Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона




Лекция 14. Внешняя политика России в 90-е гг. XX века

 

1. Отношения со странами Запада

2. Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

3. Отношения с бывшими союзными республиками. Создание СНГ

 

Отношения со странами Запада

 

С распадом СССР в мире сложилась принципиально новая геополитическая ситуация. И хотя Россия провозгласила себя правопреемницей Советского Союза, играть прежнюю роль в мире она уже не могла.

 

В отношениях с западными странами в начале 90-х годов преобладали эйфорические настроения, ожидался немедленный переход от конфронтации к сближению и сотрудничеству. Подобные идеи о том, что Россия может и должна интегрироваться в западный мир получило название «атлантизма».

 

Осенью 1991 года обострилась ситуация в Югославии. Словения и Хорватия заявили о выходе из СФРЮ и вступили в открытый конфликт с федеральными властями. Западноевропейские страны, за исключением Германии, заняли выжидательную позицию, так же поступили и США, опасаясь осложнить отношения с Россией. Однако, российские власти, в лице министра иностранных дел А. Козырева, неожиданно поддержали идею независимости Словении и Хорватии. И в январе 1992 года США и страны ЕС признали существование двух новых государств в центре Европы, а Югославия погрузилась в пучину гражданской войны.

 

Подобные шаги должны были продемонстрировать, что Россия считает себя частью западного мира. С США были подписаны «Декларация о новых отношениях между РФ и США» и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы», где предусматривался отказ рассматривать друг друга в качестве противников, постулировался общий подход к проблемам безопасности, но Россию на Западе воспринимали как страну проигравшую «холодную войну» и отнюдь не спешили устанавливать с ней реальное партнерство.

 

После успешных переговоров о сокращении наступательных вооружений и подписания в 1993 году Договора СНВ-2, полного вывода российских войск из Германии ожидалось, что НАТО будет трансформироваться во все более политическую организацию, отказываясь от военной составляющей. Однако, этого не произошло, несмотря на создание в 1994 году консультативного совета Россия-НАТО, программы сотрудничества «Партнерство – во имя мира» в 1999 году в состав альянса, игнорируя возражения России, были включены Польша, Венгрия и Чехия, а вскоре за ними последовали и прибалтийские государства, вплотную приблизив НАТО к российским границам.

 

Не взирая на протесты России, НАТО осуществило в 1999 году бомбардировки территории Югославии. Деятельность совета Россия-НАТО оказалась замороженной.

 

Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

 

Определенным успехом можно оценить развитие отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Действия руководства СССР стали поворотными в отношениях с самой крупной и динамично развивающейся страной региона – Китаем. Взятый тогда курс был закреплен после распада СССР. В 1992 году во время визита в Пекин президента Б. Н. Ельцина была подписана Пекинская декларация, где подтверждалась воля сторон к активному сотрудничеству.

 

В 90-е годы отношения между двумя странами развивались достаточно стабильно. Всего с 1991 по 1999 годы состоялось шесть российско-китайских встреч на высшем уровне, которые проходили поочередно в Москве и Пекине. КНР стала вторым по значению торговым партнером России. Китай — один из основных покупателей российской промышленной продукции, в том числе военной техники и технологий. Российские специалисты участвовали в реализации китайских проектов по развитию атомной энергетики.

 

России и Китаю удалось достичь важных договоренностей в области урегулирования пограничных вопросов, длительное время осложнявших отношения между государствами. В 1991 г. было подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в 1994 г. — о западном. Оба договора ратифицированы парламентом. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% линии ее протяжения. В апреле 1996 г. подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы, к которому в 1997 г. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан (возникла так называемая «шанхайская пятерка»). Стороны согласились о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. «Шанхайский форум» как встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопросов пограничного сотрудничества проводился в 90-е годы регулярно.

 

Важное место в развитии российско-китайского политического сотрудничества заняла двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная в Москве в апреле 1997 г. Стороны заявляли о стремлении к установлению «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке» и провозгласили окончание эры биполярности в мире.

 

Достаточно устойчиво развивались отношения России с Японией. В то же время российско-японские связи остаются отягощенными спором о принадлежности южной части островов Курильской гряды.

 

Россия стремилась включиться в региональные экономические процессы, используя для этого участие в многосторонних институтах региональной интеграции, которые в 90-е годы приобрели важное значение в АТР (всего их насчитывалось более 15). С 1996 г. Российская Федерация в качестве гостя и наблюдателя участвовала в работе структур наиболее важной региональной организации — АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), охватывающей зону Юго-Восточной Азии. В 1998 г. наша страна была принята во вторую по важности региональную структуру — Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: