Поведение людей вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся.
С целью понимания поведения людей в организации, мы должны больше узнать о двух вещах:
1) о людях и, в частности, об основах природы человека и
2) об организациях, почему они создаются и из чего они состоят.
Организационное поведение – это область знаний, ориентированная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и использования этого знания с целью помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
Основные ценности, характеризующие этот подход, включают:
1) акцент на установлении причинно-следственных связей,
2) обязательство изменяться,
3) гуманистический подход к человеку,
4) забота об организационной эффективности и
5) стремление полагаться на эмпирические исследования и научный метод.
Существует бесчисленное множество возможных вариантов функционирования организаций. Они могут:
1) быть сильно бюрократизированы,
2) с формализованными отношениями или же они могут существовать в неформальной среде,
3) централизованы и децентрализованы,
4) сильно структурированы, так что каждый работник имеет узкий круг обязанностей или деструктурированы, так что работники обладают широким кругом обязанностей.
Но общее во всех организациях то, что разные подходы к созданию и управлению организациями основаны на разных представлениях о человеческой природе. Они включают различные основные предположения о том, что оказывает мотивирующее воздействие на члена организации, а на этих основных предположениях, в свою очередь строятся различные методы поощрения людей, осуществления руководства, удержания контроля, управления деятельностью и т.д.
|
Один из основных вопросов состоит в том, следует ли рассматривать людей отрицательно, как заведомо склонных к лени и к удовлетворению собственных потребностей, или положительно, как склонных к самомотивации. Если принять первое предположение, то получится, что людей необходимо подталкивать, контролировать и держать под надзором, что они никогда не будут по доброй воле хорошо работать. Следовательно, только экономические формы поощрения будут действенны, и наиболее эффективной формой управления является автократическая.
Противоположная точка зрения состоит в том, что люди (наемные рабочие, служащие) стремятся к личному и общественному благополучию. Предоставленные самим себе, они будут усердно работать для получения внутреннего удовлетворения от хорошо сделанной работы. Работа, следовательно, должна предоставлять работникам возможность раскрывать свои творческие способности.
Особый интерес представляют следующие вопросы:
1. Уникален ли человек?
2. Какие изменения могут происходить в людях и насколько они могут быть сильны?
3. Контролируют ли нас внешние или внутренние процессы?
4. Ограничены ли наши способности к обучению и изменению?
Из обсуждения этих вопросов будут сделаны два главных вывода:
1) обучение - это основной механизм, при помощи которого люди изменяют свое поведение и
2) большинство людей способны к значительным изменениям.
После того, как Дарвин опубликовал свои основные работы, возник и стал распространяться тот взгляд, что человек не отличается от животных, так же, как и они, подвержен законам эволюции и естественного отбора. Эта теория является основой социобиологии - науки, занимающейся изучением биологического базиса всех форм социального поведения всех живых существ, включая человека. Социобиологи сделали вывод, что многие аспекты человеческого общественного поведения имеют глубокие биологические корни.
|
Тем не менее, существуют и значительные отличия человека от животных.
Во-первых, это развитие языковой формы общения до такого уровня, который является совершенно недоступным для животных.
Во-вторых, это отношение к окружающей среде. Если животные занимают по отношению к ней приспособленческую позицию и неблагоприятные изменения в ней чреваты гибелью для отдельных видов, то человек изменяет окружающую среду, сообразуясь со своими потребностями.
Какой же на основании всего этого можно сделать вывод об уникальности человеческой расы? Представляется, что истина лежит где-то между двумя полюсами. Одного понимания поведения животных недостаточно для понимания человеческого поведения.
Этот вывод помогает разрешить и другой важный вопрос об уникальности - уникальны ли люди сами по себе? Поскольку мы не руководствуемся в своем поведении легко описываемым набором поведенческих примитивов, представляется, что люди также непохожи друг на друга. Есть общее, но есть и различия. Для понимания причин возникновения этой уникальности необходимо знать, как люди развиваются и изменяются.
|
Первый вывод состоит в том, что способность людей к изменению притупляется с возрастом. Это происходит под влиянием как внутренних свойств человека, так и под влиянием окружения.
Одними из характеристик, препятствующих изменениям, являются особенности (черты) характера. Черты характера определяются как некоторые поведенческие установки, которые сохраняются во времени и в различных ситуациях.
Второй источник личной неизменяемости раскрывается социально-психологической теорией позиций и изменения позиций. Основное положение этой теории состоит в том, что человек прилагает усилия для достижения определенного положения или баланса. Мы стараемся занимать позиции, которые не противоречат друг другу. Мы строим очень сложную взаимосвязанную структуру убеждений и отношений к чему-либо, подтверждаемую нашим поведением. Эта структура с трудом поддается изменениям, поскольку мы вероятнее отбросим одну новую идею, чем будем менять все наше мировоззрение.
Наконец, фактом является то, что мы избирательно прислушиваемся только к той информации или тем людям, мнение которых заведомо совпадает с нашим собственным. Мы не ищем информации, противоречащей нашей позиции. Этот процесс уменьшает возможности для изменения.
Важным является также аспект ситуации, которая снижает возможности для изменения.
Во-первых, межличностное окружение остается для нас, по большей части, неизменным. Это верно как для людей, которые нас окружают, так и для социальных групп, к которым мы принадлежим. Мы должны соблюдать определенные правила того, как человек должен вести себя в общем (нормы), и как поступают определенные люди в конкретных ситуациях (роли).
Не последнюю роль играет также и наше культурное окружение. Существуют значительные различия между тем, какие нормы поведения приняты в разных странах.
В этом смысле лучшее, что может сделать организация, - это правильно выбирать людей и распределять их по местам.
Подводя итог, можно сказать, что на человека оказывают значительное влияние как внутренние, так и внешние факторы. В этой связи возникает вопрос, какие из этих факторов имеют преобладающее значение.
Противоречие между внутренними и внешними определяющими поведения существуют во многих формах и оказывают большое влияние на многие другие области человеческого поведения. При этом, на одном полюсе находятся те, кто утверждает, что почти все навыки являются приобретаемыми, и, следовательно, решающее воздействие оказывает окружающая среда. Если мы можем контролировать окружающую среду, мы можем контролировать индивидуума. Это экстерналистская (бихейвиористская) позиция. Ей возражают те, кто предлагает ряд внутренних механизмов как причин поведения, таких как инстинкты, черты характера, верования и мыслительные процессы. (Инстинкты определяются как стимулы к деятельности, возникающие внутри человека, наследственно и генетически программируемые.)
В интерналистской позиции существует также точка зрения, которая заключается в том, что поведение может вызываться либо устойчивыми личными характеристиками (персоналиями), либо внешними эффектами. Теория персоналий отличается от теории инстинктов тем, что приверженцы первой считают персоналии частично приобретенными (то есть не чисто генетическими). Тем не менее, есть основания утверждать, что и индивидуальные черты характера, и ситуационные переменные должны быть взяты во внимание для объяснения человеческого поведения.
Третий и последний набор внутренних механизмов касается человеческой познавательной деятельности. Познавательная точка зрения состоит в том, что хотя воздействие окружения (в лице поощрений и наказаний) и важно, но наше поведение на самом деле вызывается познавательской интерпретацией этого воздействия (наших размышлений, памяти и ожиданий).
Бихейвиористская модель может быть представлена в виде Стимул - Реакция (С-Р), а познавательская - модель в виде Стимул - Организм - Реакция (С-О-Р).
Анализ внутренних и внешних составляющих поведения наталкивает на еще один вопрос: если поведение определяется только внутренними факторами, то возможности изменения и роста для каждого индивидуума будут очень ограничены. С другой стороны, если поведение определяется исключительно внешним воздействием, эти возможности будут практически безграничными. Ответ на эти вопросы лежит где-то посередине между двумя крайностями. Наше поведение в значительной степени зависит от внешнего окружения, но и внутренние факторы нельзя сбрасывать со счетов.
Но если человеческое поведение во многом изменяемо, то устройство организаций и их функционирование могут оказывать огромное воздействие на поведение. Таким образом, необходимо исследовать те основные процессы, благодаря которым происходят изменения.
Обучение - относительно непрерывные изменения, которые происходят в человеке под влиянием получаемого опыта, делая возможными соответствующие изменения в человеческом поведении.
Во-первых, знание включает в себя изменение.
Во-вторых, оно основано на опыте.
Наконец, в большинстве случаев, знание выражается в относительно непрерывных изменениях.
Предметом обучения могут быть совершенно разные вещи.
Во-первых, заучиваться могут моторные (двигательные) навыки.
Во-вторых, необходимыми бывают технические знания.
В-третьих, необходимо изучать навыки межличностного общения. Организации состоят из людей и умение ладить с другими является совершенно необходимым.
Все организации ожидают от нанимаемых ими людей обладания определенными навыками. Кроме того, большое количество обучения имеет место в самой организации для лучшего соответствия целям и задачам организации.
Один из видов обучения, применяемого в организации носит название ассоциативного обучения. Ассоциативное обучение имеет место тогда, когда некоторый нейтральный стимул ассоциируется у человека с другим стимулом, который сам по себе вызывает определенную реакцию, то есть не является нейтральным. Такой стимул называется необусловленным стимулом, а соответствующая реакция - необусловленной реакцией. Нейтральный стимул называется обусловленным стимулом.
После того, как обусловленный стимул несколько раз проассоциировался с необусловленным стимулом, на него вырабатывается такая же реакция, как на необусловленный стимул. Таким образом, ранее нейтральный стимул становится обусловленным, то есть вызывающим определенную реакцию.
Большая часть обучения, происходящего в организациях,- это так называемое инструментальное обучение. Инструментальное обучение возникает, когда за проявлением индивидуального поведения следует некоторое событие, которое либо увеличивает, либо уменьшает вероятность повторения этого стиля поведения. События, которые увеличивают вероятность повторения поведения, называются поощрениями. События, которые уменьшают вероятность повторения поведения, называются наказаниями.
Существует принципиальное различие между обучением и исполнением. Когда мы используем термин "обучение", мы подразумеваем приобретение компетенции для осуществления каких-либо действий, вне зависимости от того, осуществлялись ли они в действительности. В этой связи необходимо заметить, что поощрения и наказания влияют и на обучение, и на исполнение. Но методы поощрения и наказания, действенные для обучения совсем необязательно будут являться таковыми для исполнения.
Существуют положительное и отрицательное поощрение. Создание для работника желаемого стимула является положительным поощрением. Если же мы убираем нежелательный стимул, то имеет место отрицательное поощрение. Заметим, что отрицательное поощрение увеличивает вероятность повторения варианта поведения, и, поэтому не должно быть смешиваемо с наказанием, которое эту вероятность уменьшает. Наказание, в свою очередь, также может осуществляться в виде создания нежелательного стимула, либо же в виде уничтожения желательного стимула. Однако мы не употребляем терминов "положительное" или " отрицательное" наказание. Поощрение является более правильным способом воздействия, так как оно однозначно указывает на то, какое поведение является желательным, тогда как наказание лишь определяет, какое поведение является нежелательным. Поэтому, чтобы наказание было
эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое поведение является правильным. С этой целью, оно должно:
1) осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения,
2) осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения и
3) использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.
Существуют также внутренние и внешние поощрения.
Внутренние поощрения являются прямыми последствиями осуществления какого-либо действия. Это, например, ответственность или достижения. Внешние поощрения, напротив, таковыми не являются. Примерами могут служить зарплата или повышения.
Поощрения бывают первичные и вторичные.
Первичные поощрения представляют из себя такие награды, которые непосредственно приносят удовлетворение индивидууму, удовлетворяя его основные физиологические потребности. Вторичные поощрения приносят удовлетворение, поскольку они тесно ассоциированы с первичными.
Генерализация - это процесс обучения тому, что некоторый тип поведения возникает в более чем одной ситуации. Дискриминационное обучение возникает тогда, когда награда появляется в одних случаях и не появляется в других. Набор ожидаемых стилей поведения в данном положении называется ролью. Термин "роль" отражает тот факт, что все индивидуумы, независимо от их индивидуальных характеристик, должны вести себя определенным образом, если они занимают определенное положение. Индивидуумы, занимающие одно и то же положение, выступают друг для друга ролевыми моделями. Прямая обратная связь - это поощрение или наказание, которое обучающийся получает, когда он или она пытается применить стиль поведения, скопированный с ролевой модели. Непрямая обратная связь, напротив, это те награды или наказания, которые ролевая модель получает за свое поведение. Этот процесс называется обучением на чужих ошибках.
Лекция2. Природа организаций и организационное поведение
Люди способны изменяться. При этом важнейшим двигателем этих изменений является окружающая среда. Значит, нам и следует начать рассмотрение вопроса с анализа, прежде всего, окружающей среды, среды, которая действует на поведение человека. В частности, рассмотрим природу организаций. Почему организаций? Да потому, что практически весь рабочий процесс происходит в организациях, поэтому они и могут быть рассмотрены как наиважнейший элемент внешнего воздействия на рабочее поведение. Для этого сосредоточим свое внимание на следующих вопросах:
1. Организация – система скоординированного поведения.
2. Признаки организации.
3. Законы функционирования организации.
4. Взаимосвязь управления и структурных характеристик с поведением.
1.
Почему существуют организации? В большинстве случаев, люди объединяют усилия и организуются для достижения каких-либо физических, личных или экономических преимуществ. Люди организуются под влиянием убеждения, что это есть наилучший путь для достижения их целей.
Поэтому мы можем сказать: «Организация - это система скоординированного поведения». Но можно возразить, сказав итак: «Организация - это есть само поведение». Ведь правила, регуляторы, стандартные процедуры и все остальное, что приходит на ум при мысли об организации, - это всего лишь механизмы скоординированного поведения.
Сущностью же организации является само поведение. Таким образом, чем описывать организацию как вещь, ее лучше описать как процесс.
Также важным является тот факт, что люди, в процессе вхождения в организацию, жертвуют частью своей свободы. Зачем они это делают. Они делают это с целью достижения личных и организационных целей.
2.
Организация, как структура, характеризуется рядом признаков.
1. Первым из них является цель.
Договариваемся, что принимаем за истину утверждение: организация образуется для достижения поставленных целей. В действительности, существует множество таких целей. При этом, организация стремится к достижению не только своих формализованных целей, но и личных целей своих членов, причем этим последним придается не меньшее значение, чем первым.
Действительно, если бы организация вдруг оказалась бы неспособна удовлетворять цели своих членов, то она быстро бы их лишилась. Кроме того, что цели организации побуждают людей-членов вступать в нее и оставаться в ней, они выполняют еще две другие функции.
а) они служат для управления поведением и стимулирования трудовых усилий.
б) они служат эталоном измерения. Когда цели не достигаются, эффективность работы организации ставится под сомнение.
2. Вторым признаком организации можно считать наличие в ней некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию цели.
3. Третьим - наличие внутреннего координирующего центра (в крупных организациях их может быть несколько, один из которых - главный). Этот центр придает стабильность организации, равновесие внутренним и внешним процессам.
4. Четвертым признаком организации является координация всех внутренних процессов в ней на основе принципа саморегулирования.
В чем заключается суть саморегулирования? В том, что организационный центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации и координирует действия ее членов.
5. Пятым признаком организации можно считать ее обособленность, наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения, в том числе от других организаций.
6. Наконец шестой признак - организационная культура, которая представляет собой совокупность норм поведения, традиций, символов, словом, всего того, что отличает данную организацию от других.
3.
Лицо любой организации определяется несколькими группами переменных факторов.
1. Внешняя среда, которая во многом определяет границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов организации, взаимоотношения между людьми. Организация постоянно приспосабливается к среде, оценивает по ее реакции успешность своих действий.
2. Другим первичным фактором является среда внутренняя. Ее образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.
3. К факторам, влияющим на организацию, можно отнести внутреннюю расстановку сил, политику руководства по отношению к различным сторонам ее жизни: персоналу, нововведениям, мотивации и пр.
Итак, мы говорим о факторах, которые влияют на жизнь организации. Но жизнь организации подчиняется и определенным законам. Какие это законы?
1. Основным из них принято считать закон синергии (синергизм – греческое слово, которое обозначает: 1. Сотрудничество, содействие; 2. Комбинированное действие), который гласит, что свойства и возможности организации как единого целого превышают сумму свойств и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой, взаимовлиянием.
Реальный выигрыш от такого объединения перекрывает для его участников потери от ограничения организацией их самостоятельности, иначе бы смысла в существовании организации не было.
2. Второй закон организации заключается в параллельности осуществления в ее рамках таких противоположно направленных процессов, как разделение, дифференциация, специализация функций, реализуемых ее элементами, с одной стороны, и их объединение, универсализация - с другой. В итоге увеличиваются потенциальные возможности элементов как таковых и результата их взаимодействия в виде потенциала организации в целом.
3. Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовать потенциал, которым они обладают.
Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу; в то же время при нехватке персонала организация оказывается не в состоянии выполнить даже необходимую работу. Естественно, что в обеих ситуациях неминуемо возникают экономические потери.
4. Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели, каждая из которых представляет собой ее конкретизацию, являются ее подцелями.
5. Пятый закон организации - это закон самосохранения, предполагающий, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое.
Самосохранение организации обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организации, естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к застою и бюрократизации.
6. Шестой закон организации утверждает, что порядок определяется уровнем информированности ее членов.
7. Седьмой закон организации - закон онтогенеза - говорит о том, что любая организация в рамках своего жизненного цикла последовательно проходит три фазы: становление, развитие и угасание.
В организациях люди дополняют друг друга, складывают свои физические, интеллектуальные и иные способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание.
Без организации невозможно было бы не только развитие цивилизации, но и появление языка и разумной жизни, возникших в результате взаимодействия наших предков.
3.
Теперь посмотрим на управление с точки зрения организационного поведения.
Для чего нужно управление в организации?
Управление включает в себя координацию человеческих и материальных ресурсов для достижения формальных целей организации. А ответственность за координирование, регулирование, объединение различных видов деятельности для эффективного и своевременного достижения поставленных целей падает на людей, называемых управляющими. При этом им в этом процессе приходится сталкиваться со многими проблемами. Рассмотрим некоторые из них.
Запутанность. С ростом сложности и запутанности организации координация и объединение становятся гораздо более сложными. Центральным для этой проблемы является фактор контроля и согласованности. С различными типами людей придерживающимися различных ценностей и стремящимися к различным целям становится исключительно трудно производить совместные, согласованные действия.
Размер. Увеличение размера создает серьезные проблемы. Люди не представляют себе, что делается в других частях компании. Они теряют связь с организацией и ее целями. Они не знают большинства людей, с которыми им приходится работать. Все эти факторы делают гораздо более сложным для организации процесс мотивации работников и координации их деятельности.
Наука и технология. Наука и технология играет все более возрастающую роль в организациях. Они оказывают влияние не только на техническую сторону функционирования организаций, на их исследовательские лаборатории, но и на каждый аспект организационной деятельности. К примеру, с внедрением новой технологии, организация должна нанимать работников с уровнем подготовленности, соответствующим возросшей технической оснащенности или переучивать старый персонал.
Следующий важный элемент организационного окружения - структурные характеристики организации. Организационная структура - это общая сумма методов, которые разделяют свой трудовой процесс на отдельные задания и, затем, добивается координации между этими заданиями. Ни одна пара организаций не имеет одинаковой структуры, но каждая организация имеет какую-то свою структуру.
Каковы элементы этой структуры?
1. Горизонтальная дифференциация. Горизонтальная дифференциация относится к способу, которым различные задания, выполняемые в организации, разделяются и группируются в отдельные единицы. Существуют различные виды горизонтальной дифференциации:
1) по выполняемой работе,
2) по производимому продукту,
3) по потребительским группам и
4) по месторасположению.
В реальности, большинство организаций разделено на основании нескольких критериев, то есть, например, сначала на основании продукта, а потом на основании месторасположения. Такая дифференциация может привести к конфликту интересов, поскольку группы, сформированные на основании различных критериев, преследуют различные цели.
2. Вертикальная дифференциация. В дополнение к горизонтальной дифференциации, организации также разделены вертикально.
Вертикальная дифференциация определяется количеством уровней власти в организации. Это есть степень разделенности управленческих специальностей. В общем, с ростом организации, в ней возникает все больше иерархических уровней. Чем больше людей входит в организацию, тем больше усилий требуется для координации их поведения.
Однако и при равной численной величине организаций, в них бывает разное количество иерархических уровней. При этом, те организации, в которых иерархических уровней больше, называются "длинными" организациями, а те, в которых иерархических уровней меньше, называются "плоскими" организациями. Степень вертикальной дифференциации организации оказывает заметное влияние на удовлетворенность работой членов организации. Например, высшие управляющие в "длинных" организациях более удовлетворены работой, чем в "плоских". И наоборот, те, кто занимают низшие должности в "плоских" организациях более удовлетворены работой, чем их коллеги в "длинных" организациях.
В большинстве организаций, управленческая деятельность подчинена строгой иерархической структуре, так что каждый управляющий имеет только одного начальника. Это называется скалярной цепью подчинения (скаляр - величина, каждое значение которой может быть выражено одним (действительным) числом). Те организации, которые отходят от этого правила, имеют то, что называется матричной структурой. В матричной структуре организация одновременно разделена на базе двух различных критериев, и каждый управляющий имеет двух начальников. Матричные структуры используются для объединения преимуществ каждой простейшей структуры, которая в них входит. Однако, они необычайно трудны в управлении.
3. Широта контроля. Определяется через количество подчиненных у одного начальника. Отчего зависит широта контроля? Широта контроля зависит от степени вертикальной дифференциации в организации. Широта контроля значительно уменьшается при продвижении вверх по иерархической лестнице. У управляющих низшего звена может быть по 20-30 подчиненных, тогда как у высших управляющих - 4-8. Широта контроля влияет на поведение членов организации двумя разными способами.
а). Если у начальника слишком много подчиненных, то снижается уровень контроля и падает отдача;
б). Но если у начальника слишком мало подчиненных, то это также приводит к снижению отдачи, потому что никто не любит, когда кто-то все время стоит у него над душой.
4. Формализация. Формализация - это степень спецификации правил и регулирующих положений, которые управляют рабочим поведением членов организации, а также степень распространения формальных письменных способов коммуникаций, которые проходят через иерархическую цепь команд.
Высоко формализованная организация называется бюрократией.
Формализация имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам относится то, что формализация служит для координирования поведения членов организации. К тому же формальные правила и процедуры могут служить объективной мерой любого производимого действия.
Но есть и отрицательные стороны. Формализация ведет к тому, что большее внимание обращается на правила и процедуры, а не на цели, для достижения которых эти правила были созданы.
5. Централизация. Чем меньше та группа людей, которая принимает основополагающие решения о деятельности организации, тем выше в ней уровень централизации. Если же полномочия по принятию решений делегированы нижним иерархическим уровням, то организация является децентрализованной. Степень централизации влияет на удовлетворенность работой так же, как степень "длинноты" организации.
Теперь попытаемся рассмотреть отношения между структурными компонентами организаций, рассмотренными выше и, так называемыми случайными факторами, воздействующими на организацию
1) природой работы, выполняемой организацией и
2) внешней средой самой организации.
Технология и структура. Различные характеристики работы, выполняемой в организации, в общем называются технологией работы. Существует тесная взаимосвязь между технологией с одной стороны, и формальной структурой организации с другой. Эту взаимосвязь можно представить в виде таблицы (матрица Перроу):
Мало исключительных Много исключительных
случаев случаев
Не анализируемая
технология Ремесленничество Не рутинная работа
Анализируемая
технология Рутинная работа Инженерная работа
Другое исследование на тему отношений между технологией и структурой было проведено Джоан Вудворд. Она занималась только промышленными фирмами и разделила их на три категории:
1. Поточное производство. Высоко стандартизированные товары, большие объемы производства, низкая стоимость труда.
2. Единичное или мелкосерийное производство. Штучный товар, мелкие партии, высокая стоимость труда.
3. Крупносерийное производство. Нечто среднее между 1 и 2.
Производство как поточное, так и штучное, партии среднего размера, средняя цена труда.
При этом было замечено, что организации первого типа являются
"длинными", а организации третьего - "плоскими".
Окружающая среда и структура. Структурные типы организаций во многом зависят от того, в какой среде находится та или иная организация. Эффективность в этом случае зависит от того, насколько хорошо организация "вписывается" в окружающую ее среду.
В общем и целом, структура организации имеет значительное влияние не только на членов этой организации, но и на эффективность ее функционирования. Организация с большей вероятностью будет функционировать успешно, если ее структура наилучшим образом будет соответствовать ее технологии и окружающей ее среде.
Итак, существует множество возможных вариантов функционирования организаций: они могут быть сильно бюрократизированы, с формализованными отношениями или же они могут существовать в неформальной среде, централизованы и децентрализованы, сильно структурированы, так что работники обладают широким кругом обязанностей.
Но общее во всех организациях то, что разные подходы к созданию и управлению организациями основаны на разных представлениях о человеческой природе. Они включают различные основные предположения о том, что оказывает мотивирующее воздействие на члена организации, а на этих основных предположениях, в свою очередь, строятся различные методы поощрения людей, осуществления руководства, удержания контроля, управления.
Лекция 3. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Элементы системы организационного поведения.
2. Значение философии управления.
3. Альтернативные модели организационного поведения.
4. Применение моделей организационного поведения.
Нет двух похожих друг на друга организаций. Все организации различны. А ведь они действуют в разных условиях, в разных городах, странах, существовали и существуют в разное время.
Давайте прочтем правила внутреннего распорядка фабрики Адама Утни (см. табл. 2.1. в книге Д.Ньюстрома и К. Дэвиса «Организационное поведение», с. 32)
3.1. Элементы системы ОП.
У каждой организации есть определенные цели. Их достижение предполагает:
1) создание;
2) распространение;
3) внедрение системы ОП.
Такие системы существуют в каждой организации. Наиболее эффективными зарекомендовали себя системы ОП, которые:
1) сознательно созданы;
2) регулярно контролируются;
3) постоянно совершенствуются.
Основная задача систем ОП состоит в:
1) идентификации важнейших человеческих и организационных факторов, которые оказывают влияние на достижение организацией поставленных целей;
2) в создании условий для эффективного управления ми.
Конечные результаты обычно измеряются в соответствии с тремя основными критериями:
1) показателями деятельности организации (например, количество и качество товаров и услуг, уровень обслуживания клиентов);
2) степенью удовлетворительности работников (низкие показатели уровня прогулов, опозданий или текучести кадров);
3) индивидуального роста и развития (приобретение новых знаний и повышение квалификации).
Фундамент системы оп организации образуют:
1) основные убеждения и намерения индивидов, объединяющих свои усилия для ее создания (например, собственников компании);
2) а также менеджеров, которые в настоящее время руководят ее деятельностью..
Философия (теоретическая модель) ОП менеджмент организации включает в себя:
1) комплекс предположений и убеждений ее руководителей и управленцев относительно реального состояния дел компании;
2) задач ее производственной деятельности;
3) возможности идеальной системы.
Философия ОП менеджера базируется на двух источниках:
1) фактических;
2) ценностных предпосылках.
Фактические предпосылки представляют собой наш описательный взгляд на бытие и основываются на как исследованиях поведенческих наук, так и на нашем личном опыте.
Фактические предпосылки приобретаются в ходе непосредственного и опосредованного познания в течение жизни в значительной степени направляют наши поступки.
Ценностные предпосылки представляют желательность определенных целей и видов деятельности.
Ценностные предпосылки могут целиком находиться под нашим контролем. Мы можем выбирать их, изменять их, отказываться от них (хотя очень часто они бывают весьма глубокими).
Менеджеры несут основную ответственность за введение в систему ОП еще трех основных ее элементов:
1) видения;
2) задач;
3) целей.
Видение – представляет сбой образ того, чем организация и ее члены могут быть, то есть возможное (и желательное) будущее. Видение требует настойчивой его пропаганды, чтобы донести его до работников всех рангов.
Мисси