Система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой для достижения определенной цели.
Организация появляется тогда, когда поставленная цель превосходит возможности одного отдельно взятого человека. Как правило, каждая организация имеет несколько целей, для достижения которых требуется достижение промежуточных целей, поэтому в организации можно выделить множество систем.
В рамках системного подхода была создана общая теория систем, которая сформулировала принципы, общие для самых различных областей знания. Она начинается с классификации систем и дается по нескольким основаниям.
В зависимости от структуры системы подразделяются на дискретные, жесткие и централизованные. Дискретные (корпускулярные) системы состоят из подобных друг другу элементов, не связанных между собой непосредственно, а объединенных только общим отношением к окружающей среде, поэтому потеря нескольких элементов не наносит ущерба целостности системы.
Жесткие системы отличаются повышенной организованностью, поэтому удаление даже одного элемента приводит к гибели всей системы.
Централизованные системы имеют одно основное звено, которое, находясь в центре системы, связывает все остальные элементы и управляет ими.
По типу взаимодействия с окружающей средой все системы подразделяются на открытые и закрытые. Открытыми являются системы реального мира, обязательно обменивающиеся веществом, энергией или информацией с окружающей средой. Закрытые системы не обмениваются ни веществом, ни энергией, ни информацией с окружающей средой. Это понятие является абстракцией высокого уровня и, хотя применяется в науке, реально не существует, так как в действительности никакая система не может быть полностью изолирована от воздействия других систем. Поэтому все известные в мире системы являются открытыми.
|
По составу системы можно разделить на материальные и идеальные. К материальным относится большинство органических, неорганических и социальных систем (физические, химические, биологические, геологические, экологические, социальные системы). Также среди материальных систем можно выделить искусственные технические и технологические системы, созданные человеком для удовлетворения своих потребностей.
Идеальные системы представляют собой отражение материальных систем в человеческом и общественном сознании. Примером идеальной системы является наука, которая с помощью законов и теорий описывает реальные материальные системы, существующие в природе.
Рассматривая строение системы, в ней можно выделить следующие компоненты: подсистемы и части (элементы). Подсистемы являются крупными частями систем, обладающими значительной самостоятельностью. Разница между элементами и подсистемами достаточно условна, если отвлечься от их размера. В качестве примера можно привести человеческий организм, безусловно, являющийся системой. Его подсистемами являются неравная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и другие системы. В свою очередь, они состоят из отдельных органов и тканей, которые являются элементами человеческого организма. Но мы можем рассматривать в качестве самостоятельных систем выделенные нами подсистемы, в таком случае подсистемами будут органы и ткани, а элементами системы - клетки. Таким образом, системы, подсистемы и элементы находятся в отношениях иерархического соподчинения.
|
Любая динамическая система характеризуется тремя основными элементами:
1) входом в систему (поступающие ресурсы);
2) процессом преобразования ресурсов в продукт;
3) выходомизсистемы (продукт).
В системе управления кроме вышеперечисленных элементов обязательно присутствует субъект управления, соединенный с элементами системы информационными связями.
Теория систем также изучает свойства систем. Многие высокоорганизованные системы отвечают понятию целесообразности, т.е. ориентированы на достижение какой-либо цели. Эти свойства отсутствуют у отдельных элементов системы и появляются только у системы в целом. Такие свойства называются эмерджентными свойствами системы. Например, вода состоит всего из двух химических элементов — кислорода (О) и водорода (Н), которые по отдельности не обладают свойствами воды. Только при соединении этих элементов в определенную систему (Н2О) появляется вода как вещество с присущими ей специфическими свойствами.
У многих высокоорганизованных систем формируется механизм обратной связи — реакция системы на воздействие окружающей среды. Если мы бросим камень, то он пролетит некоторое расстояние и упадет, никак не сопротивляясь этому. В данном случае обратная связь отсутствует. Но если мы попытаемся дернуть кошку за хвост, обратной связью, скорее всего, будут наши исцарапанные руки.
|
Существует несколько типов обратной связи. Система может своим поведением усиливать внешнее воздействие (если рота солдат будет идти по мосту, шагая “в ногу”, мост может рухнуть из-за резонанса), при этом формируется положительная обратная связь. При уменьшении внешнего воздействия создается отрицательная обратная связь. Разновидностью таких связей является гомеостатическая обратная связь, сводящая внешнее воздействие к нулю. Примером может служить постоянная температура человеческого тела, остающаяся таковой, несмотря на колебания температуры окружающей среды.
Механизм обратной связи делает систему более устойчивой, надежной и эффективной. Также он повышает ее внутреннюю организованность. Именно наличие механизма обратной связи дает возможность говорить, что система имеет какие-то цели, что ее поведение целесообразно.
Практически для любой системы характерна иерархичность строения — последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Это означает, что отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.
В соответствии с системным подходом в природе все взаимосвязано, поэтому можно выделить такие системы, которые включают элементы как живой, так и неживой природы. Естественные науки, начиная изучение материального мира с наиболее простых, непосредственно воспринимаемых человеком материальных объектов, переходят постепенно к изучению сложнейших структур материи, выходящих за пределы человеческого восприятия и несоизмеримых с объектами повседневного окружения. Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, но и раскрывает их связи и соотношения.
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать основные характеристики системы управления:
1) большоечислоэлементов;
2) между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и информационные сигналы;
3) наличиенесколькихцелей;
4) несколько уровней и способов достижения этих целей;
5) несовпадение интересов различных групп субъектов.
3. Внешняя среда организации
Любое действие организаций на рынке возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о факторах внешней среды, тенденциях ее развития и месте, занимаемом организацией на рынке. Изучение внешней среды осуществляется в первую очередь в целях выявления угроз и возможностей, которые организация должна учитывать в процессе осуществления своей деятельности.
В силу того, что каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 1950-х гг. Это стало одним из важных вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как систему открытого типа, обладающую тесными и разветвленными связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Системный и ситуационный подходы к управленческой деятельности привлекли внимание теоретиков и практиков менеджмента как реакция на изменения во внешней среде организации, в значительной степени влияющие на эффективность бизнеса. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций - деловых, образовательных, государственных - под влиянием недавних событий в мире (кризис перепроизводства, ужесточение конкуренции, научно-техническая революция и т. п.), руководители всех уровней управления были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации.
Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать внешнюю среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также сбыта готовой продукции.
В этом отношении организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выживали потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен использовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших.
Между факторами внешней среды существует тесная взаимосвязь. Характеристика указанной взаимосвязи определяется как уровень силы, с которой изменение одного фактора внешней среды воздействует на другие факторы.
Отдельно следует остановиться на основных параметрах, характеризующих внешнюю среду организации. В качестве первого и наиболее важного параметра можно отметить сложность внешней среды организации, под которой понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
Если брать во внимание число внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать (например, государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения), то можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.
Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должен считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многообразные технологии, претерпевшие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.
Наряду с уровнем сложности важным параметром, характеризующим внешнюю среду организации, является подвижность. Подвижность внешней среды представляет собой скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Здесь оказывают воздействие, прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методы конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.
Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды. Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.
Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве в целом, также непосредственным образом сказываются на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны. Это зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР - производство - сбыт.
Существует еще одна характеристика внешнего окружения организации, которую следует выделить, - это ее неопределенность. Неопределенность внешней среды зависит от количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также от уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес становится все более глобальным, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение организации, тем труднее ее руководству принимать эффективные управленческие решения.
При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды различны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают совокупность факторов, оказывающих то или иное воздействие на организацию.
Классификация таких факторов вследствие их многообразия различна, и в ее основу могут быть положены различные принципы. Но наибольшее распространение в современном менеджменте получила классификация факторов внешней среды организации на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относятся:
- поставщики;
- инвесторы;
- профсоюзы;
- потребители;
- конкуренты;
- законы и государственныеорганы.
Внешняя среда организации характеризуется факторами не только прямого, но и косвенного воздействия.
Косвенные факторы внешней среды не оказывают непосредственного влияния на организацию и эффективность ее деятельности. В то же время данная группа факторов определяет текущее состояние рынка и условия, в которых развивается и функционирует организация, поэтому их ни в коем случае нельзя игнорировать в ходе осуществления риск-менеджмента.
Факторы косвенного воздействия обычно сложнее, чем факторы прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о таких факторах, основываясь на неполной информации в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. К основнымфакторамкосвенноговоздействияотносятся:
- международные события и международные экономические отношения;
- научно-технический прогресс, возникновение и развитие новых видов продукции, технологий, оборудования;
- политические факторы: столкновения противоборствующих политических партий и группировок, смена государственной власти в результате революций, переворотов, перевыборов и т. п.;
- общее состояние национальной экономики страны, на территории которой организация осуществляет свою деятельность;
- социально-культурные факторы.
В условиях расширения и интенсификации внешнеэкономических отношений, транснационализации и глобализации мировой экономики одним из наиболее важных элементов внешней среды организации являются международные экономические события и международные экономические отношения.
4. Приемы анализа и обоснования в исследовании систем управления
Важными элементами системного подхода являются системный анализ и синтез.
Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условного разделения на отдельные составные части.
В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности информационных данных об объекте исследования в целом.
Основу системы управленческого анализа и синтеза составляет метод постепенного приближения, подробно описанный Э.А. Смирновым. Этот метод включает в себя четыре уровня.
Первый уровень- предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя. Подобный анализ обычно осуществляется консультантами или представителями родственных организаций.
К документам, необходимым для проведения анализа на данном уровне, относятся:
- учредительный договор или решение единственного учредителя;
- учетнаяполитикапредприятия;
- бухгалтерскийбаланс;
- документыналоговойотчетности;
- бизнес-план;
- организационнаяструктурауправления.
В результате проведения анализа разрабатываются общие рекомендации системного характера.
Второй уровень предполагает проведение так называемой мозговой атаки на совещании ведущих специалистов организации.
Для этого необходимы следующие документы:
- переченьосновныхнерешенныхвопросов;
- предварительные рекомендации каждого из специалистов относительно способа решения вышеупомянутых вопросов.
Результирующим документом является перечень согласованных с консультантом ответов на поставленные вопросы.
На третьем уровне осуществляется создание группы развития предприятия и формирование стратегии.
Необходимыедокументы:
- распоряжение руководителя о создании группы развития организации;
- планобучениягруппыразвития;
- основныеотчетыорганизации.
Основным результатом деятельности группы развития является разработка и реализация мероприятий по совершенствованию экономической, финансовой и технологической политики предприятия.
Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.
Требуемыедокументы:
- текущие отчетные документы о деятельности организации;
- бизнес-план;
- результатымаркетинговыхисследований.
Результирующими документами являются скорректированный бизнес-план, а также рекомендации по совершенствованию системы производства и управления.
Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разработке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности.
Системный анализ может включать ряд важных исследовательских работ:
- выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;
- установление особенностей функционирования предприятия и его отдельных подразделений;
- выявление условий, обеспечивающих достижение поставленных целей;
- сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
- использование передового опыта других предприятий;
- изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.
В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:
1) роль и место данного предприятия в отрасли;
2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
3) производственнаяструктурапредприятия;
4) система управления и ее организационная структура;
5) особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);
7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников.
Системный анализ начинается с уточнения или формулировки целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).
Первостепенной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно выявить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих целей.
Обоснование - это мыслительный процесс, основанный на использовании определенных знаний, норм и установок с целью регламентации и эталонизации практической и познавательной деятельности. В ходе обоснования устанавливается связь между двумя объектами -основанием и обоснованием,- сообщающая при этом второму какие-либо характеристики первого. Обоснование - важнейший компонент научного знания. Наряду с такими характеристиками научного знания, как его истинность, нацеленность на отражение существенных свойств исследуемого объекта, наличие особых языковых средств, системность, обоснованность является признаком, специфицирующим научное знание и отличающим его от донаучного и вненаучного знания. Обоснование является логическим каркасом научной аргументации подобно тому, как понятие является логической формой слова (словосочетания), а суждение - логической формой предложения.
В зависимости от специфики изучаемой предметной области в процессе научной аргументации используются различные виды обоснования: доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, определение, оправдание и др., отличающиеся друг от друга характером тезиса (обосновываемого положения), привлекаемых оснований (аргументов) и способом связи между ними. Для различных видов обоснования характерна общая логическая структура, которая совпадает с логической структурой аргументации и включает тезис, аргументы и способ связи между ними, различие между видами обоснования заключается в содержательном наполнении этой структуры. Однако объектом научного обоснования, в качестве которого может выступать, например, обосновываемое положение или тезис, всегда является элемент системы теоретического знания, оцениваемый с точки зрения его применимости в данной системе, выполнения им функций, определяемых характером системы.
В процессе научного обоснования осуществляется перенос свойств от одних, уже принятых в науке положений, на другие, еще не принятые, и таким образом происходит формирование, созидание последних. В этом существенное отличие научного обоснования от ненаучного, каковым является, например, ссылка на авторитет. Процесс обоснования научного знания не исчерпывается лишь когнитивными, внутринаучными механизмами отдельных теоретических положений и утверждений, гипотез, теорий, а включает в себя и весь контекст философского и социокультурного измерения. Все это обусловливает историчность и изменчивость различных видов обоснования, специфику их использования в различных моделях научного знания. В логических и математических моделях знания, опирающихся на средства формальной логики, широко используется такой вид обоснования, как доказательство, и знание изображается как совокупность связанных между собой формально-логическими отношениями высказываний. Естественно-научное знание не может обходиться без таких видов обоснования, как эмпирическая интерпретация, подтверждение и т. д. Дифференцированный анализ необходим и по отношению к различным структурным компонентам соответствующих видов обоснования. В доказательствах, опровержениях, подтверждениях под сомнением оказывается истинность тезиса, в других видах обоснования, например, в оправдании — под сомнением может оказаться не только его истинность, но и ценностные, нормативные характеристики тезиса. Что касается аргументов, то в таких видах обоснования, как доказательство, опровержение, подтверждение, они должны быть истинными суждениями; по отношению к объяснению и оправданию требование истинности доводов ослаблено, и в качестве них могут выступать гипотетические положения. Характером связи между тезисом и аргументами во многом детерминируется, так называемая принудительная сила научного обоснования. Наибольшей принудительной силой обладает дедуктивная демонстрация, меньшей принудительной силой обладает индуктивная и редуктивная демонстрация.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Понятие и сущность системного подхода к изучению управленческой деятельности
2. Социально-экономическая организация как система
3. Понятие и классификация системы
4. Основные элементы и свойства системы
5. Основные характеристики системы управления
6. Основные элементы внешней среды прямого воздействия
7. Основные элементы внешней среды косвенного воздействия
8. Основные характеристики внешней среды организации
9. Приемы анализа и обоснования в исследовании систем управления
10. Системный анализ и синтез как элементы системного подхода
Литература
1. Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 208 с.: https://www.knigafund.ru/books/127749.
2. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-изд., стериотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 527 с.: https://www.knigafund.ru/books/149259.
3. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 348 с.: https://www.knigafund.ru/books/164445.
4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 167 с.: https://www.knigafund.ru/books/149258.
Лекция № 4-5. Методы исследования систем управления
1. Состав и выбор методов исследования систем управления
2. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования
3. Тестирование в исследовании систем управления
4. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления
5. Социологические исследования систем управления
6. Экспертные оценки в исследовании систем управления
7. Рефлексионное исследование систем управления
1. Состав и выбор методов исследования систем управления
Процесс познания окружающего нас мира в самом общем виде представляет собой решение разного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности человека. Эти проблемы решаются путем использования особых приемов - методов.
Научный метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Они оптимизируют деятельность человека, вооружают его наиболее рациональными способами организации деятельности.
На эмпирическом уровне происходит сбор фактов и информации (установление фактов, их регистрация, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).
Теоретическая сторона связана с объяснением и обобщением фактов, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, а также предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира, что важно для осуществления мировоззренческой функции науки.
В основе методов науки лежит единство эмпирических и теоретических сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной стороны за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт — слепым.
Помимо выделения двух уровней познания в основу классификации научных методов может быть положена применяемость метода, возможность его использования в разных сферах человеческой деятельности. В таком случае можно выделить общие, особенные и частные методы научного познания.
Общие методы познания касаются любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени. Это, скорее, общефилософские методы познания. В истории философии можно найти только два таких метода - метафизический и диалектический. Оба этих метода лишь намечают границы познания.
Частные методы научного познания - это специальные методы, действующие только в пределах отдельной отрасли науки. Таков, в частности, метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. Иногда частные методы могут использоваться за пределами той области знания, в которой они возникли. Так, методы физики, применяемые в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и других междисциплинарных наук. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.
Хотя частные методы и способы исследования в разных науках могут заметно отличаться друг от друга, однако общий подход этих методов к процессу познания остается в сущности одним и тем же. Все они определяют тактику исследования. Стратегию исследования определяют особенные методы познания. Кроме того, все частные методы познания связаны с определенными сторонами или сочетаниями особенных методов.
Особенные методы научного познания используются большинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или приема исследования. Именно среди особенных методов можно выделить эмпирический и теоретический уровни познания. Такимобразом, существуютособенныеметоды, проявляющиеся:
- на эмпирическом уровне познания (особенные эмпирические методы);
- на теоретическом уровне познания (особенные теоретические методы);
- как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания (особенные универсальные методы).
Остановимся подробнее на этих трех группах особенных методов научного познания.
К особенным эмпирическим методам научного познания относятся наблюдение, измерение и эксперимент.
Наблюдение — это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.
Сущностью наблюдения является чувственное отражение предметов и явлений объективного мира, в ходе которого мы получаем некую первичную информацию о них. Поэтому исследование любых интересующих объектов окружающего нас мира чаще всего начинают с наблюдения и лишь затем переходят к другим методам изучения.
Измерение — это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта исследования с помощью специальных технических устройств.
Эти устройства могут работать как в руках человека, так и в автоматическом режиме. Современные компьютеры позволяют проводить не только процедуру измерения, но и обрабатывать полученные данные.
Большую роль в исследовании играют единицы измерения — эталоны, с которыми сравниваются полученные данные. Они могут быть основными, или базисными, и производными, выводимыми из них с помощью математических операций.
За последние четыре века бурного развития естествознания образовалось множество различных систем единиц измерения. Поэтому в 1960 г. Генеральная конференция по мерам и весам приняла Международную систему единиц измерения - СИ. Она базируется на семи основных единицах:
1) метр (м) - единица длины,
2) килограмм (кг) - единица массы,
3) секунда (с) - единица времени,
4) ампер (А) - сила электрического тока,
5) кельвин (К) - термодинамическая температура в градусах,
6) кандела (Кд) - сила света,
7) моль - количество вещества;
и двух дополнительных: радиан (рад) - плоский угол, стерадиан (ср) - телесный угол. Сегодня большая часть измерительных приборов градуируется в этих единицах.
На основании данных единиц измерения введены производные единицы - площади, объема, частоты, скорости, ускорения и др.
Развитие науки немыслимо без развития измерительной техники. Можно говорить как о совершенствовании давно известных приборов, так и о появлении принципиально новых инструментов, сконструированных на основе недавно появившихся в науке гипотез и теорий.
Частным случаем измерения является сравнение. Оно позволяет оценить различные объекты и соотнести их друг с другом.
Эксперимент - более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением, без которого он не обходится.
Эксперимент- это целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий его объект для изучения различных его сторон, связей и отношений.