиизyчaeмoгooбъeктa;paccмaтpивaтьoбъeктизyчeния в динaмикe; oпиpaтьcянaизвecтныeзaкoныдиaлeктики-eдинcтвa и бopьбыпpoтивoпoлoжнocтeй, пepexoдaкoличecтвa в кaчecтвo, oтpицaнияoтpицaния. Пpaктичecкaяфopмyлaдиaлeктичecкoгoпoдxoдaзaключaeтcя в выбopeпpинципoв и мeтoдoвeгopeaлизaции.Сиcтeмaпpинципoвдиaлeктичecкoгoпoдxoдa к иccлeдoвaниювключaeт в ceбяcлeдyющиeпpинципы: oбъeктивнocти; пpoтивopeчивocти; движeния и paзвития; нayчнocти; пpoвepяeмocтипpaктикoй; взaимoдeйcтвия; цeлocтнocти; oтнocитeльнocти;иcтopичecкoйoпpeдeлeннocти.
Организация исследования представляет собой порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. В этом разделе разрабатывается техническое задание, программа исследования, или бизнес-план. Особое внимание уделяется ресурсам исследования — комплексу средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и проч.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
Научная новизна исследования рассматривается с точки зрения вклада в науку, практической ценности для науки и производства выполненных экспериментальных исследований, особенностей внедрения и апробации. Новизна и тема исследования должны быть органично связаны. При этом должна существовать гипотеза новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, приводящих к образованию ядра исследования, обладающего существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют изюминкой исследовательской работы.
При оценке степени новизны исследования очень важен вопрос о новой задаче, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. В вопросе скрываются два понятия, требующих разъяснения: новизна, или степень новизны, задачи и ее существенность для отрасли знания. Новизна знания в научном смысле предполагает открытие, разработку, формулирование нового знания для отрасли науки, общества. Первооткрытие нового знания и его общеизвестность в отрасли науки далеко не одно и то же, но это отдельная тема для обсуждения. Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями. О существенности решаемой научной задачи можно судить по следствиям полученного решения научной задачи на положения теории конкретной науки, по изменению точки зрения на протекание какого-либо явления, процесса, его влиянии на развитие науки и технологии.
Выявить и определить новизну позволяют следующие положения:
- обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития; распространенная ошибка соискателей заключается в том, что за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы;
- рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых часто приводят к новым или компромиссным решениям;
- вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента это уже заметная заявка на оригинальность;
- детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.
Элементами новизны исследования могут служить:
- новый объект исследования, т.е. задача рассматривается впервые;
- новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);
- новый метод решения;
- новое применение известного решения или метода;
- новые следствия из известной теории в новых условиях;
- новые результаты эксперимента, их следствия;
- новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;
- разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;
- разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей.
В отношении последнего пункта иногда возникают разногласия, суть которых к научному или практическому результату исследования, выразившемуся в создании изобретения, отнести изобретение, имеет оно научную новизну или нет. Некоторые ученые полагают, что здесь мы имеем дело с технической новизной, которая не имеет статуса нового научного результата.
Попробуем разобраться с этой проблемой. Будем руководствоваться тезисом, что новый научный результат — это впервые установленное достоверное знание из определенной отрасли науки. В данном случае мы имеем дело с технической отраслью науки. Но и в технической отрасли, как и любой другой, например физико-математической, могут быть получены новые достоверные знания, что позволяет их назвать научными, а точнее научно-техническими. Термин “технический” стоит ниже в иерархии и поэтому не конфликтует с термином “научный”, а дополняет его. С другой стороны, в составе изобретения обязательно обосновывается критерий новизны. Новизна устройства или способа считается доказанной, если существенные признаки изобретения отличаются от существенных признаков прототипа и аналогов. Без новизны нет изобретения. Таким образом, мы имеем дело с новым знанием об организации технической системы (устройства или способа) и, следовательно, изобретение можно считать научным результатом из технической отрасли науки.
Обобщающей итоговой характеристикой исследовательской деятельности являются результаты и эффективность исследования.
Результат исследования находится в прямой зависимости от его целей и может быть представлен как:
- комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление;
- конкретные рекомендации по преобразованию системы управления;
- способ разрешения обострившихся противоречий;
- комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития;
- методика выполнения какой-либо работы.
Основным критерием, характеризующим результат исследования, является степень достижения цели, т. е. количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен, в зависимости от показателя, на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.
На основании полученных результатов можно определить эффективность исследования, которая представляет собой соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
3 Объект и предмет исследования
Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно считать объект и предмет исследования. В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к определению данных понятий.
Обобщая эти подходы, можно сформулировать обобщенные определения понятий «объект» и «субъект исследования».
Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от сознания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они могут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать актуальные (или реальные) и потенциальные объекты исследования. Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа. Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предположительны, отражают не природу существующей действительности как таковой, но такие формы ее вероятного бытия, возможность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объектами возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.
В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их “проекции” в человеческое сознание. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении существующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответственно, отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов. В биологии - морфология и физиология, систематика и эволюционная теория и др. В изучении общественной жизни - экономика, политика, социология. В изучении языка - лингвистика, фонетика, синтаксис и др. Многообразие возможных «срезов» исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Иногда объект и предмет исследования определяются практически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.
Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам исследования.
4.Классификация и характеристика основных видов исследования
Так как исследования представляют собой феномен универсальный, пронизывающий практически все виды человеческой деятельность и сферы природы, существует множество подходов к их классификации. Основные подходы позволяют классифицировать исследования по применяемым методам познания, используемым ресурсам, затрачиваемому времени, информационному обеспечению и степени организованности, в зависимости от участия персонала.
Если в качестве основного классификационного признака избрать применяемый метод исследования, то можно выделить основные подходы к классификации исследований:
- по виду исследования;
- стадии исследования;
- месту проведения исследования;
- виду исследуемого объекта;
- подходу к объекту исследования.
По своему виду исследования подразделяются на экспериментальные, теоретические, теоретико-экспериментальные.
В зависимости от стадии проведения исследования подразделяют на поисковые разработки, научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские разработки.
По месту проведения различают лабораторные и промышленные исследования.
По виду исследуемого объекта различают натурные и модельные исследования.
В зависимости от подхода к объекту исследования подразделяются локальные и комплексные.
По использованию ресурсов можно выделить ресурсоемкие и незначительные по ресурсоемкости исследования.
В зависимости от времени проведения исследования подразделяются на продолжительные и непродолжительные.
По информационному обеспечению различают исследования, основывающиеся на внутренней информации, и исследования с привлечением обширной внешней информации.
По степени организованности исследования подразделяют на спонтанные и организованные.
В зависимости от участия персонала можно выделить индивидуальные и коллективные исследования.
В практике исследования систем управления встречаются все рассмотренные выше типы исследований.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Понятие и сущность исследования
2. Исследование: понятие и основные отличительные черты
3. Основные характеристики исследования и их содержание
4. Объект и предмет исследования
5. Классификация и характеристика основных видов исследования
Литература
1. Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 208 с.: https://www.knigafund.ru/books/127749.
2. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-изд., стериотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 527 с.: https://www.knigafund.ru/books/149259.
3. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 348 с.: https://www.knigafund.ru/books/164445.
4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 167 с.: https://www.knigafund.ru/books/149258.
Лекция № 2. Функциональная роль исследований в развитии систем управления