Лекция
Тема: Роль детских объединений и организаций в социализации детей и подростков
1. Становление детских организаций
2. Особенности социализации в детской организации.
Становление детских организаций
В начале ХХ века были обозначены ведущие направления развития детского движения:
- Скаутские организации.
- Политические (коммунистические, социал-демократические).
- Религиозные.
Исследователи выделяют в качестве главного достоинства скаутизма:
-отказ от прямой политизации движения;
-многоуровневая дифференциация (по полу, возрасту) как содержательно, так и в организационном плане;
-полная добровольность вступления в организацию, отсутствие каких-либо преимуществ, связанных с пребыванием в организации;
-деятельностный характер скаутских программ, сочетание интеллектуального, нравственного, физического, трудового воспитания;
-четко разработанная система поощрений и награждений;
-романтическое, праздничное оформление традиций и ритуалов.
19 мая 1922 г создана Пионерская организация. Изначально пионерская организация была создана из неформального стремления детей к совместной деятельности с взрослыми по реализации грандиозных планов построения нового общества.
Первые годы деятельности пионерской организации характеризовались общественно-значимой направленностью: дети помогали восстанавливать народное хозяйство, вели борьбу с безграмотностью.
В конце 20-х гг. после I Слета пионеров в 1929 году начинает активно развиваться движение по заключению договоров с предприятиями по выполнению производственных заказов (трудовая школа).
30-е гг. – тимуровское движение, шефская деятельность.
В послевоенный период в 50-60 гг. получили распространение ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, пионерские колхозы и фермы.
Эффективной формой работы пионерской организации можно считать коммунарскую методику И. Иванова.
Были и другие положительные моменты, формы работы.
Но постепенно неформальное начало было потеряно: содержание, формы и методы работы становились все более авторитарными, процветала кампанейщина.
К концу 80-х гг. в пионерской организации сложилась кризисная ситуация, она характеризовалась отчужденностью детей от взрослых, друг от друга, фискальным характером отношений, идеологическим единомыслием, пионерская работа стала частью учебно-воспитательного процесса.
Общественно-политические изменения в обществе подтолкнули реформирование детского движения.
1 октября 1990 г на Х Всесоюзном слете пионеров было заявлено о создании Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций (СПО-ФДО).
СПО-ФДО был заявлен как добровольная, самодеятельная, общественная организация не зависимая от каких-либо партий и движений.
Изменена структура детских организаций – могут создаваться в школе, по месту жительства, при внешкольных учреждениях.
В настоящее время наиболее активно детское движение развивается на муниципальном и региональном уровнях.
Особенности социализации в детской организации.
Термин «детское движение» обозначает совокупность всех организаций и объединений, в которые входят дети.
В большинстве источников детское движение рассматривается как совокупность действий детских сообществ, направленных на изменение их жизнедеятельности, своего положения в обществе, достижения социально-значимой цели, преображения окружающей среды. Например, движение «зеленых», движение за мир.
Внешкольное объединение – это своеобразная общность детей и взрослых, характеризуется целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора форм деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми.
Детские организации различаются по форме организации, количественному и качественному составу, общественному статусу.
Детские организации являются общественными организациями детей и взрослых, связанных с ними совместной деятельностью направленной на реализацию детских потребностей.
К признакам детской организации относятся
- Наличие Уставов (положений) и других учредительных документов, фиксированное членство детей и взрослых, осуществление деятельности самостоятельно;
- Наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность;
- Добровольное вступление и свободный выход;
- Организационная самостоятельность, самоуправление;
- Четко выраженная структура, определено положение каждого;
- Установленные для всех нормы и правила;
- Гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора форм, видов деятельности);
- Внешние атрибуты.
Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, это цель, которую ставят дети: это перспектива интересной жизни; во-вторых, воспитательная цель, которую определяют взрослые. Проблема целеполагания очень важна. Цель должна быть реальна, достижима, значима для детей.