Труд ремонтных и вспомогательных рабочих оплачивается по повременно-премиальной системе, при которой тарифная ставка устанавливается на 1 ч работы.
Для оплаты труда ремонтных и вспомогательных рабочих на АТП применяется тарифная система, включающая
· тарифные ставки,
· тарифную сетку
· тарифно-квалификационные справочники.
Тарифная ставка определяет размер оплаты труда за единицу времени.
Тарифная сетка представляет собой совокупность нескольких тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она позволяет осуществлять дифференциацию оплаты труда рабочих в зависимости от их квалификации.
Тарифный разряд свидетельствует о соответствии квалификации рабочих степени сложности работ, а тарифный коэффициент, присваиваемый каждому разряду, показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ, отнесенных к данному разряду, превышает уровень оплаты самых простейших работ, отнесенных к первому разряду. Первому разряду присваивается коэффициент, равный единице, а тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают степень соотношения между трудом разного уровня квалификации и неквалифицированным трудом. Тарифная сетка строится таким образом, чтобы создавать у рабочих материальную заинтересованность в повышении своей квалификации (разряда).
Для ремонтных рабочих, занятых на ремонте и ТО подвижного состава, в настоящее время применяется шестиразрядная сетка, которая предусматривает применение следующих коэффициентов:
Й разряд — 1,00
Й разряд — 1,02
Й разряд— 1,07
Й разряд— 1,11
Й разряд— 1,18
Й разряд —1,27
В зависимости от условий работы действуют различные тарифные сетки: труд рабочих, занятых на горячих, тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда и работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, оплачивается выше, чем работы с нормальными условиями труда.
Тарифные ставки для рабочих-сдельщиков выше, чем для рабочих-повременщиков. Это обусловлено тем, что при сдельной форме оплаты труда рабочие стремятся выполнить и перевыполнить нормы выработки, трудятся с большей интенсивностью, чем рабочие-повременщики.
Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень профессий и квалификаций и служит для тарификации работ и установления квалификационных разрядов рабочим. Под квалификацией понимается определенный объем знаний и профессиональных навыков, необходимых для выполнения работ, относящихся к данному разряду. Разряд определяет производственную значимость рабочего и является стимулом к дальнейшему повышению квалификации.
В настоящее время применяются тарифные квалификационные справочники двух видов: единый справочник для сквозных профессий и отраслевые тарифные квалификационные справочники по профессиям, не вошедшим в единый справочни к.
Доплаты и надбавки ремонтным рабочим могут быть установлены за работу в ночное и сверхурочное время, за работу в предпраздничные дни, за руководство бригадой.
Приработок распределяется по участкам пропорционально доле заработной платы, начисленной рабочим по итогам года. Между членами бригады приработок распределяется с учетом КТУ.
Для стимулирования высокого качества ремонтных работ можно использовать косвенно-сдельную оплату труда рабочих. При этом сдельная расценка устанавливается на один отработанный автомобиле-день на линии.
Порядок расчета косвенной сдельной расценк и следующий:
• определяется заработная плата рабочим за месяц исходя из сложившегося среднего разряда и средней часовой ставки;
•рассчитывается программа работы подвижного состава в автомобиле-днях на тот же период, при этом учитывается планируемое значение коэффициента выпуска машин на линию;
•определяется косвенная сдельная расценка путем деления тарифной зарплаты на планируемое количество автомобиле-дней в работе.
Косвенная сдельная расценка для оплаты труда ремонтных рабочих может быть рассчитана и на единицу общего пробега автомобилей за месяц.
Оплата труда вспомогательных рабочих (аккумуляторщиков, газосварщиков и др.) производится по ставкам рабочих-повременщиков, установленным на предприятии за фактически отработанное время. Кроме того, за выполнение установленного объема работ в установленные сроки и при высоком качестве им может быть установлено премирование. При этом премия начисляется на все виды доплат и надбавок за фактически отработанное время. За прогул, явку на работу в нетрезвом состоянии, опоздание на работу, преждевременный уход с работы, нарушение правил по охране труда и технике безопасности, допущение брака в работе, невыполнение приказов и распоряжений, связанных с производством, работники могут быть лишены премии полностью или частично.
Оплата труда руководящих работников, специалистов и служащих производится в размере, предусмотренном в штатном расписании в соответствии с должностными окладами. Премирование производится за выполнение плана по доходам от перевозок, выпуск автомобилей на линию, регулярность движения и другие показатели, которые являются определяющими при оценке автотранспортной деятельности. При этом руководитель предприятия вправе полностью или частично лишить премии руководителей отделов и служб, специалистов за нарушение трудового законодательства и производственные упущения.
В последние годы муниципальные АТП выполняют разнообразные ремонтные работы для частных автовладельцев и индивидуальных предпринимателей, а также сторонних организаций. С целью стимулирования указанных работ на таких предприятиях вводится премирование инженерно-технических работников, осуществляющих руководство ремонтными участками (мастеров) и рабочих.
ЗАНЯТИЕ № 24