Аристократы. Что скрывается под этим словом?




Аристократия Парижа первой половины XIX века

Аристократия светский общество париж


Введение

Актуальность. Американский писатель Эрнест Хемингуэй написал о Париже роман «Праздник, который всегда с тобой». Он начинается отрывком из письма Хемингуэя другу: «Если тебе повезло, и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж - это праздник, который всегда с тобой». [6, с. 3]

Австрийский писатель Стефан Цвейг выразил свои чувства в очень сходных выражениях: «В подарок на первый же год, обретенной свободы я обещал себе Париж. Дважды побывав в этом непостижимом городе, я был знаком с ним лишь поверхностно: я знал, что тот, кому довелось в молодости провести здесь хотя бы год, проносит сквозь век свою жизнь несравненную память о счастье». [7, с. 67]

Как объяснить такую любовь к чужому городу? В чем тайна притягательной силы Парижа?

Главная причина была указана Энгельсом: Париж - это «город, в котором европейская цивилизация достигла своего высшего расцвета, в котором сходятся нервные нити всей европейской истории и из которого через определенные промежутки времени исходят электрические разряды, потрясающие весь мир; город, население которого сочетает в себе, как никакой другой народ, страсть к наслаждениям со страстью к историческому действию... город, который в самом деле, как выразился Луи Блан, есть сердце и мозг мира». [5, с. 500] В течение нескольких веков Париж поистине был «столицей мира», по сравнению с которой, другие, даже

Степень изученности. История Франции всегда находилась в центре внимания западной историографии, а также ученых нашей страны. Поэтому в своей работе мы вынуждены ограничиться анализом тех исторических монографий, которые, были использованы в нашем исследовании.

Прежде всего, необходимо упомянуть о работе А. Де Токвиля «Старый порядок и революция». Историк-аристократ первой половины XIX века Алексис де Токвиль в своей работе «Старый порядок и революция» сочувственно относится к дворянской аристократии.

Из современных историков-французов необходимо упомянуть Фернана Броделя и его труд «Что такое Франция?». В своей книге Бродель хотя и опирается на историков прошлых лет (Мишле, Лависса, Робера Филиппа, Жака Мадоля), тем не менее, стремится выдвинуть свою концепцию, свой взгляд на историю Франции.

В монографии отечественного дореволюционного историка XIX в. Перцева В. Н. «Франция в XIX веке» дается довольно подробная характеристика экономической и социальной жизни французского общества. Главное внимание автор уделяет буржуазии, рабочим и крестьянству, которые, по его мнению, играли главную роль в истории Франции на протяжении всего XIX столетия. На мой взгляд, автор незаслуженно обходит вниманием аристократические слои французского общества.

В работе Е.В. Тарле «Талейран. Из мемуаров Талейрана» говорится о знаменитом дипломате конца XVIII начала XIX века. Е.В. Тарле утверждает, что Талейран, не смотря на свое древнее аристократическое происхождение «помогал буржуазии хоронить феодальное средневековье», впрочем, как и многие другие представители французской аристократии.

Труд Е.В. Тарле дополняет монография другого советского историка Ю.В. Борисова «Шарль-Морис Талейран». В ней автор, на мой взгляд, очень точно показал перерождение французского аристократа феодального прошлого XVIII века в аристократа буржуазного XIX века.

Это лишь краткий список ученых, работавших над интересующей нас темой. На самом же деле их бесчисленное множество и все они заслуживают глубокого и детального изучения.

Цель моей курсовой работы сводится к следующему: на основании изучения источников и литературы проанализировать светскую жизнь аристократии Парижа в 1814-1848 гг.

Для этого мне нужно решить следующие задачи:

.Изучить понятие «свет» для французского общества, рассматриваемого периода.

.Показать влияние аристократии Парижа на культурную и политическую жизнь Франции.

. Рассмотреть развлечения парижской аристократии первой половины XIX века.

Объект и предмет исследования. Объектом дипломного исследования является французское общество первой половины XIX века. Предметом исследования - аристократия Парижа и ее светская жизнь рассматриваемой эпохи.

Новизна и практическая значимость. В работе предпринята попытка проанализировать светскую жизнь парижской аристократии в 1814-1848 годах с привлечением не только доступной мемуарной и научной литературы, но также и художественных произведений писателей Франции того времени.

Принципы и методы исследования. Методологической основой исследования является принцип историзма, позволяющий рассматривать изучаемые события в контексте исторической эпохи.

Специально - исторические методы исследования представляют собой различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям

исследуемых исторических объектов. В данной работе, на мой взгляд, целесообразно использовать:

1. Историко-сравнительный метод, который дает возможность оценивать развитие и жизнь парижской аристократии и других высших слоев Франции первой половины XIX по принципу сходства-различия;

2. Историко-системный метод,который в последнее время получает все большее распространение в практике научно-исторического исследования, это связано с попытками углубленного анализа целых общественно-исторических систем, раскрытия внутренних механизмов их функционирования и развития. К тому же все исторические события имеют свою историческую причину и функционально взаимосвязаны между собой, то есть носят системный характер. Это непосредственно относится и к данной работе, так как речь в ней идет не только о развлечениях и богемной жизни аристократии Парижа, но и о ее влиянии на политическую и культурную жизнь Франции.

. Историко-типологический метод.Типология чаще применяется к динамическим системам, она учитывает специфику развивающихся систем, какой, безусловно, парижская аристократия рассматриваемого периода.

Территориальные и хронологические рамки. Данная работа ограничивается территорией Франции периода Реставрации и Июльской монархии, более того, в значительной степени мною изучалась только география столицы Франции, где и проходила в основном светская жизнь аристократии Парижа.

Хронологическими рамками дипломной работы является период в истории Франции с 1814 по 1848 годы.

Источниковая база. В качестве источниковой базы для нашего исследования послужили источники двух видов.

. Источники художественной литературы. В качестве важного источника для наиболее полного раскрытия моей темы я привлекла произведения французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850), его цикл «Человеческая комедия» и произведения А.Дюма.

. Данная группа источников проверяется источниками мемуарно-эпистолярного характера. В мемуарах Ш.-М. Талейрана, несмотря на то, что в них описываются в основном события дипломатической истории Франции, можно выявить взгляды типичного аристократа на реставрацию Бурбонов и ее последствия для французского общества.

Еще одним источником для написания моей курсовой работы послужили письма Павла Васильевича Анненкова, известного критика, публициста и литературоведа («Парижские Письма», «Письма из-за границы»). По своему содержанию они не однозначны. В центре внимания автора находятся явления искусства. Давая богатый материал для понимания эстетических идей, они в то же время дают понимание социально-политических идей. Суждения Анненкова о французском театре, игре актеров очень мне помогли в раскрытии некоторых аспектов культурной жизни парижского «света».

Анненков раскрывает истинное положение дворянства в 1848 году. Из его писем видно, как июльская монархия катится к закату. Политические скандалы, коррупция правящей верхушки, узурпация власти финансистами, нравственное разложение высшего сословия, успех в обществе людей с сомнительной репутацией и не менее сомнительными титулами - все это нашло отражение в корреспонденции Анненкова.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы с подпунктами, заключения, списка изученных источников и литературы.


Аристократы. Что скрывается под этим словом?

 

Во всех справочниках понятие «аристократия» толкуется как «родовая знать». Но, как с печальным смирением написал Доминик Ливен, автор одного из лучших исследований по этому вопросу, «что такое "аристократия" известно всем, но вот вы решили написать об аристократии книгу, и сразу перед вами встает вопрос, как определить это понятие». Действительно, трактовок множество, еще более - разночтений.

Аристократия - наследственный привилегированный слой общества. Представители знати называются аристократами или знатными людьми. Слово «знатный» славянского происхождения и означает «знаменитый», «известный».

В большинстве государств знать оказывала существенное влияние на политику, даже если формально вся власть принадлежала монарху или народному собранию. Строй, при котором власть принадлежит знати, носит название аристократия. По имени этого строя и сама знать нередко называется «аристократией».

Знать формировалась различными путями. В одних странах знать составилась из коренных жителей главного города (римские патриции). В других - из племени, завоевавшего страну (франки в Галлии). Нередко в аристократию превращаются начальники войска и чиновники государства. Во многих государствах можно было войти в состав аристократии за особые заслуги или за очень большую сумму денег.

Знать чаще всего является военной прослойкой, однако в городах-государствах Италии к знати относились не только воины, но и купцы. А в древней Индии было две привилегированные Варны - жрецов и воинов. В эпоху абсолютной монархии к прежней аристократии присоединились служилые дворяне, образовав новое сословие знати - дворянство.

Суммируя все определения, можно сказать, что аристократы - представители родовой знати, в подавляющем большинстве своем имеющие высшие титулы (там, где развита система титулования). Хотя могут быть и нетитулованные исключения - старый дворянский род с заслугами нескольких поколений (такой, например, к которому принадлежал М.И. Голенищев-Кутузов). Аристократом не может быть самый знатный и титулованный человек, если он, по принятому сейчас определению, «сделал себя сам», если его род - пусть даже самый знатный - начинается с него самого. То есть не парвеню, не фавориты судьбы, как, например, Потемкин и Орловы, не взлетевшие наверх фаворитки, как гражданская жена Людовика XIV Ментенон или последняя утеха следующего Луи - Дюбарри.

Аристократом может стать как минимум второе поколение - уже выросшее с пониманием принадлежности к этому статусу (пример - Румянцев-Задунайский)

Есть и ограничения: множество аристократов, люди талантливые и с амбициями, достигали верховной власти и становились владыками - сюзеренами, основывая новые династии. Их нельзя в полной мере считать аристократами, это уже главы царствующих домов. Исключение - ненаследственные диктаторы, такие как Ю. Цезарь или С. Боливар.

Если рассматривать то, насколько известны те или иные аристократические семьи, то с одной стороны, недостаток христианско-европеидного образования отсекает от обыденной образованности множество эпох, народов и их вождей. Поэтому на слуху весьма ограниченно-упорядоченный круг имен. С другой стороны, Китай, исповедывая конфуцианство, не знал аристократизма во всю свою историю. В основе структурирования правящего класса стояла чиновничья выслуга и экзамен на чин. Господствовавшая долгие столетия в Индии кастовая система делала бессмысленной идею аристократии. С приходом же Великих Моголов стал доминировать другой принцип, характерный для всего мусульманского Востока предыдущих столетий. Здесь общество было в большей степени авторитарно, все внимание концентрировалось на главе царствующего дома, так что в исторические анналы практически никто из аристократов Востока не попал.

Привычные нам и лежащие в основе нашей нынешней цивилизации Греция и Рим знали - по мнению современных исследователей - понятие «аристократия», ассоциируя его со знатностью и древностью рода, идущего, как правило, от богов или древних властителей. Отсюда - первые герои книги, биографии которых уже много веков назад стали объектом всеобщего изучения.

Северная Америка, Африка, Австралия до недавнего времени аристократию в сформулированном выше понимании знали чересчур выборочно. В Южной Америке было мало старой родовой - в основном испанского происхождения - титулованной знати. Отсюда и небольшое количество ее представителей в истории. И здесь круг замкнулся - и остается Европа.

Северная и Южная Европа дали не очень много лиц, нашедших свое признание у музы истории Клио. Остаются многовековые доминанты европейской истории - Франция, Англия, Германия, Россия. Причем Англия, с середины XVIII века разрабатывавшая и применявшая понятие «джентльмен» и в отличие от иных держав с большим пиететом относившаяся к своей высшей знати - пэрам, не особенно охотно рисковала жизнью знатных представителей своего общества (так как все же большинство аристократов стали известны, прежде всего, как военные деятели, затем как государственные, в гораздо меньшей степени - как люди науки и искусства). Она предпочитала давать титулы отличившимся простолюдинам. Знать занималась своими поместьями и своей страной. По большому счету история подтвердила правоту данного подхода, поскольку британская монархия, в отличие от французской, российской и германской, существует и ныне.

Однако, несмотря на все научные термины и изыскания, для простого человека жизнь аристократов всегда оставалась пределом воображения и самой сокровенной мечтой. Уже в XVII - XVIII вв. представители высших слоев общества могли позволить себе жить «на широкую ногу», балы, приемы, наряды, драгоценности. Все это вызывало зависть и неудержимое желание стать таким же, достойным всего этого. Непосредственно рассказу о жизни этих самых «сливок общества» я и хотела бы посвятить свою работу.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: