Основная идея транслятора заключается в том, чтобы наделить его возможностью выделения названий операций из рабочих бизнес-процессов. Необходимо, чтобы транслятор понимал, что понятия "обзвон" и "позвонить" являются синонимами. Для этого он будет обращаться к онтологии, в которой содержатся соответствующие связи (в данном случае, набор требуемых синонимов). Соответственно, необходимо своевременно актуализировать онтологию, чтобы она содержала наборы требуемой информации.
У каждой операции есть свои необходимые ресурсы (например, механизмы, которые были рассмотрены в описании операции). Предполагается, что эти ресурсы также берутся транслятором из РБП. Но, так как в разных предприятиях содержатся разные ресурсы, необходимо настраивать транслятор на конкретное предприяте. Рассмотрим пример, две компании, каждая из которых работает в определенной сфере (сферы работы не связаны друг с другом). Пусть это будут интернет-услуги и косметика. Соответственно, каждая компания имеет свой перечень клиентов, поставщиков и т.п. В процессе деловой игры по телемаркетингуможет встретиться ситуация, в которой надо совершить звонок поставщикам для того, чтобы заказать дополнительное количество товара. Для того, чтобы в ходе игры обучаемому выдавался список актуальных для него компаний, можно добавить в аннотацию классов онтологии соответствующие ключевые слова, так называемые теги ("интернет-услуги" и "косметика", соответственно). Выгружая онтологию в XML файл и взаимодействуя с ней при помощи программного кода, можно проводить анализ аннотаций классов и выдавать обучаемому наиболее релевантные результаты.
Выводы по главе
В данной главе был разработан контрольный пример, то есть учебный бизнес-процесс по рабочему бизнес-процессу "Продажа товаров/услуг/работ". В ходе построения УБП, были разработаны карта операций, описания операций и точки принятия решений, также была описана концепция взаимодействия онтологии с транслятором.
Заключение
В данной работе были выполнены следующие задачи:
1. разработаны критерии отбора понятий для онтологии;
2. исследована предметная область бизнес-процесса "написание пояснительной записки к ВКР";
3. рассмотрены варианты организации онтологии;
4. проанализированы существующие инструментальные средства разработки онтологий, для дальнейшей работы выбраноодно из них;
5. разработана онтологическая база знаний для бизнес-процесса "Продажа товаров/работ/услуг";
6. спрогнозированы дальнейшие пути развития онтологии;
7. построен контрольный пример.
Далее, в рамках данной работы, предстоит расширить онтологическую базу знанийи внедрить её в подсистему проектирования разрабатываемой платформы СКДИ.
Библиографическийсписок
1. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. – М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2002. 295 с.
2. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. – М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2006.213 с.
3. Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. 304 с.
4. Болтаева М.Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://www.moluch.ru/archive/37/4267/] [Проверено: 29.04.2014].
5. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. 55 с.
6. Викентьева О.Л., Дерябин А.И., Шестакова Л.В. Концепция студии компетентностных деловых игр // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://www.science-education.ru/pdf/2013/2/199.pdf] [Проверено: 27.04.2014].
7. Ганюкова Н.П., Шуршев В.Ф. Построение формализованной семантической модели знаний предприятия корпоративной структуры в форме предметной онтологии // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2007. – №6. – C. 166-169.
8. Добров Б.В., Иванов В.В., Лукашевич Н.В., Соловьев В.Д. Онтологии и тезаурусы: модели, инструменты, приложения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 173 с.
9. Кожевников Д.Д. Построение моделей учебных бизнес-процессов для проведения деловых игр: курсовая работа // НИУ ВШЭ – Пермь, 2014.
10. Красилич Н.В. Построение моделей бизнес-процессов предприятия для проведения деловых игр: курсовая работа // НИУ ВШЭ – Пермь, 2014.
11. Попов С.В., Щедровицкий П.Г. Конкурс руководителей. – М.: Прометей, 1989. 92 с.
12. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]: ГОСТ ISO 9000-2011. –М.: Изд-во стандартов, 2011. 45 с.
13. Методические рекомендации по ВКР 080500.62: Методические указания/ НИУ ВШЭ – Пермь; Сост. Л.Н. Лядова – Пермь, 2013.
14. Davenport Th.H., Short J.E. Process Innovation: Reengineering work through information technology // Harvard Business School Press, Boston. – 1993. – No. 4. – p. 49.
15. Enderton H.B. A Mathematical Introduction to Logic// San Diego, CA: Academic Press. 295p.
16. Gruber T.R. A translation approach to portable ontology specifications // Knowledge Systems Laboratory, Stanford University, California. – 1972. – 103 p.
17. Gruber T.R. What is an Ontology? // Knowledge Systems Laboratory, Stanford University, California. – 2001. – 94 p.
18. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution // Harper Business. – 1993. – No. 2. –58 p.
19. Hamowy R. Adam Smith, Adam Ferguson and the Division of Labour // Economica. – 1968. – Vol.35. – No.139.–255p.
20. Hovy E. A Standard for Large Ontologies // Workshop on Research & Development Opportunities in Federal Information Services [Электронныйресурс] [Режимдоступа: https://www.isi.edu/nsf/papers/hovy2.htm] [Проверено: 18.04.2014]
21. Mulder M. Competence Development – Some Background Thoughts // The Journal of Agricultural Education and Extension. – 2001. – Vol.7. – No.4. – p.147-159.
22. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. – 1990. – Vol.68. – No.3. – p.79-91.
23. Sanchez R., Heene A. The New Strategic Management: Organizations, Competition and Competence, John Wiley & Sons, Inc. 2004. 326 p.
24. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. – 1959. – Vol. 66. – No.5. – p. 297-333.
Приложение А. Описание бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ"
Рисунок A.1. Диаграмма сущность-связь
Приложение B. Диаграмма прецедентов бизнес-процесса "Продажа товаров/услуг/работ"
Рисунок B.1.Диаграмма вариантов использования
Приложение С. Описание цепочки процесса "Продажа бытовой техники"
Рисунок С.1. Продажа бытовой техники (часть 1)
Рисунок С.2. Продажа бытовой техники (часть 2)