Личность в системе социальных отношений. Социализация личности.




а)основная литература:

Литература из электронного каталога:

1. Кравченко А.И. Социология. Юрайт, 2012. - 1CD

2. Кравченко А.И. Социология. Юрайт, 2012. - 525 с.

 

б)дополнительная литература:

1. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М., 2010.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник – М., 2011.

3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник – М., 2011.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М., 2010.

5. Фролов С.С. Общая социология. Учебник. – М., 2010.

6. Немировский В.Г. Социология. Учебник. – М., 2010.

7. Эфендиев А.Г. Общая социология. Учебное пособие. – М., 2009.

8. Коломоец Е.Н. Социология. Методические указания и планы семинарских занятий для студентов факультета социального инжиниринга. – М., 2010.

9. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1991.

10. Гидденс Э. Социология. М.: “Эдиториал УРСС”, 1999.

11. Американская социологическая мысль. Тексты. Под ред. Добренькова В.И. - М., 1996.

12. История социологии в памятниках. Э. Дюркгейм. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М.,1995.

13. Парсонс Т. Система современных обществ. М.,1998.

14. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

15. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2010.

16. Кумпен А.А., Росенко С.И. Социальная дифференциация современного российского общества. – М., 2008.

17. Мальковская И.А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы. – М., 2008.

18. Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации. – М., 2009.

19. Луман Н. Эволюция. Пер. с нем. – М., 2009.

20. Штомпка П. Социология – М., 2010.

21. Титц С., Коэн Л., Масон Д. Язык организаций. Пер. с англ. – М., 2008.

22. Гофман А.Б. Традиции и инновации в современной России. – М., 2008.

23. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека: от классических к постнеклассическим подходам. – М., 2009.

24. Нисбет Р. Прогресс: история идеи. Пер. с англ. – М. 2008.

25. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., 2011.

26. Добреньков В.И., Жабин А.П., Афонин Ю.А. Социология менеджмента. – М., 2011.

 

 

Лекция № 3

Личность в системе социальных отношений. Социализация личности.

Дидактические единицы

ДЕ. 1.3.1 Личность как объект изучения социологии.

ДЕ. 1.3.2 Факторы, определяющие развитие личности.

ДЕ. 1.3.3 Социальный статус личности.

ДЕ. 1.4.4 Социальные роли и ролевые конфликты.

Содержание.

Понятие “личность” в социологии – одно из базовых. Социология личности занимается вы­явлением процессов и закономерностей, воздействующих на формирование личности, ее типичных характеристик, механизмов ценностных ориентаций и других важных проблем.

Социология исследует личность как участника социальных взаимодействий. При этом индивидуально-психологические коллизии, переживаемые личностью, предстают как социальные. Признавая ведущую роль социальных факторов (культуры, социальных институтов, влияния других людей) в формировании личности, социологи переводят проблему личности в плоскость социологического анализа.

Начальный социологический анализ необходимо осуществлять с различения понятий “человек”, “личность”, “индивид”, “индивидуальность”.

Наиболее общей категорией, которую используют все гуманитарные, социальные и естественные науки, является категория “человек”.

Человек (Homo sapiens) - высшая ступень развития живых организмов. Он прошел длительную эволюцию, в процессе которой изменились не только его внешний облик, но и его потребности, способности, деятельность. По своей природе человек – биосоциальное существо. Это означает, что как живой организм он включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. Но в отличие от животных, человек руководствуется не инстинктами, а сознательно выбираемыми целями и ценностями. Жизнь человека – это не только физиологическое существование. Он осуществляет богатую и сложную духовную деятельность. Человек деятелен: тогда как животное приспосабливается к окружающему миру либо погибает, человек изменяет не только среду, но и самого себя.

Происхождение человека ученые связывают с тем моментом в процессе эволюции, когда его адаптация к окружающей среде с помощью инстинктов снизилась до минимального уровня. Одновременно этот процесс сопровождался появлением новых качеств, все больше отличающих людей от животных. Человек стал осознавать себя как отдельное, самостоятельное существо. В результате развития мыслительных способностей у него появилась потребность помнить прошлое и планировать будущее, познавать мир не только чувственно, но и рационально. Человек научился обозначать различные предметы и действия с помощью знаков и символов, давать им положительную или негативную оценку. Он кристаллизует в себе те свойства, которые были накоплены людьми в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется не только через механизм биологической наследственности, но и с приобщением к культуре. Для социологии в человеке наиболее интересна его социальная составляющая - личность. Эта категория относится уже не к виду, а к отдельному человеку. Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Не всякий человек – личность. Человеком рождаются, а личностью становятся. В то же время неправильно думать, что личность – это только выдающийся человек. Личность – это человек, обладающий самосознанием и ценностными ориентирами, включенностью в социальные отношения и чувством ответственности за поступки, осознанием своей индивидуальности и автономностью по отношению к государству и обществу. Поэтому можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника или алкоголика, террориста или бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.

Личность начинается с момента осознания человеком себя, сознательного соотнесения своих действий с принятыми нормами, а формирование личности продолжается всю жизнь вместе с развитием общества и культуры.

Индивид – это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель биологических и социальных качеств. На Земле живет более пяти миллиардов человек, и каждый из них сочетает в себе не только типичные, распространенные в обществе социальные черты, но и уникальные, неповторимые. Мы различаемся цветом кожи и разрезом глаз, ростом и телосложением, отпечатками пальцев, походкой, а также чертами характера, системой ценностей, - своим внутренним миром. Это своеобразие наших черт, которыми мы отличаемся от других людей, называется и ндивидуальностью.

Таким образом, социология рассматривает человека в единстве его природных и социальных, индивидуальных и типичных характеристик.

2. Факторы, определяющие развитие личности

Спор о том, что в большей степени влияет на сущность человека – биологические или социальные факторы – длится уже давно. У сторонников биологизаторства, и социологизаторства есть аргументы в защиту своих теоретических концепций.

Сегодня не вызывает сомнения, что общественной истории человека предшествовала его естественная предыстория: зачатки деятельности у человекообразных обезьян, формирование стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Но животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же не только приспосабливается к внешним условиям, а, объединяясь для достижения своих целей с другими людьми, преобразует их в соответствии со своими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Все проявления биологических закономерностей жизни человека носят социально обусловленный характер.

Жизнь человека определяется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой системы играют роль лишь необходимых предпосылок, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, особенностей той социальной среды, в которой он живет. Если содержание духовной жизни человека по наследству не передается, то этого нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностях дарования, которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков.

Становление личности зависит от того, какие факторы и в какой мере оказали на нее наибольшее влияние, какой сплав качеств получился в результате их воздействия.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают следующие факторы:

1) биогенетические задатки (темперамент и тип нервной системы, развитие слуховых и зрительных рецепторов, общее развитие внутренних органов, влияющее на состояние здоровья);

2) социальные факторы (среда, конкретные условия жизни, а также деятельность социальных институтов, принятые в обществе ценности, нормы, традиции, обычаи). Теоретически и экспериментально было доказано, что социальные факторы формирования личности более весомы, но без достаточных биологических предпосылок они не могут привести к образованию полноценной личности;

3) психосоциальные качества, формирующиеся в процессе индивидуальной социализации. Это духовные потребности, мотивы, ценностные ориентиры, уровень притязаний, мировоззрение. Наличие этих факторов говорит о том, что личность не есть некая законченная данность, а находится в развитии. Мировоззрение, воля и характер личности позволяют ей осознавать себя, критически относиться к воздействию общества, накапливать и использовать собственный опыт.

Под воздействием этой совокупности факторов происходит формирование личности, неповторимого индивидуального “Я”. Различают несколько граней “Я” человека. Первая грань - это физическое “Я”, ощущение человеком своего тела, осознание физического здоровья или болезни. Особенно большое значение это имеет в подростковом возрасте, когда физическое “Я” опережает в своем развитии другие стороны человека. Вторая грань "Я" - это ощущение себя носителем тех или иных социальных ролей и функций, выполнение своих обязательств перед другими людьми – семьей, друзьями, коллегами по работе, обществом в целом. Третья грань - психологическое "Я". Она включает в себя восприятие собственных черт характера, мотивов, потребностей и способностей, душевных переживаний. На этом уровне человек принимает себя таким, какой он есть. Наконец, четвертая грань "Я"- это самоотношение и самоощущение, смысл, которым человек себя наделяет. На передний план выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. Самооценка формируется на основе соотнесения своих действий с требованиями общества. Осознание реальных достоинств или недостатков – основа самооценки.

Личность является носителем индивидуальных и типичных характеристик. Они выражают тип личности - совокупный портрет общества (например, типичный средневековый человек истово верил в бога, типичный дворянин должен знать иностранные языки, типичный представитель современной молодежи владеет компьютерной грамотностью). За всю человеческую историю в общественном сознании неоднократно менялось представление о наиболее предпочтительных чертах (типах) личности.

Формируя предпочтительный тип личности, общество задает определенный ракурс развитию индивида. А как он реагирует на это?

3. Социальный статус личности

В науке существует множество концепций взаимоотношений личности и общества. Не только социологи, но и психологи, и философы пытаются раскрыть тайну систем “я и другие”, “человек и среда”. Человек представлялся ими как существо страдающее, инициативное, пассивное, преобразующее, конфликтующее, отстаивающее свои права, отступающее перед натиском агрессивной среды, волевое и безвольное. Несмотря на полярность многих из этих характеристик, все они верны. Потому что взаимоотношения личности и среды нельзя воспринимать как застывшие, раз и навсегда установленные. Это непрекращающийся процесс взаимного развития, изменения, приспособления. Э.Дюркгейм высказал мысль, что в этом процессе инициатива исходит от общества. Консолидируя взаимодействующих индивидов, обобщая их опыт, общество формирует правильную модель поведения, которую личность должна принять как свою. Тем самым общество оказывает давление на личность, лишая ее свободы. Схему такого варианта отношений можно назвать “предложение” – “выбор” (рис. 4.1).

Общество Личность

Предложение Выбор

 

Рис. “Двухзвенная” модель взаимодействия общества с личностью

(доминирование общества)

Личность в рамках этого варианта рассматривается как пассивный, усредненный, “всеядный” потребитель тех норм, ценностей, которые общество таковыми считает. Поскольку ведущая роль принадлежит обществу, оно не в состоянии учитывать интересы каждого индивида. В этой модели теряется неповторимость, уникальность личности, не учитывается ее избирательное отношение к предложениям общества, ей отказано в праве на инициативу. Такой подход был принят в ранних типах обществ, где инициатива личности была сведена к минимуму, а развитие происходило за счет случайных изменений. Хотя общества тоталитарного типа и заинтересованы в такой схеме отношений, исключающей инициативу личности, даже они вынуждены признать, что это схема угасания или простого воспроизводства прежнего уровня, но не развития общества.

Современное общество развивается за счет инициативы и активности людей, является результатом их деятельности. Рассматриваемое в отрыве от действующих индивидов, оно - всего лишь абстрактная схема. Люди своей деятельностью наполняют его жизнью. По мнению М.Вебера, индивид – активное действующее начало общества. Он строит свои отношения с ним на основе инициативного поиска удовлетворяющих его форм жизни. Личность автономна в том, что “примеряет” к себе предлагаемые обществом варианты, принимает их или отвергает, вносит предложения по изменению. В действиях отдельного человека проявляется специфика его личности. Он зависим от общества, соотносит свои действия с его требованиями, но общество признает за индивидом право на самый важный вид творчества – созидание своей жизни.

Такую модель взаимоотношений можно описать более сложной, трехзвенной формулой: поиск личности – предложение общества– выбор личностью из предложенного обществом (рис.)

           
     


Поиск Предложение Выбор

 
 

 


Рис. Трехзвенная модель взаимоотношений личности и общества

(паритетные отношения личности и общества)

 

Элементы этой цепи образуют непрерывный цикл отношений, в котором каждая сторона имеет возможность учитывать взаимные интересы и потребности. При такой модели взаимоотношений достигается взаимное развитие участников процесса.

Рассмотренные модели взаимодействия личности и общества показывают, что обе стороны связаны взаимными ожиданиями – обязательствами. Принципы действия этого уникального механизма взаимосвязи личности и общества объясняет статусно-ролевая теория, в разработке которой в разные годы принимали участие У.Джемс, Р.Линтон, Дж.Г.Мид, Ч.Кули, Т.Парсонс, Р.Мертон, П. Бергер, Э.Гоффман, З.Бауман и др. Инструментальными категориями в этой концепции являются “социальный статус” и “социальная роль”.

Все сферы жизнедеятельности общества могут быть представлены множеством социальных статусов, которые создаются с целью качественного удовлетворения многообразных потребностей людей. Например, в семье возникают статусы мужа, жены, родителей и детей. В рамках института образования возникают статусы преподавателя, студента, декана, профессора, ректора…

Социальный статус - позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социальный статус, во-первых, носит устойчивый характер (в числе других элементов он образует социальную структуру общества). Во-вторых, деиндивидуализирован, т.е. не связан с конкретным индивидом, а существует сам по себе и открыт для других индивидов. В третьих, имеет свой ранг: есть статусы более и менее престижные.

Процесс формирования социальных статусов начался ещё в древности с появлением разделения труда и усложнением внутренней организации общества. Статусы разграничивали сферу обязанностей между людьми и закрепляли за ними соответствующие этим обязанностям права, властные полномочия. Тем самым социальное положение одних индивидов по отношению к другим определялось как более высокое или низкое. Условное расстояние между статусами называется статусной дистанцией. Общество заинтересовано в ее соблюдении, это упорядочивает социальные отношения, делает их предсказуемыми. Мерой статусной дистанции выступают объем властных полномочий, размеры дохода, уровень образования и квалификации, престиж профессии, различные возможности – в проведении отдыха, получении хорошего образования, медицинской помощи. Необоснованная попытка преодолеть статусную дистанцию получила название фамильярности. Фамильярное поведение (попытка встать “на равную ногу” с представителем более высокого по рангу статуса) обществом осуждается. Для поддержания статусной дистанции были придуманы статусные символы. В этом качестве могут выступать одежда, манеры поведения, язык, жилье, марка автомобиля. Статусные символы, права и обязанности индивида, являются основой его статусного образа – имиджа.

Любой индивид обладает множеством статусов, его жизнедеятельность протекает в нескольких группах и организациях, он связан множеством различных отношений с другими людьми. Например, он - гражданин, мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, беспартийный, православный и т.д. Совокупность всех статусов индивида называется статусным набором (рис.)

 

 

Рис.4 Примерная схема статусного набора индивида

Главным именуют наиболее важный для человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Как правило, этот статус “кормит” человека, т.е. позволяет ему получать средства для существования. Он определяет стиль и образ жизни индивида, круг его знакомых, манеру поведения. Этот статус наиболее важен обществу. В современном обществе главным является статус, связанный с профессией, должностью по месту работы (директор банка, юрист, рабочий), а в традиционном – с титулом, происхождением. Потеря главного статуса воспринимается как трагедия. Мужчина - производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается им как крушение личности. У безработного изменится стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.

Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его личные качества оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные). Быть лидером или аутсайдером, душой компании, знатоком, другом, умельцем - значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений. Личный статус еще называют неформальным (т.е. неофициальным), в противовес формальному. Формальные статусы в свою очередь бывают предписанными или достигаемыми (определяются способами, которыми человек их приобретает).

Предписанным принято называть статус, который человек получает не по своей воле, над которым не имеет контроля: пол, раса, родственные характеристики, место рождения, титул (в сословных обществах). Д остигаемый статус приобретается в результате личных усилий и находится под контролем человека. Достигаемый статус всегда подчеркивает личные достижения человека. Это его образование, профессия, квалификация.

В традиционных обществах человека оценивали преимущественно по предписанному статусу, а в современном – по достигаемому.

Предписанный, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные, кровнородственные – все это разновидности основных статусов, которые значимы для личности и определяют ее положение в обществе в течение продолжительного времени. Помимо них, существует огромное количество эпизодических статусов: пешеход, пассажир, прохожий, пациент, покупатель, читатель. Права и обязанности таких статусов трудноопределимы. Если они не оговариваются в специальных инструкциях (например, правилах поведения в общественном транспорте), то сводятся к общегражданским правам и обязанностям.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Если он покидает одну статусную позицию в структуре общества, то обязательно оказывается в другой.Поэтому социальный статус имеет огромное значение в социологии как существенная характеристика личности, помогающая в любой момент времени определить “местонахождение” конкретного индивида в социальном пространстве.

Статусы играют большую роль в социальных отношениях. Человек смотрит на мир и относится к другим людям с позиции своего статуса. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают тех, у кого собаки нет. Автолюбители раздражаются на пешеходов и наоборот. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников и законопослушных. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот. Профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные, кровнородственные статусы человека могут влиять на интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Иногда человек буквально сливается с каким-то своим статусом, переносит стереотип поведения с одного статуса на другой: офицер нередко допускает командные нотки в кругу семьи, учитель ощущают себя таковым и вне школы – среди соседей, друзей. Такой “диагноз” - максимальное слияние со своим статусом, называется статусной (или ролевой) идентификацией, а минимальное - дистанционированием (т.е. отстранением от статуса и связанных с ним ролей). Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним, которую обладатель высокого статуса будет стремиться подчеркнуть с помощью символических атрибутов (орденов, медалей, формы). Дистанционирование от своего статуса имеет место в том случае, если человек считает его случайным, недостойным для себя.

4. Социальные роли и ролевые конфликты

Социальный статус открывается человеку через систему связанных с ним ролей. Социальная роль - это поведение, ожидаемое обществом от носителя того или иного социального статуса.

Один из создателей статусно-ролевой теории, П. Бергер определил социальную роль как “типичную реакцию на типичное ожидание”. Таким образом, между индивидом, занимающим тот или иной статус (например, студента) и ролевым поведением студента, которое предполагает посещение лекций, подготовку к семинарским занятиям, написание курсовых работ, участие в научно-исследовательских проектах, есть промежуточное звено – ролевые ожидания общества (экспектации). Этосовокупность требований, предъявляемых к выполнению соответствующих социальных ролей с целью обеспечения необходимого качества удовлетворения потребностей и достижения согласованности во взаимодействиях индивидов. Общество задает идеальную модель студента через государственный образовательный стандарт, нормативные документы, регулирующие учебный процесс, общественные стереотипы.

Общество заранее определяет перечень социальных ролей. Можно говорить о ролевом поведении президента, банкира, студента, осужденного, отца, матери, друга и т. д. Исходя из такого понимания социальной роли, американский ученый Р. Мертон определил личность как функцию той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе.

Ролевая теория, считает П.Бергер, отражает социальное видение человека: человек играет разные роли в грандиозной социальной пьесе, при этом он надевает те маски, которые необходимы по ходу действия. Персональная биография личности понимается как “репертуар ролей”, её ранг измеряется числом ролей, которые индивид умеет играть.

Каждый статус предполагает исполнения ряда ролей, из которых складывается ролевой набор.

Каждой роли присущ свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей или среде администрации университета совсем не те, что складываются у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, чем богаче ролевой набор, тем разнообразнее социальные отношения в обществе.

Статусно-ролевые взаимодействия направлены на удовлетворение потребностей людей. Этот процесс регулируется обществом, которое на высоком уровне устанавливает незримую “планку” удовлетворения потребностей. Г. Герт и Р. Миллс описали механизм контроля общества за выполнением личностью своих социальных ролей и назвали его “личностный подбор”. Среди претендентов на тот или иной статус постоянно происходит отбор тех, кто максимально эффективно способен справиться с этой задачей, лучше других подготовлен, имеет опыт решения подобных задач. Поэтому претенденты вынуждены развивать необходимые способности и принимать необходимые модели поведения.

Социальные статусы и роли участвуют в формировании социальной структуры общества. Статус показывает, какую позицию в этой структуре занимает индивид, социальные роли выражают меру освоения им культуры общества. Социальная структура общества, несмотря на необходимую устойчивость, исторически изменяется. Это происходит как вследствие развития потребностей общества, так и в силу того, что каждый исполнитель роли привносит в этот процесс определенное своеобразие. Человек автономен (относительно свободен, независим)в выполнении своих ролей. Социальная роль существует как бы в нескольких положениях одновременно: во-первых, как социальные ожидания общества (экспектации); во-вторых, как индивидуальное понимание личностью своей роли и ожиданий общества; в – третьих, как реальное ролевое поведение личности.

Каждый индивид неоднократно в своей жизни переживает ситуацию ролевых конфликтов – т.е. внутренних индивидуально переживаемых состояний напряжения, связанных с выполнением социальных ролей. Среди причин ролевых конфликтов можно отметить следующие:

1) недостаточная ролевая подготовка, не позволяющая человеку в полной мере осознать и выполнять те роли, которые предполагаются его статусом;

2) возрастание интенсивности социальной жизни, сопровождающееся появлением множества новых обязанностей человека;

3) культурные изменения в обществе, размежевание систем ценностей, развитие специфических культур различных социальных слоев и групп.

Множественные причины порождают и множество типов ролевых конфликтов. Чаще всего говорят о внутриролевых и межролевых конфликтах.

Внутриролевые конфликты развертываются в рамках одной социальной роли. Основаниями такого конфликта может быть несоответствие исполняемой роли ожиданиям общества или расхождение между ролевыми обязанностями и интересами самой личности. Общественные ожидания в этом случае будут восприниматься как груз обстоятельств, но их игнорирование способно привести к конфликту. Внутриролевой конфликт может быть создан и давлением чуждых индивиду установок, распространенных в среде его пребывания.

Способы преодоления внутриролевого конфликта вытекают из его причин. Определив их, индивид должен уточнить содержание своей роли, чтобы скорректировать ролевое поведение. Одним из способов снятия ролевой напряженности является рационализация ролей – своеобразное моральное оправдание своих убеждений и действий, которое помогает выдержать прессинг со стороны чуждых установок или пережить неудачу в реализации планов. Так, претенденту, проигравшему политические выборы, можно порекомендовать найти негативные стороны искомой должности, чтобы оправдать провал: она требует чрезмерного напряжения сил, богата стрессами…

Регулирование ролей с целью снятия внутреннего конфликта отличается от рационализации. В этом случае человек находит оправдание своим действиям в существовании вынудивших его обстоятельств, тем самым перекладывая свою ответственность на кого-то другого.

Второй вид ролевых конфликтов – межролевые, происходящие из-за того, что индивид не может качественно выполнять все роли, вытекающие из его статусов. Чем шире статусный набор и вероятнее наличие в нем несовместимых статусов, тем неизбежнее межролевой конфликт.Классический пример такого конфликта – положение современной работающей женщины, которая должна выполнять роли жены, матери, хозяйки, специалиста и т.д.

Наиболее эффективный выход из межролевого конфликта – разделение ролей, систематизация связанных с ними обязанностей, отказ от второстепенных функций и сосредоточение основного внимания на главной роли. История знает массу примеров, когда жестокие палачи, убийцы были заботливыми отцами, любящими мужьями, трогательно любили домашних животных и выращивали розы. Они просто разделяли профессиональные и домашние роли, снимали одну маску и надевали другую.

Решение проблемы поиска подходящих “масок”, научение индивида с наименьшими потерями для себя и с наибольшей пользой для общества выполнять многообразные ролевые предписания – это задача, которая решается в процессе социализации индивида.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные факторы формирования личности. Из каких элементов состоит структура личности?

2. Опишите механизм взаимодействия личности и общества.

3. Проанализируйте теоретические подходы к изучению личности.

4. В чем заключается смысл статусно - ролевой теории?

5. Назовите основные виды статусов.

6. Что такое ролевой конфликт? Каковы его виды?

7. Что такое социализация личности? Какие виды, этапы, агенты социализации Вы знаете?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: