Помехи – то, что искажает смысл сообщения, вследствие языковых различий, различий в восприятии, организационном статусе, физических взаимодействиях и др.
2) Коммуникационные барьеры – преграды, которые снижают эффективность коммуникаций.
Коммуникационные барьеры в межличностных коммуникациях:
1Преграды, обусловленные восприятием.
2Семантические преграды
3Невербальные преграды
4Плохая обратная связь или её отсутствие
5Неумение слушать
Для устранения этих барьеров необходимы следующие действия:
1Обдумывание и пояснение идей перед началом их передачи адресату.
2Исключение двусмысленных выражений.
3Выбор непротиворечивых невербальных средств общения.
4Демонстрация эмпатии и открытости.
5Установление эффективной обратной связи.
Коммуникационные барьеры в организационных коммуникациях:
1Непреднамеренное искажение сообщений.
2Сознательное искажение сообщений.
3Информационные перегрузки.
4Структурные искажения.
5Мотивационные барьеры
6Кадровые ограничения
7Управленческие преграды
8Ограниечение организационной среды.
Для устранения этих барьеров необходимы следующие действия:
1Регулирование информационных потоков с учетом их количественных и качественных характеристик и потребностей потребителя информации.
2Установление регулярных контактов между потребителями информации путем проведения встреч, бесед и т.д.
3Обеспечение эффектной обратной связи
4Внедрение систем сбора предложений по совершенствованию коммуникаций, посредством анонимной почты, телефонных связей и т.д.
5Внедрение электронных средств связи и телекоммуникаций.
6Совершенствование системы стимулирования труда персонала.
|
7Улучшение структуры и качества персонала.
8Повышение уровня менеджмента.
9Формирование здоровой среды в организации.
3) Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемы потребностями совместной деятельности.
Посредством делового общения решаются три задачи:
1Коммуникативная
2Интерактивная
3Перцептивная
Виды общения:
1Материальное
2 Когнитивное – обмен знаниями
3 Деятельное – обмен навыками на практике
4 Кондиционное – обмен психическими и физиологическими состояниями.
5 Мотивационное – обмен побуждениями, целями, мотивами.
В процессе делового общения человек может выполнять различные коммуникационные роли:
1 Сторож – аккумулирует и контролирует входные потоки информации.
2 Связной – выполняет роль связующего звена между субъектами общения.
3 Лидер мнения – устанавливает приоритеты во взглядах, оценках и суждениях в процессе общения.
4 Космополит – обеспечивает контакты группы с внешним окружением.
Формы делового общения: деловые переговоры, встречи, совещания, собрания, заседания, презентации, прием посетителей, переговоры по телефону, служебные командировки и т.д.
Стиль общения – способ действий, проявляющийся в различных ситуациях в процессе общения.
Существуют три вида стилей общения:
1 Ритуальный – соблюдение этикета, норм и правил поведения.
2 Манипулятивный – отношение к партнеру как к средству достижения целей.
3 Гуманистический – исключительная межличностная доверительность.
Выделяют следующие приемы делового общения:
|
1Конкуренция
2Сотрудничество
3Манипулирование
Аттракция – взаимная привлекательность субъектов взаимодействия.
Аттракция формируется с помощью следующих приемов:
1Имя собственное
2Зеркало отношений
3Золотые слова
4Терпеливый слушатель
5Поиск позитивного
6Благородные намерения
7Вес
Для повышения эффективности делового общения менеджер должен организовывать общение в три этапа:
1Подготовительный
2Общение
3Заключительный этап
Ассертивное поведение – демонстрирует способности индивида отстаивать свои права и взгляды, принимая во внимание и уважая мнение других лиц.
Тема: «Власть и лидерство в организациях».
- Лидерство в организациях.
- Власть и влияние в организации.
1) Лидерство – процесс влияния на индивидуумов или группы лиц для достижения поставленных целей.
Лидер – лицо, которое может оказывать реальное влияние на поведение работников.
Стиль лидерства – совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем для оказания влияния на подчиненных в процессе управления.
Выделяют 4 подхода к изучению лидерства:
1Подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) – объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств.
2Поведенческий подход (1930-50-е гг.) – рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным. Выделяют 4 основных теории лидерства:
1Теория Х и Y МакГрегора.
2Теория Левина (стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный).
3 Континуум стилей руководства Лайкерта – доработал теорию Левина и выделил 4 стиля руководства: эксплуататорско – авторитарный, патерналистско – авторитарный, консультативный, демократический.
|
4Управленческая решетка Блейка Моутона.
1.1 – пессимист
1.9 – демократ
9.1 – диктатор
5.5 – манипулятор
9.9 – организатор
3Ситуационный подход (1960-е гг.) – утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергается важность личностных и поведенческих характеристик. Выделяют 4 теории лидерства:
1Модель руководства Фидлера – он считал, что на поведение руководителя влияют три фактора: отношения между руководителем и подчиненными, структура задачи, власть руководителя (объем должностных полномочий).