К признакам детской организации относятся




Лекция

Тема: Роль детских объединений и организаций в социализации детей и подростков

1. Становление детских организаций

2. Особенности социализации в детской организации.

Становление детских организаций

В начале ХХ века были обозначены ведущие направления развития детского движения:

- Скаутские организации.

- Политические (коммунистические, социал-демократические).

- Религиозные.

Исследователи выделяют в качестве главного достоинства скаутизма:

-отказ от прямой политизации движения;

-многоуровневая дифференциация (по полу, возрасту) как содержательно, так и в организационном плане;

-полная добровольность вступления в организацию, отсутствие каких-либо преимуществ, связанных с пребыванием в организации;

-деятельностный характер скаутских программ, сочетание интеллектуального, нравственного, физического, трудового воспитания;

-четко разработанная система поощрений и награждений;

-романтическое, праздничное оформление традиций и ритуалов.

19 мая 1922 г создана Пионерская организация. Изначально пионерская организация была создана из неформального стремления детей к совместной деятельности с взрослыми по реализации грандиозных планов построения нового общества.

Первые годы деятельности пионерской организации характеризовались общественно-значимой направленностью: дети помогали восстанавливать народное хозяйство, вели борьбу с безграмотностью.

В конце 20-х гг. после I Слета пионеров в 1929 году начинает активно развиваться движение по заключению договоров с предприятиями по выполнению производственных заказов (трудовая школа).

30-е гг. – тимуровское движение, шефская деятельность.

В послевоенный период в 50-60 гг. получили распространение ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, пионерские колхозы и фермы.

Эффективной формой работы пионерской организации можно считать коммунарскую методику И. Иванова.

Были и другие положительные моменты, формы работы.

Но постепенно неформальное начало было потеряно: содержание, формы и методы работы становились все более авторитарными, процветала кампанейщина.

К концу 80-х гг. в пионерской организации сложилась кризисная ситуация, она характеризовалась отчужденностью детей от взрослых, друг от друга, фискальным характером отношений, идеологическим единомыслием, пионерская работа стала частью учебно-воспитательного процесса.

Общественно-политические изменения в обществе подтолкнули реформирование детского движения.

1 октября 1990 г на Х Всесоюзном слете пионеров было заявлено о создании Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций (СПО-ФДО).

СПО-ФДО был заявлен как добровольная, самодеятельная, общественная организация не зависимая от каких-либо партий и движений.

Изменена структура детских организаций – могут создаваться в школе, по месту жительства, при внешкольных учреждениях.

В настоящее время наиболее активно детское движение развивается на муниципальном и региональном уровнях.

Особенности социализации в детской организации.

Термин «детское движение» обозначает совокупность всех организаций и объединений, в которые входят дети.

В большинстве источников детское движение рассматривается как совокупность действий детских сообществ, направленных на изменение их жизнедеятельности, своего положения в обществе, достижения социально-значимой цели, преображения окружающей среды. Например, движение «зеленых», движение за мир.

Внешкольное объединение – это своеобразная общность детей и взрослых, характеризуется целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора форм деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми.

Детские организации различаются по форме организации, количественному и качественному составу, общественному статусу.

Детские организации являются общественными организациями детей и взрослых, связанных с ними совместной деятельностью направленной на реализацию детских потребностей.

К признакам детской организации относятся

- Наличие Уставов (положений) и других учредительных документов, фиксированное членство детей и взрослых, осуществление деятельности самостоятельно;

- Наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность;

- Добровольное вступление и свободный выход;

- Организационная самостоятельность, самоуправление;

- Четко выраженная структура, определено положение каждого;

- Установленные для всех нормы и правила;

- Гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора форм, видов деятельности);

- Внешние атрибуты.

Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, это цель, которую ставят дети: это перспектива интересной жизни; во-вторых, воспитательная цель, которую определяют взрослые. Проблема целеполагания очень важна. Цель должна быть реальна, достижима, значима для детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: