Чинопоследование Евхаристии




Святое Причащение есть величайшее из Таинств Церкви. Его получают только чада Святой Церкви, которая есть Тело Христово. Самая первая совершившаяся в мире Евхаристия – Тайная Вечеря – была совсем не похожа внешне на нашу сегодняшнюю Литургию. Тогда Господь и Его ученики приняли участие в Священной еврейской Пасхальной трапезе, ежегодно совершавшейся по особому чину иудеями. Она совершалась в воспоминание об исходе евреев из Египта, и в память об избавлении от смерти еврейских первенцев (Исход, гл.12). Подобную Пасхальную трапезу совершил Господь с учениками. За этой трапезой Господь впервые преложил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. Таинство Евхаристии было установлено Самим Господом: «И кода они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и раздавая ученикам сказал: примите, ядите сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Апостол Лука добавляет: Преподавая ученикам святой хлеб, Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22,9). То есть это Таинство Я вам предаю, чтобы оно совершалось не один или два, или три раза, но ежедневно (как объясняет Иоанн Златоуст) в воспоминание Моих страданий, Моей смерти и Моего домостроительства спасения.

После Вознесения Господня древние христиане совершали Евхаристию по своим домам (Деян. 2, 46) и в связи с обычной трапезой (1 Кор. 11, 21-22). Евхаристия во времена апостолов завершала собой общие христианские трапезы. «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 46). Чинопоследований преложения Даров тогда еще не было.

Апостолы, следуя этой заповеди, в начале проповеди Евангелия собирались со всеми верными в тайном месте из-за опасения от иудеев. Учили христиан, молились и совершая Таинство причащались и сами и все собравшиеся, как об этом свидетельствует святой Лука в «Деяниях апостолов», где говорит, что три тысячи, которые уверовали во Христа в день Пятидесятницы и крестились, были с апостолами, чтобы слышать их учение, чтобы приобретать от них пользу, молиться с ними и причащаться Пречистых Таин, дабы освящаться и лучше утверждаться в вере Христовой. «Они постоянно пребывали – говорит он, - в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2, 42). И чтобы это необходимое предание Господа сохранялось последующими христианами и со временем не забылось то, что апостолы тогда делали, то и написали в своих Правилах, повелевая со строгим испытанием и с наказанием отлучения, чтобы не остался никто без Причастия Божественных Таин, когда совершается Божественная Литургия.

Общепринятого текста евхаристических молитв тогда не существовало. Первые православные епископы и священники молились за Литургией так, как их вдохновит Сам Господь, призывая Божие благословение на Дары своими словами. Со временем евхаристическое приношение было отделено от общей трапезы и перенесено на утро.

К середине II века Евхаристия совершалась таким образом: читались отрывки из евангельских и апостольских Писаний, затем проповедь, потом из собрания уходили оглашенные, далее совершались общие молитвы, потом преподавалось взаимное лобзание мира, затем осуществлялось приношение хлеба и вина с водой. После приношения читали молитвы, куда входили обращенные к Богу благодарения за сотворение мира и за Искупление, а также включались слова, произнесенные за Тайной Вечерей. Затем происходило преложение Даров и совершалось Причастие.

В IV веке, во времена святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, чинопоследование Евхаристии уже имело вполне сложившийся, определенный характер. Апостолы и апостольские мужи не нуждались в зафиксированных молитвах, потому что во времена чрезвычайных благодатных дарований молитвенно раскрывали сущность евхаристии своими словами. Поэтому около двух веков христианство не знает записанного чина анафоры – это, во-первых, а во-вторых, причина устного хранения чина обусловливалось влиянием «тайного учения», запрещавшего открывать сокровенное учение непосвященным и потому не допускавшей письменных формуляров богослужебного чина таинств.

Тайная евхаристическая дисциплина отошла в область прошлого с тех пор, когда ее записал святитель Василий Великий и потом, еще немного сократив, Иоанн Златоуст. Они ничего нового не составляли, потому что анафора уже приобрела с веками определившиеся формы.

Чин нашей современной Литургии складывался постепенно, многие песнопения возникли позже. «Трисвятое» введено в Чин Литургии во времена патриарха Прокла (434-447 гг.) и императора Феодосия II (408-450 гг.); к этому же V-му веку относится употребление современного «Символа Веры»; гимн «Единородный» составлен в VI столетии императором Юстинианом и вошел в текст Литургии около 535-546 годов; «Херувимская» появилась во время царствования Юстиниана II (565-578 гг.); молитва «Достойно есть» возникла в X веке. Со временем Литургия вылилась в знакомую нам форму. Меньше же всего изменений претерпели Евхаристические молитвы, авторство которых определило название этих чинов: один называется «Литургия Василия Великого», другой – «Литургия Иоанна Златоуста».

Ради приобщения к Чаше Завета крестили апостолы. Ради этого пострадал и воскрес Христос, чтобы Кровным родством заключая с нами Новый Завет, приобщить нас к спасительным плодам Своего Воскресения. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа» - это свято исполняли апостолы. – «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Становление крещаемых в Одно Тело Христово происходит для нас именно в Евхаристии.

Причастие Тела и Крови «было самоочевидным исполнением Крещения и Миропомазания, и никаких других условий не существовало. Все другие Таинства также запечатлевались через приобщение Святых Даров», - так пишет протопресвитер Александр Шмеман.

Более глубже развивая эту мысль, св. Никола Кавасила (XVI век) пишет, что: «священные оныя Таинства (Крещение, Миропомазание…) не совершали и сами не имели бы силы, если бы не была предложена Священная Трапеза. Оно (Крещение) не может быть действенно, если не будут они вкушать Священной Трапезы», поэтому каемся мы однажды, а к Трапезе приступаем часто. Ведь действительно все Таинства, и вообще все, что есть в Церкви, если не устремляется к главному, если не венчается Евхаристией в смысле причастия, все это незакончено, несовершенно.

Блаженный Симеон Солунский (XV век) упоминает, что и постриг монашеский венчается Причастием.

В древности причащение верных за каждой Божественной Литургией было естественной нормой. Не знала Церковь вопроса, сколько нужно причащаться, как никто не задается вопросом о том, сколько нужно есть и пить. Евхаристия же в собственном смысле и есть истинные Пища и Питие, это и есть Хлеб насущный, Хлеб жизни, которого мы в молитве «Отче наш» и просим на каждый день.

О. Иоанн Кронштадский, о. Алексей Мечев в Причастии единственно и жили, поэтому их изображаем на иконах с Чашей Святой и почитаем вместе с новомучениками российскими, совершавшими и этим прославлявшими Евхаристию в лагерях. Рискуя жизнью, они все-таки служили, потому что больше всего боялись одного – остаться без Причастия, то есть лишить себя Пасхи Христовой. Господь явил их непобедимыми воинами, прославил в лике святых еще при их жизни, чтобы и нас побуждать вслед им спешить ко Причастию, ведь ради этого они страдали, выстрадали для нас великолепные храмы и мирное время. Благодаря их подвигу, нам уже не надо, подобно им или первым христианам, прятаться за городом, в безлюдных местах или на кладбищах, в катакомбах, чтобы приобщением, участием в агапах (так называлась в первые времена Евхаристия) отметить праздник.

В 9-м правиле апостолы говорят: «Всех верных, входящих в храм и Писание слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучити подобает от общения Церковного». То есть все те верующие, которые приходят в Церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучиться от общения Церковного, потому что производят безчинство в Церкви.

Иоанн Зонара. Настоящее правило требует, чтобы во время совершения Святой Жертвы все пребывали до конца на молитве и Святом Причащении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило Собора Сардикийского и другое Труллского, и еще правило Собора Антиохийского, предписывающие, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при Богослужении в три воскресныя дня, не причастится. Посему и настоящее правило подвергает отлучению не пребывающих на молитве и Святом Причащении, как нарушающих порядок. И второе правило Антиохийского собора говорит о том.

Аристин. Отлучай не пребывающего на молитве и Причащении. Должно подвергать отлучению того, кто не пребывает в Церкви до конца, но еще во время совершения Святой Литургии выходит из Церкви; ибо такой производит в Церкви безчиние.

Феодор Вальсамон. Определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в Церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению.

Антиохийский собор, следуя святым апостолам, во-первых, подтверждает их вышеприведенное правило, а затем добавляет: «Все входящие в Церковь и слушающие Священные Писания, но по некоему уклонению от порядка не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения Святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкве дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное».

Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой Литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

Согласно канонам объясняться должен не тот, кто пожелал причаститься на Литургии, а тот, кто от Причастия уклонился.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: