Менеджер исследовательского типа




3. Разработка гипотезы и концепции исследования систе­мы управления

 

1. Роль исследований в современном менеджменте

Многие считают, что исследования - это задача научного работника, в повседневной работе у менеджера для исследова­ний нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблужде­ние. В современном менеджменте исследование является глав­ным фактором успеха, а если выражаться по-научному, - глав­ным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что поддержи­вать.

Современное управление, отражающее особенности и ус­ловия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследо­вательском подходе. Применение такого подхода способствует динамичности и перспективности управления, росту его инно­вационного потенциала и повышению профессионализма в при­нятии управленческих решений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12% решений, связанных с инновациями, в то вре­мя как в Японии менеджер примерно такого же уровня - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет иссле­довательский подход? Что является стимулом и условием ин­новационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.

Известно, что содержание управления раскрывают основ­ные функции управления - предвидение (планирование), орга­низацию, контроль, регулирование, координацию, активизацию (мотивацию).

В процессах развития управления возникают новые реаль­ности и новые потребности, которые определенным образом от­ражаются и на содержании управления. Сегодня одной из ос­новных функций управления становится также функция иссле­дования. Она является следствием возрастающей динамичнос­ти и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессио­нализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятель­ность должна составлять не менее 30% рабочего времени и уси­лий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, поче­му он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необ­ходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обо­снованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, ус­ложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно се­годня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необ­ходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, должен быть обоснован­ный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее раз­витие - это множество проблем, которые следуют одна за дру­гой, которые надо решать и решать своевременно. Многие ситу­ации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их реше­ние или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг­рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на бу­дущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, та­ковы общие тенденции развития экономики. Снова мы прихо­дим к мысли о пользе и необходимости исследования как функ­ции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных из­менений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, ма­лых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не мо­жет быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффек­тивным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного ме­неджмента, но и стиль функционирования всей системы управ­ления, определенный тип организации деятельности персона­ла (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают на­учность и искусство управления, понимание которого немысли­мо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия “ис­следование”.

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствова­ниях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и раз­вития самого управления. Здесь есть специфика, как в отноше­нии характера исследуемых проблем, так и в отношении мето­дов их изучения и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, про­фессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия вре­мени, использование компьютерных технологий и т.д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет иссле­дования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работ­ником в традиционном смысле этого слова, но он должен вла­деть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как сред­ство совершенствования управления (профессионализм, инно­вационность, мотивация и проч.).

Формула современного управления - «Управлять, совер­шенствуя и совершенствуясь». Только исследование управле­ния поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенден­цию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без ос­воения его приемов, методов, подходов.

Основные компоненты исследования - постановка целей и задач; предварительный анализ имеющейся информации, ус­ловий и методов решения; формулировка исходных гипотез, планирование и организация экспериментов, проведение экс­периментов, анализ и обобщение полученных результатов; про­верка исходных гипотез на основе полученных фактов и окон­чательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний - на сегодняшний день являются актуальными не только для теоретической науки, но для практики управления.

В современном менеджменте исследования являются глав­ным фактором успеха, повышения эффективности управления. Исследования - это вид деятельности с более богатым содер­жанием, чем анализ, проектирование или диагностика. Иссле­дование проблемы или ситуации включает в себя более широ­кий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и на­блюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классифи­кация, и построение показателей, и многое другое. Исследова­ния включают в себя анализ, но не сводится к нему. Исследова­ние представляет собой более высокий уровень творчества че­ловека. Развитие профессионализма в различных областях де­ятельности ведет к пониманию исследования как закономерно­го и естественного элемента ее практической эффективности.

В современных условиях развития экономики качество ре­шений, принимаемых в управлении, непосредственно зависит от исследовательского подхода, умения определять их истоки и последствия.

Идеология специальности “Менеджмент организации” предполагает воспитание и развитие у будущих менеджеров умения изучать проблемы творческого подхода к работе, стрем­ления к поиску новых форм организации управления, научного подхода к управлению.

 

2. Менеджер исследовательского типа

Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т.е. лицо, направ­ляющее и координирующее деятельность исполнителей. После­дние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рам­ках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

С точки зрения современной теории управления в качестве менеджера рассматривается руководитель, занимающий посто­янную должность и наделенный полномочиями в области при­нятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.

Сам менеджер может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.

Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа дру­гих людей. Этот результат вещественно закрепляется в докумен­тах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.

Руководитель является персонифицированным воплощени­ем организации и к ее целям и проблемам должен относиться как к своим собственным.

Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хо­зяйственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем.

Поэтому он сегодня становится организатором самостоятель­ной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Та­кая работа является особым видом творческой деятельности, при­чем по мере роста сложности объекта управления и уровня за­нимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.

Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми - подчиненными, колле­гами, партнерами, политиками, общественными деятелями, ак­ционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10-12 ч в день. Таким образом, в на­стоящее время особо актуальным становится вопрос о требова­ниях, предъявляемых к менеджеру.

Менеджера можно рассматривать в трех аспектах:

1) профессионал - автор решений, стратегии, планов;

2) организатор - создатель условий деятельности исполни­телей, осуществляющих их на практике, человек, способный увлечь людей, повести за собой;

3) начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

Роль менеджера в организации - направляющая, форми­рующая, структурирующая и в целом организующая. Деятель­ность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на сози­дание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего синергетического), ради которых люди и объединятся, чтобы организация стала действительно организацией.

Структурирующее воздействие менеджера касается работ­ников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации.

Следует иметь в виду также, что во всех случаях главен­ствующей для руководителя (менеджера) остается роль орга­низатора.

Основным содержанием деятельности менеджера являет­ся управление людьми.

Необходимым условием социального управления является власть. Существуют принципиальные различия между следу­ющими формами власти: традиционной, компетентной, эталон­ной, харизматической, а также базирующейся на мотивации и основанной на принуждении. Наиболее стабильно и эффектив­но управление, основанное на компетентной власти.

В реальной действительности управление опирается не на одну, а одновременно на различные формы власти в том или ином соотношении.

Целью деятельности менеджера является обеспечение мак­симально эффективной совместной деятельности людей.

К менеджеру любого уровня предъявляются следующие основные требования:

1) наличие общих знаний в области управления предприятием;

2) компетентность в вопросах деятельности фирмы;

3) владениенавыкамипредпринимательства;

4) способность принимать обоснованные и компетентные решения на основе согласования с вышестоящими руководите­лями и нижестоящими работниками;

5) наличие практического опыта и знаний в области анали­за экономической ситуации;

6) умение анализировать и прогнозировать действия фирм-конкурентов;

7) умение прогнозировать тенденции развития хозяйствен­ной конъюнктуры.

Важнейшее требование к менеджеру как к личности - умение управлять людьми. Сюда относится:

- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей;

- знание условий, связывающих предприятие и работника; защита интересов обеих сторон на взаимовыгодной основе;

- обеспечение единства и правильности функционирования трудового коллектива фирмы.

Личность руководителя, его опыт, деловые и характероло­гические особенности играют ведущую роль в управлении орга­низациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в ха­рактеристиках руководителей научных коллективов, и наобо­рот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководите­ля и его деятельности характеризуются определенной динами­кой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руково­дителя тоже существенно изменяется в результате приобрете­ния им новых качеств и изменения существующих. Однако ска­занное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответ­ствовать руководитель любого управленческого ранга в различ­ных социальных организациях.

Важной проблемой является отбор и аттестация руководя­щих кадров. Задачи изучения свойств личности руководителей, их психологической пригодности к выполнению сложных фун­кций управления людьми приобретают особую значимость в современных условиях выделения социальной теории управле­ния (менеджмента) как особой прикладной области психологии. Наиболее обоснованные пути оценки личности руководителя состоят в использовании комплекса методов, среди которых сле­дует выделить:

- наблюдение и анализ конкретной деятельности руководи­теля;

- опрос - анкетирование для выявления самооценки менед­жера и его оценки группой;

- естественный эксперимент (деловые, ролевые игры);

- экспертные оценки специалистов по управлению;

- психологическое тестирование с использованием интел­лектуальных личностных и профессиональных тестов;

- социометрию - с целью установления престижа в груп­пе и психологической совместимости;

- биографический метод (изучение документации, анализ личности).

Известно, что личность есть сложная система разнообраз­ных свойств, поэтому применение одного метода, даже такого, как тестирование, не может дать правильного прогноза относи­тельно пригодности человека к выполнению руководящих фун­кций.

В свете последних лет требования, предъявляемые к лич­ности менеджера, значительно повысились. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.

В процессе решения экспериментальных задач члены груп­пы устанавливают определенные взаимоотношения, благодаря чему определяется ролевая дифференциация людей:

- лидеры, способные руководить, организовать и направ­лять действия всей группы, показать личный пример;

- коллективисты, заботящиеся об успехе всей группы;

- индивидуалисты, предпочитающиеработатьизолиро­ванно;

- лица, способные быть только ведомыми.

Использование таких активных методов способствует ус­корению адаптации руководителей к изменяющимся условиям труда или работы на новом месте, позволяет более обоснованно устанавливать организаторский потенциал претендентов на определенную руководящую роль, оказывает помощь руково­дителям в организации своей деятельности и самовоспитании.

В современном мире быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными.

Влияние ситуации и ее восприятия на выбор управленчес­кого стиля представляется бесспорным, но почему для одних людей оказывается более предпочтительным авторитарный стиль, а для других демократический - остается открытым.

И все-таки, почему имидж руководителя играет такую роль в успехе фирмы? Почему имидж является таким важным соци­ально-психологическим фактором?

Имидж - собирательное понятие. Это облик, т.е. та форма жизнепроявления человека, благодаря которой “на люди” выс­тавляются сильнодействующие личностно-деловые характери­стики. Среди них приоритетными следует признать воспитан­ность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на кото­рых надежно держится имидж конкретной личности.

Существуетнескольковариантовимиджа:

- зеркальный - имидж, свойственный представлению че­ловека о самом себе;

- текущий - имидж, характерный для взгляда со стороны;

- желаемый - имидж, отражающий то, к чему мы стре­мимся;

- корпоративный - имидж организации в целом, а не ка­ких-то отдельных подразделений или результатов ее работы;

- множественный - имидж, который образуется при нали­чии ряда независимых структур вместо единой корпоративной структуры;

- харизматический - имидж, которому приписывается об­раз вождя, лидера;

- закрытый - данный вариант имиджа интересен тем, что каждый из потребителей может вписывать в него те черты, ко­торые сам считает наиболее убедительными;

- мифологический - имидж, под которым будем понимать поведение лидера, те или иные сложившие в данном обществе мифы.

Под имиджем делового человека обычно понимают сфор­мировавшийся образ, в котором выделяют ценностные харак­теристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружаю­щими. В связи с этим можно сформулировать следующие ос­новные компоненты имиджа делового человека:

1) внешнийоблик (манераодеваться);

2) тактика общения (умелая ориентация в конкретной си­туации, владение механизмами психологического воздействия и т. д.);

3) деловойэтикет и протокол;

4) этикаделовогообщения.

Таким образом, внешний облик делового человека являет­ся наглядной многомерной информацией: об экономических воз­можностях, эстетическом вкусе, принадлежности к професси­ональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Одеж­да является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, неред­ко предопределяя их отношение друг к другу.

Для имиджа делового человека очень важна тактика обще­ния, к которой предъявляются следующие требования:

1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.

2. В деловом общении не следует допускать какой-либо кон­фронтации, а тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям возможны споры и расхождения. Главное, чтобы про­тивостояние не переросло в личную неприязнь.

3. Умело использовать механизмы психологического воздей­ствия: привязанность, симпатию, доверие, уважение и манеры.

 

3. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления

К основным формам научного познания относятся научные факты, проблемы, гипотезы и теории. Их назначение состоит в том, что они раскрывают динамику процесса познания, т.е. дви­жение и развитие знания в ходе исследования или изучения какого-либо объекта.

Фундаментом всего научного знания являются научные факты, с установления которых начинается научное познание. Научный факт - это отражение конкретного явления в чело­веческом сознании, т. е. его описание с помощью языка науки (обозначение, термины и т.п.). Одним из важнейших свойств научного факта является его достоверность, которая обуслов­ливается возможностью его воспроизведения с помощью раз­личных экспериментов. Чтобы факт считался достоверным, тре­буется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов. Так, если мы один раз увидели, что яблоко с дерева падает на землю, то это всего лишь единичное наблю­дение. Но если мы фиксировали подобные падения неоднократ­но, то можно говорить о достоверном факте. Подобные факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки.

Трудность заключается в том, что в непосредственном на­блюдении зафиксировать сущностные характеристики предме­та практически невозможно. Поэтому прямо перейти с эмпири­ческого на теоретический уровень познания тоже нельзя. Тео­рия не строится путем непосредственного индуктивного обоб­щения опыта. Поэтому следующим шагом в научном познании становится формулирование проблемы.

Проблема определяется как “знание о незнании”, как фор­ма знания, содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить суще­ствующими знаниями. Поиск, формулирование и решение про­блем — основная черта научной деятельности. Проблемы отде­ляют одну науку от другой, задают характер научной деятель­ности как подлинно научной или псевдонаучной.

В свою очередь, наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логи­ческого подтверждения. Такого рода предположительное зна­ние, истинность или ложность которого еще не доказана, назы­вается научной гипотезой.

Гипотеза (от древнегреческого- основание, пред­положение) представляет собой всякое предположение, догад­ку или предсказание, выдвигаемые для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании.

Поэтому гипотеза - это не достоверное, а вероятное зна­ние, истинность или ложность которого еще не установлена. Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулиро­ванного на основе ряда достоверных фактов.

По своему происхождению гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует обоснования и проверки. Если в ходе проверки содержание ги­потезы не согласуется с эмпирическими данными, то гипотеза отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно гово­рить о той или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше фактов, подтверждающих гипотезу, найдено, тем выше ее ве­роятность. Таким образом, в результате проверки одни гипоте­зы становятся теориями, другие уточняются и конкретизиру­ются, а третьи отбрасываются как заблуждения, если их про­верка дает отрицательный результат. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, а вспомогательную роль при этом играет логический критерий истины.

Выдвижение гипотез - один из самых сложных моментов в науке. Ведь они не связаны прямо с предшествующим опы­том, который лишь дает толчок к размышлениям. Огромную роль играют интуиция и талант, отличающие настоящих уче­ных, имена которых нам известны из школьных учебников. Ин­туиция важна так же, как и логика. Ведь рассуждения в науке не являются доказательствами, это только выводы, которые сви­детельствуют об истинности рассуждений, если посылки вер­ны, но они ничего не говорят об истинности самих посылок. Вы­бор посылок связан с практическим опытом и интуицией уче­ного, который из огромного множества эмпирических фактов и обобщений должен выбрать действительно важные. Затем уче­ный должен выдвинуть предположение, объясняющее эти фак­ты, а также целый ряд явлений, еще не зафиксированных в на­блюдениях, но относящихся к этому же классу событий. При выдвижении гипотезы принимается во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и требования просто­ты, красоты и экономичности мышления.

Для того чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетво­рять следующим требованиям:

- быть в принципе проверяемой;

- поддаваться опытной проверке;

- обладать достаточной общностью и предсказательной си­лой;

- служить основой для вывода заключений о неизвестных еще явлениях;

- небытьлогическипротиворечивой.

Гипотеза превращается в доказанную истину, если удает­ся доказать, что из нее и только из нее одной, вытекает след­ствие, наличие которого устанавливается опытом.

Такое доказательство можно получить в результате про­ведения целой серии исследовательских работ. В рамках одной исследовательской работы признание гипотезы вероятной мож­но считать достаточным основанием для того, чтобы использо­вать гипотезу для построения проектов совершенствования объекта исследования. Если выработанные практические реко­мендации оказались эффективными и привели к улучшению объекта исследования, то гипотезу можно признать правиль­ной, но доказать ее необходимо в ходе проведения повторных контрольных исследований.

Для подтверждения или опровержения гипотез, заложен­ных в основу концепции процесса исследования, можно исполь­зовать установленные аналогии.

Установление аналогии позволяет использовать ранее при­менявшиеся в практике исследования систем управления гипо­тезы, методы и инструменты исследований.

Аналогично нельзя использовать их при исследовании принципиально новых объектов, процессов, ситуаций. При ис­следовании систем управления должны рассматриваться не менее четырех направлений аналогии:

- совокупности объекта прогнозирования и его системы уп­равления и такой же совокупности для объекта, выбранного в качестве аналога;

- цели исследования;

- реакции внутренней среды на исследовательское воздей­ствие (тест);

- реакции внешней среды объекта на изменение состояния объекта исследования.

Аналогии реакции внешней среды и внутренней среды осо­бенно важны в связи с тенденцией повышения роли человечес­кого фактора. Это условие может сыграть решающую роль в успехе или неудаче исследования.

Возможно установление качественной или количественной аналогии.

Практику может показаться излишним доказывать логи­ческие предположения (теоремы) по выводу одних знаний из других. Однако если этого не сделать, то, во-первых, возможна ошибка; во-вторых, останутся сомнения в правильности резуль­татов, полученных без соблюдения формальных правил.

В случае подтверждения гипотеза становится теорией.

Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение за­кономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Концепция - это определенный способ понимания, трак­товки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точ­ка зрения на предмет и др., руководящая идея для их система­тического освещения.

Концепция в переводе с латинского- понимание, единый замысел, ведущая мысль.

Концепция представляет собой систему взглядов, выража­ющую определенный способ видения (точку зрения), система понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процес­сов, ведущая идея или (и) конструктивный принцип, реализу­ющий определенный замысел в той или иной сфере.

Концепция исследования системы управления - это ком­плекс ключевых положений методологического характера, оп­ределяющих подход к исследованию системы управления и спе­цифику организации его проведения.

Для исследования систем управления наиболее целесооб­разным представляется применение программно-целевой концепции.

Программно-целевое исследование систем управления тре­бует создания конкретных организационных механизмов управ­ления.

Под организационным механизмом понимается социаль­но-управляемая система, обусловленная экономическими зако­нами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурса­ми, имеющая определенную структуру и позволяющая управ­лять коллективами путем принятия решений. Такое определе­ние нацеливает аналитиков и проектировщиков систем управ­ления на исследование “статики” и “динамики” механизма уп­равления, под которыми соответственно понимается организа­ционная структура управления и процессы выработки управ­ленческих решений в рамках существующей структуры управ­ления.

Практически организация управления - это система при­нятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленчес­ких решений, от сбора исходных данных, исследования действу­ющих организационных процедур и схемы принятия решений до поиска путей совершенствования системы управления - результата решения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Роль исследований в современном менеджменте

2. Менеджер исследовательского типа

3. Роль менеджера в организации

4. Основное содержание и цель деятельности менеджера

5. Требования к современному менедже­ру

6. Имидж руководителя и его ос­новные компоненты

7. Разработка гипотезы и концепции исследования систе­мы управления

 

Литература

1. Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 208 с.: https://www.knigafund.ru/books/127749.

2. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-изд., стериотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 527 с.: https://www.knigafund.ru/books/149259.

3. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 348 с.: https://www.knigafund.ru/books/164445.

4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 167 с.: https://www.knigafund.ru/books/149258.

 

Лекция № 3. Системный подход к современному менеджменту

 

1. Понятие и сущность системного подхода к изучению управленческой деятельности

2. Социально-экономическая организация как система

3. Внешняя среда организации

4. Приемы анализа и обоснования в исследовании систем управления

 

1. Понятие и сущность системного подхода к изучению управленческой деятельности

Под системным подходом в широком смысле понимают ме­тод исследования окружающего мира, при котором интересую­щие нас предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования. Эти части и элементы, взаимодействуя друг с другом, формируют новые свойства целостного образования (системы), отсутствующие у каждого из них в отдельности. Таким образом, мир с точки зре­ния системного подхода предстает перед нами как совокупность систем разного уровня, находящихся в отношениях иерархии.

В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит именно системный подход, согласно которому любой объект материального мира может быть рас­смотрен как сложное образование, включающее составные час­ти, организованные в целое. Для обозначения этой целостности в науке выработано понятие системы.

В современной науке под системой понимают внутреннее (или внешнее) упорядоченное множество взаимосвязанных эле­ментов, проявляющее себя как нечто единое по отношению к другим объектам или внешним условиям.

Понятие “элемент” означает минимальный, далее уже не­делимый компонент в рамках системы. Во всех системах связь между ее элементами является более устойчивой, упорядочен­ной и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой. Элемент является таковым лишь по от­ношению к данной системе, при других отношениях он сам мо­жет представлять сложную систему. Совокупность связей меж­ду элементами образует структуру системы. Существуют два типа связей между элементами системы: горизонтальные и вер­тикальные.

Горизонтальные связи- это связи координации между однопорядковыми элементами системы. Они носят коррелиру­ющий характер: ни одна часть системы не может измениться без того, чтобы не изменились другие ее части.

Вертикальные связи- это связи субординации, т. е. сопод­чинения элементов. Они выражают сложное внутреннее устрой­ство системы, где одни части по своей значимости могут усту­пать другим, подчиняться им.

Степень взаимодействия частей системы друг с другом мо­жет быть различной. Кроме того, любой предмет или явление ок­ружающего мира, с одной стороны, может входить в состав боле крупных и масштабных систем, а с другой — сам являться систе­мой, состоящей из более мелких элементов и составных частей. Поэтому все предметы и явления окружающего нас мира могут изучаться и как элементы систем, и как целостные системы, а си­стемность является неотъемлемым свойством мира, в котором мы живем. В этом заключается сущность системного подхода.

Системный подход требует, чтобы руководители рассмат­ривали организацию как совокупность взаимозависимых эле­ментов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, кото­рые ориентированы на достижение определенной цели.

Главное в системном подходе - это разработка и исполь­зование представлений о целостности систем.

Познать целое- значит, раскрыть его:

- сущность и специфику;

- состав, количественные и качественные характеристики элементов;

- структуру;

- функции элементов и их влияние на функцию целого;

- интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы;

- историюданногоцелого.

Системный под­ход тесно связан с интегративным характером современного ес­тествознания и проявляет себя в междисциплинарных исследо­ваниях, занимающих все более почетное место в современной науке. Конечным пунктом системного исследования является формирование целостной, интегративной модели изучаемого объекта. Для этого отдельные компоненты анализируются не ради их собственного познания, а с целью их последующего сведения в единое целое. Не менее важным является изучение воздействия окружающей среды на целостность системы. При этом сам по­знавательный процесс также должен быть организован в соот­ветствии с требованием целостности, нацелен на получение ин­тегративного знания. Системный подход отражает единство на­учного знания, которое выражается в установлении связей и от­ношений между различными по сложности организации систе­мами, в возможности целостного познания этих систем, во все более глубоком проникновении человека в тайны природы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: