Социально-экономическая организация как система




Система представляет собой совокупность взаимосвязан­ных элементов, которые взаимодействуют между собой для до­стижения определенной цели.

Организация появляется тогда, когда поставленная цель превосходит возможности одного отдельно взятого человека. Как правило, каждая организация имеет несколько целей, для дос­тижения которых требуется достижение промежуточных целей, поэтому в организации можно выделить множество систем.

В рамках системного подхода была создана общая теория систем, которая сформулировала принципы, общие для самых различных областей знания. Она начинается с классификации систем и дается по нескольким основаниям.

В зависимости от структуры системы подразделяются на дискретные, жесткие и централизованные. Дискретные (кор­пускулярные) системы состоят из подобных друг другу элемен­тов, не связанных между собой непосредственно, а объединенных только общим отношением к окружающей среде, поэтому потеря нескольких элементов не наносит ущерба целостности системы.

Жесткие системы отличаются повышенной организован­ностью, поэтому удаление даже одного элемента приводит к ги­бели всей системы.

Централизованные системы имеют одно основное звено, которое, находясь в центре системы, связывает все остальные элементы и управляет ими.

По типу взаимодействия с окружающей средой все систе­мы подразделяются на открытые и закрытые. Открытыми являются системы реального мира, обязательно обменивающи­еся веществом, энергией или информацией с окружающей сре­дой. Закрытые системы не обмениваются ни веществом, ни энергией, ни информацией с окружающей средой. Это понятие является абстракцией высокого уровня и, хотя применяется в науке, реально не существует, так как в действительности ни­какая система не может быть полностью изолирована от воз­действия других систем. Поэтому все известные в мире систе­мы являются открытыми.

По составу системы можно разделить на материальные и идеальные. К материальным относится большинство органи­ческих, неорганических и социальных систем (физические, хи­мические, биологические, геологические, экологические, соци­альные системы). Также среди материальных систем можно выделить искусственные технические и технологические сис­темы, созданные человеком для удовлетворения своих потреб­ностей.

Идеальные системы представляют собой отражение мате­риальных систем в человеческом и общественном сознании. Примером идеальной системы является наука, которая с помо­щью законов и теорий описывает реальные материальные сис­темы, существующие в природе.

Рассматривая строение системы, в ней можно выделить следующие компоненты: подсистемы и части (элементы). Под­системы являются крупными частями систем, обладающими значительной самостоятельностью. Разница между элемента­ми и подсистемами достаточно условна, если отвлечься от их размера. В качестве примера можно привести человеческий организм, безусловно, являющийся системой. Его подсистема­ми являются неравная, пищеварительная, дыхательная, крове­носная и другие системы. В свою очередь, они состоят из отдель­ных органов и тканей, которые являются элементами челове­ческого организма. Но мы можем рассматривать в качестве са­мостоятельных систем выделенные нами подсистемы, в таком случае подсистемами будут органы и ткани, а элементами сис­темы - клетки. Таким образом, системы, подсистемы и элемен­ты находятся в отношениях иерархического соподчинения.

Любая динамическая система характеризуется тремя ос­новными элементами:

1) входом в систему (поступающие ресурсы);

2) процессом преобразования ресурсов в продукт;

3) выходомизсистемы (продукт).

В системе управления кроме вышеперечисленных элемен­тов обязательно присутствует субъект управления, соединен­ный с элементами системы информационными связями.

Теория систем также изучает свойства систем. Многие высокоорганизованные системы отвечают понятию целесообраз­ности, т.е. ориентированы на достижение какой-либо цели. Эти свойства отсутствуют у отдельных элементов системы и появ­ляются только у системы в целом. Такие свойства называются эмерджентными свойствами системы. Например, вода состоит всего из двух химических элементов — кислорода (О) и водорода (Н), которые по отдельности не обладают свойствами воды. Только при соединении этих элементов в определенную систе­му (Н2О) появляется вода как вещество с присущими ей специ­фическими свойствами.

У многих высокоорганизованных систем формируется ме­ханизм обратной связи — реакция системы на воздействие ок­ружающей среды. Если мы бросим камень, то он пролетит неко­торое расстояние и упадет, никак не сопротивляясь этому. В данном случае обратная связь отсутствует. Но если мы попыта­емся дернуть кошку за хвост, обратной связью, скорее всего, будут наши исцарапанные руки.

Существует несколько типов обратной связи. Система мо­жет своим поведением усиливать внешнее воздействие (если рота солдат будет идти по мосту, шагая “в ногу”, мост может рухнуть из-за резонанса), при этом формируется положитель­ная обратная связь. При уменьшении внешнего воздействия со­здается отрицательная обратная связь. Разновидностью таких связей является гомеостатическая обратная связь, сводящая внешнее воздействие к нулю. Примером может служить посто­янная температура человеческого тела, остающаяся таковой, несмотря на колебания температуры окружающей среды.

Механизм обратной связи делает систему более устойчи­вой, надежной и эффективной. Также он повышает ее внутрен­нюю организованность. Именно наличие механизма обратной связи дает возможность говорить, что система имеет какие-то цели, что ее поведение целесообразно.

Практически для любой системы характерна иерархич­ность строения — последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Это означает, что отношения и связи в системе при определенном ее представ­лении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиня­ющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить раз­личные, не совпадающие между собой последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

В соответствии с системным подходом в природе все взаи­мосвязано, поэтому можно выделить такие системы, которые включают элементы как живой, так и неживой природы. Есте­ственные науки, начиная изучение материального мира с наи­более простых, непосредственно воспринимаемых человеком материальных объектов, переходят постепенно к изучению сложнейших структур материи, выходящих за пределы чело­веческого восприятия и несоизмеримых с объектами повседнев­ного окружения. Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, но и раскрыва­ет их связи и соотношения.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать основ­ные характеристики системы управления:

1) большоечислоэлементов;

2) между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и информационные сигналы;

3) наличиенесколькихцелей;

4) несколько уровней и способов достижения этих целей;

5) несовпадение интересов различных групп субъектов.

 

3. Внешняя среда организации

Любое действие организаций на рынке возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Для того чтобы определить стратегию поведения организа­ции и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о факторах внешней среды, тенденциях ее развития и месте, занимаемом организацией на рынке. Изучение внешней среды осуществляется в первую оче­редь в целях выявления угроз и возможностей, которые орга­низация должна учитывать в процессе осуществления своей деятельности.

В силу того, что каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды тре­буют постоянного внимания и ведутся на систематической ос­нове с применением методов системного анализа и компьютер­ной техники.

В управленческой мысли представление о значении внеш­него окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 1950-х гг. Это ста­ло одним из важных вкладов системного подхода в науку уп­равления, поскольку подчеркивалась необходимость для руко­водителя рассматривать свою организацию как систему откры­того типа, обладающую тесными и разветвленными связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характери­зующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.

Системный и ситуационный подходы к управленческой де­ятельности привлекли внимание теоретиков и практиков менед­жмента как реакция на изменения во внешней среде организа­ции, в значительной степени влияющие на эффективность биз­неса. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций - деловых, образовательных, государственных - под влиянием недавних событий в мире (кризис перепроизводства, ужесто­чение конкуренции, научно-техническая революция и т. п.), руководители всех уровней управления были вынуждены со­средоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воз­действиях на внутреннее строение организации.

Даже если бы изменения не были столь значительны, ру­ководителям все равно пришлось бы учитывать внешнюю сре­ду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кад­ров, а также сбыта готовой продукции.

В этом отношении организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, со­хранившиеся виды выживали потому, что смогли эволюциони­ровать и приспособиться к изменениям в своей среде. И органи­зации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы вы­жить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен использовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособив­шиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших.

Между факторами внешней сре­ды существует тесная взаимосвязь. Характеристика указанной взаимосвязи определяется как уровень силы, с которой изме­нение одного фактора внешней среды воздействует на другие факторы.

Отдельно следует остановиться на основных параметрах, характеризующих внешнюю среду организации. В качестве пер­вого и наиболее важного параметра можно отметить сложность внешней среды организации, под которой понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а так­же уровень вариативности каждого фактора.

Если брать во внимание число внешних факторов, на кото­рые организация вынуждена реагировать (например, государ­ственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения), то можно утверждать, что эта организация нахо­дится в более сложном окружении, чем организация, озабочен­ная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.

Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факто­ров, организация, использующая всего несколько исходных ма­териалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с не­сколькими фирмами своей страны, должен считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в бо­лее сложных условиях будет находиться организация, исполь­зующая многообразные технологии, претерпевшие более быст­рое развитие, чем организация, которой все это не касается.

Наряду с уровнем сложности важным параметром, харак­теризующим внешнюю среду организации, является подвиж­ность. Подвижность внешней среды представляет собой ско­рость, с которой происходят изменения в окружении организа­ции.

Многие исследователи указывают, что окружение совре­менных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть орга­низации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, такие отрасли, как фармацевтичес­кая, химическая, электронная, авиационно-космическая, про­изводство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуни­кации. Здесь оказывают воздействие, прежде всего такие фак­торы, как изменения технологии и методы конкурентной борь­бы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.

Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для дру­гих. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разра­боток сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризу­ющуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время если производственные мощности разброса­ны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды. Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды, орга­низация или ее подразделения должны опираться на более раз­нообразную информацию, чтобы принимать эффективные ре­шения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Изменения, которые происходят на мировых товарных рын­ках и в мировом хозяйстве в целом, также непосредственным образом сказываются на хозяйственной деятельности отдель­ных фирм, использующих различные средства, формы и мето­ды приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны. Это зависит от конкретных экономических усло­вий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективнос­ти производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные ус­ловия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредствен­но на весь хозяйственный цикл НИОКР - производство - сбыт.

Существует еще одна характеристика внешнего окруже­ния организации, которую следует выделить, - это ее неопре­деленность. Неопределенность внешней среды зависит от ко­личества информации, которой располагает организация по по­воду конкретного фактора, а также от уверенности в этой инфор­мации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес становится все более глобаль­ным, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение организации, тем труднее ее руководству принимать эффективные управленческие решения.

При рассмотрении влияния внешнего окружения на орга­низацию важно понимать, что характеристики среды различ­ны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают совокупность факторов, оказывающих то или иное воздействие на организацию.

Классификация таких факторов вследствие их многообра­зия различна, и в ее основу могут быть положены различные принципы. Но наибольшее распространение в современном ме­неджменте получила классификация факторов внешней среды организации на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относятся:

- поставщики;

- инвесторы;

- профсоюзы;

- потребители;

- конкуренты;

- законы и государственныеорганы.

Внешняя среда организации ха­рактеризуется факторами не только прямого, но и косвенного воздействия.

Косвенные факторы внешней среды не оказывают непос­редственного влияния на организацию и эффективность ее де­ятельности. В то же время данная группа факторов определя­ет текущее состояние рынка и условия, в которых развивает­ся и функционирует организация, поэтому их ни в коем слу­чае нельзя игнорировать в ходе осуществления риск-менеджмента.

Факторы косвенного воздействия обычно сложнее, чем факторы прямого воздействия. Руководство зачастую вынуж­дено опираться на предположения о таких факторах, основы­ваясь на неполной информации в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. К основнымфакто­рамкосвенноговоздействияотносятся:

- международные события и международные экономичес­кие отношения;

- научно-технический прогресс, возникновение и развитие новых видов продукции, технологий, оборудования;

- политические факторы: столкновения противоборствую­щих политических партий и группировок, смена государствен­ной власти в результате революций, переворотов, перевыборов и т. п.;

- общее состояние национальной экономики страны, на тер­ритории которой организация осуществляет свою деятельность;

- социально-культурные факторы.

В условиях расширения и интенсификации внешнеэконо­мических отношений, транснационализации и глобализации мировой экономики одним из наиболее важных элементов внеш­ней среды организации являются международные экономичес­кие события и международные экономические отношения.

 

4. Приемы анализа и обоснования в исследовании систем управления

Важными элементами системного подхода являются сис­темный анализ и синтез.

Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условно­го разделения на отдельные составные части.

В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности ин­формационных данных об объекте исследования в целом.

Основу системы управленческого анализа и синтеза состав­ляет метод постепенного приближения, подробно описанный Э.А. Смирновым. Этот метод включает в себя четыре уровня.

Первый уровень- предварительный анализ с позиций сто­роннего наблюдателя. Подобный анализ обычно осуществляет­ся консультантами или представителями родственных органи­заций.

К документам, необходимым для проведения анализа на данном уровне, относятся:

- учредительный договор или решение единственного уч­редителя;

- учетнаяполитикапредприятия;

- бухгалтерскийбаланс;

- документыналоговойотчетности;

- бизнес-план;

- организационнаяструктурауправления.

В результате проведения анализа разрабатываются общие рекомендации системного характера.

Второй уровень предполагает проведение так называемой мозговой атаки на совещании ведущих специалистов организа­ции.

Для этого необходимы следующие документы:

- переченьосновныхнерешенныхвопросов;

- предварительные рекомендации каждого из специалис­тов относительно способа решения вышеупомянутых вопросов.

Результирующим документом является перечень согласо­ванных с консультантом ответов на поставленные вопросы.

На третьем уровне осуществляется создание группы раз­вития предприятия и формирование стратегии.

Необходимыедокументы:

- распоряжение руководителя о создании группы развития организации;

- планобучениягруппыразвития;

- основныеотчетыорганизации.

Основным результатом деятельности группы развития является разработка и реализация мероприятий по совершенствованию экономической, финансовой и технологической политики предприятия.

Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.

Требуемыедокументы:

- текущие отчетные документы о деятельности организации;

- бизнес-план;

- результатымаркетинговыхисследований.

Результирующими документами являются скорректированный бизнес-план, а также рекомендации по совершенствованию системы производства и управления.

Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разработке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности.

Системный анализ может включать ряд важных исследовательских работ:

- выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;

- установление особенностей функционирования предприятия и его отдельных подразделений;

- выявление условий, обеспечивающих достижение поставленных целей;

- сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

- использование передового опыта других предприятий;

- изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

1) роль и место данного предприятия в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

3) производственнаяструктурапредприятия;

4) система управления и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия предприятия с поставщи­ками, потребителями и вышестоящими организациями;

6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников.

Системный анализ начинается с уточнения или формулировки целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (ком­пании) и его фактического состояния в рассматриваемый пери­од времени, а также состояния окружающей среды (геополити­ческие, экономические, социальные факторы).

Первостепенной задачей системного анализа является опре­деление глобальной цели развития организации и целей функци­онирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно выявить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих целей.

Обоснование - это мыслительный процесс, основанный на использовании определенных знаний, норм и установок с целью регламентации и эталонизации практической и познавательной деятельности. В ходе обоснования устанавливается связь меж­ду двумя объектами -основанием и обоснованием,- сообща­ющая при этом второму какие-либо характеристики первого. Обоснование - важнейший компонент научного знания. Наря­ду с такими характеристиками научного знания, как его истин­ность, нацеленность на отражение существенных свойств иссле­дуемого объекта, наличие особых языковых средств, систем­ность, обоснованность является признаком, специфицирующим научное знание и отличающим его от донаучного и вненаучного знания. Обоснование является логическим каркасом научной аргументации подобно тому, как понятие является логической формой слова (словосочетания), а суждение - логической фор­мой предложения.

В зависимости от специфики изучаемой предметной обла­сти в процессе научной аргументации используются различные виды обоснования: доказательство, опровержение, подтверж­дение, объяснение, интерпретация, определение, оправдание и др., отличающиеся друг от друга характером тезиса (обосно­вываемого положения), привлекаемых оснований (аргументов) и способом связи между ними. Для различных видов обоснова­ния характерна общая логическая структура, которая совпада­ет с логической структурой аргументации и включает тезис, ар­гументы и способ связи между ними, различие между видами обоснования заключается в содержательном наполнении этой структуры. Однако объектом научного обоснования, в качестве которого может выступать, например, обосновываемое положе­ние или тезис, всегда является элемент системы теоретическо­го знания, оцениваемый с точки зрения его применимости в дан­ной системе, выполнения им функций, определяемых характе­ром системы.

В процессе научного обоснования осуществляется перенос свойств от одних, уже принятых в науке положений, на другие, еще не принятые, и таким образом происходит формирование, созидание последних. В этом существенное отличие научного обоснования от ненаучного, каковым является, например, ссыл­ка на авторитет. Процесс обоснования научного знания не ис­черпывается лишь когнитивными, внутринаучными механиз­мами отдельных теоретических положений и утверждений, ги­потез, теорий, а включает в себя и весь контекст философского и социокультурного измерения. Все это обусловливает историч­ность и изменчивость различных видов обоснования, специфи­ку их использования в различных моделях научного знания. В логических и математических моделях знания, опирающихся на средства формальной логики, широко используется такой вид обоснования, как доказательство, и знание изображается как совокупность связанных между собой формально-логическими отношениями высказываний. Естественно-научное знание не может обходиться без таких видов обоснования, как эмпиричес­кая интерпретация, подтверждение и т. д. Дифференцирован­ный анализ необходим и по отношению к различным структур­ным компонентам соответствующих видов обоснования. В до­казательствах, опровержениях, подтверждениях под сомнени­ем оказывается истинность тезиса, в других видах обоснования, например, в оправдании — под сомнением может оказаться не только его истинность, но и ценностные, нормативные характе­ристики тезиса. Что касается аргументов, то в таких видах обо­снования, как доказательство, опровержение, подтверждение, они должны быть истинными суждениями; по отношению к объяснению и оправданию требование истинности доводов ос­лаблено, и в качестве них могут выступать гипотетические по­ложения. Характером связи между тезисом и аргументами во многом детерминируется, так называемая принудительная сила научного обоснования. Наибольшей принудительной силой об­ладает дедуктивная демонстрация, меньшей принудительной силой обладает индуктивная и редуктивная демонстрация.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Понятие и сущность системного подхода к изучению управленческой деятельности

2. Социально-экономическая организация как система

3. Понятие и классификация системы

4. Основные элементы и свойства системы

5. Основ­ные характеристики системы управления

6. Основные элементы внешней среды прямого воздей­ствия

7. Основные элементы внешней среды кос­венного воздействия

8. Основные характеристики внешней среды организации

9. Приемы анализа и обоснования в исследовании систем управления

10. Сис­темный анализ и синтез как элементы системного подхода

 

Литература

1. Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 208 с.: https://www.knigafund.ru/books/127749.

2. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-изд., стериотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 527 с.: https://www.knigafund.ru/books/149259.

3. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 348 с.: https://www.knigafund.ru/books/164445.

4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 167 с.: https://www.knigafund.ru/books/149258.

 

Лекция № 4-5. Методы исследования систем управления

 

1. Состав и выбор методов исследования систем управления

2. Исследование управления посредством социально-эко­номического экспериментирования

3. Тестирование в исследовании систем управления

4. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления

5. Социологические исследования систем управления

6. Экспертные оценки в исследовании систем управления

7. Рефлексионное исследование систем управления

 

1. Состав и выбор методов исследования систем управления

Процесс познания окружающего нас мира в самом общем виде представляет собой решение разного рода задач, возника­ющих в ходе практической деятельности человека. Эти пробле­мы решаются путем использования особых приемов - методов.

Научный метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Они оптимизируют деятельность человека, вооружают его наи­более рациональными способами организации деятельности.

На эмпирическом уровне происходит сбор фактов и инфор­мации (установление фактов, их регистрация, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систе­матизация).

Теоретическая сторона связана с объяснением и обобще­нием фактов, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, а также предсказанием новых фак­тов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается науч­ная картина мира, что важно для осуществления мировоззрен­ческой функции науки.

В основе методов науки лежит единство эмпирических и теоретических сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной стороны за счет другой, закрывает путь к правильному позна­нию природы: теория становится беспредметной, опыт — сле­пым.

Помимо выделения двух уровней познания в основу клас­сификации научных методов может быть положена применяе­мость метода, возможность его использования в разных сферах человеческой деятельности. В таком случае можно выделить общие, особенные и частные методы научного познания.

Общие методы познания касаются любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его сту­пени. Это, скорее, общефилософские методы познания. В исто­рии философии можно найти только два таких метода - мета­физический и диалектический. Оба этих метода лишь намечают границы познания.

Частные методы научного познания - это специальные методы, действующие только в пределах отдельной отрасли науки. Таков, в частности, метод кольцевания птиц, применяе­мый в зоологии. Иногда частные методы могут использоваться за пределами той области знания, в которой они возникли. Так, методы физики, применяемые в других отраслях естествозна­ния, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристалло­физики и других междисциплинарных наук. Нередко применя­ется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновре­менно пользуется методами физики, математики, химии, кибер­нетики.

Хотя частные методы и способы исследования в разных науках могут заметно отличаться друг от друга, однако общий подход этих методов к процессу познания остается в сущности одним и тем же. Все они определяют тактику исследования. Стратегию исследования определяют особенные методы позна­ния. Кроме того, все частные методы познания связаны с опре­деленными сторонами или сочетаниями особенных методов.

Особенные методы научного познания используются боль­шинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или при­ема исследования. Именно среди особенных методов можно вы­делить эмпирический и теоретический уровни познания. Такимобразом, существуютособенныеметоды, проявляющиеся:

- на эмпирическом уровне познания (особенные эмпиричес­кие методы);

- на теоретическом уровне познания (особенные теорети­ческие методы);

- как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания (особенные универсальные методы).

Остановимся подробнее на этих трех группах особенных методов научного познания.

К особенным эмпирическим методам научного познания относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение — это целенаправленный строгий процесс вос­приятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.

Сущностью наблюдения является чувственное отражение предметов и явлений объективного мира, в ходе которого мы получаем некую первичную информацию о них. Поэтому иссле­дование любых интересующих объектов окружающего нас мира чаще всего начинают с наблюдения и лишь затем переходят к другим методам изучения.

Измерение — это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта иссле­дования с помощью специальных технических устройств.

Эти устройства могут работать как в руках человека, так и в автоматическом режиме. Современные компьютеры позволя­ют проводить не только процедуру измерения, но и обрабаты­вать полученные данные.

Большую роль в исследовании играют единицы измерения — эталоны, с которыми сравниваются полученные данные. Они могут быть основными, или базисными, и производными, выво­димыми из них с помощью математических операций.

За последние четыре века бурного развития естествознания образовалось множество различных систем единиц измерения. Поэтому в 1960 г. Генеральная конференция по мерам и весам приняла Международную систе­му единиц измерения - СИ. Она базируется на семи основных единицах:

1) метр (м) - единица длины,

2) килограмм (кг) - единица массы,

3) секунда (с) - единица времени,

4) ампер (А) - сила элект­рического тока,

5) кельвин (К) - термодинамическая температура в градусах,

6) кандела (Кд) - сила света,

7) моль - количество веще­ства;

и двух дополнительных: радиан (рад) - плоский угол, сте­радиан (ср) - телесный угол. Сегодня большая часть измеритель­ных приборов градуируется в этих единицах.

На основании данных единиц измерения введены производ­ные единицы - площади, объема, частоты, скорости, ускоре­ния и др.

Развитие науки немыслимо без развития измерительной техники. Можно говорить как о совершенствовании давно изве­стных приборов, так и о появлении принципиально новых инст­рументов, сконструированных на основе недавно появившихся в науке гипотез и теорий.

Частным случаем измерения является сравнение. Оно позво­ляет оценить различные объекты и соотнести их друг с другом.

Эксперимент - более сложный метод эмпирического по­знания по сравнению с наблюдением, без которого он не обхо­дится.

Эксперимент- это целенаправленное и строго контроли­руемое воздействие исследователя на интересующий его объект для изучения различных его сторон, связей и отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: