Гомосексуальность и религия




 

Гомосексуальные отношения рассматриваются в качестве греха в традиционных конфессиях авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама. Во второй половине XIX века, параллельно изменениям общественного мнения, начал протекать либеральный пересмотр отношения к гомосексуальности среди иудеев и христиан. В настоящее время некоторая часть христианских церквей и направлений в иудаизме (а также незначительная часть движений в либеральном исламе) отказались от традиционного взгляда на гомосексуальность. В традиционных религиях Востока - индуизме и буддизме, жёсткого осуждения гомосексуальных отношений не существовало. Индуизм относится к гомосексуальности относительно либерально, однако без одобрения.

 

Гомосексуальность в исламе, согласно соборному мнению богословов, является запретной. Основанием для подобного решения служит кораническая притча о народе Лута (Содом и Гоморра), который прогневал Аллаха за то, что они использовали в страсти мужчин вместо женщин (Коран 7:81). Несмотря на протесты общественности в ряде исламских стран (Саудовская Аравия, Иран и др.), приняты законы о смертной казни для геев и лесбиянок. Вместе с тем, в исламе отсутствует целостная концепция гомосексуальности, включающая в себя не только мужеложество, но и платонические отношения. Гомосексуальность обычно рассматривается в виде отдельных её проявлений. Прежде всего безусловно запретным в исламе является анальный секс, независимо от того какую природу он имеет гомо- или гетеросексуальную. Гомосексуальность, нашедшая свое выражение в доказанном акте мужеложества, влечет за собой уголовное наказание согласно шариату равное наказанию за прелюбодеяние. Избежавшие наказания гомосексуалы (ввиду недоказанности преступления), согласно исламскому учению, понесут наказание от Аллаха. Чтобы осудить по шариату необходимо четыре честных свидетеля-мужчины (см. Коран, 24:13), которые поклянутся, что видели процесс проникновения гениталий воочию (стоит отметить, что это практически неосуществимо на практике, за исключением нарушения каких-либо установленных условий, что противоречит шариату). Если они подтвердят это, то совершивший подвергается смертной казни через забивание камнями. В случае появления у судей даже незначительных, но обоснованных сомнений, казнь и уголовное преследование отменяются. Если для суда лживость свидетелей и клевета станет очевидной, то последние подвергаются публичному наказанию. Имам Абу Ханифа говорил, что гомосексуалы заслуживают осуждения и административного наказания. Некоторые последователи либеральных движений в исламе выступают за пересмотр традиционных представлений и отстаивают современное прочтение Корана, включая отношение к гомосексуальности. Они считают, что гомосексуальность не должна рассматриваться в качестве греха, выступают против юридического преследования гомосексуалов, а также за их дестигматизацию в исламском учении о воздаянии и в обществе в целом. Согласно их представлениям, возможно быть истинными мусульманами и в то же время оставаться геями или лесбиянками.

 

В настоящее время среди христиан существуют различные мнения по поводу гомосексуальности и гомосексуальных отношений. На протяжении практически всей христианской истории гомосексуальные отношения рассматривались в христианстве как грех, а его причина (как вообще причина любого греха) объяснялась повреждением человеческой природы и её склонностью ко греху после грехопадения. Наиболее консервативные христиане и фундаменталисты не признают существования в природе разнообразия сексуальных ориентаций, считая гомосексуальность греховным выбором человека. Причём католики более терпимы чем протестанты. Запрет на гомосексуализм исходит из интерпретации книги Левит в Библии. Однако, среди христианских богословов, придерживающихся точки зрения, что в тексте книги Левит идёт речь о гомосексуальных актах, нет единого мнения по поводу того, идёт ли речь о любых гомосексуальных отношениях, или же этот текст осуждает только анальный секс. Но большая часть христианских консервативных богословов не согласна рассматривать запрет распространенным только на анальный секс.

 

Тора является наиболее аутентичным, классическим источником еврейского взгляда на гомосексуальность. В тексте Торы сказано: "Не ложись с мужчиною, как с женщиною, ибо мерзость это". (Ваикра 18:22). РаШИ комментирует это место так: "как ложатся с женщиной. (Означает) совокупление (которое здесь носит характер противоестественный).". Термин то’ева, употреблённый для описания этого греха в Торе, обычно переводят как "мерзость". Тот же термин используется в Торе для описания многих других запрещённых для еврея действий, включая инцест, идолопоклонничество, употребление в пищу нечистых животных и экономические преступления. В контексте сексуальных запретов слово то’ева интерпретируется в Талмуде, классическом источнике ортодоксального раввинистического учения, как сокращение слов то’е ата ва, означающих " ты отклоняешься от природного, естественного ". Дополнительно для запрета используется стих Берешит 2:24: "Поэтому да оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут плотью единой". Два мудреца - рабби Элиэзер и рабби Акива - так толкуют этот стих (Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 58а): "Поэтому да оставит человек отца своего и мать свою (сказано первому человеку Адаму - комм. РаШИ). Рабби Элиэзер говорит: отца своего - это сестра отца его (по матери); мать свою - это сестра матери его (по матери; и тем более его собственная сестра по матери). Рабби Акива говорит: отца своего - это жена отца его; мать свою - это мать его буквально. И прилепится - и не к партнеру мужского пола, а - к жене своей - но не к жене ближнего своего - и будут плотью единой - те, кто могут быть единой плотью (при выходе семени, которое является строительным материалом для плоти, в которой мать и отец едины - комм. РаШИ); сказано, чтобы исключить домашних и диких животных, поскольку не могут человек и животное быть единой плотью (не могут животные родить от человека - комм. РаШИ).".

 

Сама тяжесть предлагаемого Торой наказания может отражать серьёзность, с которой однополые сношения воспринимались в библейские времена. Однако в исторических еврейских источниках нет ни одного упоминания о том, чтобы смертный приговор за однополый сексуальный контакт в действительности был вынесен и приведен в исполнение по отношению к кому-либо. Лесбийство прямо не запрещается, но порицается раввинистической традицией и литературой, хотя на это нет прямого запрета в Торе. Этот запрет базируется на стихе Торы: "Не следуйте путём Египта, где вы жили раньше, ни Кнаана, куда я вас веду. Не следуйте ни одному из их обычаев" (Ваикра 18:3). В талмудической литературе (Сифра Ахарей Мот 8:8-9) поясняется, что имеются в виду сексуальные обычаи и что одним из запретных обычаев был брак между двумя женщинами, а также брак мужчины одновременно с женщиной и её дочерью. Талмуд - содержит различные мнения почти по любому вопросу, однако большинство современных талмудистов смотрят на лесбийские отношения негативно. За лесбийские отношения может следовать наказание евреев плетьми или розгами. Женское гомосексуальное поведение не влечёт за собой проникновение члена, поэтому рассматривается раввинами как менее серьёзное нарушение по сравнению с мужским гомосексуальным поведением или с супружеской изменой женщины с другим мужчиной. Для неевреев на лесбийские отношения прямого заперта, даже из числа раввинских постановлений - нет, но в целом они так же не поощряются и рассматриваются как распущенность.

 

Классические ортодоксальные еврейские источники не упоминают само по себе гомосексуальное "влечение" как внутренне греховное, хотя оно часто оценивается как " противоестественное ". Однако тот, кто имел гомосексуальный контакт, рассматривается как позволивший своему "противоестественному влечению" возобладать над собой. Поэтому в классическом иудаизме считается, что не воздержавшийся от гомосексуального контакта будет отвечать перед Богом за свои действия, за то, что позволил своему противоестественному влечению возобладать над собой. Если же еврей, практиковавший гомосексуальные контакты, совершает тшуву (возвращение к вере), т.е. прекращает недозволенные сексуальные контакты, раскаивается в том, что делал, просит прощения у Бога, и даёт твёрдое обещание больше никогда не совершать подобных действий, то он рассматривается как заслуживший прощение у Бога (подобно другим смертным грехам, исключая убийство).

 

Среди современных раввинов различных течений иудаизма мнения разнятся. Седьмой глава хасидов ХаБаДа Любавичский Ребе М.М. Шнеерсон настаивал на том, что гомосексуальность это болезнь которую надо лечить. Рав Бенцион Зильбер, один из лидеров русскоязычных евреев литовского направления, утверждает, что в подавляющем большинстве случаев гомосексуальность это или дурная привычка, или психологический крен. И над тем, и над другим можно с большим успехом работать. Генетическая погрешность очень и очень редка. И в этой ситуации это находится в рамках выбора человека. А известный ультра-ортодоксальный раввин Аарон Фельдман (Балтимор), был подвергнут критике за свое мнение по данному вопросу. По словам рабби Фельдмана, непрактикующие (в оригинале, не выносящие публично) гомосексуалы могут внести значительный вклад в еврейскую жизнь. По его слова, еврея оценивают по его делам, а не по его ориентации. Запрещены лишь определенные действия, а не наклонности. Тора требует контролировать своё поведение, даже если это нелегко. Поэтому иудаизм отрицательно относится к гомосексуальной активности, а не к гомосексуальной ориентации. Рав Хаим Рапопорт, раввин Лондонской Илфордской объединённой синагоги, член Главного раввината Соединённого Королевства, написал статью "Иудаизм и гомосексуальность: Аутентичный ортодоксальный взгляд", в которой также призывает к пониманию, любви и толерантности, в то же время призывая "помочь гомосексуалам исправиться". Рабби Шмуэль Ботеах утверждает, что гомосексуальность не может считаться "отклонением, поскольку словосочетание "сексуальное отклонение", по его мнению, является оксюмороном: секс является делом инстинктивным, а инстинкт не может быть "отклонением". Однако Бог высказал свое "предпочтение" гетеросексуальному варианту, и разрешил для человека только этот тип сексуальной активности. Поскольку Писание предопределило мораль западного общества, к его (Писания) позиции надо относиться серьезно. Рав Иммануэль Якубович писал: "Еврейский закон (...) отвергает мысль о том, что гомосексуальность - это нечто, что должно быть рассматриваемо просто как болезнь или как нечто морально нейтральное. Еврейский закон отвергает гедонистическую этику, отвергает секс ради удовольствия, даже если он называется "любовью". Еврейский закон осуждает гомосексуальные отношения не меньше, чем другие моральные нарушения, базирующиеся на гедонистической этике, будь то инцест или супружеская неверность, даже если они происходят по любви и взаимному согласию".

 

В целом, либеральные течения иудаизма - реформистский иудаизм, крупнейшая и влиятельнейшая ветвь иудаизма в США, принимает точку зрения, что в свете сегодняшних научных данных о природе гомосексуальности как биологически обусловленной сексуальной ориентации, считая, что нужна новая, более либеральная и толерантная трактовка еврейского закона. Они пересмотрели традиционные взгляды о том, что все гомосексуалы сознательно выбирают участие в гомосексуальных актах для того, чтобы унизить или отвергнуть Бога. Раввин Ламм рассматривал гомосексуальность как нечто присущее индивиду и неподвластное ему. В этой концепции гомосексуальные акты - это нечто, совершаемое индивидом под влиянием его внутренних свойств и психологических установок, поэтому раввин Ламм считал, что неверным было бы осуждать или наказывать гомосексуалов за эти действия. Вместо осуждения и неприятия раввин Ламм предлагал концепцию сочувствия, понимания, любви и одновременно "усилий по реабилитации" (т.е. усилий, обращённых на то, чтобы сделать гомосексуалов "нормальными" гетеросексуалами). В то же время, раввин Ламм подчёркивает в своей статье, что ортодоксальный иудаизм по-прежнему считает безусловно греховными гомосексуальные половые акты, чем бы они ни были обусловлены. Он также указывает, что, по его мнению, не все формы гомосексуальности могут быть воспринимаемы и прощаемы как психическое заболевание, как патология, и призывает к использованию термина "извращение" (перверзия) как находящегося в более тесной коннотации с библейским понятием то’ева, чем более нейтрально звучащий медицинский термин "отклонение" (девиация). Он также выражает опасение, что, если общество станет более терпимым к гомосексуальности, то это может привести к большей агрессивности взрослых гомосексуальных педофилов в отношении несовершеннолетних. В то же время взгляды раввина Ламма жёстко отвергаются ультраортодоксальными последователями иудаизма (харедим). Харедим считают переоценку Ламмом отношения к гомосексуальности манипуляцией традиционными еврейскими законами и ценностями в политических целях, и не проявили никаких признаков повышения толерантности к гомосексуальности в последние десятилетия.

 

Реформисты рассматривают запрет в книге Ваикра как относящийся к гомосексуальной проституции, а не к однополому сексу или гомосексуальности вообще. При этом они утверждают, что соответствующие тексты в Ваикра направлены против евреев, принимающих идолопоклоннические культы плодородия и соответствующие храмовые сексуальные практики живших рядом язычников-ханаанитов, а не против евреев, практикующих гомосексуальные половые контакты или являющихся гомосексуалами. Другая точка зрения состоит в том, что гомосексуалы и лесбиянки - это не мужчины и женщины, а особые гендеры, у которых гомосексуальность заложена генетически, Божественным велением. Также есть трактовка, согласно которой "не ложись с мужчиною как с женщиною" относится лишь к контакту между бёдер, такому же, какой происходит у мужчины с женщиной, а не к любым однополым контактам вообще. Реконструктивистский иудаизм рассматривает гомосексуальность как нормальное выражение человеческой сексуальности и приглашает геев и лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов присоединяться к реконструкционистским общинам и полноценно участвовать во всех аспектах жизни общин.

 

В любом случаи, с точки зрения традиции - Тора запрещает гомосексуализм, несмотря на его общую приемлемость для общества в целом в течение почти всего исторического времени. Тора запрещает гомосексуализм по целому ряду различных причин. Вот некоторые из них:

- Святость задачи рождения детей - заповедь пру у-рву ("плодитесь и размножайтесь");

- Святость брака;

- Неразборчивый секс, является антитезой цели жизни, предлагаемой иудаизмом и состоящей в том, чтобы возвысить человеческую жизнь от уровня подобного животному на уровень уподобления Богу;

- Первый человек, Адам, был разделен на мужчину и женщину. Поэтому только мужчина и женщина могут воссоздать единство Адама. Два человека одного пола навсегда останутся просто двумя людьми;

- Все заповеди для того и предназначены - для того, чтобы переделать нас;

- Толерантное отношение к гомосексуальности - это курс, ведущий в пропасть: уже были сделаны шаги в сторону отмены всех остальных табу, связанных с сексом и вообще с отношениями между людьми. Западное общество все больше движется в сторону узаконивания гомосексуализма в силу различных причин: упадок брака и семьи; сексуальное раскрепощение; убеждение в том, что взрослые люди имеют право делать все, что хотят; люди выбирают себе собственные системы ценностей; гомосексуалисты являются угнетаемым меньшинством, нуждающимся в освобождении; гомосексуалисты родились именно такими, и поэтому быть гомосексуалистом - естественно.

 

Позиция Торы не отвергает возможности того, что люди могут рождаться гомосексуалистами. Иудаизм допускает, что для них переживание гомосексуальности реально. Ортодоксальные и другие гомосексуалисты часто - люди глубоко страдающие. Гомосексуальность должна рассматриваться как проблема, с которой сталкивается человек, как физический недостаток, не хуже и не лучше любого другого. Если же гомосексуалисту навязывают представление о том, что его гомосексуальность нормальна и приемлема, решение его настоящих проблем становится для него гораздо более трудным делом.

 

Некоторые йецеры (дурные начала, дурные побуждения в человеке) преодолеть невозможно. Некоторые гомосексуалисты никогда не справятся со своими проблемами. Конверсионная терапия в состоянии помочь некоторым, но отнюдь не всем. Но это не означает, что битву можно не вести. Тора отвергает гомосексуальный акт, но требует относиться с симпатией и поддерживать гомосексуалиста,борющегося со своей ориентацией. Ни община, ни сам гомосексуалист как личность не должны определять его по его ориентации: это - только одна сторона богатой многогранной личности.

 

В итоге мы имеем классическое противоборство традиционных взглядов в религии и либеральных - последние в свою очередь зачастую политически ангажированы и являются потворствующими вожделением человека, его дурным наклонностям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: