психологического консультирования




Под недостаточно высокой результативностью психологического консультирования понимаются случаи, когда реальные итоги консуль­тирования на самом деле оказываются меньше ожидаемых, или тогда, когда результаты консультирования в общем соответствуют ожида­ниям клиента, но не полностью решают его проблему. Последний из случаев возникает тогда, когда или само консультирование не в состо­янии реально помочь клиенту, или психолог-консультант из-за недо­статочной подготовленности к проведению консультирования на соответствующую тему не в состоянии оказать действенную помощь клиенту, или же сам клиент по тем или иным причинам не может вы­полнить рекомендации, полученные от психолога-консультанта: Во всех этих случаях, как правило, не возникает особых проблем во взаи­моотношениях между психологом-консультантом и клиентом, а если они и появляются, то решаются на основе взаимного согласия между участниками процесса психологического консультирования.

Первый из описанных случаев в практике проведения психоло­гического консультирования обычно встречается чаще, чем второй, и поэтому его следует выделить и рассмотреть особо.

Выясним вначале типичные причины несоответствия реальных результатов консультирования ожидаемым. Таких причин может оказаться несколько. Обсудим их наряду с возможными способами эффективного устранения этих причин.

Причина 1. Незнание психологом-консультантом законов раз­вития и изменения того или иного психологического свойства и фор­мы поведения клиента, на которую оказывается воздействие в ходе проведения психологического консультирования.

С данной причиной недостаточной результативности психоло­гического консультирования имеют дело довольно часто. Во мно­гих случаях обращения клиентов в психологическую консультацию речь идет о коррекции таких психологических свойств и особенно­стей поведения клиента, которые или в науке недостаточно хорошо изучены, или о них плохо информирован психолог-консультант.

Полностью устранить неудачу, вызванную указанной причиной, довольно трудно. Психология — информационно насыщенная, до­вольно быстро развивающаяся наука, и быть компетентным специ­алистом во всех ее областях и вопросах для отдельно взятого чело­века практически нереально. Желательно, чтобы психолог-консуль­тант хорошо осознавал свою информационную ограниченность и не обещал клиенту того, что выходит за пределы его — консультанта — научной компетенции.

Хорошо известно, что психологические явления и поведение человека довольно сложны. Научные знания о них были и, навер­ное, еще долгое время будут оставаться недостаточно полными, не вполне точными и подходящими для их практического использо­вания.

На психику и поведение человека влияет множество случайных, малоизвестных науке факторов. Полностью знать и контролировать их невозможно, поэтому в практике проведения психологического кон­сультирования, равно как, например, в процессе лечения многих забо­леваний в медицинской практике, могут встречаться неудачи. Об этом также должен постоянно помнить психолог-консультант и, по возмож­ности, заранее предупреждать об этом своего клиента.

Причина 2. Отсутствие оптимальных условий, при наличии ко­торых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации, по­лученные клиентом от психолога-консультанта, и рассчитывать на положительные результаты.

Эта причина в практике проведения психологического консуль­тирования встречается довольно часто, так как в число оптимальных условий может входить то, что не вполне соответствует реаль­ным условиям жизни клиента.

К примеру, для того чтобы клиент смог добиться максимума положительных результатов от реализации полученных рекомен­даций, он должен бы почти полностью освободиться от других повседневных обязанностей, располагать достаточно большим количеством времени и быть способным отвлечься от всего по­стороннего, сосредоточившись только на решении своей пробле­мы. В реальных условиях современной жизни сделать это прак­тически невозможно.

Для того чтобы свести к минимуму неблагоприятные последст­вия действия данной причины, необходимо заранее продумать ус­ловия реализации рекомендаций, полученных от психолога-кон­сультанта, определить их таким образом, чтобы клиент мог без особых усилий выполнить эти рекомендации, существенно не ме­няя своего образа жизни.

Идеальным вариантом в этом случае мог бы стать следующий: обдумать как выполнить полученные рекомендации таким образом, чтобы никакие события, происходящие в жизни клиента, не могли этому помешать, если, конечно, сам клиент не откажется от выпол­нения полученных рекомендаций.

Причина 3. Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным от психолога-консультанта рекомендациям.

Это, в свою очередь, может явиться следствием того, что клиент или изначально не верит в возможность практического решения своей проблемы, или не доверяет данному психологу-консультан­ту, или же сомневается в своих собственных возможностях по реа­лизации полученных рекомендаций.

Для того чтобы усилить мотивацию клиента, свести к минимуму возможные отрицательные последствия этой причины, психологу-консультанту рекомендуется принять следующие меры.

Во-первых, заранее, психологически разносторонне оценить клиента как личность, чтобы выяснить, нет ли в его психологии и поведении чего-либо такого, что характеризует клиента как бес­характерного, безвольного, пессимистичного или неуверенного в се­бе человека.

Если выяснится, что характер клиента на самом деле таков, то необходимо будет заранее продумать аргументы для его убеж­дения, средства воздействия на него для усиления его мотива­ции, а также способы получения достоверной информации о том, насколько усилия, предпринимаемые психологом-консультантом и клиентом, являются эффективными, дают необходимые пози­тивные результаты.

Во-вторых, необходимо всеми доступными мерами стараться до­биться того, чтобы клиент полностью доверял психологу-консуль­танту. Это можно сделать одним из следующих способов. Например, этого можно добиться с помощью специальных психологических приемов, вызывающих доверие клиента. Среди них — демонстра­ция консультантом полной уверенности в себе, открытости и чест­ности во время проведения психологического консультирования.

Клиенту можно предоставить достоверную информацию о том, что в прошлом работа данного психолога-консультанта и его лич­ная практика проведения психологического консультирования были достаточно успешными. Самый лучший вариант в этом случае — тот, когда об этом клиенту сообщает не психолог-консультант, а другой клиент, которому данный клиент вполне доверяет.

Если же проблема состоит не в отсутствии доверия клиента к пси­хологу-консультанту, а в психологии самого клиента, то необходи­мо разобраться в причинах нежелания клиента выполнять получен­ные от психолога-консультанта практические рекомендации. Если, наконец, клиент сомневается в правильности полученных рекомен­даций, то психолог-консультант обязан всеми, доступными ему спо­собами помочь клиенту устранить сомнения.

Причина 4. Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций.

Это тот случай, когда рекомендации, предложенные психологом-консультантом, на самом деле обоснованы и реально действуют, но клиенту, а иногда вместе с ним и психологу-консультанту кажется, что этого не происходит.

Устранить данную, скорее субъективную, чем объективную, при­чину недостаточной результативности, неполного осознания клиен­том получаемых результатов психологического консультирования можно, если заранее продумать средства контроля результативно­сти получаемых рекомендаций и добиться того, чтобы они подтвер­ждались при помощи достаточно валидных, надежных и точных пси­хологических тестов.

Часто бывает так, что результаты внедрения полученных реко­мендаций не полностью оцениваются потому, что оценка произво­дится при помощи весьма грубой, приблизительной оценочной шкалы, не отражающей тонких изменений корректируемых психо­логических свойств. На самом деле эти изменения могут происхо­дить, но не отражаться в грубых оценках.

Если с самим диагностическим инструментарием все в порядке, то следует поинтересоваться, правильно ли этот инструментарий применяется. Если и здесь все нормально, то, вероятнее всего, при­чина недостаточной результативности психологического консультирования кроется в несвоевременной оценке ожидаемых измене­ний в психологии и в поведении клиента.

К примеру, если эти изменения должны произойти не раньше, чем через месяц после завершения консультации, а практическая оценка результатов производится на следующий день по ее оконча­нию, то вряд ли можно будет получить убедительные данные об эф­фективности психологического консультирования. К этому време­ни соответствующие позитивные изменения еще не будут достаточ­но выраженными.

Причина 5. Еще одной причиной невысокой результативности психологического консультирования могут стать неправильные дей­ствия клиента по практической реализации полученных от психо­лога-консультанта рекомендаций. Для того чтобы идентифициро­вать и далее устранить эту причину, консультанту следует прежде, чем предоставлять клиенту возможность самостоятельно выполнять полученные рекомендации, лично убедиться в том, что клиент их правильно понял и точно знает, что ему следует делать.

Этим, однако, ограничиваться нельзя. Дело в том, что заранее все предусмотреть практически невозможно, и, действуя в новой для себя социальной ситуации, клиент невольно может совершать ошиб­ки. Поэтому важно, встречаясь с клиентом в процессе выполнения им полученных рекомендаций, расспрашивать клиента, подробно выясняя, что и как он делает, корректируя и уточняя его действия в ходе реализации рекомендаций.

 

Упражнения

1. Припомните, пожалуйста, по каким критериям и признакам (показателям) оценивается результативность психологического кон­сультирования.

2. Вспомните, какими могут быть основные причины низкой ре­зультативности психологического консультирования.

 

 

Практические задания

1. Оцените результативность уже проведенных вами психологи­ческих консультаций, если они были, или консультаций, проведен­ных другими психологами.

2. Выявите основные причины недостаточно высокой результа­тивности проведенных вами или другими людьми психологических консультаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: