Метод базальной стимуляции




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@gmail.com

Метод «базальной стимуляции» в организации развивающего ухода за детьми с множественными нарушениями

(информационно-методические материалы)

Екатеринбург

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Самарина Анна Андреевна

Введение

Ежегодно в Службу раннего вмешательства обращается 6-8 семей, воспитывающих ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями. Эти дети имеют значительные трудности во всех областях развития:

- они не могут самостоятельно передвигаться;

- у них возникают трудности с целевым использованием рук;

- они не могут объясняться с другими людьми при помощи речи;

- восприятие детей ограничено только предметами и явлениями самого близкого окружения (это значит, что они могут воспринимать только предметы и явления, которые находятся в непосредственной близости, а не то, что находится и происходит, например, на расстоянии пяти метров);

- у них возникают трудности с подражанием;

- они не могут по собственной инициативе построить отношения с другими людьми и поэтому окружающим всегда нужно обращаться только непосредственно к ним, чтобы вызвать их реакцию;

- нарушения опорно-двигательного аппарата настолько сильно выражены, что они не могут обходиться в повседневной жизни без посторонней помощи;

- часто они не умеют адекватно реагировать и вести себя в определённых ситуациях.

К тяжелым и множественным нарушениям (далее ТМНР) у ребенка могут привести различные заболевания и нарушения, такие как органическое поражение головного мозга, эпилепсия, церебральный паралич, нарушение зрения и слуха, врожденные пороки.

 

Семья Сони (5 месяцев) обратилась в Службу раннего вмешательства, после выписки из больницы. Врачи поставили Соне диагноз: органическое поражение головного мозга, которое сопровождалось эпилепсией, значительным снижением слуха и зрения. Состояние ребенка было настолько тяжелым, что Соня практически не реагировала ни на какие стимулы извне, на встречах со специалистами постоянно спала или плакала. В Индивидуальную программу помощи были включены только индивидуальные занятия с педагогом и физическим терапевтом. Основным методом в развитии Сони на данном этапе стала базальная стимуляция.

Метод базальной стимуляции

Термин «базальная стимуляция» означает «предложение пациентам адаптивной, достаточно понятной информации (стимуляции) о них самих или окружающей их среде, с использованием элементарных (базовых), знакомых им представлений и стимулов».

Базальная стимуляция это способ, позволяющий осуществлять процесс элементарного обучения ребенка. Впервые сведения о концепции базальной стимуляции опубликовал Андреас Фрёлих в 1970 году. Данная концепция стала основой практической работы ухаживающего персонала за больными с тяжелыми и множественными нарушениями в 80-х годах в Германии.

Базальная стимуляция базируется на трех теориях:

- теория развития Ж. Пиаже о наличии различных форм взаимодействия ребенка и среды в процессе его когнитивного развития. Мы не можем никогда утверждать, что развитие, которого достиг ребенок, есть его верхняя граница, у каждого ребенка есть свой потенциал развития, важно помнить о наличии этого потенциала и строить общение с ребенком, постоянно развивая его;

- теория нейронов, ожидающих стимуляции: развитие какого-либо анализатора (зрение, слух, осязание) или умения (навыка) идет только тогда, когда в мозг ребенка поступает достаточно информации (стимуляции) для формирования соответствующих цепочек нервных клеток и развития областей мозга. В случае, когда ребенок не получает достаточной стимуляции, нейроны погибают, мозг не развивается;

- физиотерапии по Бобату, в основе которой лежит похожий неврологический принцип «проторить тропинку и сделать из нее дорогу». Считается, что, если мы создаем движение у ребенка, мозг составляет цепочку, частое повторение – и цепочка будет устойчива. Когда цепочка образовалась, то это движение может выполняться самостоятельно, как только мы его начнем. Дальше возможно появление движения по собственной инициативе.

Вся концепция базальной стимуляции представлена основными направлениями, которые предназначены для людей в любом возрасте со множественными нарушениями:

1. Сохранять жизнь и развиваться,

2. Ощущать собственную активность,

3. Ощущать безопасность и выстраивать доверительные отношения с другими людьми,

4. Жить в своем ритме,

5. Познавать окружающий мир,

6. Общаться и встречаться с другими людьми,

7. Понимать происходящее, передавать смысл и значение того, что происходит с самим собой,

8. Жить в самоопределении и ответственности за свою жизнь,

9. Открывать для себя мир.

 

Базальная стимуляция – это концепция поддержки и развития человека в «кризисной» жизненной ситуации, в которой его способности и возможности саморегуляции отчетливо ограничены, уменьшены или в перспективе сильно осложнены. В центре концепции стоит не только умение двигаться, но и способность воспринимать и вступать в коммуникацию; это форма целостной, ориентированной на тело коммуникации и качественного ухода для людей с существенными ограничениями.

Базальная стимуляция представляет себя в качестве:

- способа телесноориентированного и целостного обучения;

- всеохватывающих стимулов для развития в самые первые стадии развития;

- ориентации в непонятном состоянии, в ситуациях восприятия, коммуникации, движения;

- способа снижения стресса для людей тяжелых пограничных состояниях, например, во время тяжелых состояниях здоровья;

- сопровождения умирающих людей;

- психотерапевтически ориентированного сопровождения ребенка в тяжелом состоянии и кризисах восприятия и коммуникации.

Реализация базальной стимуляции всегда направлена на основные, простейшие и базовые потребности человека в тяжелом состоянии. Элементы базальной стимуляции могут быть использованы в других ситуациях с людьми и без значительных ограничений активности как стимулирующие, возбуждающие или расслабляющие, приносящие разнообразие. В этом случае не стоит говорить о "Базальной стимуляции" буквально, лучше использовать выражения "базально-ориентированное стимулирование" или "базально-ориентированная развитие".

Базальная стимуляция в уходе – это преимущественно телесно-ориентированная программа. Тело ребенка существует, чувствует и является основным "полем" действия для ухаживающего. Уход за ребенком осуществляется в основном посредством контакта с его телом и через его тело. Но это тело не является брошенным, это данность существования данного человека и его единственный способ воспринимать окружающий мир. Без тела мы не можем существовать, везде, где находится тело, там же и находится сам человек. Многие авторы используют именно термин "тело", чтобы подчеркнуть прежде всего физическое восприятия организма. Тело — это организм с душой.

На практике это означает: мы верим, что человек с самыми тяжелыми нарушениями имеет свой потенциал к развитию, который мы поддерживаем за счет соответствующей стимуляции. Через нее мы развиваем различные способности человека, не давая погибать нейронам, создаем новые связи и развиваем мозг, добиваясь того, что человек научается осознавать воспринимаемые сигналы и давать на них ответы.

Например, ребенок, который не мог самостоятельно поднимать ручку, после осуществления базальной стимуляции (его руку поднимали, прикасались к ней, вновь опускали и вновь поднимали) на предложение: «Давай надевать кофточку», сделал легкое движение рукой навстречу педагогу.

 

Целевая группа для базальной стимуляции – люди с ограниченным или замедленным восприятием, движением и коммуникацией.Это может быть, как взрослый человек, по какой-либо причине, утративший имеющиеся базовые навыки, так и ребенок, который в силу разных причин не может адекватно самостоятельно приобретать базовые знания или же правильно читать (расшифровывать) их. Человек, нуждающийся в проведении базовой стимуляции по данным литературы характеризуется следующими особенностями:

- он не вступает во взаимодействие и не инициирует его,

- не умеет самостоятельно передвигаться,

- не использует для совершения действий руки,

- не говорит

- часто у него не сформировано или нарушено зрительное и слуховое восприятие, нет образного мышления

- уровень его развития не превышает уровня развития ребенка 6-ти месяцев.

 

Главная цель базальной стимуляции – стимуляция и сопровождение индивидуальных обучающих процессов, личностно-ориентированная передача человеку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире, что помогает человеку прийти к:

1. Осознанию собственной личности, развитию восприятия самого себя и в первую очередь собственного тела. Такое восприятие происходит через кожу при прикасании к ней (тактильное восприятие), через мускулатуру (при суставном и глубоком массаже, при более интенсивном массаже, легкие прикосновения и поглаживания противопоказаны), посредством изменения температуры (тепло – холодно), на основе вибрации и движений, как отдельных частей тела, так и всего тела.

2. Осознанию другой личности, это происходит, когда уход за человеком осуществляют одни и те же люди, каждый из которых ведет себя одинаково, использует одни и те же слова, движения, что дает ему ощущение постоянства. При этом человек с нарушениями сначала узнает их при помощи реакций первой сигнальной системы – на ощупь, по запаху, теплу тела. Позже подключаются слуховое и зрительное восприятие, если возможно. Осознание проходит более эффективно, если человек ощущает, что он воспринимается другими, как личность, в этом случае стимуляция становится более личной, ориентированной не только на функциональность.

3. Осознанию окружающего предметного мира – оно происходит на основе восприятия различных предметов, на начальном этапе посредством первой сигнальной системы (предметы ощущаются при помощи обоняния, осязания, посредством прикосновения к коже, находясь в руке и т.п.), в дальнейшем – более сложными способами.

4. Освоение навыков базовой коммуникации для общения с окружающими людьми, способности сообщать о своих потребностях, а также поддерживать коммуникацию, быть активным участником в происходящих событиях при помощи базовых сигналов тела, а также используя альтернативные и замещающие способы коммуникации.

 

Базальная стимуляция – это не техника, это современная концепция организации повседневного развивающего ухода за человеком с тяжелыми и множественными нарушениями или концепция «24 часов». Это означает, что применение базальной стимуляции в жизни не требует специального времени, оно скорее реорганизует существующий повседневный уход, например, мама может осуществлять развитие через стимуляцию ребенка во время кормления, купания, одевания и т.д.

 

Если, специалист, разрабатывая программу помощи семье, обозначает метод развивающей базальной стимуляции, как основной, он совместно с родителями планирует, каким образом можно осуществлять развивающую базальную стимуляцию в режимных моментах дома, обучает этому родителей. Основной человек, который осуществляет развивающую базальную стимуляцию для ребенка – это мама. Каждый раз, когда она взаимодействует с ребенком, она старается не просто выполнить действие по уходу, а стимулировать развитие ребенка. Используемые стимулы очень просты (например, целенаправленные определенные прикосновения к частям тела ребенка во время ухода, игры или общения), их количество, тип и длительность определяются специалистами. Вместе с родителями они составляют круглосуточную программу развивающей стимуляции, решают, в каких видах ухода мама будет стимулировать ребенка. На индивидуальных встречах со специалистами родители учатся правильно осуществлять развивающую стимуляцию. Важно, чтобы родители поняли: стимуляция выполняется не ради стимуляции, а для того, чтобы улучшить развитие ребенка, его восприятие окружающего мира. Базальная стимуляция касается следующих областей:

- вестибулярная область (касается чувства равновесия и понимания пространства);

- соматическая область (касается всей поверхности тела и ощущений изнутри тела, понимания своего состояния – усталость/бодрость, голод/насыщение, удовольствие/отвращение);

- проприоцептивная область (касается мышц и суставов);

- оральная область (касается рта / ротовой полости);

- слуховая область;

- тактильно-осязательная область (касается чувства осязания);

- визуальная область (касается зрения или зрительных ощущений).

 

При выполнении развивающей стимуляции родители должны быть достаточно чувствительны к сигналам или реакциям ребенка на то или иное действие или манипуляцию, при этом качество реакции ребенка влияет на дальнейшее продолжение деятельности или его окончание. Необходимо научить родителей замечать и читать эти сигналы, так как достаточно часто они бывают очень слабыми, малозаметными или необычными. Это также помогает формировать коммуникацию родителей и ребенка. Малыш чувствует, что его понимают, уважают, учится доверять тем, кто окружает его, помогает родителям определить меру необходимой ему помощи и заботы.

Все происходящее с ребенком должно восприниматься им как абсолютно безопасное действие. Это формирует чувство доверия ребенка, формирует опыт и представления об окружающей среде, дает чувство осознания себя, развивает автономию и ответственность.

Выполняя стимуляцию, мама должна придерживаться определенного алгоритма:

1. Сначала необходимо дать понять ребенку, что вы здесь, с ним. Это может быть ласковый голос, тихий приятный звук, ясное и безопасное прикосновение. Техника прикосновения также имеет свои правила: прикасаться необходимо достаточно интенсивно, отчетливо давая знать, где прикасается рука взрослого. Нервная система ребенка со множественными нарушениями проводит сигналы медленнее, не достаточно отчетливо, как это происходит у обычного человека. Поэтому и все взаимодействие, в том числе и на уровне прикосновений, должны быть медленными и отчетливыми. Самым лучшим прикосновением для первого контакта считается положить и в меру надавить на предплечье или плечо ребенка. На теле у человека есть места, которые являются интимными и более чувствительными, прикосновения к которым доставят больше стресса, чем возможности ориентации в происходящем. Например, кисти рук, лицо, даже ноги – являются неподходящими для первого контакта и приветствия.

2. После того, как ребенок почувствовал ваше присутствие, нужно дождаться ответной реакции ребенка (улыбка, звук, замирание, оживление и т.д.), и только после этого можно строить общение с ним.

3. При общении с ребенком необходимо постоянно поддерживать телесный контакт, все делать очень медленно, спокойно. Количество стимулирующих воздействий должно быть ограниченно 1-2 за определенный промежуток времени. Эти воздействия должны быть просты, понятны и интересны для ребенка. Это должен быть диалог: стимул извне – ответная реакция ребенка, только после этого снова новый стимул – снова должна быть реакция ребенка. Только в этом случае можно обеспечить качество стимулирования, найти индивидуальный путь развития, понять мотивационные факторы ребенка, развивать желание самостоятельно действовать.

4. Применяются только простые, односложные раздражители, часто просто один, либо сочетают два очень простых. Например, массаж с называем той части тела, которую сейчас массируют.

Далее мы конкретно рассмотрим базальную стимуляцию в каждой области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: