Методические рекомендации по проведению вводного практического (семинарского) занятия по гражданскому праву




1. Цели вводного, первого занятия со студентами по гражданскому праву состоят в том, чтобы познакомиться со студентами группы; ознакомить их с требованиями кафедры к студентам по гражданскому праву; раскрыть студентам программу подготовки по гражданскому праву в БАГСУ; выявить знания студентов в части усвоения ими понятийно-категориального аппарата в рамках теории государства и права; объяснить студентам те требования, которые предъявляются к ним на практических (семинарских) занятиях; ознакомить их с порядком проведения зачетов и экзаменов по гражданскому праву.

2. Ознакомление преподавателя с группой должно означать персональное знакомство с каждым студентом группы. Должен состояться хороший, человеческий разговор, имеющий целью расположить студента к нормальному общению с преподавателем. Надо сразу же отказаться от «командования» и вести разговор со студентом как с равным, но обязанным выполнять определенные требования кафедры.

3. Особое внимание необходимо обратить на ознакомление студентов с требованиями кафедры по изучению гражданского права. Главный принцип здесь, видимо, должен состоять в том, чтобы дать понять студентам, что знания они могут получить только сами, своим трудом, а роль преподавателя – помочь им эти знания получить. При этом наше главное требование – знание предмета. Но это не простое зазубривание формулировок закона или учебника. Надо воспитывать творческих юристов, которые могут самостоятельно размышлять и находить различные решения трудных жизненных вопросов.

4. Очень важно на первом же занятии объяснить студентам учебный план подготовки по гражданскому праву и характер занятий. Необходимо обратить внимание на то, что только в сочетании всех форм занятий по гражданскому праву можно получить требуемый уровень знаний. Особо сказать о лекциях, которыми многие студенты пренебрегают. Ведь только на лекции они получают систему тех знаний, которые им нужны. Подчеркнуть необходимость системного подхода к изучению такого сложного предмета, как гражданское право. О специализации целесообразно сказать подробнее, и здесь же упомянуть о курсовых и выпускных квалификационных работах, готовящихся по кафедре. Надо подчеркнуть, что не могут получить положительную оценку бесполезные, переписанные «с источников» курсовые и ВКР. Следует сказать о взаимосвязи тем курсовой работы и ВКР.

5. Особое снимание необходимо обратить на требования, которые будут предъявлены студенту на практических (семинарских) занятиях.

6. При проведении вводного занятия рекомендуется выделить особое время на выяснение того, как студенты усвоили по общей теории права понятие права, правоотношения, действия законов во времени, в пространстве и по отношению к лицам, понятия императивности и диспозитивности норм и др. Надо дать им понять, что необходимо кое-что повторить из пройденного. Можно затронуть вопрос об органах, которые связаны с рассмотрением гражданских дел. Здесь не нужны тонкости: студенты будут это изучать впоследствии, но надо, чтобы они имели хотя бы общее представление о правовой системе.

7. Одна из задач вводного занятия объяснить порядок проведения зачетов и экзаменов по гражданскому праву и наши требования. Конечно, возможен «зачет – автомат». Но необходимо объяснить, что такой зачет возможен при наличии следующих условий: систематическое посещение семинаров; студент, пропустивший занятие, независимо от причин, должен сдать данную тему на консультации; активная работа в семинаре. Особенно необходимо обращать внимание на доклады студентов, их активное участие в коллективных обсуждениях. Говоря об экзаменах, следует подчеркнуть, что рабочая программа учебного курса – главное для студента. Надо предупредить студентов, что вопросы на экзамене будут сформулированы экзаменатором в точном соответствии с программой.

8. В заключение занятия необходимо дать студентам задание к следующему занятию и рассказать, как будут определяться задания в дальнейшем. Как правило, преподаватель будет называть необходимые для их решения нормативные акты, рекомендовать новые публикации. Могут быть как общие задания для всех студентов, так и специальные задания для всех студентов, так и специальные задания отдельным студентам, например сделать сообщение о новой статье в юридическом журнале, о новом законе и т.п.

При проведении практического (семинарского) занятия в виде «круглого стола» или обсуждения монографии, закона или его проекта задания должны быть разработаны преподавателем наиболее тщательно. То же самое требуется при проведении деловых игр, которые, как правило, следует готовить заранее, за несколько месяцев (недель) до проведения. Преподаватель должен поработать с каждой группой, участвующей в деловой игре, и подсказать метод подготовки к такому занятию. целесообразно решить один несложный казус (задачу) в качестве образца, сформулировав и записав возможные вопросы и ответы на них со ссылкой на законодательство, и дать возможность студентам записать это решение.

9. Следует отметить, что порядок работы на вводном практическом (семинарском) занятии может быть и иным, что указано в рекомендации. Логику занятия избирает сам преподаватель, описать все возможные формы проведения такого занятия нельзя. Каждый преподаватель должен сам посмотреть, как это лучше сделать. Главное, чтобы первое занятие было полнокровным, настраивало студентов на работу вообще и на самостоятельную работу, в частности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: