Классификация и характеристика основных видов исследования




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Экономика и управление производством»

 

«Утверждено»

(пр. № ____ от «___»____ 2017г.)

Зав. кафедрой «ЭУП»

________________ М.И.Чажаев

 

 

Лекции

По дисциплине

Исследование систем управления

Ф.И.О. автора ИсраиловаЯхаВахаевна

 

 

 

Г. Грозный - 2017

Лекция № 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Понятие и сущность исследования

2. Основные характеристики исследования и их содержание

Объект и предмет исследования

Классификация и характеристика основных видов исследования

 

1. Понятие и сущность исследования

Прежде чем перейти непосредственно к изучению курса «Исследование систем управления», целесообразно с максимально возможной точностью определить само понятие «исследование».

С филологической (лингвистической) точки зрения слово ис­следование происходит от словосочетания “следование изнутри”, что подразумевает познание внутренней сущности изучаемого объекта, с последующим изучением его внешних взаимосвязей.

В современной научной литературе приводится множество различных определений данного термина.

Так, в логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова по­нятие «исследование» определяется как процесс научного изу­чения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выяв­ления его закономерностей возникновения, развития и преоб­разования его в интересах общества.

Философский словарь дает более простое определение ис­следования: «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

В социологическом словаре исследование определяется как вид систематизированной познавательной деятельности, на­правленной на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посред­ством применения стандартизированных методов — наблюде­ние, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т.п.

Такое многообразие определений данного научного терми­на объясняется тем, что исследование — понятие сложное и многозначное, поэтому рассматривать его следует с различных научно-теоретических и прикладных ракурсов.

Таким образом, исследование можно рассматривать как научный труд; научное изучение; вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тен­денции развития явлений, изыскать возможности использова­ния полученных знаний, в том числе в теории и практике уп­равления.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что понятие «ис­следование» постоянно эволюционирует в соответствии с раз­витием науки, техники и социального мировоззрения. Харак­терно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось толь­ко со специализированной научной деятельностью. Современ­ные тенденции развития общества и человека свидетельству­ют о возникновении новых потребностей. Многие виды профес­сиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Все разнообразие современных взглядов на определение термина исследования наглядно представлено на рис. 1.1.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что исследо­вание — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследова­ние проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюде­ние, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследо­вание включает в себя анализ, но не сводится к нему. Исследо­вание представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Рис. 1.1. Понятие “исследование”

 

Изучая многогранность термина «исследование», профес­сор Э.М. Коротков сформулировал основные отличительные черты данного научного понятия. К ним относятся:

а) распознавание проблем и ситуаций;

б) определение их происхождения;

в) выявление свойств, содержания, закономерностей пове­дения и развития;

г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождение путей, средств и возможностей использова­ния новых представлений или знаний о данной проблеме в прак­тике ее разрешения.

 

2. Основные характеристики исследования и их содержание

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:

- научная обоснованность исследования;

- методология исследования;

- организация исследования;

- научная новизна исследования;

- результаты и эффективность исследования.

Рассмотрим вышеперечисленные характеристики исследо­вания более подробно.

Научная обоснованность исследования заключается в опи­сании актуальности его проведения и в постановке проблем, целей и задач. Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к се решению, стиль управления. Объект и предмет исследования: объектом явля­ется система управления, относящаяся к классу социально-эко­номических систем; предметом - конкретная проблема, разре­шение которой требует проведения исследования.

Методология исследования - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и пред­мета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Цель исследования- идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открывают­ся при успешном проведении исследования. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов пост­роения системы управления и организации ее функционирова­ния и развития. Цель имеет качественный измеритель и нео­пределенное пространственное и временное состояние - некий “мираж” в конце пути, однако для планирования жизненных целей человеку и организации нужна определенность. Поэтому цель должна конкретизироваться в отдельные задачи с помо­щью критериев эффективности ее достижения.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Втopaя-c aнaлизoмpeaльнoгococтoянияпpeдмeтaиccлeдoвaния,динaмики, внyтpeнниxпpoтивopeчийpaзвития. Тpeтья-cocпocoбнocтямипpeoбpaзoвaния, мoдeлиpoвaния, oпытнo-экcпepимeнтaльнoйпpoвepки. Чeтвepтaя- c выявлeниeмпyтeйи cpeдcтвпoвышeнияэффeктивнocти, coвepшeнcтвoвaнияиccлeдyeмoгoявлeния, пpoцecca, т.e. c пpaктичecкимиacпeктaмиpaбoты, c пpoблeмoйyпpaвлeнияиccлeдyeмымoбъeктoм.

Диaлeктичecкийпoдxoд к иccлeдoвaниютpeбyeт: paccмaтpивaтьвcecвязи и взaимooбycлoвлeннocтиизyчaeмoгooбъeктa;paccмaтpивaтьoбъeктизyчeния в динaмикe; oпиpaтьcянaизвecтныeзaкoныдиaлeктики-eдинcтвa и бopьбыпpoтивoпoлoжнocтeй, пepexoдaкoличecтвa в кaчecтвo, oтpицaнияoтpицaния. Пpaктичecкaяфopмyлaдиaлeктичecкoгoпoдxoдaзaключaeтcя в выбopeпpинципoв и мeтoдoвeгopeaлизaции.Сиcтeмaпpинципoвдиaлeктичecкoгoпoдxoдa к иccлeдoвaниювключaeт в ceбяcлeдyющиeпpинципы: oбъeктивнocти; пpoтивopeчивocти; движeния и paзвития; нayчнocти; пpoвepяeмocтипpaктикoй; взaимoдeйcтвия; цeлocтнocти; oтнocитeльнocти;иcтopичecкoйoпpeдeлeннocти.

Организация исследования представляет собой порядок проведения, основанный на распределении функций и ответ­ственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инст­рукциях. В этом разделе разрабатывается техническое задание, программа исследования, или бизнес-план. Особое внимание уделяется ресурсам исследования — комплексу средств и воз­можностей (например, информационных, экономических, люд­ских и проч.), обеспечивающих успешное проведение исследо­вания и достижение его результатов.

Научная новизна исследования рассматривается с точки зрения вклада в науку, практической ценности для науки и про­изводства выполненных экспериментальных исследований, осо­бенностей внедрения и апробации. Новизна и тема исследова­ния должны быть органично связаны. При этом должна суще­ствовать гипотеза новизны исследования, что обеспечивает вы­ход на круг вопросов, приводящих к образованию ядра иссле­дования, обладающего существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют изю­минкой исследовательской работы.

При оценке степени новизны исследования очень важен воп­рос о новой задаче, имеющей существенное значение для соответ­ствующей отрасли знаний. В вопросе скрываются два понятия, требующих разъяснения: новизна, или степень новизны, задачи и ее существенность для отрасли знания. Новизна знания в научном смысле предполагает открытие, разработку, формулирование но­вого знания для отрасли науки, общества. Первооткрытие нового знания и его общеизвестность в отрасли науки далеко не одно и то же, но это отдельная тема для обсуждения. Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возмож­ного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями. О существенности решаемой научной задачи можно судить по следствиям полученного реше­ния научной задачи на положения теории конкретной науки, по изменению точки зрения на протекание какого-либо явления, про­цесса, его влиянии на развитие науки и технологии.

Выявить и определить новизну позволяют следующие по­ложения:

- обстоятельное изучение литературы по предмету иссле­дования с анализом его исторического развития; распространен­ная ошибка соискателей заключается в том, что за новое поло­жение выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения при изучении литературы;

- рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых часто приводят к новым или компромиссным решениям;

- вовлечение в научный оборот нового цифрового и факти­ческого материала, например, в результате проведения экспе­римента это уже заметная заявка на оригинальность;

- детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Элементами новизны исследования могут служить:

- новый объект исследования, т.е. задача рассматривается впервые;

- новая постановка известных проблем или задач (напри­мер, сняты допущения, приняты новые условия);

- новый метод решения;

- новое применение известного решения или метода;

- новые следствия из известной теории в новых условиях;

- новые результаты эксперимента, их следствия;

- новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

- разработка оригинальных математических моделей про­цессов и явлений, полученные с их использованием данные;

- разработка устройств и способов на уровне изобретений и полезных моделей.

В отношении последнего пункта иногда возникают разно­гласия, суть которых к научному или практическому результа­ту исследования, выразившемуся в создании изобретения, от­нести изобретение, имеет оно научную новизну или нет. Неко­торые ученые полагают, что здесь мы имеем дело с техничес­кой новизной, которая не имеет статуса нового научного резуль­тата.

Попробуем разобраться с этой проблемой. Будем руковод­ствоваться тезисом, что новый научный результат — это впер­вые установленное достоверное знание из определенной отрас­ли науки. В данном случае мы имеем дело с технической отрас­лью науки. Но и в технической отрасли, как и любой другой, на­пример физико-математической, могут быть получены новые достоверные знания, что позволяет их назвать научными, а точ­нее научно-техническими. Термин “технический” стоит ниже в иерархии и поэтому не конфликтует с термином “научный”, а дополняет его. С другой стороны, в составе изобретения обяза­тельно обосновывается критерий новизны. Новизна устройства или способа считается доказанной, если существенные призна­ки изобретения отличаются от существенных признаков про­тотипа и аналогов. Без новизны нет изобретения. Таким обра­зом, мы имеем дело с новым знанием об организации техничес­кой системы (устройства или способа) и, следовательно, изоб­ретение можно считать научным результатом из технической отрасли науки.

Обобщающей итоговой характеристикой исследовательс­кой деятельности являются результаты и эффективность ис­следования.

Результат исследования находится в прямой зависимости от его целей и может быть представлен как:

- комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление;

- конкретные рекомендации по преобразованию системы управления;

- способ разрешения обострившихся противоречий;

- комплекс нововведений, обусловленных тенденциями раз­вития;

- методика выполнения какой-либо работы.

Основным критерием, характеризующим результат иссле­дования, является степень достижения цели, т. е. количествен­ный показатель, определяющий меру или степень оценки дос­тижения цели по сравнению с другими возможными варианта­ми (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен, в зависимости от показателя, на миними­зацию или максимизацию состояния системы. Например, мини­мум затрат на производство продукции, максимум валовой при­были, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.

На основании полученных результатов можно определить эффективность исследования, которая представляет собой со­размерность использованных ресурсов на проведение исследо­вания и результатов, полученных от него.

 

3 Объект и предмет исследования

Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательс­кой деятельности можно считать объект и предмет исследова­ния. В настоящее время существует множество самых разнооб­разных подходов к определению данных понятий.

Обобщая эти подходы, можно сформулировать обобщен­ные определения понятий «объект» и «субъект исследования».

Объект - это процесс или явление, порождающие проблем­ную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от со­знания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они мо­гут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать акту­альные (или реальные) и потенциальные объекты исследования. Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа. Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предполо­жительны, отражают не природу существующей действитель­ности как таковой, но такие формы ее вероятного бытия, воз­можность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объекта­ми возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.

В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их “проекции” в человеческое сознание. Предмет - это то, что находится в рам­ках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении суще­ствующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответствен­но, отдельные учебные предметы среднего и высшего образова­ния) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объек­тов. В биологии - морфология и физиология, систематика и эво­люционная теория и др. В изучении общественной жизни - эко­номика, политика, социология. В изучении языка - лингвисти­ка, фонетика, синтаксис и др. Многообразие возможных «сре­зов» исследования объектов порождает многопредметность на­учного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определе­нием его темы или очень близок к нему. Объект и предмет ис­следования как научные категории соотносятся как общее и ча­стное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследо­вания, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выб­ранной темы, но и от замысла исследователя.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором вы­деляется определенное свойство объекта исследования. Неко­торые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отож­дествляют предмет и объект исследования.

Иногда объект и предмет исследования определяются прак­тически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.

Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам ис­следования.

 

4.Классификация и характеристика основных видов исследования

Так как исследования представляют собой феномен уни­версальный, пронизывающий практически все виды человечес­кой деятельность и сферы природы, существует множество под­ходов к их классификации. Основные подходы позволяют клас­сифицировать исследования по применяемым методам позна­ния, используемым ресурсам, затрачиваемому времени, инфор­мационному обеспечению и степени организованности, в зави­симости от участия персонала.

Если в качестве основного классификационного признака избрать применяемый метод исследования, то можно выделить основные подходы к классификации исследований:

- по виду исследования;

- стадии исследования;

- месту проведения исследования;

- виду исследуемого объекта;

- подходу к объекту исследования.

По своему виду исследования подразделяются на экспери­ментальные, теоретические, теоретико-экспериментальные.

В зависимости от стадии проведения исследования подраз­деляют на поисковые разработки, научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские разработки.

По месту проведения различают лабораторные и промыш­ленные исследования.

По виду исследуемого объекта различают натурные и мо­дельные исследования.

В зависимости от подхода к объекту исследования подраз­деляются локальные и комплексные.

По использованию ресурсов можно выделить ресурсоем­кие и незначительные по ресурсоемкости исследования.

В зависимости от времени проведения исследования под­разделяются на продолжительные и непродолжительные.

По информационному обеспечению различают исследова­ния, основывающиеся на внутренней информации, и исследо­вания с привлечением обширной внешней информации.

По степени организованности исследования подразделя­ют на спонтанные и организованные.

В зависимости от участия персонала можно выделить индивидуальные и коллективные исследования.

В практике исследования систем управления встречаются все рассмотренные выше типы исследований.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Понятие и сущность исследования

2. Исследование: понятие и основные отличительные черты

3. Основные характеристики исследования и их содержание

4. Объект и предмет исследования

5. Классификация и характеристика основных видов исследования

 

Литература

1. Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 208 с.: https://www.knigafund.ru/books/127749.

2. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-изд., стериотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 527 с.: https://www.knigafund.ru/books/149259.

3. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 348 с.: https://www.knigafund.ru/books/164445.

4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 167 с.: https://www.knigafund.ru/books/149258.

 

 

Лекция № 2. Функциональная роль исследований в развитии систем управления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: