Соматическая и проприоцептивная стимуляция.




Развитие первичной телесной чувствительности происходит посредством прикосновений. При этом сначала должно развиться ощущение туловища как неотъемлемой части всего организма. Ощущение рук и ног приходит позже. Для прикосновений могут использоваться различные материалы, которые зачастую более нейтральны, чем прикосновения рукой. Рекомендуется проводить соматическую стимуляцию посредством прикосновений следующим образом:

- прикосновения должны выполняться таким образом, чтобы они не вселяли неуверенность. Неуверенность может быть вызвана, например, из-за постоянной смены частей тела, к которым прикасается специалист, а также из-за слишком поверхностных и лёгких прикосновений, они должны быть ясными и точными;

- полезным является непрерывный поток прикосновений (руки не убираются с тела, а остаются на нём).

- прикосновения должны быть систематизированы и ритуализированы. При этом всегда следует действовать в направлении сверху вниз и изнутри наружу. Касания начинаются на туловище и переходят на конечности. К конечностям следует прикасаться и поглаживать их с лёгким нажатием. Поглаживания спины должны проводиться сначала поперёк позвоночника, а затем сверху вниз. Нажатий на позвоночник следует избегать. В конце происходит прикосновение к ногам в направлении сверху вниз. Основное правило этой стимуляции заключается в соблюдении симметрии и как можно большем охвате поверхности, не следует во время стимуляции прикасаться к лицу.

- Суставной массаж является частью проприоцептивной и соматической стимуляции, обеспечивающей глубокие ощущения в теле, формирующие понимание его концепции, предотвращающие застои в суставах, их деформацию и контрактуры. Суставной массаж требует определенной профессиональной подготовки и обычно выполняется физическим терапевтом или эрготерапевтом. При необходимости родители обучаются этой техники для применения ее в домашних условиях.

Материалы для соматической стимуляции: хирургическая губка с мягкой резиновой щетиной, мини-вибромассажер, тяжелое одеяло для создания глубоких и интенсивных ощущений во всем теле, небольшие утяжелители для создания ощущений в отдельных частях тела, позиционирование и укладка во время сна в плотные модули, рекомендуется избегание мягких подушек, которые провоцируют в восприятии расплывание границ собственного тела.

 

Вибрационная стимуляция.

Вибрация воспринимается и передается организмом посредством костной системы. Этот вид восприятия развивается у ребёнка вместе с развитием его двигательных способностей. Ребёнок ворочается, ползает, подпрыгивает, бегает, прыгает и познаёт взаимодействие земли и тела посредством восприятия колебаний, посредством изменения и перераспределения нагрузок. Тяжёлые нарушения делают естественное приобретение такого опыта невозможным. Однообразное положение, лёжа или сидя, приводит скорее к привыканию к раздражителям, чем к улучшению восприятия собственного тела. Вибрационная стимуляция помогает в этом случае приобрести недостающий опыт.

Стимулирование вибрационного восприятия может проводиться в игровой форме с применением специальных устройств: вибрирующих подушек, легко вибрирующих массажеров. Подходят также камертон и музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью. Также хорошей вибрацией обладает тело другого человека, когда он разговаривает или поет.

Развитие вибрационного восприятия создаёт предпосылку для улучшения слуха и для появления собственных вокализаций. Соответствующая стимуляция может создать предпосылку для развития слухового восприятия. Глухие или плохо слышащие дети могут научиться воспринимать колебания и, таким образом, взаимодействовать с окружающим миром. Ещё большее значение вибрационная стимуляция имеет для глухонемых детей.

 

Оральная стимуляция.

Оральная стимуляция должна проводиться с особой осторожностью. Первостепенной задачей является повышение чувствительности рта к новому положительному опыту. Если удастся достичь этого, то ребенок сможет использовать свой рот для усвоения новых свойств и качеств предметов. Он будет в состоянии различать вкусы и запахи. Улучшение способности приёма жидкости и пищи находятся в более далёкой перспективе. Также это поможет ему спокойно переносить чистку и лечение зубов.

Стимуляция ротовой полости может осуществляться при помощи губки. Наиболее подходят маленькие куски различных типов губки (совсем мягкие, мелкопористые, жёсткие, крупнопористые), которые можно обмакивать в различные по вкусу и температуре жидкости и слегка прикасаться к щекам, губам, подбородку.

Большим прогрессом является, если во время проведения стимуляции ребенок пытается взять предмет в рот и укусить его. Этот успех можно также попробовать закрепить, пытаясь в игровой форме извлечь предмет изо рта, провоцируя, тем самым, ребенка на фиксирование предмета зубами.

Одним из разновидностей вкусового развития ребенка с ТМНР может являться знакомство с различными вкусами продуктов. Это не должно происходить во время обычного приема пищи, так как это именно развивающее стимулирование. Не обязательно ожидать, что ребенок будет проглатывать предлагаемую пищу, или что она ему сразу понравится. Цель такого стимулирования – знакомить с новым вкусом, учиться его отличать от других, развивать свой собственный вкус. Это направление работы существенно улучшит качество жизни ребенка.

 

Слуховая стимуляция.

Для стимуляции слухового восприятия можно использовать легкую спокойную музыку, воспроизведение с помощью магнитофона приятных звуков (шум реки, пение птиц). Важно помнить о соблюдении основного принципа базальной стимуляции: раздражитель должен быть одиночным (не более одной мелодии, одного вида звуков за занятие). Кроме того, важно правильно подобрать громкость (чтобы ребенок слышал звук, но он не был слишком громким для него). Для этого важно чутко реагировать на реакцию ребенка. Также важно соблюдать принцип естественности – звуки, которые слышит ребенок, должны соответствовать тому, что с ним в данный момент происходит. Достаточно странным является слушать шум моря и дельфинов во время смены подгузника или сложного кормления. Также странным было бы весело петь песенку, когда важно концентрироваться на визуальных стимулах, или движениях своего тела.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: