Проблема сознания
1. Душа и тело.
А) Душа связана с телом.
Дух – есть субстанция, она независима от тела. Душа – условна, не субстанция, зависит от тела. В ф-фии Нового времени «душа» стала употребляться для характеристики внутреннего мира чел-ка.
Душа и тело связаны в низших проявлениях. По Фрейду – на уровне Оно, Id. Тело определяет низшие потреб-сти души: в еде, пище, отдыхе. (Телесная потребность в питательных в-вах – на уровне души проявл-ся в чувстве голода и пр.). Единство души и тела - составляет живой организм чел-ка. Душа без тела не может существовать, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то организм становится не живым, а мертвым, теряется структурированность, организованность живого тела. Наличие у нас души - условие нашей жизни. Человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.
Б) Душа определяет форму тела.
Согласно Аристотелю, душа есть энтелехия. Энтелехия есть единство 1. формальной и 2. целевой причин.
1. Душа определяет форму тела. Если душа покидает тело, тело теряет форму, разлагается. (+ Потеря сознания ведет к обмороку. «Бездушный» ответ на экзамене – потеря сути мысли).
2. Душа проецирует чел-ские цели и ценности. Тем самым формируется мотивация и деятельность человека.
В) Душа более связана с телом, чем дух.
2) Физиологичекие основы сознания
А) Сознание (С.) чел-ка зависит от физиологических электрохимических реакций, нервной системы, головного мозга. Большое значение имеет работа коры больших полушарий.
У высших позвоночных, включая чел-ка, нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и периферийной нервной системы.
Б) Рефлекторная дуга. От рецепторов (органов чувств) электрические сигналы движутся по нервным волокнам и поступают в мозг. От головного мозга – обратно к мышцам, которые сокращаются, определяя движение.
|
Принцип обратной связи. От реагирующих мышц импульс движется обратно в гол. мозг. Тем самым мозг ставится в известность обо всем, что происходит в управляемой им системе, передается информация – что происходит с мышцей. Идея обратной связи – основа саморегуляции орг-зма.
В) С. - ф-ция мозга, всей целостной сис-мы. Вся физиол. система, тело – связаны с деят-стью С. Мозг – орган С. Психич. функции связаны с физиол. ф-циями.
Аристотель. С. – не сущность, не субстанция (Платон). С. - ф-ция целостной системы: психической и физиологической. С. можно уподобить такой ф-ции, как зрение. (Не поели, обувь жмет, получили новую информацию – все влияет на сознание)
Г) Уровень орг-ции (сложности) мозга связан с уровнем развития С-я. Мозг древ-го чел-ка менее развит, структурирован, что определяет и низкий уровень развития С.
Д) Принцип Локализации функций С-я в мозгу ч-ка.
Каждая психическая ф-ция связана с работой одного из участков головного мозга. Мозг состоит из нескольких блоков, каждый из к-рых выполняет специфические ф-ции. Например: затылочные участки принимают и анализируют зрительную информации.; височные – слуховую. Лобные доли отвечают за поведени е, обеспечивают программирование чел-кой деятельности. Подкорка – связана с приступами страха, гнева.
Е) Отравление мозга (алкоголем, наркотиками) ведет к деградации личности.
Ж) В 18 веке появляется Френология (основатель - Франц Галль) - теория о связи психических и моральных качеств чел-ка со строением его черепа. Активизация психич. ф-ций приводит к увеличению соответствуюших им участков головного мозга. Формир-ся шишки на черепной коробке, по к-рым можно определить, какие психич. ф-ции, способ-сти чел-ка более развиты.
|
З) Принцип Равноценности участков гол. мозга. Проводили эксперимент по удалению участков гол. мозга. Выполнение их ф-ций на себя брали оставшиеся участки гол. мозга, компенсируя недостаток.
Локализация участков и ф-ций тем больше, чем сложнее ф-ции С-я. (Высшие ф-ции С. – более незаменимы).
И) В 70 гг. 20 века ученый Экклз открывает Асимметрию ф-ций головного мозга (и получает Нобелевскую премию).
Мозг состоит из 2 половинок. Левое полушарие - отв-ет за рацио, речь, ориен-цию в пространстве, письмо, арифметич. операции, понимание, память, мышление, счет.
Правое - интуиция, ощущения, образы, чувства.
Левое полушарие ведает преимущественно положит. эмоциями, правое - отрицательными.
(У чел-ка с ослабленной д-стью правого полушария усилив-ся все виды психич. деят-ти, связанные с логическим мышлением: появл-ся склонность к схематизации, к построению логич. умозаключений. С др. стороны, художник - это люди с более высокой активностью правого полушария. Мыслители – левого).
Маркс: сознание…с самого начала есть общ-ный продукт и остается им, пока вообще сущ-ют люди.