Разработка онтологии предметной области




Работа в инструментарии Protégé начинается с заполнения вкладки классов (Classes), представленной на рисунке 2.2. Вкладка классов, и пустой онтологии, содержащей единственный класс с именем Thing[5]. Во вкладке иерархии классовприсутствуют кнопки, помогающие создать подкласс, родственный класс и удалить выделенный класс, соответственно. Именно здесь создается дерево иерархии объектов.

Рисунок 2.2. Вкладка классов

Заполним онтологию понятиями, выделенными ранее. Для этого необходимо также опередить наполнение таких классов, как метод, объект, свойство, событие, состояние и условие. Рассмотрим модель бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ" в нотации ERD (entity-relationshipdiagram), представленную в курсовой работе студентки третьего курса факультета бизнес-информатики Красилич Надежды [10]. Для ознакомления, данный бизнес-процесс представлен в приложении А. Описание бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ" с помощью диаграммы потоков данных. Из данной диаграммы выделяем ключевые понятия и заносим их в разрабатываемую онтологию. Полученная иерархия представлена на рисунке 2.3 Иерархия предметной области.

Рисунок 2.3. Иерархия предметной области

Перейдём к работе со свойствами объектов. Для этого откроем соответствующую вкладку (Objectproperties) в главной форме Protégé. В иерархии свойств создадим два основных свойства: главные и обратные. К данным свойствам будут относиться свойства, которые объект использует активно и пассивно, соответственно. Другими словами, свойства будут инверсивны друг другу (например, составляет – составляется).

При помощи этих свойств мы сможем составлять условия получения той или иной компетенции. Для этого распишем подробнее часть иерархии, ответственную за событие (рисунок 2.4. Событие).

Рисунок 2.4. Событие

Как видно из рисунка выше, данные классы имеют определенные описания. Рассмотрим эти описания подробнее. Чтобы получить компетенциюСК-Б9, необходимо уметь грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения.Как видно из бизнес-процесса (приложение А), данную компетенцию можно получить после этапа обзвона клиентов, поэтому добавим описание классу "ОбзвонКлиентов" нашей онтологии. Оно будет выглядеть следующим образом:

Рисунок 2.5. ОбзвонКлиентов

Теперь можно использовать данное описание для того, чтобы получить компетенцию СК-Б9. Добавим его к описанию класса "ПолученаСК-Б9". Получим следующее (рисунок 2.6. ПолученаСК-Б9):

Рисунок 2.6. ПолученаСК-Б9

Из этого следует, что если обучаемый произвёл обзвон клиентов корректно, то он получает данную компетенцию, иначе – нет. Игра может быть завершена, если отправлена минимум одна вещь (коммерческое предложение) или оформлена минимум одна вещь (договор), или произведена минимум одна вещь (обзвон клиентов), или составлена минимум одна вещь (план продаж). Такое условие представлено на рисунке 2.7. Условие завершения игры.

Рисунок 2.7. Условие завершения игры

Теперь, когда все описания классов представлены, можно запустить ризонер (Reasoner) и получить логический вывод. Если эти описания верны, то во вкладке вывода иерархии классов у класса ИграЗавершена появятся подклассы, имена которых будут соответствовать полученным обучаемым компетенциям. Кроме этого, при расширении дерева полученных компетенций, можно наблюдатьза какие именно действия получена та или иная компетенция. Всё это выглядит следующим образом (рисунок 2.8. Вывод ризонера):

Рисунок 2.8. Вывод ризонера

Таким образом, на основе бизнес процесса была разработана онтология. Следует предположить, что при работе с более сложными бизнес-процессами также не должно возникнуть проблем.

Данная иерархия является лишь частью онтологии, которая должна использоваться в студии компетентностных деловых игр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: