Объект закупки | Предельная величина значимости | |
min значимость стоимостных критериев, % | max значимость нестоимостных критериев, % | |
Товары (кроме отдельных видов) | ||
Работы, услуги (кроме отдельных видов) |
Значимость стоимостных критериев можно увеличить. А значимость нестоимостных можно только уменьшить. Это связано с тем, что в отношении стоимостных критериев Правительство установило минимальную значимость, а в отношении нестоимостных – максимальную (приложение к Правилам № 1085).
Кроме того, Правительство в приложении перечислило отдельные виды продукции, для которой установило минимальную и максимальную значимость критериев. Поэтому перед тем, как установить значимость, приложением к Правилам № 1085.
ПРИМЕР: ЗАКАЗЧИК НЕВЕРНО УСТАНОВИЛ ЗНАЧИМОСТЬ КРИТЕРИЕВ
Заказчик объявил конкурс на услуги по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. В документации установил значимость критерия «цена контракта» – 40 процентов, критерия «квалификация участников» – 60 процентов.
При закупке услуг заказчик должен установить значимость стоимостных критериев – не менее 60 процентов, нестоимостных – не менее 40 процентов. При этом услуги по аттестации не входят в отдельный перечень работ и услуг. На этом основании суд решил, что заказчик неверно установил значимость критериев оценки заявок и нарушил пункт 9 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 № 13АП-22373/2018, А56-3698/2018).
Когда закупаете услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению, значимость стоимостных критериев оценки установите в 40 процентов, нестоимостных – 60 процентов. Менять значимость нельзя. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 11 Правил № 1085.
Величина значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров» должна быть меньше или равна значимости критерия «цена контракта» (п. 9 Правил № 1085).
ПРИМЕР: КАК УСТАНОВИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КРИТЕРИЕВ
Заказчик проводит открытый конкурс. Если предмет контракта – услуги по радиационному обследованию объектов, заказчик установит величины значимости критериев:
- цена контракта – 60 процентов;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 30 процентов;
- квалификация участников закупки – 10 процентов.
Это связано с тем, что объект закупки – услуги. При этом услуги по радиационному обследованию объектов не относятся к пункту 3 отдельных видов товаров, работ, услуг приложения к постановлению № 1085.
Если предмет контракта – медицинские услуги для граждан, заказчик устанавливает другие величины значимости критериев:
- цена контракта – 40 процентов;
- квалификация участников закупки – 60 процентов.
Медицинские услуги относят к отдельным видам, которые выделены в пункте 3 приложения к постановлению № 1085.
Если предусмотрели показатели для нестоимостных критериев, для каждого показателя также установите значимость. А при закупке услуг по организации отдыха и оздоровления детей установите значимость подпоказателей. Сумма значимости всех показателей – 100 процентов. Об этом сказано в пункте 11 Правил № 1085.
ПРИМЕР: КАК УСТАНОВИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Заказчик проводит открытый конкурс на услуги по радиационному обследованию.
В документации установил нестоимостные критерии оценки заявок:
№ п/п | Нестоимостные критерии оценки | Значимость |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в том числе показатели: | ||
1.1 | качество услуг | 60% |
1.2 | соответствие экологическим нормам | 40% |
Итого по пункту 1 | 100% | |
Квалификация участников закупки: | ||
2.1 | квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг | 60% |
2.2 | опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема | 20% |
2.3 | деловая репутация | 20% |
Итого по пункту 2 | 100% |
При закупке услуг по организации отдыха и оздоровлению детей значимость показателя «опыт участника» должна быть не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки (п. 11 Правил № 1085).
ОПИСАНИЕ ПОРЯДКА ОЦЕНКИ ЗАЯВОК
Порядок оценки заявок опишите так, чтобы потенциальные участники понимали, сколько баллов им присвоит комиссия и как эти баллы рассчитают. Минфин и ФАС разъяснили, какую информацию необходимо включить в документацию.
ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ.
Опишите все сведения, которые комиссия оценит по нестоимостным критериям, а участники должны представить в заявке. Претендентам должно быть точно понятно, какую информацию и документы необходимо представить и как заказчик рассчитает баллы.
Заказчик самостоятельно решает, какие сведения и документы представляют участники. Вывод поддержал, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 22.10.2018 № 09АП-48635/2018, А40-83274/2018.
ПРИМЕР: О ПРЕДМЕТЕ ОЦЕНКИ
Заказчик в конкурсной документации установил критерий «квалификация участников закупки» с показателем «опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема». Комиссия оценит сведения из контрактов, которые участник исполнил ранее. Для этого участники представляют:
- «копии контрактов, договоров на работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения, которые исполнили в течение трех лет до даты подачи заявки. Стоимость по каждому выполненному контракту, договору должна составлять не менее 200 млн руб.;
- копии подписанных актов приемки законченного строительством объекта капитального строительства в сфере здравоохранения по форме КС-11;
- копии документов, которые подтверждают, что объект капитального строительства в сфере здравоохранения ввели в эксплуатацию».
Заказчик уточнил, что участник должен приложить все три документа. Иначе по показателю «опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» заявке присвоят 0 баллов. Контролеры отметили, что заказчик описал предмет оценки корректно (решение УФАС по Калининградской области от 27.04.2015 по делу № КС-102/2015).
Требования к сведениям и документам максимально детализируйте. Используйте конкретные формулировки, чтобы проводить оценку объективно, а не на основе субъективного мнения членов комиссии.
ПРИМЕР: ЗАКАЗЧИК НЕ ДЕТАЛИЗИРОВАЛ СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ
Заказчик разместил в ЕИС конкурсную документацию на закупку услуг лабораторной диагностики биологического материала. Один из критериев оценки – «характеристики объекта закупки» Содержание критерия заказчик описал так:
«... участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а должен раскрыть данные требования и технологические решения с учетом имеющихся у участника таких конкурентных качеств как технология оказания услуг, технические возможности, имеющиеся трудовые ресурсы, наличие оборудования, возможности использования данного оборудования, трудовых ресурсов ».
Комиссия присвоит заявке балл при наибольшей детализации и проработанности порядка оказания услуг, организационно-технических предложений. При этом из документации не понятно, насколько стоит детализировать описание организационно-технических предложений. Кроме того, разные предложения разные специалисты могут оценить неодинаково.
Специалисты антимонопольной службы решили, что заказчик описал порядок оценки заявок с нарушением части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ. Суд подтвердил позицию ФАС (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2018 № А56-71476/2018).