Наиболее часто фальсифицируемые препараты




 

Фальсификации подвергаются как оригинальные (бренд) препараты, так и воспроизведенные лекарственные средства (дженерики).

 

Структура выявленных фальсифицированных препаратов:

 

§ Противобактериальные препараты – 47%

 

§ Гормональные препараты – 11%

 

§ Средства, влияющие на тканевой обмен – 7%

 

§ Противогрибковые препараты – 7%

 

§ Средства, влияющие на ЖКТ – 7%

 

§ Анальгетики - 7%

 

§ Прочие средства – 15%

 

Расхождение по показателям качества средств фальсифицированных лекарственных:

 

§ Описание и маркировка – 52%

 

§ Подлинность – 40%

 

§ Количественное содержание - 6%

 

§ Другие показатели – 2%

 

Фальсифицируются препараты всех фармакологических классов, однако первенство, по данным ВОЗ, принадлежит антибактериальным средствам. В развивающихся странах 2 фармакологических класса, возглавляющих список фальсифицированных лекарственных препаратов, представлены антибактериальными и антипаразитарными средствами. Так, на Филлипинах в первую тройку наиболее часто подделываемых лекарственных средств входят анальгетик Понстан и два антибиотика – Аугментин и Фортум. Во Вьетнаме среди контрафактных препаратов преобладают бензилпенициллин, тетрациклин, ампициллин, витамины и анальгетики.

 

В целом, в мире лидером среди фальсификатов является один из самых широко применяемых антибиотиков – амоксициллин.

 

В развивающихся странах в последние годы широкое распространение получила подделка средств для лечения ВИЧ-инфекции и малярии.

 

Антиретровирусные средства находятся среди лидеров контрафактной фармацевтической продукции и в США. Это обусловлено высокой восстебованностью препаратов данных фармакологических групп и их высокой стоимостью. Фальсифицированные антимикробные средства являются фактором риска возникновения резистентности у патогенных микроорганизмов. Серьезную угрозу здоровью населения представляют и фальсифицированные противотуберкулезные средства, которые, с одной стороны, приводят к летальным исходам вследствие неэффективности лечения, а с другой – способствуют возникновению и распространению мультирезистентных форм туберкулеза.

 

В развитых странах в последние годы часто фальсифицируются препараты, «влияющие на стиль жизни», например, Виагра (силденафил) и анаболические стероиды. В США преимущественно подделываются инъекционные препараты, средства для лечения ВИЧ-инфекций и психотропные средства. Последние примеры фальсификаций в стране включают Липитор (аторвастатин), Серостим (сомамотропин), Виагру (силденафил), Зипрексу (оланзапин). Выбор этих препаратов для подделки объясняется их широким применением и/или высокой стоимостью.

 

В России к наиболее часто подделываемым препаратам относятся:

 

- постоянный лидер продаж Но-шпа;

- широко применяемые антибиотики, например, ампициллин, цефазолин и Ампиокс производства российских компаний, Ципролет, Трихопол;

- противогрибковый препарат нистатин, часто назначаемый одновременно с антибиотиками; поликомпонентный пробиотик Линекс;

- анальгетик Пенталгин; гастроэнтерологические средства Омез, Мезим-форте, Фестал; - препараты Эссенциале;

- антигистаминные средства Супрастин и Кларитин; Церебролизин.

 

Все случаи подделок были выявлены контрольно-аналитическими лабораториями, центрами сертификации лекарственных средств, а также самими производителями оригинальных препаратов.

 

 

С точки зрения лекарственных форм таблетки, капсулы и инъекционные препараты в сумме составляют половину от общего числа фальсификатов. Встречаются подделки и среди других форм, включая сиропы, гели, аэрозоли, медицинское мыло и т.д.

 

Во многих европейских странах (Германия, Австрия, Люксембург, Бельгия, Испания) часто отмечается фальсификация лекарств за счет скрытого добавления к прописи активных лекарственных веществ, не указанных на этикетке. Так, таблетки для лечения астмы и ревматических заболеваний, содержащие, согласно указанию на этикетке, растительные экстракты из Китая, Индии, Шри-Ланки, продавались в Германии с содержанием бетаметазона и дексаметазона.

 

Некоторые мази, лечебные и косметические кремы, изготовленные в Австрии, Германии и Испании, содержали незаявленные синтетические кортикостероиды.

Косметические кремы продвигались на рынках в Италии, Германии, Бельгии и Австрии как безвредные ОТС-препараты.

 

Изготовленные в Австрии и Германии жидкие лекарственные формы и капли, имевшие в своем составе, судя по этикетке, растительные экстракты для лечения бессонницы и нервных расстройств, содержали недекларированный диазепам в высоких концентрациях (10 мг/мл). Пациенты, принимавшие эти препараты в течение длительного времени, не были информированы о возможности возникновения синдрома отмены.

Капсулы и порошки, произведенные в Бельгии и Люксембурге как безвредные продукты, содержали синтетические лекарственные вещества фенфлюрамин, производные эфедрина, гормоны щитовидной железы, прометазин, этилпропион, метформин, триамтерен и гидрохлортиазид.

Нет уверенности, что какие-то из этих лекарственных препаратов не поступали на рынки стран СНГ как легальным, так и контрабандным путем.

В Германии в результате приема якобы безвредных лекарственных средств, подавляющих аппетит с целью снижения массы тела, отмечены очень серьезные осложнения и даже летальные исходы, после чего последовали судебные процессы против фармацевтов.

 

В последнее время внимание специалистов привлекает появление фальсифицированных лекарственных субстанций. Это может серьезно осложнить проблему качества лицензированных готовых лекарственных средств, производимых в тех странах, где не в полной мере соблюдаются правила GMP и, следовательно, недостаточен контроль за качеством исходных материалов.

 

Недостатки законодательной базы

 

Если законодательная база, обеспечивающая надлежащий контроль производства и распространения лекарственных средств, является несовершенной или отсутствует, производители фальсификата могут избежать преследования в законодательном порядке.

 

· Недостаточно сильные национальные уполномоченные органы или их отсутствие

 

Неадекватный, неэффективный или слабый регулирующий контроль может способствовать нерегулируемому импортированию, производству и распространению лекарственных средств, ведущему к увеличению числа подделок в национальных каналах распространения лекарственных средств; появлению незаконной торговли и, следовательно, дальнейшему продвижению и продаже поддельных лекарственных средств. Недостаток кадровых и финансовых ресурсов для деятельности по контролю лекарственных средств также может привести к неспособности национального уполномоченного органа выявлять поддельные препараты в национальных каналах распространения лекарственных средств.

 

· Невыполнение требований существующего законодательства

 

Когда существующие законы строго не выполняются, то появляются тенденции к совершению таких преступлений, как фальсификация, поскольку нет больших опасений в отношении ареста и судебного преследования. Более того, пренебрежение авторскими правами на торговую марку может поощрять широкомасштабное подделывание лекарственных средств.

 

· Недостаточные штрафные санкции

 

Мягкие санкции к нарушителям законодательства или отсутствие этих санкций способствует фальсификации.

 

· Коррупция и конфликт интересов

 

Коррупция и конфликт интересов могут неблагоприятно воздействовать на работу сотрудников уполномоченных и правоохранительных органов, приводя к невозможности задержания, судебного преследования и признания виновными тех, кто несет ответственность за подделывание.

 

· Сделки, включающие многих посредников

 

Если продукция проходит через большое количество посредников и заключается много сделок, возрастает возможность вмешательства фальсификаторов, особенно при слабом контроле.

 

· Спрос, превышающий предложение

 

Спрос, превышающий предложение, может способствовать фальсификации, так как при производстве и распространении поддельных лекарственных средств может быть извлечена большая выгода. В некоторых случаях высокий спрос вызван неуместным применением лекарственных средств потребителями. Например, злоупотребление кремами, содержащими стероиды, для отбеливания кожи или стероидами для бодибилдинга способствовало возникновению большого международного рынка лекарственных средств, содержащих стероиды. Они часто распространяются по нелегальным каналам и/или через черный рынок.

 

· Высокие цены

 

Если цены на лекарства высоки и существует значительная разница цен, это является большим стимулом для поставки более дешевых поддельных лекарственных средств.

 

· Совершенствование нелегального производства лекарств

 

Появление усовершенствованного оборудования для производства и упаковки лекарственных средств усложнило определение поддельной продукции, так как фальсификаторы могут в настоящее время воспроизводить подлинное лекарственное средство почти в совершенстве.

 

· Неэффективное взаимодействие между органами власти

 

Если взаимодействие между национальными уполномоченными органами, полицией, таможенной службой и судебной властью в борьбе с фальсификацией лекарственных средств является неэффективным, фальсификаторы могут избежать обнаружения, задержания и штрафных санкций. Задачи и ответственность каждого сектора должны быть четко описаны. Нежелание фармацевтической промышленности, оптовых и розничных торговцев сообщать о фальсификации лекарственных средств в национальные уполномоченные органы может препятствовать успешному принятию мер национальными властями против фальсификаторов.

 

Одной из причин резко возросшего распространения контрафактной продукции в России является неконтролируемый рост фармацевтического рынка. С 1992 года по 1998 год количество отечественных производителей выросло в 2 раза. Число иностранных фирм, поставляющих лекарственные средства в Россию, увеличилось в 30 раз. Резко возросло количество посредников на этапе продвижения препаратов от производителя к потребителю. Если в 1992 году их было около 300, то в настоящее время их число возросло до 7000 и более. В то время как на Западе, число организаций, занимающихся оптовыми закупками и реализацией лекарств, исчисляется десятками: в Великобритании – 17, в Германии – 21, во Франции – 31.

 

Августовский кризис вызвал резкое ухудшение и без того не очень высокой покупательной способности населения. Это, в свою очередь, спровоцировало увеличение спроса на недорогие препараты. Считают, что экономическую базу для продвижения фальсификатов на рынке, создало также введение НДС. Это привело к значительному сокращению импорта. Так, если в январе-феврале 2001 года было завезено медикаментов на сумму $205 млн., то за аналогичный период 2002 года объем импорта составил всего $118 млн. В нынешних условиях “левый” товар дает оптовому звену конкурентное преимущество сразу в 20%, а это означает, что в оптовом сегменте формируется канал для продвижения подделок. Российские производители стали поставлять по этим каналам контрафактную продукцию, “разбавляя” ей свои основные поставки. Вадим Якунин, председатель совета директоров “ЦВ “Протек”, крупного дистрибьютера лекарственных средств в России, заявил, что “ многие западные производители, зная, что они имеют дело с нелегальными компаниями, работают с ними, более того, уже имеют приличную долю в этих компаниях. Для них план завоза своей продукции – превыше всего. И это официальные крупные производители. Они должны признать, что не гарантируют качество завезенной продукции”.

 

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 разрешается при продаже лекарственных средств вносить данные о качестве товара в товарно-сопроводительные документы без предъявления сертификата соответствия на реализуемую партию лекарств. Это затрудняет проверку наличия и подлинности соответствующих документов и не позволяет своевременно выявить организацию, поставившую на рынок фальсифицированные лекарственные средства.

 

Кроме того, 70 российских заводов-производителей и 232 зарубежных фирмы освобождены от контроля по всем показателям нормативных документов. Поэтому до 50% реализуемой на фармацевтическом рынке продукции не проходит сертификацию по всем показателям нормативных документов, что не исключает попадания в аптечную сеть фальсифицированных препаратов.

 

Образцы лекарственных средств для проведения сертификации предоставляются в орган по сертификации или контрольную лабораторию самим заявителем, а не сотрудниками органов по сертификации, что не гарантирует идентичность представленных образцов имеющейся у заявителя партии лекарственных средств.

 

В стране отсутствует единый бланк сертификата, отпечатанный в типографии и снабженный определенными степенями защиты. Это приводит к появлению в аптечной сети большого количества фальсифицированных сертификатов, что также способствует распространению контрафактной продукции.

 

Одним из факторов распространения фальшивых медикаментов является доступность современного оборудования, в том числе полиграфического, позволяющая выпускать подделки столь высокого качества, что внешне отличить фальсификат от настоящего лекарства практически невозможно.

 

Отсутствие в России твердой законодательной и нормативной базы в области производства, контроля и сбыта лекарственных средств также способствует распространению контрафактной продукции. Создание такой базы даст возможность силовым структурам более активно и действенно бороться с такого рода преступлениями. В российской законодательстве до недавнего времени вообще не предусматривалась административная или уголовная ответственность за производство и продажу контрафактной фармацевтической продукции. Причиной этому было отсутствие в действующем “Законе о лекарственных средствах” определения “фальсифицированного лекарственного средства”. После внесения соответствующей поправки в Закон были возбуждены первые судебные дела. Наказание предусматривает до 8 лет тюремного заключения.

Меры по борьбе с фальсификатами

 

Эффективное решение проблемы фальсификации лекарственных средств возможно с помощью реализации комплекса следующих мер:

 

- усиление кадрового потенциала в области фармацевтической деятельности профессиональными специалистами с фармацевтическим образованием, особенно провизорами-аналитиками;

 

- повышение требований в области лицензирования фармацевтической деятельности с целью значительного сокращения в России дистрибьюторской сети;

 

- проведение политики стабилизации цен на лекарства, применяемые в ряде случаев – с перспективой их снижения;

 

- изменение порядка регистрации лекарственных средств с учетом защиты авторских прав;

 

- приведение действующего законодательства в соответствие с ситуацией на лекарственном рынке России относительно роста объемов реализации фальсифицированной фармацевтической продукции;

 

- использование информационной базы фармацевтического рынка, ориентированного на выявление фальсификатов с помощью современных средств связи;

 

- объединение всех государственных структур, заинтересованных в решении этого вопроса, с использованием рекомендаций ВОЗ по мерам противодействия проникновению лекарственных препаратов в каналы фармацевтического снабжения.

 

В настоящее время создаются национальные и международные организации, деятельность которых направлена на выявление фальсифицированной фармацевтической продукции и борьбу с нею. В их задачи входит обмен информацией по препаратам надлежащего качества, обучение инспекторов на национальном или региональном уровнях, тестирование образцов продукции, уже поступившей на рынок, создание региональных референс-лабораторий, формирований системы оповещений о фальсифицированных препаратах.

 

Американские центры по профилактике и контролю заболеваний предложили в качестве средства «первой линии обороны» в отношении контрафактной продукции измерение количества активного компонента в лекарственных средствах. С этой целью они внедрили переносной рефрактометр, который позволяет измерять удельную массу лекарственных растворов. Для выявления фальсификатов также применяют переносной рентгеновский аппарат.

 

С целью защиты от контрафакции предложена электромагнитная маркировка, которую можно видеть при сканировании упаковки. Она вставляется между пластиковым слоем и фольгой в блистерной упаковке или в крышку флаконов. К другим предлагаемым средствам защиты относятся невидимые чернила, голограммы с маркировкой лекарства, нанесение скрытых маркеров на продукцию.

 

Например, хорватская фирма “Плива”, пострадавшая от подделок сумамеда приняла ряд защитных мер. Теперь дистрибьюторы компании продают сумамед только в упаковках с двумя специальными наклейками, о чем фирма известила потребителей, выпустив специальную листовку с объяснением новшества. Однако, дополнительные меры защиты – штрих-код, сложная цветовая гамма упаковки, голографические наклейки не спасают. Разница между введением очередной степени защиты и появлением ее на подделках составляет 2-4 месяца. Защита оригинального препарата недешева, составляет до 15-20% от стоимости самого препарата. А пиратская подделка защиты обходится намного дешевле.

 

Еще один способ опробован компанией “Pliva”, которая отозвала один из своих препаратов с рынка на полтора года. Это более действенное решение, но его могут позволить себе только крупные компании, производящие большой ассортимент препаратов, способные продержаться на плаву длительное время.

 

В 2001 году германские специалисты, обнаружив незаявленные кортикостероиды в спрее “Скин-Кэп”, разработали простые тесты для обнаружения фальсифицированных препаратов. Они предназначены для контрольно-аналитических служб. С их помощью можно проверить наиболее ходовые лекарства. Эта мини-лаборатория умещается в небольшом чемодане-дипломате. Она рассчитана на проведение 3 тыс. цветных реакций на подлинность лекарств и 1 тыс. тестов тонкослойной хроматографии. Средняя стоимость испытания одного препарата составляет $1,3.

 

В России проблемой фальсификации на государственном уровне занимается Министерство здравоохранения, в составе которого имеется Департамент по контролю качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

 

В целях защиты прав и интересов потребителей и проведения единой государственной политики в области обеспечения населения высококачественными и безопасными лекарственными средствами 1998 года в Российской федерации введен в действие сертификат соответствия лекарственного средства единого образца, который выдается органами сертификации на заявителя. Лекарственные средства подлежат реализации на территории Российской Федерации только при наличии сертификата соответствия. Работу по сертификации осуществляют 60 Органов по сертификации и более 150 контрольно-аналитических лабораторий, работающих в большинстве субъектов Российской Федерации.

 

Однако, действующая Система сертификации не позволяет гарантировать в полном объеме безопасность для потребителей лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть, в том числе и своевременное выявление и предотвращение попадания в аптечную сеть контрафактной продукции.

 

Разнообразие причин, способствующих фальсификации лекарственных средств, требует проведения комплексных мер по выявлению и предотвращению их поступления на фармацевтический рынок.

 

Предлагается изменение системы сертификации лекарственных средств путем перехода от сплошного, многократного посерийного контроля на каждом этапе обращения препаратов, что неэффективно и практически невыполнимо, к однократному 100-процентному контролю качества лекарственных средств при их производстве. Для этого необходима разработка и утверждение правил организации производства и политики качества на производстве в соответствии с мировыми стандартами GLP, GCP, GMP.

 

Необходимо создание Государственной Фармацевтической инспекции при Минздраве РФ, наделенной функцией надзора за фармацевтической деятельностью с целью реализации Федерального Закона “О лекарственных средствах”.

 

Предложено установить соответствующими нормативно-правовыми актами пункты пропуска лекарственных средств (как особого вида товара, оборот которого регулируется Законом “О лекарственных средствах”) и мест их доставки, которые должны входить в структуру Минздрава России. В имущественный комплекс этих пунктов должно входить необходимое количество терминалов (аптечных складов), оснащенных контрольно-аналитическими лабораториями с современным оборудованием, позволяющим производить исследования лекарственных средств любой сложности, с размещением на данных терминалах пунктов таможенного оформления. Такое решение позволит осуществлять контроль качества большинства ввозимых (вывозимых) лекарственных средств и надлежащий таможенный контроль в ограниченном количестве мест. Кроме того, необходимо обучение специалистов, занимающихся выявлением фальсифицированных средств.

 

Следует осуществлять мониторинг цен на лекарственные средства, и, в случае их снижения, проводить дополнительный контроль качества этих препаратов.

 

В целях совершенствования законодательства и повышения эффективности борьбы с фальсификацией лекарственных средств Минздрав России подготовил проект Федерального закона “О внесении дополнений в Федеральный Закон “О лекарственных средствах”. Этот проект вводит такие понятия как “фальсифицированные лекарственные средства”, “сознательное обращение фальсифицированных лекарственных средств”. В соответствии с новым законом аптеку может открыть только фирма, ранее занимавшаяся подобной деятельностью. Это позволит не допустить на фармацевтический рынок специалистов, далеких от фармацевтики.

 

Кроме того, Минздрав подготовил проекты Федеральных законов ”О внесении дополнений в кодекс РСФСР об административных нарушениях” и “О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”. Гражданский кодекс предлагается дополнить статьей об ответственности за приобретение и оптовую продажу фальсифицированных средств. Вводятся соответствующие наказания: штраф до 200 минимальных окладов или, если преступление совершено неоднократно, группой лиц и в особо крупных размерах, лишение свободы сроком на 8 лет. Уголовный кодекс пополнится статьей, предусматривающей наказание за изготовление, упаковку маркировку и сбыт фальсифицированных препаратов, в которой предусматривается наказание от штрафа в 800 минимальных окладов до лишения свободы сроком до 10 лет.

 

Эти законы направлены на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу.

 

На данный момент, пока в России нет твердой правовой и нормативной базы, потребителям необходимо проявлять бдительность, производителям – заниматься распространением информации об отличительных качествах оригинальной продукции, ее возможной стоимости, а также укорачивать цепочку дистрибьюторов, работающих с препаратами.

 

 

Заключение

 

Проблема фальсификации лекарственных средств известна человечеству уже как минимум две тысячи лет. Однако лишь в конце ХХ столетия фальсификация медикаментов превратилась в глобальную проблему. Впервые на проблему фальсификации лекарственных средств медицинское сообщество в лице Всемирной организации здравоохранения обратило внимание в 1987 году, когда фальшивые препараты стали появляться в угрожающих масштабах, вначале в развитых странах, а затем в Европе. Проблема фальсификации лекарственных средств актуальна сегодня во всем мире. По данным ассоциации международных фармацевтических производителей на долю подделок приходится 5-7% фармацевтического рынка развитых стран. При общем годовом объеме мирового фармрынка в $200-300 млрд. на долю фальсифицированных медикаментов приходится $14-21 млрд. Фармацевтическое производство становится одним из самых выгодных видов бизнеса после торговли оружием, наркотиками, алкоголем, бензином.

 

Список литературы

 

1. Али С.А. Фальсифицированные лекарственные средства и аналитические методы их обнаружения // Хим.-фармац. журн. – 2000. – Т. 34 № 1. – С. 32-33

 

2. Гурьянова М.Н., Балахонова Е.Г. История фальсификации лекарств в Российском государстве // Фармация. – 2004. - № 2. – С. 21-22

 

3. Крыловецкая С.В. Фальсифицированные лекарственные средства: решение проблемы // Новая аптека. – 2002. - № 3. – С. 7-8

 

4. Мешковский А.П. Реализация плана действий по борьбе с фальсифицированными медикаментами // Фарматека. – 2002. - № 11. – С. 75-79

 

5. О фальсифицированных лекарственных средствах: Письмо М-ва Здравоохранения РФ от 27.01.2000 // Новая аптека. – 2000. - № 4. – С.124-125

 

6. Ушакова Е.Д. Проблемы фальсификации лекарственных средств // Фарматека. – 2004. - № 7. – С. 70-79

 

7. Чакалева И.И. Об основных механизмах рещения проблемы фальсификации лекарств // Экономический вестник фармации. – 2002. - № 3. – С. 43-47

 

8. Чакалева И.И. Рынок фальсифицированных лекарственных средств в России: сегодня и завтра // Новая аптека. – 2002. - № 1. – С. 29-33



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: