а)основная литература:
Литература из электронного каталога:
1. Кравченко А.И. Социология. Юрайт, 2012. - 1CD
2. Кравченко А.И. Социология. Юрайт, 2012. - 525 с.
б)дополнительная литература:
1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник – М., 2011.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М., 2010.
3. Фролов С.С. Общая социология. Учебник. – М., 2010.
4. Немировский В.Г. Социология. Учебник. – М., 2010.
5. Эфендиев А.Г. Общая социология. Учебное пособие. – М., 2009.
6. Коломоец Е.Н. Социология. Методические указания и планы семинарских занятий для студентов факультета социального инжиниринга. – М., 2010.
7. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1991.
8. Гидденс Э. Социология. М.: “Эдиториал УРСС”, 2005.
9. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2010.
10. Кумпен А.А., Росенко С.И. Социальная дифференциация современного российского общества. – М., 2008.
11. Мальковская И.А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы. – М., 2008.
12. Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации. – М., 2009.
13. Луман Н. Эволюция. Пер. с нем. – М., 2009.
14. Штомпка П. Социология – М., 2010.
15. Титц С., Коэн Л., Масон Д. Язык организаций. Пер. с англ. – М., 2008.
16. Гофман А.Б. Традиции и инновации в современной России. – М., 2008.
17. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека: от классических к постнеклассическим подходам. – М., 2009.
18. Нисбет Р. Прогресс: история идеи. Пер. с англ. – М. 2008.
19. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., 2011.
20. Добреньков В.И., Жабин А.П., Афонин Ю.А. Социология менеджмента. – М., 2011.
Лекция № 2. Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие.
Дидактические единицы
ДЕ. 1.2.1 Социальное действие и становление социальной жизни.
|
ДЕ. 1.2.2 Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи.
ДЕ. 1.2.3 Мотивация социального действия.
ДЕ. 1.2.4 Формы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество.
ДЕ 1.2.5. Социальный конфликт как разновидность соперничества.
Содержание
Принципиальным для понимания сути общественной жизни является понимание факторов её формирования, структурных элементов и начал. На формирование общественных отношений огромное влияние оказывает природная среда: климат, богатство флоры и фауны, наличие природных ископаемых, близость водных ресурсов и др. Во-первых, природа оказывает на общество принудительно-ограничительное влияние. Процесс антропогенеза (формирование человека как вида) мог успешно протекать лишь при наличии определенного минимума природно-географических условий. Как биологический организм человек не мог появиться раньше, чем на планете установился подходящий для жизни климат, возникли животные и растения. А современный облик человека, наличие развитого мозга и обладание сознаниемможно считать решающей предпосылкой социальной жизни, благодаря которой происходит усвоение опыта, передача информации, формирование целей, осуществляются сложные виды деятельности. Рацион питания, характер жилищных построек, традиции в одежде, род деятельности, даже верования людей напрямую зависели от региона обитания. Позднее, по мере формирования солидарных отношений, человек все смелее демонстрировал свою социальную сущность, осваивая более широкие природные пространства, приспосабливаясь к более сложным и неблагоприятным для жизни природным условиям. И наконец, наступил момент торжества социальных отношений, когда люди стали активно приспосабливать природную среду для удовлетворения своих потребностей, создали искусственную «вторую природу» – культуру: материальную (орудия труда, машины и механизмы, дороги, постройки, не встречающиеся в природе материалы) и духовную (нормы, ценности, идеалы, знания, искусства). Экологический кризис, разразившийся в середине ХХ века, стал ответом природы на хищническое и бездумное отношение людей к ее ресурсам. Это заставляет общество регулировать свое отношение к среде обитания принципами морали и права.
|
Во-вторых, природно-географическая среда оказывает на общество стимулирующее воздействие, предоставляя «материал» для развития хозяйства (близость рек и морей подталкивает людей к занятию рыболовством, мореходством, судостроительством; животноводство и растениеводство тоже привязаны к климату). Природа нашла глубокое отражение и в духовной культуре народов, которая определяла развитие сознания последующих поколений, сплачивала людей, выступала для них нравственным ориентиром.
Природа сыграла большую роль в формировании социума, однако первой и важнейшей «единицей отсчета» социальной жизни, исходным элементов и единицей анализа социума является социальное действие – осознанное усилие индивида, направленное на достижение цели, находящееся в связи с действиями других, влияющее на них и испытывающее влияние поведения других.
|
Сознательный выбор цели – непременное условие социального действия. Оно совершаются на основе осознания ситуации и возможных последствий. Но действия приобретают социальный характер не только потому, что осознаются, но и потому, что ориентируются на реакцию других людей. Социальная жизнь – это система взаимных ожиданий и обязательств многих людей.
Ориентация действий индивида на реакцию других людей, по мнению М.Вебера, является своеобразным «индикатором», позволяющим отличить социальное действие от мнимого. «Социальное действие, - пишет М.Вебер, – включая невмешательство или терпеливое принятие - может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других».
Социальный характер действиям придают только социальные причины. М.Вебер привел такой пример. Предположим, что внезапно пошел дождь – и прохожие открыли зонты. Со стороны может показаться, что они сделали это, учитывая реакцию других прохожих, но на деле причиной этого действия была природная стихия. Открытие зонта, бегство от наводнения, пожара не является социальным действием.
Таким образом, отличительными чертами социального действия являются: преднамеренность, целенаправленность, сознательность, ориентированность на оценки и реакции других людей, повторяемость, регулярность, систематичность.
Когда люди учитывают в своих действиях ожидания других, социальные отношения обретают предсказуемость и стабильность.
Индивид не в состоянии просчитать до конца все свои действия, учесть возможные содействия и противодействия. Именно поэтому социальная жизнь полна неожиданностей. Но она всегда есть результат усилий самих людей, которые совершают различные выборы. Совокупность разнонаправленных действий и особенно их мотивы помогают понять сущность социума. Важнейшими мотивами деятельности людей, как установили А.Маслоу, К.Альдерфер, Д. Макклелланд, Ф.Герцберг, являются многообразные потребности, как витальные (в пище, одежде, отдыхе, безопасности), так и социальные, специфически человеческие (потребность в общении, принадлежности к социальной группе, признании, творческом самовыражении).
Спорным в социологии остается вопрос о субъекте социального действия. В рамках социологического реализма, получившего наиболее полное воплощение в учении Э.Дюркгейма, считается, что это общество, «надиндивидуальная реальность», не сводимая к простой сумме индивидов. Общество предопределяет поведение индивида, предоставляя ему в пользование сложившиеся задолго до его рождения ценности, нормы, традиции.
Выразителем другого подхода - социологического номинализма - стал М.Вебер, настаивавший на том, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид, реализующий во взаимодействии с другими индивидами свои цели. Любые формы коллективности (государство, общество, экономика, культура) – это результат совместной деятельности людей, а не ее начало.
Теория индивидуального действия Т.Парсонса (1902-1979) в некоторой степени примиряет крайности предшествующих концепций. Человек, реализуя свои потребности, ориентируется на определенную цель. Для ее достижения он выбирает из множества средств те, которые подходят ему и соответствуют условиям ситуации, одобряются (или нет) принятыми в обществе нормами и ценностями (см. рис.3.1).
Нормы, ценности
общества
Индивид средство 1
с его потребностями средство 2 Цель
средство 3
Условия ситуации
Рис. Модель единичного действия Т.Парсонса
2. Социальный контакт и взаимодействие как виды социальной связи
Человек связан с другими людьми множеством невидимых нитей. Эти связи могут быть разными по форме, продолжительности, значимости: кратковременными или долговременными, постоянными, важными или малозначимыми, неформальными или формальными. Безотносительно к своему характеру, социальная связь возникает тогда, когда существует зависимость индивидов друг от друга в процессе реализации их жизненных целей. Социальная связь - это зависимость, реализуемая через социальное действие.
Любая социальная связь характеризуется наличием таких элементов:
· взаимодействующие субъекты;
· интересующий их объект;
· разделяемые субъектами правила, на основании которых будет строиться взаимодействие.
Каждый элемент по-своему важен для осуществления социальной связи, отсутствие хотя бы одного из них сделает ее невозможной.
Социальная связь осуществляется в форме социального контакта или социального взаимодействия. Социальный контакт – это единичное, случайное, мимолетное действие, не оказывающее существенного влияния на жизнь и деятельность людей.
Ежедневно каждый из нас совершает множество таких действий: покупает проездной билет в автобусе, газету в киоске, батон хлеба в магазине, здороваемся с вахтером. Несмотря на многочисленность таких связей, они не играют серьезной роли в социальной жизни. Ведущее значение в ней имеетсоциальное взаимодействие.
Социальное взаимодействие – регулярный, систематический, возобновляемый обмен действиями, ориентированными на ответную реакцию партнера, сопровождающийся усложнением социальных связей.
Вся жизнь сложноорганизованного (современного) общества основана на взаимодействиях - скоординированных, надежных и устойчивых связях – взаимодействиях. Государство, церковь, трудовые коллективы, общественные организации, социальные группы, семья – это различные формы социальных взаимодействий.
Современные исследователи Дж.Хоманс, П.Блау представили социальные взаимодействия как обмен материальными, моральными, эмоциональными ресурсами. По мнению Дж.Хоманса, «социальное поведение представляет собой обмен деятельностью, осязаемый или неосязаемый, приводящий к большему или меньшему вознаграждению и издержкам, в котором участвуют, по крайней мере, два человека».
Для того чтобы обмен действиями состоялся, каждый участник должен быть заинтересован в нем. Чем же так привлекает людей этот процесс? Прежде всего, ценностью средств обмена - материальных объектов или духовных качеств, способностей, достоинств и умений, которые в нашем понимании являются ценностью. Обладая ими, мы имеем возможность приобрести в порядке обмена не менее ценные объекты или отношения. Ценности, участвующие в обмене, делят на материальные (деньги, товары) или социальные (уверенность в завтрашнем дне, безопасность), моральные (верность, дружба, любовь, уважение) или интеллектуальные (знания, профессиональные навыки), а также уступки, влекущие изменение поведения. Наиболее ценным средством вознаграждения, по мнению П.Блау, являются уступки, на которые одна сторона, пользуясь властью, вынуждает идти другую, находящуюся в зависимости от нее.
Для успешного взаимодействия люди должны придерживаться единых принципов, «правил игры» или постулатов, по выражению Дж. Хоманса:
А) постулат успеха: чем чаще какое-либо действие приводит к вознаграждению, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же: «Рыбак, который забросил удочку в темную заводь и поймал рыбу, с большей охотой будет вновь рыбачить в темных заводях». Большим стимулирующим действием, по мнению Дж. Хоманса, обладают не регулярные, а спорадические вознаграждения (как в азартных играх). Они заставляют человека вновь и вновь повторять успешное действие.
Б) постулат ценности: чем большую ценность представляет для человека результат его действия, тем выше вероятность того, что он так поступит. Если нам важно одобрение конкретного человека, мы будем прилагать все усилия для того, чтобы его получить.
В) постулат насыщения – пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенные вознаграждения, тем меньшую ценность будет для него представлять каждое последующее вознаграждение.
Г) постулат рациональности: выбирая между альтернативными действиями, человек изберет то, которое одновременно обладает высокой ценностью и наиболее легко достижимо.
Д) постулат равновесия: вознаграждение индивида должно соответствовать его затратам по выполнению функциональных обязанностей. Иными словами, в социальной системе должно существовать единое и обязательное для всех участников правило вознаграждения, которое образно можно сформулировать так: каждому – по его труду (чем сложнее и качественнее выполненная работа и чем большее значение она имеет, тем выше должно быть ее вознаграждение).
Представленные Дж.Хомансом постулаты (принципы) социального взаимодействия раскрывают механизм формирования системы ценностей общества, в рамках которой индивид взвешивает собственные и чужие действия. На этих принципах формируются многообразные общественные отношения – от межличностных до международных.
3. Мотивация социального действия
Система социальных действий и взаимодействий образует социальную реальность - систему ценностных ориентиров общества. Её развитие происходило от случайных взаимодействий к систематическим, от преходящих, временных идеалов к устойчивым ценностям, которые раскрывают сущность того или иного общества.
Попытки выяснить зависимость характера общества от распространенных в нем мотивов социальных связей предпринимали многие исследователи. Так, Ф.Тённис обнаружил в человеческой истории два отличающихся типа организации социальной жизни – общину и общество, регулировавшихся на основе двух видов воли – инстинктивной (эмоциональной: дружба, любовь, семейно-родственные отношения) и рассудочной (в основе которой лежит стремление к достижению сознательно поставленной цели – государство, торговля).
Э.Дюркгейм различал механические солидарные связи примитивного общества и органическую солидарность развитого общества. Механическая солидарность основана на сходстве, эмоциональной близости индивидов, кровно-родственных узах, а органическая – на разделении труда, различиях выполняемых функций, порождающих взаимную зависимость индивидов. Органическая солидарность более требовательна, беспристрастна, объективна, связана не с конкретной личностью, а с выполняемыми ею функциями.
Вывод Ф.Тённиса и Э.Дюркгейма состоял в том, что социальная реальность развивается по пути от преимущественно эмоциональных отношений к рациональным. Эта идея получила дальнейшее развитие в работах М.Вебера и Т.Парсонса.
М.Вебер выделил четыре наиболее распространенных типа мотивов социальных действий:
1. Целерациональное действие осуществляется на основе свободного и осознанного выбора индивидом цели и средств ее достижения. Совершая действие, человек учитывает предполагаемую реакцию других людей и соотносит свое поведение с их ожиданиями.
2. Ценностно-рациональное действие базируется на сознательно разделяемых ценностях и идеалах, доминирующих над сиюминутными целями, расчетами, соображениями выгоды. Человек соизмеряет свои поступки с высшими ценностями, например, долгом.
3. Традиционное действие (как и аффективное) предполагает минимальное участие сознание, поэтому в строгом смысле слова оно не подлежит социологическому анализу. В основе традиционного действия лежат различные табу, нормы и правила, обычаи и традиции, не предполагающие рационального объяснения, а выполняемые автоматически, в силу привычки.
4. Аффективное действие совершается в состоянии душевного волнения, которое перерастает в страсть, сильный эмоциональный порыв. Человек Действует бессознательно. Растерянность перед неожиданным событием, фанатический энтузиазм, беспочвенное раздражение – это аффективные формы поведения.
В жизни перечисленные виды социальных действий, как правило, сочетаются: люди сознательно стремятся к рационально обоснованным целям, соблюдают при этом традиции и принятые правила, жертвуют выгодой ради сохранения своего доброго имени, испытывают гнев, ненависть или эйфорию. Но в истории общественных отношений та или иная мотивация социального действия всегда доминирует: традиционная преобладает в традиционном обществе (в Европе этот тип общества существовал до XVIII века), а в современном господствуют рациональные мотивы. На их распространение, по мнению М.Вебера, огромное влияние оказал протестантизму, который поощрял такие качества личности как трудолюбие, дисциплина, бережливость, стремление к профессиональному успеху.
Т.Парсонс обобщил идеи предшественников, вычленил и проанализировал принципы, критерии, правила, которыми руководствуются люди в отношениях с другими. Эти установки и правила он объединил попарно, подчеркивая их противоположность, полюсность. В частности, были названы такие критерии как универсализм – партикуляризм. Универсальные правила единые, равны для всех, а партикулярные - неофициальны, субъективны, распространяющиеся на избранных. Замечательный пример партикуляризма привел Д.Олдридж в социальной утопии «Скотный двор». Описывая организацию жизни животных по аналогии с жизнью людей, он с сарказмом говорит о существовавшем на скотном дворе правиле, согласно которому «все животные – равны, но некоторые - равнее других».
Другая группа критериев - «достижения – приписывания», т.е. ориентация на характеристики и качества, приобретаемые людьми в результате собственных усилий (квалификация, профессионализм) или получаемые от рождения либо по случаю (положение в семье, родственные отношения и полезные знакомства, пол и национальная принадлежность).
Т.Парсонс отметил, что людям свойственно ориентироваться в своих действиях как на личную выгоду, так и на интересы коллектива, к которому человек принадлежит («ориентация на себя – ориентация на коллектив»). Они также склонны руководствоваться эмоциональными или рациональными установками («аффективность – аффективная нейтральность»).
Различные комбинации этих альтернатив позволяют условно выделить два типа социальной реальности. Для первого характерно преобладание партикуляризма, кровно-родственных связей, различия в требованиях к «своим» и «чужим», в человеке больше ценятся происхождение, родовитость, наличие влиятельных знакомых и родственников. Такими чертами характеризуется традиционное общество. В современном же обществе преобладают универсалистско - достиженческие критерии. В человеке ценятся квалификация, профессионализм, личные качества. Люди рассчитывают на собственные силы, уважают тех, кто добивается успеха собственным трудом. В таком обществе прежняя партикуляристская мотивация действия не исчезает полностью, а вытесняется из сферы деловой жизни в семейные и межличностные отношения, проявляется в социальной благотворительности.
Концепция Т.Парсонса достаточно схематична. Выделенные типы социальной реальности не существуют в «чистом виде», элементы партикуляризма нередко встречаются и в современном обществе.
4. Формы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество.
Социальный конфликт как разновидность соперничества.
В самом общем виде взаимодействия людей можно разделить на горизонтальные (когда индивиды или социальные группы не находятся в отношениях господства и подчинения между собой) и вертикальные (когда участники занимают разные ступени на социальной лестнице). К горизонтальным формам социального взаимодействия можно отнести сотрудничество и соперничество (отношения между соседями, друзьями, конкурентами), а к вертикальным – власть и зависимость (начальник – подчиненный, хозяин – рабочий, помещик – крестьянин и т.д.) Сотрудничество имеет множество проявлений: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз государств, политические блоки партий и общественных организаций, клубы по интересам, различные организации, дружба и любовь…Иными словами, всякое взаимодействие, сопровождаемое взаимной заинтересованностью, поддержкой, уважением, взаимными гарантиями, направленное на достижение в чем-то совпадающих (но не аналогичных) целей можно назвать сотрудничеством.
Соперничество проявляется в стремлении опередить другого, добиться большего успеха, овладеть единолично желаемым ресурсом. Характерная особенность соперничества – наличие неделимого объекта, представляющего интерес для участников взаимодействия. Именно он определяет аналогичность целей участников и создает основу для соперничества. Формами соперничества являются конкуренция и конфликт. В отличие от конфликта, конкуренция не сопровождается агрессивными попытками одной из сторон лишить другую ценности или даже уничтожить. Другим отличием является то, что конкуренция не всегда предполагает знакомство с соперником (конкурирующие производители товаров не обязательно знакомы друг с другом), а конфликт имеет адресную направленность. Кроме того, главное в конкуренции – произвести положительное впечатление на третьюсторону, независимого арбитра (потребителей товаров, приемную комиссию). Конфликт же предполагает прямоевоздействие на конкурента.
Социальный конфликт не всегда является продолжением конкуренции, его причины гораздо шире. Он может возникнуть и на основе сотрудничества, если одна из сторон будет предпринимать попытки изменить устоявшиеся правила взаимодействия, перераспределить ресурсы или полномочия в свою пользу.
Конфликт может быть вызван: информационными причинами (искажение информации, умышленное сокрытие фактов, многозначность высказываний); структурными преобразованиями (сокращение штатных единиц, увольнение сотрудников, необоснованные наказания или поощрения, перераспределением ресурсов между отделами); факторами, связанными со спецификой отношений в коллективе (неопределенная система оценки поведения, его одобрения или неодобрения, отсутствие единых критериев оценки деятельности и продвижения персонала, психологическая несовместимость сотрудников, неодобрение стиля поведения руководства: проявлений агрессии, эгоизма, жестокости и множеством других причин). Причины конфликтов всегда сводятся к несогласию одной из сторон с ценностями и целями другой,взаимной непримиримости их установок, нежеланию идти навстречу друг другу. Для развития конфликта необходимы лидеры, ресурсы. Углублению конфликта способствуют попустительская политика руководства (если конфликт развивается в деловой организации), исторические традиции (например, кровная месть), слабость политических институтов, не обеспечивающих порядок в обществе. По своей сути любой конфликт есть «одновременно развертывание действия и противодействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно сложное совместное действие, по меньшей мере, двух сторон, объединенных противостоянием».
Конфликт имеет множество форм проявления: а) по масштабам распространения (локализации) выделяют межличностные конфликты, конфликт между личностью и группой, межгрупповые, региональные, глобальные; б) по направленности:горизонтальные (между равными по положению субъектами) и вертикальные (между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице субъектами, например, начальником и подчиненным); в) по социальным последствиям: позитивные конфликты (например, творческие конфликты, результатом которых является нахождение нового нестандартного решения творческой проблемы, создание научной школы, нового направления в исследованиях, внедрение инноваций, сплочение единомышленников в борьбе против общей проблемы и др.) и негативные, разрушительные, заканчивающиеся распадом коллектива, снижением творческой активности, потерей ориентиров развития.
Современные руководители знают, что конфликт – это одна из форм взаимодействия, но его негативные последствия легче предупредить, чем разрешить. Еще Г. Спенсер считал конфликт неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. А Р.Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией.
Современная наука располагает точными методами диагностики конфликта и рекомендует своевременно разрешать возникающие проблемы, развивать общую и организационную культуру, формировать терпимое отношение к инакомыслию, приятие множественности мнений и взглядов, регулируемых устойчивой системой ценностей и норм.
Таким образом, сущность социума предопределяется реализующимися в
различных формах (сотрудничество и соперничество, господство и подчинение, организация и дезорганизация) социальными взаимодействиями, выступающими первоосновой любой человеческой деятельности, ее базовыми элементами.
Контрольные вопросы
1. Что такое потребность? В чем отличие потребности от мотива? Какова роль потребности в формировании социального действия?
2. Какие критерии положены в основу построения пирамиды потребностей А. Маслоу?
3. Опишите схему действия Т. Парсонса.
4. Что такое социальное действие, чем оно отличается от мнимого социального действия?
5. Какой принцип классификации мотивов представлен М. Вебером?
6. Какие типовые переменные социального действия выделял Т. Парсонс?
7. В чем отличия мотива от мотивировки?
8. В чем различия социального взаимодействия и социального контакта?
9. Охарактеризуйте основные виды социальных отношений: сотрудничество и соперничество.
10. Какие причины, стадии и последствия социальных конфликтов Вы знаете?