Русские земли в XI-XIII вв.




Также как и Европа, лишь немного позже, в 11-13 веках, Русь пережила период государственной децентрализации или раздробленности. После смерти Ярослава Мудрого (1054) Киевское государство было разделено между пятью его сыновьями. Достижения Ярослава во внутренней и внешней политике, сколь бы значительны они ни были, оказались не столь долговечны. Ярославичи не смогли сохранить и приумножить наследия своего отца, и Русь вновь, более чем на полвека, становится ареной усобиц, подвергается нападениям внешних врагов, как с востока, так и с запада. Это было тем более опасно, что Русь подвергалась опустошительным набегам кочевников куманов или половцев. Этот тюркский народ кочевал в Прикаспийских степях.

Подлинным преемником славы Ярослава, сумевшим на какой-то срок возродить былое могущество Киевской державы, стал его внук Владимир, сын Всеволода и византийской принцессы Марии, вошедший в историю под фамильным прозвищем своего деда по материнской линии – Мономах. Результатом миротворческих усилий Мономаха стал так называемый Любечский сейм (княжеский съезд) 1097 г., отразивший важную веху в политической истории Киевской Руси. Съезд был призван устранить причину усобиц, из-за которых степняки могли безнаказанно грабить русские земли. Выход был найден в формуле «каждый да держит отчину свою». Дело в том, что спецификой власти на Руси было правление родом. Главный киевский престол (стол) занимал старший в роде князь. В связи с этим нередки были конфликты между претендентами. В невыгодном положении оказывались младшие князья и князья-изгои, отцы которых умирали прежде, чем занимали великокняжеский стол. За первые 140 лет в Киеве сменилось 10 князей, в том числе половина из них была убита или доведена до смерти своими родственниками. Таким образом съезд в Любече отменил прежний порядок, при котором княжения постоянно перераспределялись внутри клана Рюриковичей в зависимости от степени родства его членов по отношению к великому князю. Теперь было признано право каждого князя на свою «отчину», и все участники съезда целовали крест на том. Ненадежность договора была продемонстрирована в этом же году. Волынский князь ослепил галицкого, что вызвало новый всплеск междоусобной борьбы.

В XII веке распад Киевской Руси продолжался. Киевские посадники после смерти Ярослава[3] исчезают. Местные князья перестают платить дань Киеву. Городские вечевые сходки выступали против князей. К концу 12 в. города взяли решительный перевес над князьями. Образовалось около 15 практически самостоятельных княжеств-государств, жизнь в которых не только не остановилась, но протекала достаточно динамично. Ни власть великого князя (киевского), ни княжеские съезды не могли обеспечить единства земель. Типичными Для Руси были Новгородская и Ростово- Суздальская земли. Развитие последней неотделимо от процессов северо-восточной колонизации. Спасаясь от усобиц и набегов кочевников, население Поднепровья покидало насиженные места. Потоки переселенцев потянулись в Ростово-Суздальскую землю, где климат был хуже, а почвы беднее, зато густые леса защищали от половецкой угрозы. Начиналось освоение районов Верхней Волги. В 12-13 вв. здесь были построены города Владимир, Переяславль-Залесский, Нижний Новгород, Кострома, Тверь, Москва и др.

Огромную роль в обустройстве новых территорий играли князья. В этих районах земля становилась ценностью. Авторитет власти определялся землевладением князя. Летописец связывал усиление Ростово-Суздальской земли с именем правнука Ярослава Мудрого князя Юрия, прозванного «Долгие руки» из-за его активности в деле собирания земель и расширения своего удела. Юрий укрепил границы Ростово-Суздальского княжества, построил много городов-крепостей. Именно в его правление в 1147 г. была основана Москва.

Женившись на половецкой ханше, Юрий установил достаточно мирные отношения с половцами. Остаток своих дней Юрий провел в Киеве, где, по некоторым сведениям, был отравлен. Сын Долгорукого — Андрей более прочно обосновался в Ростово- Суздальской земле. Боголюбский первый из князей, который открыто стремился к единовластию. Из общей родовой собственности Ярославичей он выделил свою. Андрей Боголюбский отдал разграбленный Киев младшему брату, а сам остался во Владимире-на-Клязьме. Андрей Боголюбский решил превратить Владимир в общерусскую столицу, которая бы затмила Киев. Во Владимире строятся новые укрепления и возводятся храмы. В подражание Киеву в городе сооружаются двое ворот — Золотые и Серебряные, закладывается кафедральный Успенский собор. При впадении реки Нерли в Клязьму (Боголюбово, 80 км от Владимира) князь Андрей построил храм Покрова на Нерли — знаменитый памятник архитектуры XII века. В Вышгороде, в женском монастыре была икона Святой Богородицы, привезенная из Царьграда. Боголюбский похитил ее и увез во Владимир. Свой город Владимир Андрей Боголюбский поставил выше старых городов Ростова и Суздаля. Однако князю не удалось сделать Владимир церковной столицей Руси.

Андрей Боголюбский совершил военные экспедиции в Киев и Новгород, подчинив их своему влиянию. Захватив в 1169 г. Киев, он отдал его на трёхдневное разграбление своей дружине. Низведя Киев до положения заурядного княжества, Андрей попытался подчинить себе богатый Новгород. Однако суздальская рать была разбита под Новгородом. Киев порвал с Боголюбским. Андрей Боголюбский двинул свою рать на Киев, но она была разбита. Властолюбивый князь поссорился со старшей дружиной, ближайшим окружением (боярами) и городской аристократией. Двадцать заговорщиков ворвались в его спальню и убили князя. То, что прежде называлось дружиною, то со времен А. Боголюбского уже именуется в летописях двором. Бояре, отроки и мечники княжеские составляли двор.

Итак, Ростово-Суздальская или Владимиро-Суздальская земля, как её стали называть в период правления Андрея Боголюбского, представляла собой в политическом отношении раннюю монархию. В начале XIII в. она распалась на уделы. Другого порядка разделения властных полномочий, кроме выделения вотчин, раннее общество не знало.

Особый общественно-политический строй, который иногда называют боярской феодальной республикой, сложился в Новгороде. Этот город уже в 12 в. добился самостоятельности от Киева. Высшим органом власти в Новгороде было вече, на котором присутствовали все свободные мужчины – владельцы городских усадеб. Вече «призывало» и «изгоняло» князя, заключало с ним договор (ряд), избирало посадника (городского голову), тысяцкого (главу налогового ведомства), епископа (главу церкви), судило их в случае нарушения законов, решало вопросы о войне и мире, устанавливало размеры повинностей. Районы города имели своё вече и своих избранных должностных лиц. Развитие торговли, ремесла, промыслов было главной заботой новгородских правителей. Уже в то далёкое время местные предприниматели добывали пушнину в приуральских, северных лесах. Неслучайно любимым героем народного эпоса был легендарный новгородский купец Садко. С XI в. в Новгороде продавали фламандские сукна. Новгородская республика имела как преимущества, так и недостатки ранней демократии полисного типа. Само вече действовало вне рамок закона, функции его были размыты. Часто собрание горожан превращалось в охлократическую структуру, в которой тон задавала толпа. Таким образом, удельный период в истории Руси характеризуется необычайной активностью князей, бояр, горожан, крестьян. Дальнейшее развитие получили города. Экономическая жизнь набирала темпы. Вырабатывалось разнообразие политической жизни. Однако в XIII в. этот, вполне естественный процесс развития, был прерван.

Социальная организация

Вервь (веревка) – связь, линия поколений. Из «Русской правды» очевидно, что вервь – это соседская община, связанная ответственностью своих членов платить штраф за убийство, совершенное в границах общины. Задруга – большая семейная или родственная община из трех и более поколений. Задруга надламывается и постепенно превращается в территориальную (соседскую) общину. Происходит освобождение семьи от рода. Уже в шестом столетии у славян выделились: аристократия, простонародье и рабы. Высшие классы: князь, боярин, тун княжеский. Высшие классы вышли из старшей дружины. Дружина стала основным катализатором для формирования новой аристократии – бояр. При первых киевских князьях ядро дружины состояло из шведов племени Русь. К одиннадцатому столетию дружина уже славянизировалась. Тиун (дворецкий), огнищанин, конюший, – все эти слуги князя со временем превратились в бояр или государственных чиновников. Младшие дружинники коллективно обозначались как гридни. Они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме. Гридни иногда назывались отроками. Низшие классы. Рабочие и ремесленники. Смерды были лично свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя. Смерд владел обрабатываемой землей, но это было не полное владение. Он не мог завещать, продавать свою землю. Земля находилась в пользовании смерда и его потомков мужского пола, но это не была его собственность.

Полусвободные – закупы и рядовичи.

Купа – ссуда. Ряд – договор.

Рабы назывались челядью. В середине XI в. появляется новый термин – холоп, который можно сравнить с польским хлоп – крестьянин, крепостной. Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное холопство» (холопство обельно). Основным источником временного рабства было пленение на войне.

Церковные люди. Русское духовенство может быть разделено на две группы: «черное духовенство» (т.е. монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). Епископы стояли намного выше обычного духовенства по власти, престижу и богатству. В более поздние периоды стало обычным говорить о них как о «князьях церкви». Изгои: сын священника, оставшийся необразованным; раб, который выкупил себя из рабства; обанкротившийся торговец, осиротевший князь.

Земли и княжества

Первоначально «земли», из которых состояло Киевское государство, частично совпадали с племенными группами. Так, Киевская земля была населена, главным образом, полянами. После смерти Ярослава земли были распределены и перераспределены между его наследниками, и, вследствие падения авторитета киевского князя, каждая земля стала отдельным княжеством. К концу XII окончательно оформилось десять земель: Киевская, Новгородская, Суздальская, Рязанская и другие. В политической мысли греческого и римского периодов монархия, аристократия и демократия считались тремя основными формами правления. Правление русскими землями в киевский период представляло собой смешение этих трех форм. Можно сказать, что князь представлял монархическое начало в Киевской Руси, дружина – аристократическое, а вече – демократическое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: