(семинарских) занятий по гражданскому праву
1. Главное внимание при проведении практических (семинарских) занятий необходимо уделять выработке студентами навыков применения законодательства, регулирующего конкретный вид отношений, а также постановлений Пленума Верховного Суда РФ (ПВС РФ), Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ).
Наряду с этим при проведении занятий следует уделять внимание теоретическим вопросам, особенно по сложным темам. Теоретические вопросы рассматриваются либо самостоятельно, либо в связи с решением задач (казусов). Обсуждение теоретических вопросов заставит студентов не только готовить решение задач, но и изучать тему в целом. Теоретическим вопросам целесообразно уделять 15 – 20 минут. При необходимости им может быть посвящена большая часть занятия, а иногда и полное занятие (например, для обсуждения какой-либо научной работы или статьи).
2. Задаваемые студентами на дом казусы и теоретические вопросы для обсуждения на практических занятиях должны тщательно продумываться, с тем, чтобы охватить по возможности все важные аспекты темы. Количество задаваемых казусов зависит от темы и сложности их решения, но обычно составляет три – четыре. При даче задания необходимо назвать новейшие нормативные правовые акты и публикации, которые появились в свет к моменту проведения занятий.
3. Решение казусов студентами обязательно должно быть изложено в письменной форме в специальной тетради для практических (семинарских) занятий по гражданскому праву, о чем студенты предупреждаются на первом занятии. Тетради проверяются преподавателем. К каждому казусу студент должен поставить вопросы, вытекающие из содержания задачи. Вопросы должны быть сформулированы юридически грамотно, а ответы на них обоснованы теоретическими положениями (где это необходимо) и ссылками на нормы законодательства. Необходимо требовать, чтобы студент полно и грамотно указывал в тетрадях и при ответах все необходимые данные о нормативном акте и конкретной норме, примененной при решении казуса (наименовании нормативного акта, номер статьи, части, пункта и т.д., содержание нормы, источник опубликования). Если соответствующим нормативным актом студент на занятиях не располагает, он обязан все эти данные выписать в тетрадь при решении задачи и использовать их на занятиях. Отсутствие письменного решения казусов рассматривается как невыполнение домашнего задания.
|
4. Преподаватель к каждому занятию также обязан иметь письменное решение задач, с вопросами и ответами на них.
5. При решении задач на практических (семинарских) занятиях студент должен рассказать содержание казуса своими словами, а не читать казус. Преподаватель оценивает, насколько удачно и грамотно студент «доложил дело».
6. К решению каждой задачи желательно привлечь возможно большее количество студентов. Не следует стремиться к тому, чтобы данную задачу решил полностью один студент, надо стимулировать дискуссии, особенно по спорным в теории и на практике вопросам. Однако нельзя допускать ухода от вопросов, вытекающих из задачи. Правильное решение должно быть логическим выводом из совместного обсуждения всех вопросов под руководством преподавателя.
7. Заключение преподавателем дается по решению каждого казуса в отдельности. При этом отмечаются студенты, правильно решившие задачу, а также указывается, почему именно те или иные ответы являются неправильными.
|
8. Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), не имеющие письменного решения задач или не подготовившиеся к данному практическому занятию, обязаны в двухнедельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме, к началу зачетной (экзаменационной) сессии, не получают зачета (не допускаются к экзамену) за соответствующий семестр.
9. Работа каждого студента на практических занятиях обязательно учитывается при проведении зачета и на экзаменах. если преподаватель не принимает экзамен в своей группе, он сообщает экзаменатору данные о работе каждого студента в течение всего года.
10. На первом или втором занятии целесообразно дать пример решения казуса (со всеми вопросами и ответами на них, со ссылками на закон), чтобы студенты записали это решение в качестве образца.
11. При использовании в качестве обучающего инструмента тестов по конкретным темам учебного курса следует ориентировать студентов на аргументацию правильности потенциально верного, на их взгляд, ответа (теоретическая обоснованность выбора, ссылка на конкретную правовую норму).