Выдержки из статей газеты Крылья Украины




Василий Назарович Котович

Гг.

Родился 6 января 1917 года на Витебщине в Белоруссии, закончил Тамбовское летное училище, до войны работал в Восточно-Сибирском Управлении ГВФ (г. Иркутск). В 1941 году добровольцем ушел на фронт. Служил в дальней авиации. За годы войны выполнил 228 боевых вылетов. 24 июня 1945 года принял участи в Параде Победы.

Работал в Борисполе. В 50-60-х годах работал на руководящих должностях государственного авиапредприятия. Был первым начальником аэропорта Бориспольского авиаотряда.

Государство высоко оценило его работу: награжденный орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя – Красной Звезды, двумя – Отечественной войны, орденом Богдана Хмельницкого, 16 медалями.

Жена: иркутянка Котович (Паршина) Валентина Никитична.

Он был активным участником общественной жизни, основателем и первым председателем бориспольского городского совета ветеранов.

Умер 27 февраля 2003 г. в г. Борисполь, Киевской области.

 

Выдержки из статей газеты Крылья Украины

март 1969 г., авт. Л. Михайлов; май 1980 г., авт. Н. Вишневецкий

 

Удивительной скромности человек, Василий Назарович Котович редко надевает все свои знаки отличия. Но многоцветье орденских планок говорит о том, что он прошел славный боевой путь строителя и защитника Родины. Два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной звезды, много медалей, и среди них едва ли не самая памятная – медаль «Партизану Отечественной войны» I степени. И алая ленточка, символизирующая высшую награду страны – орден Ленина.

С тем большим интересом слушает авиационная молодежь рассказы В. Котовича, что начинал он свою летную жизнь в гражданском воздушном флоте. Ровесник Октября, по комсомольской путевке учился в Тамбовском летном училище ГВФ, был оставлен в нем инструктором и подготовил несколько групп летчиков на самолетах У-2 и Р-5.

В 1939 году переведен в Восточно-Сибирское управление ГВФ. Летал в Улан-Удэ и Нижнеудинск, Олекминск и Киренск, Якутск и Бодайбо. Воодушевлял таких же энтузиастов летного дела, как и сам. Говорил им о том, как нужен здесь их труд.

И как все молодые патриоты, Вася Котович просил отправить его на фронт. Писал в разные инстанции и своего добился: в ноябре 1941 года он был назначен помощником начальника политотдела Киевской особой авиагруппы ГВФ по работе среди комсомольцев, позже 87-го отдельного гвардейского Сталинградского полка ГВФ.

– К тому времени, – вспоминает В. Котович, – Украина была оккупирована гитлеровскими захватчиками, и наша авиагруппа базировалась в Воронеже, потом принимала участие в боях под Сталинградом. Выполнял связные полеты, вывозил раненых с передовой, приходилось и бомбы сбрасывать…

Вскоре[1] рвущегося в бой паренька перевели во Внуковскую особую авиатранспортную дивизию, московская авиационная группа особого назначения, позже 1-я авиационная транспортная, впоследствии 10-я гвардейская авиационная дивизия. Котович летал в тыл врага, выбрасывал разведчиков и диверсионные группы, грузы и вооружение для партизан. За короткое время совершил более 60 ночных вылетов на Червоне озеро в прославленное партизанское соединение Ковпака, к Сабурову, Федорову, Рудневу.

А еще занимался такими малоизвестными боевыми операциями, как сбрасывание с воздуха на штабные домики и танковые части врага специальных мешков с зажженным горючим. Опасное это было дело, ведь подбираться к цели нужно было на высоте 50 метров, приходилось прижиматься к лесным посадкам, выключив двигатель, внезапно снижаться. Большого урона, может быть, и не наносил, но панику среди противника причинял немалую.

– В марте 1943, – рассказывает Василий Назарович Котович, – мне посчастливилось побывать в воздухе над родной Белоруссией. Я вылетел на разведку в тыл врага, где вскоре должна была высадиться большая группа наших десантников для уничтожения вражеского аэродрома. Сигнальных огней не обнаружил. Как позже выяснилось, партизаны были блокированы немцами и не могли выдать себя. Я отвернул на Гомель, где попал под сильный огонь зенитной артиллерии. Еле ушел на бреющем, на базу привез 19 пробоин в самолете.

Когда завершилась ликвидация окруженных под Сталинградом фашистских войск, Котовича послали в летный центр на переучивание, после чего он начал службу в Авиации дальнего действия. В ее составе было много работников гражданской авиации, да и командующим АДД был назначен бывший пилот ГВФ А.Е. Голованов, впоследствии главный маршал авиации.

Сто шестьдесят шесть вылетов только на ночную бомбежку дальних целей – бомбил знаменитый вражеский аэродром в Сеще, аэродром в Барановичах, железнодорожные узлы Брянск, Орша, Минск, Варшава, Кенигсберг, Данциг, Берлин, Братислава, Плоешти…

Огромные нервные и психологические нагрузки испытывал экипаж когда перед бомбардировщиком вставала сплошная стена смертельного огня, россыпь нервно вздрагивающих ослепительных вспышек сотен снарядов, десятки лучей прожекторов, разноцветные нити трассирующих снарядов с вражеского истребителя.

В полете Котович думал не о том, что его могут сбить, а о том, как самому сбить атакующего истребителя, как лучше провести противозенитный маневр, выйти из зоны огня и прожекторов, прорваться к цели, эффективно поразить ее и вернуться на базу.

Эта мудрая философия войны помогала ему выходить победителем в трудных моментах боевых действий. Однажды, во время бомбежки железнодорожной станции Львов, он вел подсветку цели «сабами». И в это время зенитный снаряд перебил правый мотор, осколком Котович был ранен в голову, но не оставил штурвал. Второй пилот перевязал ему рану. На одном моторе экипаж дотянул до Проскурова, где сделал вынужденную посадку.

Василий Назарович в годы войны проходил службу в дальней авиации летчиком, командиром звена, командиром эскадрильи.

Участвовал Василий Назарович и в знаменитой Кюстринской операции, бомбил Берлин. Впервые летчик дальней авиации наносил удары по переднему краю противника, который освящали более двухсот прожекторов.

228 боевых вылетов только на бомбардировщиках в глубокий тыл врага совершил Котович за время войны. Его военные подвиги отмечены орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и 16 медалями, в том числе медаль «Партизану Отечественной войны» первой степени.

Василий Назарович Котович был участником Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г. и шел во главе колонны летчиков авиации дальнего действия, правофланговым сводного батальона летчиков АДД. Во главе батальона – маршал авиации Н. Скрипко и генерал-полковник М. Громов. Командующий Дальней авиацией А. Голованов был тогда среди военачальников на трибуне. Торжественные, незабываемые мгновения! Завершая парад, батальон советских воинов под грозный рокот барабанного боя бросал на брусчатку кремлевской площади штандарты поверженного в прах «вечного» рейха.

В послевоенное время, умудренный боевым опытом войны, рос вместе с родной авиацией. Был командиром эскадрилии, полка, заместителем командира дивизии по летной части, за проведенную работу получив многие другие награды. Командир дивизии – Герой Советского Союза А. Баленко, в тридцатые годы был летчиком Украинского управления. И когда пришло время оставлять военную авиацию вместе вернулись в гражданскую, где начинали свою летную жизнь.

В 1959 году В. Котович получил задание готовить к эксплуатации Бориспольский аэропорт. Начинал буквально с палаток, ведь кроме взлетно-посадочной полосы ничего еще не было.

Полковник запаса В. Котович – активный пропагандист, воспитатель молодежи. Руководитель лекторской группы авиапредприятия, лишь за один год прочитал сто три лекции и девять раз встречался с молодежью – авиаторами, допризывниками, школьниками.

Как-то раз зашла речь про подготовленность слушателей. Конечно, – сказал В.Н. Котович, – уровень их не одинаковый, и лектору не следует переоценивать их силы. Но в любом случае слушатели обязаны получать новые знания, духовно обогащаться. Если я выступаю перед школьниками, обязательно свяжу свой рассказ с романтикой, детально нарисую бой или отдельный подвиг. Если же передо мной работники, рассказываю про то, что лежало в основе высокого патриотического духа участников битв за свободу и независимость Родины, какой ценой досталась нам Победа. Старшее и среднее поколение видели войну собственными глазами. Чувство патриотизма, которое в годы суровых испытаний нашло свое яркое проявление, для них – первостепенное. Для юных – война, история.

 

 

Котович Василь. Я виконав свiй обов’язок // Савон С. До скону днiв. – Киев: Изд-во «Вир», 1998 г.- 179 стр. / Воспоминания фронтовиков, записанные писателем С. Савоном

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: