Классический период развития социологии




Дидактические единицы

ДЕ. 1.1.1 Социально-философские предпосылки социологии.

ДЕ. 1.1.2 Классический период социологии

ДЕ. 1.1.3 Социологическая мысль в России.

ДЕ. 1.1.4 Современная западная социология.

ДЕ 1.1.5 Объект, предмет и структура социологии. Социальное. Социальный факт.

ДЕ 1.1.6 Единство теоретического и эмпирического уровней познания в социологическом исследовании. Виды эмпирических исследований.

ДЕ 1.1.7 Программа социологического исследования.

ДЕ 1.1. 8 Методы сбора данных.

Содержание

Социально-философские предпосылки социологии.

Возникновение социологии как науки.

Возникновению социологии как науки предшествовало почти 2 500 лет развития социального знания. В эволюции представлений об обществе можно выделить несколько периодов: древность, средневековье, новое время, современность.

Древнегреческий философ Платон создал первую концепцию идеального государства, главным принципом которого, на его взгляд, является справедливость. В государстве воплощены всеобщие интересы, они приоритетны перед интересами личности.

Его ученик Аристотель считал социальное неравенство неизбежным, но возлагал надежды на средний социальный слой. Самых бедных относил к «гражданам второй категории», а самых богатых подозревал в нечестности. Общество философ понимал как людей, объединенных общими целями.

В Средневековье учения об обществе приобрели христианскую окраску. Августин Блаженный считал, что общество («град земной») должно быть устроено по образу и подобию «Града Божьего», в котором царствует божественная правда и добро.

Для научной и философской мысли нового времени было характерно широкое рас­пространение рационалистических концепций Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. В то же время Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс выдвигали требования об эмпирической достоверности научного знания. Образование государства, по мнению деятелей эпохи Просвещения, стало свидетельством перехода из людей из дообщественного состояния - в общественное. (Д. Локк, Т.Гоббс, французские просвети­тели).

Ш.. Монтескье подчеркивал взаимодействие между индивидами в качестве признака социальности, выразив это в формуле: «Общество есть союз людей, а не сами лю­ди». Просветители впервые разграничили понятия «общество» и «государство», введя категорию «гражданское общество», под которым подразумевались отношения между людьми, не имеющие политического характера.

К середине Х1Х в. потребности социального развития (гражданское общество, рыночная экономика) и внутренняя логика эволюции науки об обществе поставили вопрос о создания новой модели социальных знаний. Примером выступили естественные науки (прежде всего, физика), которые выработали ряд требований, процедур, обеспечивавших достоверность опытно-экспериментального знания.

Наукой и «порядке и прогрессе» социологию назвал французский ученый Огюст Конт, который считается ее основоположником. О. Конт принадлежал к позитивизму – научному направлению в социологии, возникшему в противовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте. О. Конт сформулировал важнейшие черты позитивного исследовательского метода: полезность, достоверность, точность. Ядро социологической теории Конта образуют три концепции: закон трех стадий развития, классификация наук, социальная статика и социальная динамика.

Во второй половине XIX - начале XX вв. огромное влияние на общественное сознание оказала теория биологической эволюции, которую многие мыслители (Г.Спенсер, Л.Гумплович, Л.Уорд, У.Беджгот, А.Лориа, Т.Веблен, У.Самнер и др.) пытались использовать для объяснения социальных явлений. Это направление в социологии получило название социального дарвинизма. Герберт Спенсер считал, что борьба за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных - важный социальный фактор. Он полагал, что общество может рассматриваться по аналогии с живым организмом (учение, названное органицизмом), так как им присущи одни и те же закономерности.

Классический период развития социологии

Наибольший вклад в развитие социологической науки в ее классический период внесли такие ученые как Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер.

Карл Маркс (1818 – 1883), – один из самых знаменитых и влиятельных мыслителей XIX века. Исходным принципом познания общественных процес­сов в марксизме является материалистическое понимание истории, согласно которому общественное бытие определяет общественное сознание. Жизнедеятельность людей зависит от способа, каким в каждую эпоху производятся материальные блага и который обусловливает социальный, политический и духовный процессы в обществе. Способ производства материальных благ представляет собой единство про­изводительных сил и производственных отношений. В зависимости от отношений собственности формируются и все другие отношения в обществе, в том числе, его социальная структура. При анализе структуры общества марксизм оперирует категориями «базис» и «надстройка».. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества.

К.Маркс и Ф.Энгельс обнаружили общие, повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и выразили это в понятии общественно-экономической формации. Анализируя буржуазное общество, Маркс и Энгельс счи­тали, что капитализм достиг предела своего развития, частная собственность на средства про­изводства стала тормозом развития производительных сил, необходимо ее обобществление. По­этому гибель капитализма неизбежна. «Могильщиком» буржуазии станет пролетари­ат, он уничтожит частную собственность и разрушит все прежние политиче­ские институты. Учение о классах и классовой борьбе как движущей силе истории составляет важнейшую часть марксизма.

Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917), основоположник французской социологической школы, считал, что индивидуальное поведение подчинено коллективному сознанию, нормам, существующим независимо от человека и имеющим обязательный характер. Эти нормы социолог назвал социальными фактами. Задачу социологии он видел прежде всего в изучении социальных фактов.

Э. Дюркгейм сформулировал основные правила их изучения: 1) социальные факты необходимо рассматривать «как вещи»; 2) социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

Э. Дюркгейм считая, что для единения общества важно, чтобы все его члены разделяли общие нормы. При разрушении нормативного порядка возникает аномия.

Центральной в научном творчестве Э.Дюркгейма является проблема социальной соли­дарности. Человеческая история начинается с механической соли­дарности – базирующейся на сходстве индивидов. Углубляющееся разделение способствует появлению органической солидарности.

В социологической теории ХХ века взгляды Э.Дюркгейма называют объясняющей социологией.

Особое место немецкого социолога, экономиста и историка Макс Вебера (1864 – 1920). Базовый элемент социологического анализа - социальное действие. Действие является социальным, поскольку индивид вкладывает в него определенный смысл, ориентируясь при этом на такое же осмысленное действие со стороны другого индивида. И такие понятия, как «общество», «капитализм», «государство» могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Социологическая концепция М.Вебера получила название понимающей социологии.

Проблема ра­ционального действия. Рациональным М. Вебер считал действие, ориентированное на получение выгоды. Одно из проявлений рационализации - за­рождение капитализма. Западноевро­пейский капитализм - явление в истории уникальное, обязанное свои появлением протестантизму и соответствующей ему трудовой эти­ке.

М.Вебер использовал в работе огромный статистический материал, позволявший рассматривать теоретические выводы как объективные, доказуемые, проверяемые, идеологически нейтральные.

Социологическая мысль в России.

В истории социологической мысли в России выделяют несколько этапов. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года, второй - с начала 1920-х годов до конца 1950-х, третий - с начала 1960-х годов до конца 1980-х и чет­вертый - с начала 1990-х годов до наших дней.

Первый этап связан с творчеством таких мыслите­лей, как П.Л. Лавров (1829 - 1900) и Н.К. Михайловский (1842 - 1904), С.Н.Южаков (1849 – 1910), - субъективное направление в русской социо­логии. Развитие общества, по их представлениям, осуществляется критически мыслящими субъектами. При этом деятельность личности определяют не внешние факторы (исторические традиции, материальные условия жизни), а ее субъективные помыслы и цели.

Сторонники позитивизма, среди которых были известные общественные деятели, писатели, ученые. (Л.И.Мечников, Д.И.Писарев, К.А.Тимирязев).

Одним из лидеров этого течения был М. М. Ко­валевский (1851 - 1916). Ведущую роль в социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность кото­рого видел в развитии солидарности между социальными группами, класса­ми и народами.

Марксизм в России. Пионером отечественной марксистской социологии был профессор политэкономии Киевского университета Н.И.Зибер. Позднее социология марксизма была представленная двумя ос­новными теориями - ортодоксальным марксизмом (во главе с Г.В. Плехано­вым и В.И. Лениным) и так называемым «легальным марксизмом» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.).

Большое влияние на развитие отечественной социо­логии оказала опубликованная в 1899 г. книга В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». В этот период появляются также значительные работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации, теории классов.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется институализацией социологической науки. В 1920-х гг. в некоторых университетах были созданы кафедры социологии, введена уче­ная степень. В Петроградском университете открыто социологическое отделение, во гла­ве которого встал П.А. Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель. Наряду с разработкой теоретических вопросов велись эмпирические иссле­дования социальных и социально-психологических проблем труда и быта рабочих и крестьян, социальных проблем города, культуры.

В 1930-е годы, когда социология была объявлена философской наукой, стало ясно, что социологические исследования, опираю­щиеся на факты, не нужны тоталитарному режиму.

Возрождение социологии как науки в нашей стране произошло в начале 1960-х г.г. Были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру общества, отношение различных категорий работников к труду. На основе социологических данных осуществлялось планирование развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов, городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический мате­риал, апробированы методики, приобретены навы­ки проведения социологических исследований. В 1962 г. возникла Советская социологическая ассоциация, в 1969 г. создан Институт конкретно-социологических иссле­дований АН СССР. С 1974 г. издается специализированный журнал «Социологические исследования». В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, про­водящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых раз­ных областях общественной жизни. Социология изучается во многих учебных заведениях.

Современная западная социология

Современный этап (50-е гг. до настоящего времени) характеризуется массовым развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений. Происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии.

Современная западная социология представлена многочисленными школами и течениями. Один из вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделил 4 основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Первый подход и связанная с ним социологическая традиция исходит из приоритета общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, стоящая над индивидами и не может быть объяснена их мотивами и действиями. Эта традиция берет начало в концепции Э.Дюркгейма. К ней относится структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).

Второй подход, напротив, в центр своего внимания помещает личность, полагая, что объяснять любое социальное явление нужно с точки зрения мотивов и смыслов человека. Эта традиция связана с именем М.Вебера и представлена в таких современных направлениях, как символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер), феноменология (А.Шюц, П. Бергер, Н.Лукманн), этнометодология (Г.Гарфинкель, А.Сикурел).

Третий подход во главу угла ставит изучение самого механизма взаимодействия общества и индивида. Один из основателей этого подхода – П.Сорокин. Современная концепция – теория действия (теория обмена) – Дж.Хоманс.

Четвертый подход – современный марксизм. В объяснении социальных явлений он схож с первым. Его принципиальное отличие от всех трех подходов в том, что он предполагает активное вмешательство социологии в преобразование окружающего мира.

Объект, предмет и структура социологии. Социальное. Социальный факт.

Объектом науки является та область окружающей нас действительности, которая находится в центре ее исследовательского поиска. Предмет науки - это существенные свойства, характеристики, отношения объекта исследования, его отдельные стороны, внутренние взаимосвязи, которые интересуют ту или иную науку. Общество является объектом исследования многих наук.

Объектом научного познания социологии выступает особый искусственно созданный человеком мир – мир социальных отношений.

Социальное в широком понимании – это все то, в чем участвуют люди. В узком, специальном социологическом смысле социальное - это особая среда отношений – малые и большие группы, общности, классы, в которых каждый индивид предстает как носитель определенных статусов. Социальное - это особое качество отношений между индивидами, особый эффект, возникающий в результате их взаимных ожиданий - обязательств, когда каждый из них изменяется внутренне и меняет свое поведение под влиянием других.

До сих пор продолжаются споры по поводу предмета социологии.

Для основателей социологии (О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Г.Спенсера) предмет социологии – это общество как целостная реальность.

По мнению американского ученого Ф.Тенниса, предмет социологии образуют базовые формы взаимодействий людей.

Э.Дюркгейм считал, что предметом социологии является выявление социальных фактов, определяющих функционирование общества - особой социальной реальности, первичной по отношению к индивиду.

П. А. Сорокин высказал идею о том, что предметом социологии выступает реальная совокупность взаимодействующих людей, образующих общество. Классик американской социологии ХХ века Т. Парсонс считал, что предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества.

Наибольшей популярностью в современной науке пользуется представление о том, что предметом социологии выступают устойчивые формы социальных действий и взаимодействий людей.

Структурировать социологическое знание можно на разных основаниях.

С точки зрения соотношения эмпирии и теории выделяют три уровня социологического знания: конкретно-социологические исследования (эмпирический уровень); теории среднего уровня (идея Р.Мертона) и общесоциологические теории.

С точки зрения целей социологическое знание носит фундаментальный или прикладной характер.

По масштабности объекта исследования выделяют общую и отраслевые (специальные) социологии.

Единицей социологического анализа выступает социальный факт.

Фактом называются любые независимые от исследователя состояния действительности или свершившиеся события.

Понятие «социальный факт» в научный оборот ввел Э.Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он обосновал существование не только природных, но и социальных фактов, которые представлены им как нормы и правила, шаблоны поведения, существующие независимо от индивидов и оказывающие на них принуждающее воздействие.

Высокая эффективность социологических исследований и качество получаемой информации обеспечивается совокупностью методологии, методов, методики, техники и процедуры исследования.

Методология – это система принципов научного исследования, а также совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методы – основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Методика – организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. Методика выполняет функцию инструкции.

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Процедура – последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.

Социологическое знание получают двумя основными способами: эмпирическим (получение конкретных фактов о социальной действительности) и теоретическим (анализ, интерпретация полученных фактов). Сторонники эмпиризма сыграли большую роль в совершенствовании методов социологических исследований, сформировали эмпирическую базу, на которую опираются многие социальные науки. Однако ведущая роль все же принадлежит теории, которая на основе фактов формирует объяснительную концепцию изучаемого явления и выступает своеобразным ориентиром для эмпирических исследований. Различное соотношение эмпирических и теоретических знаний образуют в социологической науке три уровня: 1) эмпирические социологические исследования, в которых эмпирия преобладает и целью которых является решение конкретных социальных проблем; 2) социологические теории среднего уровня, представляющие собой теоретические описания того или иного социального института на основе обобщения эмпирических данных; 3) общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему, взаимодействие и развитие её основных элементов.

Внутренняя сложность знания предопределяет способность социологии как науки осуществлять исследования различной глубины и направленности: как фундаментальные, так и прикладные. Фундаментальные исследования направлены на выявление глубинных причин, тенденций социальной жизни, факторов, влияющих на формирование общественной ситуации. На их основе происходит развитие теорий. Они требуют больших интеллектуальных и материальных вложений. Целью прикладных исследований является решение конкретных социальных задач (получение фактов о состоянии дел в той или иной отрасли промышленности, на предприятии, выяснение рейтинга популярности политика). Их заказчиками выступают политические и общественные организации, бизнес-структуры, городские службы. Однако прикладное исследование нельзя рассматривать как чисто эмпирическое, т.к. оно всегда сочетает эмпирические методы сбора информации с теоретическим анализом, обобщением и объяснением эмпирических данных. Поэтому любое социологическое исследование представляет собой единство теоретического и эмпирического уровней познания (рис.)

Схема социологического исследования

 

Проблемная Логическая дедукция Выдвижение Операционализация

ситуация гипотез понятий, разработка

инструментария

Предоставление Проведение эмпирического

рекомендаций исследования

Логическая индукция Обработка результатов,

(обобщение) установление зависимостей

 

Эмпирические обобщения, выводы

Эмпирическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике. Выделяют несколько видов эмпирического исследования. По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают пробное, описательное и аналитическое исследования. Пробное исследование осуществляется на ограниченной совокупности изучаемого объекта с целью уточнения целей, задач, гипотез, доработки и уточнения инструментария. Описательное исследование применяют для изучении сложного объекта, имеющего множество разнообразных признаков с целью выявления и описания его структуры, установления и типологизации внутренних связей. Аналитическое исследование направлено на выявление глубинных факторов, определяющих состояние и особенности функционирования объекта. Это самый сложный и глубокий вид исследования.

В зависимости от того, изучается ли объект в статике или динамике, выделяют точечное (разовое) или повторное исследования. Точечное исследование дает информацию, которая отражает как бы моментальный «срез» характеристик объекта. Данные, свидетельствующие об изменении объекта, могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные про­межутки времени, на основе единой программы и инструментария. Чтобы избежать искажения информации, необходимо стремиться к сжатым срокам проведения исследования и обработки информации.

По широте охвата объекта исследования делятся на сплошные и выборочные. В зависимости от источника информации различают опросы сплошные и выборочные. Примером сплошного опроса может быть всеобщая перепись населения. Этот метод дает богатейшую и довольно точную информацию, но очень трудоемок и дорогостоящ. Более экономичен и не менее надежен выборочный опрос. Если обозначить все население или ту его часть, о которой мы стремимся получить сведения как генеральную совокупность, то грамотно построенная выборочная совокупность должна выглядеть как мини-слепок с генеральной совокупности: повторять ее в тех социально-демографических характеристиках, которые важны для исследования (пол, возраст, образование, место жительства). Такая выборка считается репрезентативной. (представительной).

По месту проведения выделяют полевые (осуществляемые в естественных условиях) и лабораторные исследования.

По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это непросто сбор, отбор каких-либо социальных фактов (он может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой применяются специальные социологические технологии, используются специальные социологические методы.

Программа социологического исследования

Независимо от того, является ли исследование теоретическим или прикладным, оперативным или долгосрочным, оно нуждается в стратегическом документе, выполняющем объяснительную функцию – программе исследования. Это научный документ, определяющий пути, приемы и сроки изучения социальных проблем. Программа социологического исследования, как правило, состоит из двух разделов, в которых дается подробное и четкое изложение следующих узловых моментов: а) в теоретико-методологической части - формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; б) в методической части – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария, логические схемы обработки данных на ЭВМ, организационный план.

Поясним некоторые элементы программы.

Поводом к осуществлению исследования является осознание проблемной ситуации, сложившейся в реальной жизни или научной теории. Проблемная ситуация является свидетельством противоречия, неясности, конфликта интересов, дезорганизации при отсутствии знания о путях, средствах, возможностях его разрешения. Проблемы (несоответствие объекта желаемому состоянию) бывают разного масштаба - от внутриорганизационных до глобальных, затрагивающих интересы и потребности страны и мирового сообщества. Осознание проблемы требует ее научной формулировки, построения абстрактной теоретической модели исследования, характеристики объекта, предмета, а также целей (желаемых результатов) и задач исследования.

Объект исследования – тот социальный объект (студенты учебного заведения, трудовой коллектив, общность), а также условия, в которых протекает его деятельность.

Предмет исследования – та сторона объекта, которая подлежит исследованию как непосредственно связанная с проблемой (например, производительность труда, дисциплина, стиль руководства).

Например, при изучении ситуации выбора профессии выпускниками средней школы проблема (в формулировке руководителя этого исследования Шубкина В.Н.) предстала как противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных социальных групп в реализации этих прав. Объектом исследования выступили выпускники школ и их родители в момент выбора профессии. Предмет изучения (это обычно центральный вопрос проблемы) – соотношение между планами на выбор профессии и их реализацией на практике, зависимость этих планов от социально-профессионального статуса родительской семьи и личностных особенностей выпускников.

Генеральная совокупность – общее число единиц, составляющих объект исследования (например, жители микрорайона, города или региона).

Выборочная совокупность – часть социального объекта, адекватно отражающая его структуру и подлежащая непосредственному изучению. Должна отвечать требованию репрезентативности.

Репрезентативность - свойство выборочной совокупности воспроизводить значимые параметры и элементы генеральной совокупности.

Для дальнейшей работы необходимо перевести абстрактные понятия, в общих чертах описывающие предмет исследования, в конкретные признаки, поддающиеся измерению. Эта процедура называется логическим анализом основных понятий.

Например, понятие как «трудовая активность» имеет следующие признаки: производительность труда, уровень квалификации и работа над ее повышением, выдвижение рационализаторских предложений и их воплощение, экономия материалов и энергии, время, затрачиваемое на выполнение трудового задания. В результате этой логической процедуры явление раскрывается как совокупность индикаторов, на основе которых будут сформулированы вопросы для анкетирования или интервью.

Точное логическое определение понятия – главнейшее условие истинного знания.

Важным инструментом, организующим процесс исследования и подчиняющим его строгой логике, является гипотеза – предположение исследователя относительно причин возникновения, особенностей, способов или условий преодоления изучаемой проблемы. Как правило, 3-5 гипотез обеспечивают комплексное, многостороннее исследование объекта. Гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута исследованием.

Например, при изучении мотивации работников к труду могут быть выдвинуты такие гипотезы: а) чем выше творческие возможности работы, тем выше интерес работника к процессу труда; б) чем выше заработная платая, тем выше показатели производительности труда; в) чем реальнее возможность профессионального роста, тем выше производственные показатели работника.

Процесс исследования, его глубина определяются характером выдвинутых гипотез. Они должны быть подкреплены проверяемыми индикаторами.

Вторая, методическая часть программы, определяет методику и технику социологического исследования. Особое место в ней занимает обоснование методов сбора данных.

Методы сбора данных.

Методы исследования – это система более или менее формализованных конкретных способов сбора, обработки и анализа данных, которые помогают установить связь между эмпирическими объектами и теориями. За время своего развития социология усовершенствовала исследовательский инструментарий и обогатилась новыми методами изучения социальной жизни. Из всего многообразия исследовательских методов (общих и специальных) всякий раз выбираются те, которые максимально соответствуют целям и задачам исследования. Психологи считают, что лабораторный эксперимент, позволяющий установить зависимости между различными сторонами поведения людей, исчерпывает все возможности социального исследования. Экономисты высоко ценят статистический анализ, психоаналитики – вживание во внутренний мир индивида, журналисты – наблюдение и т.д. В социологии при сборе первичных данных используются четыре основных метода, каждый из которых имеет по две разновидности: опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов (качественный и количественный или контент-анализ), наблюдение (включенное и невключенное) и эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Все методы имеют общую внутреннюю структуру. В ней можно выделить три группы элементов: нормативную, инструментальную и процедурную. Нормативная составляющая раскрывает возможные области и условия применения метода, определяет правила действий. Инструментальная часть метода определяет средства, с помощью которых может быть достигнута цель. Так, исследовательским инструментом в анкетировании выступает анкета, в наблюдении – карта, дневник. Инструментарий метода составляет также логико-математический аппарат обработки и анализа данных. Основное содержание метода – его процедуры, представляющие собой строго заданную последовательность действий. Есть простые процедуры, например, регистрация событий в ходе наблюдения, и более сложные – проектирование анкеты, проведение интервью. В процедурном отношении применение метода можно разделить на три этапа. На первом, подготовительном этапе разрабатывается программа применения метода, подготавливаются необходимые инструменты. На втором этапе (оперативно-процедурном) осуществляется сбор первичной информации. На третьем этапе производится обработка, анализ, обобщение полученных данных, разрабатываются рекомендации, осуществляется оценка эффективности использования метода.

Социологию чаще всего отождествляют с применением анкетного опроса. Опрос - наиболее распространенный вид исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации, который придуман не социологами, но активно ими используется. Кроме социологов, этот метод используют для получения интересующей их информации экономисты, врачи, юристы, психологи, педагоги. Опрос предполагает обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы (который называется респонден­том - от латинского слова respondeo – отвечать). Опрос на­целен на изучение тех сторон действительности, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Этот метод незаменим, когда речь идет об исследовании об­щественного и индивидуального созна­ния, коллективных и межличностных от­ношений, которые имеют скрытые формы и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуа­циях. Существуют две основные разновидности социологического опро­са: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании, которое может быть индивидуальным или групповым, опрашиваемый запол­няет вопросник в присутствии анкетера (того, кто проводит исследование) или без него. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распростра­ненные формы последнего: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Анкета представляет собой объединенную единым исследовательским замыслом систему вопросов. Наряду с бланком интервью или наблюдения, статистической таблицей, протоколом проведения эксперимента, анкета является инструментом исследования. Для того чтобы с их помощью можно было получить достоверную информацию, необходимо соблюдение нормативных требований. Они касаются как конструирования вопросов, так и процедуры проведения исследования. Например, при составлении анкеты необходимо помнить, что вопросы должны быть понятны любому респонденту, соответствовать уровню его компетентности, точно сформулированы на основе ранее определенных индикаторов в соответствии с исследовательской задачей. Вопрос не должен содержать никаких намеков и подсказок, задевать самолюбие и достоинство, вызывать отрицательные эмоции. Вопросов не должно быть очень много (до 40), т.к респондент может быть ограничен во времени, он устает, внимание рассеивается и достоверность информации может снизиться. Прав был Пифагор, считая, что даже такие короткие слова, как «да» и «нет» требуют самого серьезного размышления. Верно сконструировать анкету может только специалист.

Различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе ос­новным источником информации выступают представи­тели различных категорий населения, профессиональ­ная деятельность и статус которых непосредственно не связаны с предметом анализа. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица (эксперты), чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения, а теоретические знания и жиз­ненный опыт позволяют делать авторитетные заключе­ния. Они способны дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Такие опросы называются экспертными.

Интервьюирование предпола­гает личное общение с опрашиваемым, при котором социолог сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

Социологическое наблюдение представляет собой це­ленаправленное и систематизированное восприятие ка­кого-либо явления, черты, свойства и особенности кото­рого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото- кино - видеокамера, телевизионная техника и другие технические средства.

Особенность наблюдения как вида исследования и метода сбора первичной информации - возможность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всем богатстве и разнообразии. При этом могут фиксироваться характер поведения и выражение эмоций отдельных людей и целых групп, жесты и мимика людей. Нередко наблюдение используется наряду с другими ме­тодами сбора информации, что существенно обогащает бесстрастные колонки цифр и результаты опросов.

Наблюдение может использоваться для изучения неформальных отношений в коллективе, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий, в лекционной аудитории и т. д. Наблюдения подразделяются на включенные (когда исследователь рассматривает явление как бы изнутри, например, становясь рабочим, если его интересует проблема формирования норм коллективного поведения в рабочей бригаде) и невключенные (или внешние), полевые (осуществляемые в естественных условиях) и лабораторные ( проводящиеся в специально созданных условиях).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: