Глава 10. Основные принципы




 

Я встречал многих людей, знакомых с психонавигацией. Для некоторых психонавигация — просто диалог с Внутренними Кормчими. Для других она включает в себя переживание выхода из тела. В любом случае, психонавигация помогает обрести целостность, объединив энергии ума, тела и души, и направить энергию туда, где она нужнее всего. Чем больше мы практикуем психонавигацию, тем заметнее эффект.

Если вы хотите совершать психонавигационные путешествия и контролировать этот процесс, то должны любить самого себя и жизнь во всех ее проявлениях. Это абсолютно необходимо. Разумеется, в любом случае негативные мысли иногда будут проникать в ум, а негативные чувства — в сердце, но вы должны вести с ними непрерывную борьбу, и тогда все получится.

Я считаю, что имеет смысл помнить четыре основных принципа. Когда учу людей совершать психонавигационные путешествия, я, прежде всего, предлагаю записать эти принципы на бумажку и прикрепить ее на зеркало в ванной или еще куда-нибудь, чтобы видеть их каждый день. Все четыре принципа неоднократно упоминались в этой книге. Ниже приведены их сжатые формулировки.

 

Принцип первый: вне зависимости от обстоятельств несколько раз в день делайте перерыв и старайтесь настроиться на позитивный лад.

 

Каждое утро за завтраком Теофило Мата предвкушает чудеса предстоящего дня.

— Это будет прекрасный день, — любит говорить он, подойдя к проему в кухонной стене и наблюдая восход солнца над Амазонкой. — Я думаю о бесконечных возможностях, которые сулит этот день.

Когда вы просыпаетесь утром, подумайте о предстоящем дне и об ожидающих вас радостях. Вы живы, и это ваш день. Если вы находитесь в ситуации, которая на первый взгляд выглядит неприятной, подумайте о том, что выпала удивительная возможность научиться чему-то новому и расширить свои горизонты.

Не бывает скучных дел, если только вы не позволяете себе скучать. Просто поверьте в то, что нет ничего важнее и интереснее, чем дело, которым вы занимаетесь непосредственно в данный момент. Сосредоточьтесь на позитивном, радостно принимайте все, что с вами происходит.

Утром, днем и вечером думайте о том, что вы успели сделать за последнее время и что успели пережить. Спросите себя, что можете сделать, чтобы еще полнее ощутить радость бытия.

Я никогда не забуду свое второе посещение верфи кораблестроителей. В суматохе ремонта проа Були подошел, чтобы извиниться, что не пригласил нас на ланч.

— Не волнуйтесь, — сказал я. — У вас и так достаточно проблем.

Були мягко улыбнулся.

— Проблемы? — Он удивленно развел руками. — По-моему, мне сегодня очень повезло. Не каждый день старому человеку выпадает возможность сразу столь многому научиться.

Большинству из нас подобное просто не приходит в голову. Именно поэтому важно каждый день, хотя бы в течение какого-то времени, думать о выпавших неприятностях как об уникальной возможности для саморазвития. Постепенно это войдет в привычку и станет частью более глубоких уровней вашего сознания.

Прежде чем заснуть, вспомните прошедший день и поблагодарите за все хорошее, что случилось. Попытайтесь увидеть позитивные стороны произошедших событий. Те события, которые кажутся неприятными или грустными, на самом деле могут многому научить или открывают новые возможности. Сосредоточьтесь на этом. Пообещайте себе, что утром проснетесь с легким сердцем и с воодушевлением начнете новый день.

 

Принцип второй: помните о силе представления. В течение дня осознавайте моменты, когда визуализируете, и контролируйте их. Безжалостно искореняйте негативные визуализации и сосредоточивайтесь на позитивных.

 

Сам процесс визуализации прекрасно знаком каждому, поскольку мы почти всегда представляем любое действие, прежде чем его совершить. Перед тем, как рука коснется карандаша, ум это представляет. Сначала вы видите, как рука протягивается и берет карандаш, а затем делаете это. Кроме того, все мы не раз переживали перемещение в измененное состояние сознания, которое иногда называют «мечтами» или «грезами». Что же касается настоящей визуализации, то ее, в отличие от мечтаний, возможно контролировать.

Не удивительно, что визуализация является основой психонавигации. Иногда визуализация сводится исключительно к созданию зрительных образов, однако чем больше органов чувств задействованы, тем лучше. Когда мы с Хулио медитировали на склонах Пичинчи, он научил меня включать в визуализации запах, вкус, звук и даже тактильные ощущения. Все это очень способствует психонавигации.

Визуализация всегда должна дополняться позитивным отношением к происходящему. Когда возникает проблема, некоторые позволяют себе уйти с головой в негатив. Часто мы боимся нежелательного разрешения ситуации, и, когда такие визуализации закрепляются в сознании, мы можем их «пережевывать» непрестанно, волнуясь и переживая в течение всего дня, а посреди ночи просыпаться в тревоге и подавленном настроении. Влияние негативной визуализации распространяется на тело, разум и дух, и мы сами помогаем воплотиться в жизнь самым сильным страхам.

Многие адвокаты сознательно используют склонность людей к подобным непроизвольным представлениям. Один знакомый юрист сказал так: «Сражение наполовину выиграно в тот момент, когда противник начинает представлять себе, что с ним будет после того, как он проиграет. Моя первая и, пожалуй, самая важная задача — запустить работу его воображения, создающего негативные образы».

Вы должны изгнать весь негатив из сознания. Безжалостно от него избавляйтесь. Не загоняйте себя в ловушку, расставленную воображением. Контролируйте свои визуализации. Доверяйте судьбе и представляйте то, что действительно хотите иметь.

Визуализация может быть очень эффективным инструментом изменения действительности.

 

Принцип третий: настройтесь на природу и осознайте то, что природа так ясно демонстрирует: неудач не существует.

 

Мы знаем, что только людям, принадлежащим к технологически развитым культурам, свойственно говорить о необходимости «покорения природы». Разумеется, тем людям, которые знакомы с психонавигацией, подобное даже в голову не может прийти.

Все происходит из природы, и все неизбежно к ней возвращается. Хотя Эйнштейн продемонстрировал возможность перехода материи в энергию и наоборот, закон сохранения никто не отменял. Материя и энергия не исчезают. Они могут изменять форму, но лишь для того, чтобы возвращаться к первоначальному состоянию. Рождение и смерть — это лишь определенные вехи в бесконечном круговороте. Природа — вечное торжество жизни.

Именно поэтому природа не знает неудач и поражений. Народы, живущие в гармонии с природой и не обладающие технологиями, отделяющими их от их естественной среды, такие как шуары, кечуа и бугисы, понимают, что сущность природы состоит именно в этом. И не рассматривают жизнь как череду поражений и успехов. К сожалению, люди, потерявшие связь с природой, просто не в состоянии осознать, что каждое действие приводит к какому-то результату, а поражение и успех — всего лишь состояния ума.

Дон Хосе Куишпе очень емко сформулировал суть этого мировосприятия. Когда я находился в подавленном настроении из-за того, что не смог найти рынок сбыта для кирпичей кооператива, он всегда советовал мне набраться терпения.

— Виракоча не понимает слова «неудача», — сказал он мне тогда.

Теофило Мата сказал почти то же самое в то утро, когда привел меня в свою школу. Он напрямую заявил, что в Эль-Милагро никогда не будет кредитного и сберегательного кооператива, но местные жители благодаря разговорам со мной узнают много нового, и что я «не потерпел неудачу». Сходной философии придерживались Таюп, Були, Юсуф и многие другие мудрые люди, с которыми я общался.

Прошло много времени, прежде чем я смог полностью понять то, что хотели мне сказать эти люди. Сначала я принимал их слова за попытки меня успокоить. Постепенно я понял, что на самом деле оно основано на глубоких философских убеждениях. У Виракочи нет слова для обозначения поражения, потому что в природе поражений не существует.

Когда вы попытаетесь встретиться с Внутренними Кормчими, долго может ничего не получаться. Это повод научиться терпению. Вы не потерпели неудачу, но продвинулись вперед в своем развитии. Учитесь у природы: поражений не существует.

 

Принцип четвертый: вы способны управлять жизнью. Если вы понимаете это, как вы можете предаваться грусти и переживать из-за пустяков?

 

Идея, что мы все равны перед Богом, не нова. Но не все понимают, что в действительности это означает то, что каждый обладает безграничной внутренней свободой, даже будучи прикованным к постели тяжелой болезнью или находясь в тюремном заключении. От рождения мы все обладаем свободой воли. Мы вольны изменять себя, свои идеи и восприятие. Вне зависимости от того, что происходит, мы можем действовать.

На эту тему рассуждал Хулио.

— Мне грустно слышать, — сказал он однажды, — как люди говорят: «Это от меня не зависит», или: «Я делаю это потому, что нет выбора». Эти люди глубоко несчастны. Они приняли решение отказаться от Богом данного права. Почему они с такой легкостью отказываются от своих возможностей?

Как мы уже знаем, источник негатива — в мыслях. У всех есть способность действовать. Когда мы позволяем себе думать по-другому, то поддерживаем развитие негативной энергии.

 

Важно помнить, что на самом деле, каждый из нас — «босс». Но очень часто мы не видим, что полностью контролируем ситуацию просто потому, что не знаем, чего хотим. Мы можем сказать себе: «Пожалуй, мне это нравится», но истина в том, что мы не уверены, что хотим «этого» настолько сильно, чтобы прилагать серьезные усилия. Мы не желаем ставить перед собой четкие цели и работать ради их достижения. Приходит разочарование, и у человека появляется внутренняя установка: «Я-никогда-не-получаю-то-что-хочу».

Когда вы оказываетесь в подобной ситуации, вспоминайте, что способны действовать. Вы можете достичь целей. Единственное, что отделяет вас от них, — недостаточно сильное желание или нерешительность.

— Я люблю джунгли, — признался Теофило на следующее утро после визита Таньа и Боми. — Они помогают ощутить свободу. Я верю в то, чему учил Иисус, и в то, о чем говорил людям Виракоча.

Мы свободны до тех пор, пока не убедим себя в обратном. Но даже после этого все еще свободны. Просто этого не понимаем. Здесь, в джунглях я знаю, что не забуду этого. Оглянись. Все здесь является подтверждением нашей свободы!

Мы в ответе за свою жизнь, и у нас есть способность действовать. Ничто из того, чего мы действительно хотим, не является недоступным. Такова основная идея психонавигации.

 

Мы, западные люди, не так давно начали понимать, что технологии могут нести не только добро, но и зло. В глубине души мы знаем, что смысл жизни заключается в чем-то гораздо большем, чем просто в увеличении материального благополучия. Мне кажется, потомки будут рассматривать нашу одержимость техникой и стремление к комфорту не только как глупость, но и как проявление крайнего цинизма. Мы отказались от фундаментальных ценностей, которые поддерживали человечество на протяжении тысяч лет.

Пройденный нами путь — это уже история. Мы не в состоянии изменить то, что сделали. Мы подарили себе удивительные устройства, но при этом истощили ресурсы Земли. Теперь воздух, земля и вода отравлены. И теперь мы стоим на перепутье, озираясь кругом в поисках подсказки. Куда идти дальше?

Возможно, выбор пути не столь важен. Все дело в нас самих: в нашем отношении, в восприятии, в том, что мы видим и чувствуем, в том, насколько хорошо учимся, в том, как относимся к своему пути и что оставляем позади.

 

Глава 11. Мама Килья

 

В утреннем свете я сижу на коврике, расстеленном во внутреннем дворе. Спиной опираюсь на одну из колонн, поддерживающих крышу дома. Я расслаблен. Пытаюсь сосредоточиться на звуке ветра. Мое дыхание замедляется. Я вхожу в альфа-состояние.

Коврик медленно поднимается. Сидя на нем, я выскальзываю из-под крыши и поднимаюсь вверх, к облаку, которое подсвечено первыми лучами еще не взошедшего солнца. Посмотрев вниз, я вижу, как исчезает внизу мой дом. В утреннем ветре я различаю запах гортензий.

Пора двигаться дальше. Я понимаюсь через слой облаков. Подо мной вращается Земля. Она похожа на голубой шар, наполовину скрытый дымкой облаков, и выглядит точно так же, как на снимках, сделанных астронавтами во время полета на Луну. Прямо подо мной лежит западное побережье Южной Америки. Я быстро снижаюсь. Через мгновение я как будто превращаюсь из падающего камня в планирующий лист.

Замечаю горы, с трудом видимые в утреннем полусвете. Вдалеке вижу одинокую снежную вершину, которая возвышается над всеми остальными. Она светится, отражая лучи еще не взошедшего солнца. Чуть ближе темные горы образуют кольцо вокруг вулканического озера. Я скольжу над водой, направляясь к глинобитной хижине с тростниковой крышей.

Маноло выходит из хижины и направляется ко мне. Он невысок и широкоплеч, как и большинство кечуа. На нем темно-синее пончо, шерстяные штаны и вязаная шапочка, с украшениями. Загорелая рука поднимается в приветствии.

Мой коврик приземляется. Я встаю, чтобы пожать ему руку.

— Здравствуй, Маноло, — говорю я, — рад тебя видеть.

Одной рукой он берет протянутую мной руку, другой — обнимает меня. Вместе мы поднимаемся по склону к открытой двери хижины. Глубоко вдыхая, я ощущаю запах эвкалиптов и дыма. Внутри темно. Я могу видеть только деревянный стол и два стула рядом с дверью. Он пропускает меня вперед, предлагает сесть и тоже садится за стол.

— Итак? — говорит он.

— Маноло, у меня проблема. Я пытаюсь писать о «странствиях души», чтобы объяснить, как дух может покидать тело, что-то найти, а затем вернуться и показывать физическому телу путь. Помнишь, как охотники нашли ягуара, в которого вселился дьявол?

— Ах, да, шуары.

— Шуары, люди-птицы, бугисы, ты и я.

Он улыбается.

— Мы — живые доказательствами тому, что это работает. Но, Маноло, я бизнесмен, и у меня есть репутация. Как написать, чтобы люди поняли и поверили?

— Да, я понимаю, — говорит он, отодвигая стул, и твердые эвкалиптовые ножки скрипят по пыльному полу. — Ты в некотором смысле шаман своей культуры. Мы не должны подрывать твою репутацию. Следуй за мной.

Утро еще не наступило. На багряном небе видны звезды. Вдалеке я вижу признак грядущего дня — солнечный свет, отражающийся от снежного покрова самой высокой вершины. Он ведет меня к тени горы, возвышающейся на границе озера. Мы проходим мимо горы и поднимаемся по извилистой тропинке. Из-под ног сыплются камешки и со стуком падают вниз.

Наверху мы смотрим на необозримые безмолвные Анды. Горы повсюду — неровные, древние, загадочные горы. Многие покрыты снегом. Но, каким бы величественным не было это зрелище, все мое внимание привлечено к Луне, яркой, белой и чистой. Я смотрю на Маноло. Откинув голову, он тоже смотрит только на Луну.

Мы стоим в тишине. Луна очень близко.

— Она пришла туда с Земли, — говорит он, — из великого океана на западе.

— Я слышал эту легенду. Луна оторвалась от Земли миллионы лет назад. Гравитация удерживает ее как пуповина.

— Она имеет огромную власть над всем, что есть на Земле.

— Ты имеешь в виду приливы?

— Приливы. Погода. Внутренние ритмы людей, животных и растений. Силы, лежащие за пределами нашего понимания.

— Да. Согласен.

Я чувствую, что он повернулся ко мне. Наши глаза встречаются, и я вижу его мягкую улыбку.

— Когда душа странствует, не покидает ли она тело, как когда-то Луна покинула Землю? Теряет ли душа связь с телом, когда она очень далеко?

На мгновение я вижу, что сижу на коврике во внутреннем дворике, прижавшись к колонне.

— Разумеется, нет.

Мне надо немного подумать, вспомнить обложки журналов и фотографии Земли, сделанные с Луны, фильм, показанный на белой стене. Кажется, это было так давно…

— Когда астронавты высадились на Луне, мы навсегда изменили свое отношение к жизни. Мы начали понимать, как мы уязвимы, как изолированы, как малы и ограничены наши ресурсы. Мы поняли, что Земля — это всего лишь космический корабль.

— И как все это связано с психонавигацией?

— Душа отправляется в странствие, находит путь, запоминает ориентиры и возвращается обратно, чтобы рассказать об этом телу. Тело может следовать за этими ориентирами. К ягуару, острову вдали, здоровью, изобретению электрической лампочки или к написанию новой главы для этой книги.

Он пристально смотрит на меня, а затем его глаза возвращаются к Луне.

— Пойдешь ты к этим ориентирам, или нет, решать тебе.

Я не знаю, что еще сказать. Я смотрю то на него, то на Луну. После долгого молчания я говорю только: «Мама Килья».

— Сядь, пожалуйста. Сосредоточься на Луне. Увидь ее. Прикоснись к ней. Слушай ее. Попробуй отключить сознание. Используй тело и свой дух. Вспомни о том, как возникла Луна, как она влияет на нас, что может поведать. Если она могла говорить с астронавтами, то сможет говорить и с тобой.

Я расслабляюсь. Я пытаюсь освободиться от всего, что меня отвлекает. Когда, наконец, удается сосредоточиться на Луне, тишину нарушает протяжный мяукающий рык, от которого кровь стынет в жилах.

— О, Боже! Что это было?

— Что?

— Ты не слышал? — бормочу я, вспоминая ту ночь в Эль-Милагро, еще до того, как земля превратилась в глиняный горшок. — Ты не слышал этот крик ягуара?

Он странно на меня смотрит:

— Ягуар? Они водятся только в джунглях. Ты знаешь это. Здесь нет ягуаров.

— Но я слышал…

— Мама Килья, — улыбается он.

Луна. Это кажется нелепым. Тень набегает на серебряный шар, и я снова слышу этот протяжный рык. Маноло кивает.

— Да, — говорит он. — Ты слышал Маму Килью. Она говорила с тобой.

 

Библиография

 

Alexander, F. Psychosomatic Medicine. New York: Norton, 1950.

Allison, J. Respiration changes during transcendental meditation. Lanceti, 1970, 833–834.

Andrews, L. Jaguar Woman and the Wisdom of the Butterfly Tree. San Francisco: Harper & Row, 1986.

Bach, R. Illusions: The Adventures of a Reluctant Messiah. New York: Dell, 1977.

Benson, H. Beyond the Relaxation Response. New York: Times Books, 1984.

––—––. The Relaxation Response. New York: Morrow, 1975.

Blair, L, with Blair, L. Ring of Fire: Exploring the Last Remote Places of the World. New York: Bantam Books, 1988.

Bower, B. Shaping up your mind. Science News 126 (August 2, 1986): 75.

Buscaglia, L. The Way of the Bull. New York: Ballantine Books, 1983.

Castaneda, C. The Eagle's Gift. New York: Simon and Schuster, 1981.

Castaneda, C. The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge. Los Angeles: University of California Press, 1968.

Chan, W. A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1963.

Chang, C. Y. Creativity and Taoism. New York: Julian Press, 1963.

Chatwin, B. The Songlines. New York: Penguin Books, 1988.

Colby, N. and Colby, L. The Daykeeper. Cambridge, Ma.: Harvard University Press, 1981.

Crichton, M. Travels. New York: Alfred A. Knopf, 1988.

Dossey, L. Space, Time and Medicine. Boston: New Science Library, 1982.

Fisher, R. A cartography of the ecstatic and meditative states. Science 174 (1971): 897–904.

Gartelmann, К. Digging Up Prehistory: The Archaeology of Ecuador. Quito: Ediciones Libri Mundi, 1986.

Herdt, G. Guardians of the Flutes: Idioms of Masculinity. New York: Columbia University Press, 1987.

Holmes,Т. H., and Rahe, R. H. The social readjustment rating scale. Journal of Psychosomatic Research 11(1967): 213.

Jacobson, E. Progressive Relaxation. Chicago: University of Chicago Press, 1938.

James, E. Attaining the Mastership: Advanced Studies on the Spiritual Path. Atlanta: Dhamma Books, 1988.

Jana, H. Energy metabolism in hypnotic trance and sleep. Journal of Applied Physiology 20 (1965): 308–310.

Johnston, W. Christian Zen. New York: Harper & Row, 1971.

Jung, C. Memories, Dreams, Reflections. New York: Vintage Books, 1961.

Kaplan, J. Pressure points… Active answers. Vogue (August 1987): 353.

Katkin, H. S., and Murray, E. N. Instrumental conditioning of autonomically mediated behavior: Theoretical and methodological issues. Psychological Bulletin 70 (1968): 52–68.

Kuhlewind, G. Stages of Consciousness: Meditations on the Boundaries of the Soul. New York: Inner Traditions and Stockbridge, Ma. Lindisfarne Press, 1984.

Laszlo, E. Introduction to Systems Philosophy — Toward a New Paradigm of Contemporary Thought. Foreword by Ludwig von Bertalanffy. New York: Harper Torchbooks, 1973.

Lawlor, R. Earth Honoring: The New Male Sexuality. Rochester, Vt: Park Street Press, 1989.

LeShan, L. How to Meditate. New York: Little, Brown, 1974.

Udell, L., Rabinovitch, N., and Rabinovitch, G. The Sivananda Companion to Yoga. New York: Simon and Schuster, 1983.

Luthe, W., ed. Autogenic Therapy. Vols. 1–5. New York: Grune and Stratton, 1969.

May, R. The Courage To Create. New York: Norton, 1975.

Mclntyre, L. The Incredible Incas and their Timeless Land. Washington, D.C.: National Geographic Society, 1975.

McKenna, M. Revitalize Yourself! The Techniques of Staying Youthful. New York: Hawthorn Books, 1972.

Monroe, R. Journeys Out of the Body. New York: Doubleday, 1971.

Moss, G. E. Illness, Immunity, and Social Interaction: The Dynamics of Biosocial Resonation. New York: 1973.

Naranjo, C, and Ornstein, R. E. On the Psychology of Meditation. New York: Viking Press, 1971.

Needleman, J. The New Religions. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1970.

Organ, T. W. The Hindu Quest for the Perfection of Man. Athens, Ohio: Ohio University Press, 1970.

Ornstein, R. E. The Psychology of Consciousness. San Francisco: W. H. Freeman, 1972.

Perkins, J. The Stress-Free Habit: Powerful Techniques for Health and Longevity from the Andes, Yucatan, and Far East. Rochester, Vt.: Healing Arts Press, 1989.

Pilkington, R. Cyberphysiology in children. Advances: Journal of the Institute for the Advancement of Health. Vol. 5, № 4 (1988), 66–69.

––—––. Relaxation really works. Psychology Today (January 1987): 68.

Scotch, N. A. Sociocultural factors in the epidemiology of Zulu hypertension. American Journal of Public Health and the Nation's Health 53 (1963): 1205–1213.

Sheldrake, R. A New Science of Life: the Hypothesis of Formative Causation. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, Inc., 1987.

Singh, D. Spiritual Awakening. Bowling Green, Va.: Sawan Kirpa Publications, 1986.

SlocumJ. Sailing Alone Aroundthe World. New York: Dover Publications, 1956.

Spalding, B. Life & Teachings of the Masters of the Far East. Vols. 1–3. Marina Del Rey, Ca.: DeVorss & Co., 1944.

Triminham, J. S. Sufi Orders in Islam. Oxford: Clarendon Press, 1971.

Villoldo, A. and Krippner, S. Healing States (A Journey into the World of Spiritual Healing and Shamanism). New York: Simon & Schuster, 1987.

Van Hagen, V. The Ancient Sun Kingdoms of the Americas. London: Thames & Hudson, 1962.

Wakefield, C. High Cities of the Andes. San Carlos, Ca.: Wide World Publishing/Tetra, 1988.

Wallace, R. K., and Benson, H. The physiology of meditation. Scientific American 226(1972): 84–90.

Wood, C. Herpes: Think positive. Psychology Today (December 1986): 24.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: