Попытка автоматически наложить ту или иную зарубежную модель формирования цен на реалии российского рынка – идея, нежизнеспособная в принципе. Процесс формирования этих моделей в каждой стране занимал десятки лет и разрабатывался с учетом социальных, экономических и национальных особенностей. И как бы впечатляюще и привлекательно с точки зрения нашего государства не выглядела та или иная схема, для ее успешного внедрения в России потребуется слишком многое менять.
При этом полностью отказываться от принципа государственного регулирования цен нет необходимости. Просто нужно учитывать объективно сложившуюся на рынке ситуацию, и если уж интересоваться зарубежным опытом, то основное внимание уделять странам со схожей расстановкой сил на нем.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.
|
Наша страна прошла путь от одного крайнего состояния до другого.
При переходе от авторитарно-командных методов управления экономика страны должна была очиститься от последствий командно-бюрократических методов регулирования При движении к рынку важно преодолеть еще одно препятствие – раскрепостить цены от жесткого государственного регулирования. Такое регулирование на практике, как известно, порождает скрытую, подавленную инфляцию.
В январе 1992 г. существо перехода к рынку было сведено к «либерализации цен», то есть к переходу от подавленной инфляции к отрытой. Началась галопирующая инфляция, которая временами была на грани гиперинфляции. В итоге в феврале 1995 г. цены превысили уровень 1990 г. в 3700 раз. Реформаторы утверждали, что либерализация цен создаст рынок, который начнет регулировать всю экономику, упорядочивать ее развитие. Но инфляция уподобилась сказочному джину, которого выпустили из бутылки, и он учинил массу разрушений и бед.
По моему мнению, в нашей стране было полезно использовать модель социально ориентированной рыночной экономики смешанноготипа, базирующуюся на частной собственности как вбольшинстве стран Западной Европы, США, Канаде и Японии. Системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало и в XIX в., и до него. В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся, явилась регулирующая роль государства.
В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.
|
История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.
Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.
Государство с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. [9, 10]
Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
|
Во всех странах со смешанной, открытой или социально ориентированной рыночной экономикой правительства и законодательные органы, в отличие от России, проводят политику сдерживания роста цен на товары и услуги и централизованного повышения оплаты труда и социальных выплат. Например, в США правительство контролирует цены на энергоносители, сельскохозяйственную продукцию, важнейшие виды машин и оборудования, бытовые услуги. Это позволяет сдерживать рост цен, но остановить его невозможно, а в случае появления новых товаров и услуг и не нужно. Поэтому в США, как и в других индустриально развитых странах, как предлагал Кейнс, осуществляется директивное (прямое) повышение оплаты труда и социальных выплат. Для этого в законодательном порядке устанавливаются гарантированные ставки почасовой оплаты труда, принимаются другие меры. Существуют и международные стандарты оплаты труда, которые «не писаны» лишь для российского правительства.
Планирование и регулирование паритета цены труда осуществляется за рубежом весьма успешно. По статистике МВФ в 23 индустриально развитых странах (без социалистических стран) в 1965–1994 гг. потребительские цены возросли в 5,4 раза, а среднемесячная оплата труда увеличилась в 8,2 раза. В последующие годы наблюдалось опережение темпов роста потребительских цен по отношению к темпам оплаты труда. Но если брать соотношение темпов за долгосрочный период, то указанное опережение 90-х годов далеко не компенсировало отставание роста товарных цен в прошлом. Политика опережающего роста оплаты труда и социальных выплат в долгосрочном плане создает благоприятные условия для решения проблем занятости, повышения благосостояния и воспроизводства населения.
В качестве примера можно также привести опыт государственного регулирования цен в Германии, который можно было бы применять у нас. Как известно, немцы после войны построили экономическую систему, названную социально-рыночным хозяйством, в результате чего достигли высокого уровня благосостояния, свободы личности и невиданной ранее меры социальной справедливости.
Социально ориентированная рыночная экономика – это строй, основанный на принципе распределения по труду, а также на конкуренции; она стремится служить опорой и для тех, кто – не важно по какой причине: либо потому что слишком молод или слишком стар, либо болен, либо не по собственной воле не может или уже не может работать – попадал в сложную ситуацию. Общество, да и государство должны проявлять солидарность с ними и помогать им.
Социально-рыночная экономика движется где-то между двумя зафиксированными точками: «свободной рыночной экономикой» и централизованной экономикой. Ценообразование урегулировано на законодательном уровне. Сопоставимым с социально-рыночным хозяйством является также существование свободных и социальных цен. Так, существуют цены на недотируемое жильё для обеспеченных граждан и льготная цена на так называемое «социальное жильё», которое, соответственно, не так удобно обустроено. Аналогично: желая быстрой доставки почты, можно воспользоваться услугами частной фирмы, где это дороже, если же требуется наиболее доступная доставка без спешки, выбирают государственную почту. Принцип, который должен разрешить противоречие между социальными и свободными ценами – это принцип оптимального обеспечения широких слоев населения.
Библиографический список литературы
1. Данкверт Сергей, первый заместитель министра сельского хозяйства. Западный Госплан рулит нашим рынком. «Крестьянские ведомости», 05.03. 03
2. Лукичёв П.М. Государственное регулирование аграрной сферы. – Санкт-Петербург, НИИХ СПбГУ, 1999
3. Вербин Анатолий. Горький сахар. «Советская Россия», 23. 10. 2003
4. Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю, Экономикс (принципы, проблемы, и политика); часть 1 – М., «Республика», 1995
5. Сапожникова Н.Т., Сауткин С. И. Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании. Менеджмент в России и за рубежом, №6 / 2001
6. Емельянов С.В., старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, к.э.н. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика правительства и конкурентные преимущества фирм. Финансовый менеджмент, №4 / 2002
7. Минаева Е.В., к.э.н., доцент. Методология управления аграрным сектором в США и Канаде – М., Московская государственная технологическая академия, 2002
8. Андреева Н.М.» Государственное регулирование сельского хозяйства в развитых странах». Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 1993, №3
9. Дайджест экономической теории // Соколинский В.М., Васильева Е.Н. – М., Аналитика-Пресс, 1998
10. Ценообразование: учебное пособие // Салимжанов И.К., Португалова О.В. Финстатинформ, 1996
11. Экономика. Учебник. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995