Ожидания «конца света» в западноевропейской церкви




А как же Вселенские соборы?

 

Послесловие


Во этой части темы «Об ошибках и недостатках» мы рассмотрим примеры западной церкви (вкратце) и православия. Некоторые ревностные представители данных направлений имеют особенность судить об истинности религиозного поклонения, ссылаясь на наличие в той или иной конфессии фактов ошибочных пониманий или даже преждевременных ожиданий эсхатологического порядка. По их мнению, если в какой-либо конфессии имели место подобные примеры, значит, она автоматически подпадает под категорию «секты», «ложного поклонения» и так далее. Тем не менее, такое суждение со стороны вышеперечисленных религиозных направлений выглядит весьма странно, учитывая, что в их собственной истории примеров подобных ошибок и заблуждений более чем достаточно. Мы рассмотрим эти факты подробнее…

 

Ожидания «конца света» в западноевропейской церкви

Назначение очередных сроков «конца света» было довольно привычным делом для западноевропейской церкви. Профессор РГГУ Наталья Басовская отозвалась об этом факторе, как о «первом знаке цивилизации средневековой Западной Европы». По ее словам, принявший христианство Рим еще в первой половине 1-го тысячелетия воспринимал вторжение варваров в качестве наглядного подтверждения преддверия «конца света». «Христиане… жили как очевидцы конца света», - подчеркивает автор (Н.И. Басовская «Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы»).

Целый ряд несбывшихся предсказаний о наступлении светопреставления принадлежал лицам, считавшимся значительными фигурами в жизни церкви. Так, знаменитый епископ и теолог Иларий Пиктавийский (315–367), за свою ревностную защиту идеи божественности Христа прозванный «Афанасием Запада», предсказывал возвращение Иисуса в 365 году. Тем не менее, даже такая грубая ошибка Илария не помешала папе римскому Пию IX в 1869 году провозгласить его «учителем Церкви».

Святой Мартин, епископ Тура (316 – 397 гг), почитаемый как католической, так и православной церквами, предсказывал конец света к 400 году. Он также безоговорочно утверждал: «Не существует никаких сомнений, что Антихрист уже родился».

На 500 год пророчествовал пришествие Христа знаменитый грекоязычный христианский историк Секст Юлий Африкан (ок.160 - ок.240 гг). В свою очередь святой епископ Григорий Турский (ок. 538 – ок. 594 гг) отвел этому событию период между 799 и 806 годами.

Папе римскому Сильвестру II (946–1003) принадлежит предсказание конца света на полночь с 31 декабря 999 г. на 1 января 1000 г. Несбывшееся предсказание папа оправдал тем, что своей молитвой спас человечество от неминуемой гибели. Чуть позже, новую дату светопреставления назначили на 1033 год, мотивируя это тем, что 1000 лет следует отсчитывать от года смерти Христа.

Другой римский папа, Иннокентий III (1161–1216), озвучил новую дату – 1248 год. При этом он исходил исключительно из антиисламских соображений, прибавив к дате возникновения этой религии 666 лет.

«Ожидание "конца света" особенно усиливалось в связи с каким-нибудь природным или политическим потрясением в истории государств и народов. Например, солнечное затмение, приближение комет, голод или эпидемия якобы подтверждали усиление деятельности сатаны перед ожидаемым пришествием Иисуса Христа. "Конец света" ожидался и при приближении круглых дат. В Европе особенно активно ждали светопреставления к 1000 году от рождества Христова. По мере приближения этого года, а также 999, 1001,а также 1033 годов (апокалиптического тысячелетия плюс числа земных лет Христа), люди в разных странах впадали в состояние сущего безумия. Одни становились сверх меры религиозными, другие-наоборот. Люди молились то Богу, то Сатане. "Конец света" ожидался также в 1027 - 1041 годах в связи с чем увеличилась раздача подаяний и умножилось количество паломников, а также отлучений от Церкви. По учению итальянского богослова Иоахима Флорского (1132-1202 гг) после 1260 года "нечестивые будут стерты с лица земли", начнется идеальная "эра святого духа"-"царство мира и правды на земле". Скорого наступления "царства святого духа" на Земле ожидали и члены религиозно-общественных движений амальрикян во Франции и апостольских братьев в Италии (ХIII - XIV века)» (Михаил Богословский «Нерешенные проблемы христианства»).

«В XV веке [День Суда] ждали опять. И между прочим, один из мотивов путешествия Колумба в Новый свет, в Америку, — это поиск такой земли, где можно будет укрыться от конца света. И поэтому 1492 год — условная веха конца Средних веков» (Н.И. Басовская «Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: