Отбор понятий для онтологической базы знаний




Для бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ" актуально использование понятий, удовлетворяющих следующим критериям:

- актуальность;

- соответствие предметной области;

- значимость;

- применимость.

Для начала, рассмотрим компетенции, которые будут вырабатываться в данном процессе[4]:

− системные компетенции:

− СК-Б2 (способность применять профессиональные знания на практике);

− СК-Б4 (способность решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза);

− СК-Б6 (способность работать с информацией). Нахождение научных источников, подтверждающих слова студента;

− СК-Б9 (способность грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения).

− профессиональные компетенции:

− социально-личностные компетенции:

− СЛК-Б4 (способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов);

− СЛК-Б8 (способность проявлять инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности). Написание ВКР является целью текущей профессиональной деятельности студента, поэтому данная компетенция органично вливается в список компетенций, получаемых студентом при написании пояснительной записки к ВКР.

− инструментальные компетенции:

− ИК-Б1.1АД_7.1_7.2_7.3_7.4БИ (способность проводить исследования и анализ рынка ИС и ИКТ, инноваций в управлении и сфере ИКТ). Анализ рынка является одним из негласных пунктов пояснительной записки, поэтому данной компетенцией будет обладать каждый студент, прошедший этот этап.

Рассмотрим подробнее процесс"Продажа товаров/услуг/работ". Данный бизнес-процесс состоит из следующих подпроцессов:

− формирование плана продаж;

− утверждение плана продаж;

− поиск клиентов;

− оформление договора;

− контроль оплаты по договору;

− передача заказа в технический отдел;

− оформление заказа поставщику;

− прием товаров от поставщика.

Выделим основные понятия из данных бизнес-процессов и составимтезаурус предметной области.

Для определения тезауруса важно знать, что данная предметная область (Продажа товаров/услуг/работ) осложняется наличием множества объектов, свойств объектов, методов, событий, состояний и условий. Таким образом, объекты могут содержать свойства и методы, реагировать на события и переходить в различные состояния. Под состоянием объекта понимается определенное состояние его свойства.

Данная предметная область является куском реального мира. Допустим, что у одного объекта есть метод, а другой имеет определенное свойство. Если метод одного объекта изменяет свойство другого, происходит процесс. При взаимодействии множества объектов, может меняться, соответственно, много свойств. Изменение свойства, когда первое состояние перешло во второе состояние, называется бизнес-процессом.

Как было сказано ранее, построение онтологии для деловой игры осложняется уровнем сложности формализации предметной области. В соответствии с данной сложностью, мир может состоять из объектов разного уровня. Объекты разной сложности могут составлять группы объектов или другие объекты. Иначе говоря, сложный объект может состоять из менее сложных. Отсюда образуется иерархия.

Иерархия определяется следующим образом: на самом верхнем уровне располагаются крупные объекты, они состоят из более мелких и т.д. Такая иерархия называется таксономией. В данном случае может существовать множество различных таксономий. Возьмем за данность, что каждый объект описывается неким понятием. Для построения онтологии необходимо описать то, как они связаны. Также, необходимо ответить на следующие вопросы: может ли понятие быть связано с процессом? Может ли существовать понятие-метод и понятие-свойство? Ответим на данные вопросы утвердительно.

Событие – то, что заставляет объект реагировать. Как правило, с событиями связаны условия (например, если произошло событие, то условия его происхождения такие-то).Некоторые объекты имеют общие свойства с другими, поэтому при определении их свойств используется теория множеств (здесь подразумевается полное/неполное включение, вычитание множеств и т.п.).

Содержание понятия – это перечень описания существенных свойств, характерных для данного объекта. Объём понятия – это количество данного объекта, например, все яблоки на этой планете. Объем может разниться: быть маленьким (например, человек с одинаковыми ФИО и датой рождения, которых на планете встречается не так много) или большим (объём понятия "человек" исчисляется в миллиардах).

Приняв во внимание всё, упомянутое ранее в данной главе, составим первый уровень тезауруса предметной области (рисунок 2.1. Первый уровень иерархии).

Рисунок 2.1. Первый уровень иерархии

Все следующие понятия так или иначе принадлежат к данным объектам, поэтому будут записаны в соответствующую часть иерархии. Процесс разработки онтологии предметной области для деловой игры по бизнес-процессу "Продажа товаров/услуг/работ" подробно описан в главе 2.2. Разработка онтологии предметной области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: