народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти в своих руках.
Будущее государственное устройство Радищев представлял в форме федерации. Отечество наше, предсказывал он, обязательно разделится на части и ≪тем скорее, чем оно будет пространнее≫.
Идеальным, с его точки зрения, для России был бы добровольный союз городов с вечевыми собраниями и со сто-
Лицей в Нижнем Новгороде.
Такое устройство государства сможет обеспечивать народу его священные естественные права, которые заключаются
≪в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными≫.
Защищая эти естественные права, Радищев придавал особое значение свободе мысли и свободе слова. В реализации этого ≪неотъемлемого естественного права≫ он усматривал большую пользу не только для общества, но и для государства. ≪Чем основательнее государство в своих правилах... тем менее может оно поколебаться и трястись от дуновения каждого мнения...≫
В русской истории Радищев первым выступил в защиту свободы слова, показав пагубность ее запрета для государственных порядков, общественного спокойствия и развития науки.
Разрабатывая основы законодательства в работе ≪Опыт о законодавстве≫, Радищев настаивал на ≪равной зависимости всех граждан от закона≫ и выдвигал требования осуществления наказания только по суду, причем каждый ≪судится равными себе "гражданами≫.
Он считал необходимым предоставить подсудимому право на защиту, полагая, что для этой цели он может избирать когохочет, а ≪если нет никого, то такого человека даст ему суд≫.
|
Подсудимый также должен иметь право обжаловать действия судей, заподозренных ≪в недоброжелательстве или проволочке≫, и даже ≪отвергнуть весь суд≫ и ≪настаивать на том, чтобы быть судимым иным судом≫, без объяснения причин.
При вынесении приговора по уголовным делам решение необходимо принимать не большинством голосов, а единогласно.
Судоустройство Радищев представлял в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики. В принципесуд присяжных вызывал его одобрение, и он похвально отзывался о судах присяжных в Англии, но выражал сомнение втом, как этот суд будет действовать во Франции, где ≪живет народ отличный от англичан≫. Также смущало его и применениеподобной формы судопроизводства в России в связи с неподготовленностью и недостаточной грамотностью населения.
Радищев полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совестные. Особенно онприветствовал совестные суды, усматривая в них большуюпользу для населения. Современное ему законодательство вызывало серьезную критику Радищева. Действующие в Россиизаконы ≪обветшали≫ и, кроме того, они чрезвычайно жестоки.
Он считал, что назрела необходимость принятия нового Уложения, которое будет основано на принципах равноправия всех людей, населяющих Россию, и соответствия суровости наказания тяжести преступления.
Преступления следует четко разделить по видам:
1) против жизни и здоровья личности (этим видам он отводит первое место в системе преступлений); против чести и доброго имени; против свободы; против имений (собственности); против спокойствия и против мыслей и мнений.
|
2) против государства должны составить отдельный раздел, в котором следует особо выделить преступления судей и градоначальников, поскольку именно от них больше всего терпит народ всякие страдания и притеснения. К преступным деяниям судей необходимо отнести: превратное и злонамеренное истолкование законов, оттяжку и проволочку в рассмотрении дел, ≪лицеприятие и понаровку≫, когда судья ≪понаровку сделал сильному и обвинил немощного≫, мздоимство и злоупотребление властью.
Радищев предлагал регулярно издавать специальные ≪Ведомости≫, которые будут оповещать народ о преступлениях и последующих за них наказаниях, и здесь также преступные деяния судей и чиновников выделять в особый раздел, из которого бы люди узнавали о подарках и подкупах судей и чиновников и о наказаниях за эти преступления.
В своем проекте Уложения он предлагает следующие виды наказаний:
1) телесное наказание, применяемое с осторожностьюи только в' целях воспитания (правда, этот вид наказания онподвергает сомнению, заявляя, что ≪польза телесного наказания проблема недоказанная, оно достигает своей цели ужасом,но ужас не есть спасение...≫);
2) принудительная работа;
3) ссылка на время или навсегда;
4) лишение отечества также на время или навсегда;
5) лишение выгод и преимуществ своего сословия;
6) лишение доброго имени;
7) денежная пеня и выговор.