Психологического консультирования




В соответствии с приведенным выше определением результатив­ности психологического консультирования его итоги могут оцени­ваться по-разному:

— во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько луч­ше он стал себя чувствовать после проведения психологиче­ского консультирования;

— во-вторых, по результатам психологического тестирования со­стояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;

— в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента. Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каж­дому из названных критериев в отдельности, а лучше — по всем та­ким критериям, вместе взятым.

Для того чтобы оценка результатов консультирования была доста­точно точной, необходимо заранее, до начала психологического кон­сультирования решить, каким образом будут оцениваться его резуль­таты. Возможные способы оценки желательно обговорить с клиентом, причем это касается как основных результатов, так и процедуры оце­нивания. Это необходимо сделать для того, чтобы еще до начала кон­сультирования клиент определенно знал о том, каким образом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологи­ческого консультирования, могут быть различными. Оценку мож­но производить, например, в ходе самого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов психологического консультирования позволяет клиенту убедиться в том, что оно проходит успешно.

Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы их можно было полностью оценить. Последний вариант процедуры оценивания результатов психологического кон­сультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе психологического консультирования свойства и формы пове­дения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и пре­образуются медленно, едва заметно. Это могут быть, например, спо­собности, черты характера, привычки клиента.

В практике проведения психологического консультирования можно применять любой из перечисленных способов в отдельности и в любом их сочетании. К первому — текущему — способу оценива­ния результатов консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда клиент не вполне уверен в себе, в возможностях психолога-консультанта или в эффективности проводимого консультирования, нуждается в постоянной психологической поддержке. Предостав­ление ему скорых и убедительных доказательств того, что психоло­гическое консультирование действительно идет успешно, подкре­пит его уверенность, повысит его доверие к психологу-консультанту, усилит веру в возможность достижения положительных результа­тов и, несомненно, заставит усерднее работать над реализацией ре­комендаций, полученных от консультанта.

Второй способ оценки — по окончании консультирования — ре­комендуется применять в следующих ситуациях:

- когда как психолог-консультант, так и клиент вполне увере­ны в успехе психологического консультирования;

- когда ни психолог-консультант, ни клиент не желают тратить время на то, чтобы в ходе консультирования проводить до­полнительный анализ и оценку результатов консультиро­вания;

- когда психолог-консультант ожидает, что положительные из­менения в психологии и поведении клиента должны будут произойти только по завершении психологического консуль­тирования.

Третий из указанных выше способов оценки результатов — че­рез некоторое время по окончании консультирования — целесообразно применять тогда, когда ожидается, что итоги консультирова­ния проявятся не сразу, а только через определенное время. Кроме того, к данному способу оценки результатов психологического кон­сультирования рекомендуется обращаться тогда, когда психолог-консультант ожидает, что результаты консультирования будут за­висеть от того, насколько настойчиво и добросовестно клиент будет следовать полученным рекомендациям уже по окончании психоло­гического консультирования.

В этом случае психолог-консультант, во-первых, должен будет с самого начала предупредить клиента о том, что рассчитывать на по­ложительные результаты консультирования он сможет лишь при обязательном и строгом соблюдении полученных рекомендаций; во-вторых, он должен будет проконтролировать действия клиента с точ­ки зрения следования полученным рекомендациям; в-третьих, ему придется заранее договориться с клиентом о том, когда и каким спо­собом будут практически оцениваться результаты психологическо­го консультирования.

Что же касается выбора средств оценки результатов консультиро­вания, то этот вопрос психолог-консультант обычно решает самосто­ятельно в зависимости от того, на что было изначально направлено консультирование. Важно, однако, чтобы применяемые средства оценки, если, к примеру, в качестве их выступают психологические тесты, были понятны клиенту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: