Тактильно-осязательная стимуляция.




Применяется для развития осязательного восприятия. Поскольку основным осязательным органом у человека является рука, важно развивать чувствительность руки без травмирующего опыта, который возникает в случаях, когда к рукам прикасаются без предупреждения, начинают их массировать, щупать, что-то вкладывать в ладонь, что совершенно не является предметом ежедневного пользования. Ошибочно брать различные текстурные тряпочки, мячики, массажеры, чтобы стимулировать чувствительность ладоней и пальцев. Чаще всего чувствительность в руках даже повышенная, а излишняя стимуляция вызывает обратный эффект – ребенок будет избегать пользоваться руками, чтобы не испытать вновь неприятные ощущения.

Гораздо более полезным будет использование утяжелителей, которые не будут препятствовать движениям рук, а будут помогать ощущать свои движения немного более интенсивно, отчетливо. Обычный ход развития любого ребенка подчиняется единой логике – сначала ребенок осваивает крупно-моторные движения, затем мелко-моторные. Развитие навыка использования рук с целью ощупывания и удержания предметов должно сначала быть направлено на улучшение координации движений всей руки, и лишь потом стремиться к тому, чтобы использовать только ладони. Вполне может случиться, что ребенок будет с трудом использовать свои ладони и пальцы для исследования ими предметы, но навык использовать всю руку с этой целью у него станет более уверенным.

 

Визуальная стимуляция.

Для ребенка с хорошим зрением визуальными стимулами является все то, что он видит вокруг. Если у малыша снижено зрение, или сужены поля зрения, или зрение фрагментарно, важно особым образом подбирать для него зрительные стимулы.

Для этого необходимо убедиться, что малыш видит то, что мы ему показываем (стимул находится в поле зрения). Для этого надо дождаться сигнала (замирание, улыбка, оживление).

Для зрительной стимуляции подходят контрастные изображения (чередование черных и белых полос, клеток, черно-белые фигуры), одиночные яркие стимулы, подсвеченные предметы. Позже можно использовать простые цветные картины. Изображения должны быть достаточно большими. Также рекомендуется показывать детям изображения человеческого лица, поскольку способность к восприятию лица является врожденной.

Также важно помнить, что окружающие ребенка предметы постоянно стимулируют его зрение, или лишают его необходимой стимуляции. Зрение является важнейшим информационным каналом для ориентации. Человек гораздо лучше может понять, что происходит вокруг него, если он находится в вертикальном положении или имеет возможность самостоятельно поворачиваться в кровати. Часто дети с ТМНР лишены возможности находиться вертикально и поворачиваться в кровати, что оставляет им для визуального восприятия белый потолок. По результатам исследований известно, что если какой-либо сенсорный канал находится в серьезной депривации, мозг начинает рождать свои собственные стимулы, серьезно дезориентируя ребенка.

 

Поскольку у Сони были нарушены зрение и слух, она не делала никаких произвольных движений, на попытки установить с ней контакт она не откликалась, физический терапевт предложил маме попробовать выполнять вестибулярную и соматическую стимуляцию, продолжать зрительную и слуховую стимуляцию. Это включало в себя:

- покачивание Сони на руках у мамы;

- суставной массаж всего тела девочки 2-3 раза в день;

- показ Соне контрастных черно-белых изображений;

- разговоры с Соней, стимулирование ее к коммуникации и поддержание диалога.

В ответ на покачивания и массаж, Соня успокаивалась и расслаблялась, и специалист предложил маме расширить спектр стимуляции. Мама сшила утяжеленное одеяло, которым укрывала Соню, начала стимулировать ручки и ножки интенсивными прикосновениями. Она попробовала переходить с Соней из темного помещения в светлое и следила за реакцией ребенка, подносила Соню к окну, где ярко светило солнце. Стало заметно, что Соня реагирует на яркий свет, и специалист продолжил зрительную стимуляцию, он занимался с Соней в темном помещении, предъявляя ей светящиеся предметы. Однажды мама решила попробовать предложить Соне игру для рук, она выбрала для этого игру с неваляшкой, которую можно было толкать всей рукой, и она весело возвращалась обратно. Когда она начала играть рукой девочки, та убрала руку, прижав ее к себе. Это было первое активное движение ребенка. Постепенно у Сони появились и другие ответы: плач, очень легкая, почти незаметная улыбка, открывание глаз, поворот головы, прижимание обеих рук к туловищу в ответ на стимул, который не нравится. Конечно, для этого потребовалось очень много времени, почти 2 года, но теперь мама общается с Соней и понимает ее. Репертуар Сониных действий растет: она начала двигать ножкой, когда хотела, чтобы любимая музыка зазвучала вновь (во время занятий выяснилось, что Соня слышит), она двигает ручками, чтобы стянуть с лица ткань. Соня стала реагировать на тех, кто рядом, она различает маму, папу, физического терапевта.

Сейчас Соне 3 года, мама и папа осуществляют стимулирующий уход за девочкой, на занятиях с педагогом она занимается в сенсорной комнате, где ей предъявляются различные зрительные, слуховые, тактильные стимулы. Все эти взрослые видели, как базальная стимуляция «разбудила» девочку, она была полезна ей, Соня поняла, что у нее есть тело и даже немного научилась управлять им. Она осознала, что вокруг нее есть другие люди, которые заботятся о ней, общаются с ней, и она может «посылать им сообщения». У Сони есть любимые вещи, пища, которая ей нравится и не нравится. Соня развивается, очень медленно, своим темпом, но динамика есть и ее можно заметить, а это – огромная радость и удовлетворение для ее родителей.

 

Общение и развитие ребенка через простые и по характеру базовые стимулы должны помочь поддерживать, сохранять и выстраивать все его способности – двигательные, умственные, коммуникативные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: